Файл: Государственные (муниципальные) закупки как инструмент государственного (муниципального) управления в рф (на примере города Москвы ).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 257
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4) Анализ закупок, проводимых с использованием электронных площадок. Общий объем извещений осуществления закупок по электронному аукциону в 2021 году составил более 845 млрд. рублей.
В настоящее время, очень востребованы электронные площадки по итогам 2021 года закупок на электронном аукционе являются АО «ЕЭТП», ЗАО «Сбербанк-АСТ» и ООО «РТС-тендер». При этом большее их число и общий объем контрактов заключен по результату проведения данных аукционов на электронной площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ» (32,1%) (Рис. 17).
Рисунок 17 - Доли электронных площадок по общим объемам заключенных контрактов, %[88]
В последнее время растет спрос на электронные процедуры определения поставщика, особенно у заказчиков уровня субъектов Российской Федерации.
5) Анализ данных об экономии бюджетных средств. Согласно результату мониторинга, наблюдается положительная динамика экономии денежных средств в 2020 и 2021 годах. Общая экономия бюджетных средств в 2020 году (с учетом закупок, проведенных в 2019 году) составила 11,9 млн. рублей. Общая экономия бюджетных средств в 2021 году (с учетом закупок, проведенных в 2020 году) составила 12,7 млн. рублей или 13% от начальной (максимальной) цены контрактов). Прирост экономии бюджетных средств за счет использования процедур Закона №44-ФЗ представлен на рисунке 18.
+6,7%
Рисунок 18 - Прирост экономии, млн. рублей[88]
6) Анализ объема закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (СМП и СОНКО) в рамках Закона № 44-ФЗ в 2021 году. В 2021 году у СМП и СОНКО было размещено 11590 извещений общим объемом порядка 648,5 млрд. рублей, что на 22% и 31% соответственно превышают показатели 2020 года. Средняя цена контракта, заключенного с СМП и СОНКО по итогам 2021 года, осталась на уровне 2020 года и составила 543,1 тыс. рублей.
Контрактная система превращена в действенный механизм поддержки субъектов малого предпринимательства, где в качестве оплаты только по прямым контрактам в 2021 году малому бизнесу направлено 27,3 млрд. рублей, превышая на 17,7% аналогичный показатель 2020 года (23,2 млрд. рублей) (Рис. 19).
+17,7%%
Рисунок 19 - Общий объем контрактов с СМП и СОНКО, млрд. рублей[88]
По предварительной оценке, учитывая субподрядные договора, установленная 15% квота закупок у малого бизнеса выполнена в 2021 году полностью.
Среднее число заявок участников закупки из числа СМП и СОНКО на одну процедуру определений поставщиков в 2021 году было 4,2, что в 1,2 раза превышает показатель 2020 года.
7) Анализ объема закупок у единственного поставщика. Соотношение долей общего объема заключенных контрактов в зависимости от способа закупок заказчиками, в сравнении с аналогичными показателями 2020 года.
Объем контрактов, заключенных Москвой с единственным поставщиком за 2021 год, увеличился на 4,3% и составил 16,6 млрд. рублей. Прирост объема закупок у единственного поставщика вызван увеличением закупок в 2021 году за счет:
-
коммунальных услуг и услуг монополий, связанных с ростом тарифов; -
по отдельно принятым решениям; -
закупками у предприятий системы ФСИН.
Соотношение случаев проведения закупок у единственного поставщика по итогам 2021 года показано на рисунке 20.
Рисунок 20 - Соотношение случаев закупок у единого поставщика по итогам 2021 года[88]
8) Анализ заключенных в 2021 году контрактов Москвой в разрезе номенклатуры ОКПД. Суммарный объем заключенных в 2021 году контрактов в разрезе номенклатуры ОКПД согласно рейтинга оснований их заключения в сравнениях с показателями 2020 года представлен на рисунке 21.
Рисунок 21 - Объем контрактов, заключенных по рейтингу ОКПД по Москве, млрд. рублей[88]
Большой объем бюджетных средств по итогам 2021 года израсходован на закупки строительных работ и услуг по возведению зданий и сооружений 857,4 млрд. рублей, (в связи с реновацией и ростом объемов жилья), что равно 37,9% от общего объема закупок. Второе место по объему заключенных контрактов заняли закупки по работам общестроительным по строительству автомобильных, железных дорог, аэродромов и спортивных сооружений 458,8 млрд. рублей, что составляет 20,3% от общего объема закупок.
9) Анализ поведения поставщиков. Среднее число поданных заявок на участие в закупке возросло с 2,3 в 2020 году до 3,6 заявок по итогам 2021 года.
Следовательно, конкуренция на закупки, проводимые согласно Закона №44-ФЗ, в 2021 году выросла в сравнении с 2020 годом.
Более конкурентным способом определения поставщика стал двухэтапный конкурс, когда на участие в 2021 году в среднем подано 7,06 заявок и менее конкурентным – запрос предложений за 2020 год, на который в среднем подано 3,22 заявок. Среднее число заявок, поданных на одну процедуру определения поставщиков, в зависимости от объема закупок представлено в таблице 6.
Таблица 6. Среднее число заявок, поданных на одну процедуру определения поставщика, в зависимости от объема закупок[88]
Ценовой диапазон закупки | Среднее число поданных заявок |
до 10 млн. руб. | 3,6 |
от 10 до 50 млн. руб. | 2,5 |
от 50 до 100 млн. руб. | 2,0 |
от 100 до 500 млн. руб. | 1,4 |
от 0,5 до 1 млрд. руб. | 1,3 |
более 1 млрд. руб. | 1,6 |
Согласно таблице 6, более конкурентные закупки проводятся в ценовом диапазоне от 10 до 50 млн. рублей. Меньшее число потенциальных поставщиков участвуют в закупках в ценовом диапазоне от 500 млн. до 1 млрд. рублей.
Высокую конкуренцию среди этих закупок наблюдаем на рынке общестроительных работ, где в среднем участвовало 3,05 поставщика (Табл. 7).
Максимальное число заявок участников относится на закупки, стоимость которых не превышает 10 млн. рублей. Меньший спрос у закупок с начальной ценой контракта более 0,5 млрд. рублей, где максимально-среднее число заявок участников – на осуществление закупок по строительным работам.
Таблица 7. Среднее число заявок, поданных по одной процедуре определения поставщика, в разрезе ОКПД[88]
Закупки в разрезе ОКДП | Среднее количество поданных заявок |
Работы общестроительные | 3,05 |
Препараты фармацевтические | 2,21 |
Изделия медицинские, включая хирургическое оборудование, ортопедические приспособления | 2,13 |
Услуги кредитных организаций | 1,48 |
Услуги по покупке и продаже недвижимого имущества | 0,55 |
Услуги по управлению эксплуатацией недвижимого имущества за вознаграждение или на договорной основе | 1,11 |
Услуги, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками в области естественных и технических наук | 1,23 |
Далее перейдем к анализу системы управления государственными (муниципальными) закупками на современном этапе.
2.3. Анализ системы управления государственными (муниципальными) закупками на современном этапе: механизмы и инструменты
Система государственных (муниципальных) закупок является базовой составляющей рыночной экономики. В то же время основной источник финансирования государственного спроса являются бюджетные средства. Более трети расходов консолидированного бюджета России ежегодно осуществляется на закупку продукции (работ, услуг) для государственных (муниципальных) нужд.
В то же время анализ многочисленных работ, посвященных проблемам системы государственных (муниципальных) закупок организации и функционирования их деятельности, показывает, что вопросы управления таких закупок остаются недостаточно изученными. Учитывая тот факт, что управление является неотъемлемой характеристикой практически любой финансово-хозяйственной деятельности, можно констатировать, что сфера государственных закупок не является исключением в этом аспекте.
Система управления государственными (муниципальными) закупками на современном этапе регламентирована Федеральным законом №44-ФЗ. [22, 55, 63] В каждом субъекте Российской Федерации имеется собственная нормативная база, с дополняющим и уточняющим порядком и механизмом управления закупочной деятельностью, согласно специфики региона. В городе Москве основной региональный документ, регламентирующий закупки - Постановление Правительства Москвы №899-ПП [1].
Процесс торгов происходит с использованием разных электронных площадок, размещенных на зарегистрированных платформах, к которым доступ осуществлен через электронную систему «Единая информационная система в сфере закупок». При применении этой системы выбирают более подходящую для каждого поставщика платформу, заказчика, среди которых органы исполнительной власти, казенные, бюджетные и автономные учреждения города и унитарные предприятия. Модели управления государственными закупками систематизированы в таблице 8.
Таблица 8. Модели управления государственными (муниципальными) закупками
Модель | Специфика | Преимущества | Недостатки |
Централизованная | Централизованный орган управления закупками | Стандартизация процедур, регламентация действий заказчиков и поставщиков, выбор и тождественность условий для всех участников закупок | Возможность проявления коррупций, разных целей и интересов поставщиков и заказчиков |
Децентрализованная | Делегирование закупочных функций подразделениям, находящимся под регулярным контролем представителей государственной власти | Оперативность проведения процедур закупок | Невысокая степень прозрачности закупок, возможность коррупции и сговора, высокая вероятность нарушений |
Смешанная | Централизованно реализуются политические и стратегические функции, проводя выбор единых процедур, универсальных механизмов закупок и крупных заказчиков | Универсальный механизм закупок | Сложности в координации и контроле закупок и процедур, нехватка квалифицированных кадров в организации данного процесса |