Файл: Государственные (муниципальные) закупки как инструмент государственного (муниципального) управления в рф (на примере города Москвы ).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 205

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4) Анализ закупок, проводимых с использованием электронных площадок. Общий объем извещений осуществления закупок по электронному аукциону в 2021 году составил более 845 млрд. рублей.

В настоящее время, очень востребованы электронные площадки по итогам 2021 года закупок на электронном аукционе являются АО «ЕЭТП», ЗАО «Сбербанк-АСТ» и ООО «РТС-тендер». При этом большее их число и общий объем контрактов заключен по результату проведения данных аукционов на электронной площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ» (32,1%) (Рис. 17).



Рисунок 17 - Доли электронных площадок по общим объемам заключенных контрактов, %[88]

В последнее время растет спрос на электронные процедуры определения поставщика, особенно у заказчиков уровня субъектов Российской Федерации.

5) Анализ данных об экономии бюджетных средств. Согласно результату мониторинга, наблюдается положительная динамика экономии денежных средств в 2020 и 2021 годах. Общая экономия бюджетных средств в 2020 году (с учетом закупок, проведенных в 2019 году) составила 11,9 млн. рублей. Общая экономия бюджетных средств в 2021 году (с учетом закупок, проведенных в 2020 году) составила 12,7 млн. рублей или 13% от начальной (максимальной) цены контрактов). Прирост экономии бюджетных средств за счет использования процедур Закона №44-ФЗ представлен на рисунке 18.



+6,7%


Рисунок 18 - Прирост экономии, млн. рублей[88]

6) Анализ объема закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (СМП и СОНКО) в рамках Закона № 44-ФЗ в 2021 году. В 2021 году у СМП и СОНКО было размещено 11590 извещений общим объемом порядка 648,5 млрд. рублей, что на 22% и 31% соответственно превышают показатели 2020 года. Средняя цена контракта, заключенного с СМП и СОНКО по итогам 2021 года, осталась на уровне 2020 года и составила 543,1 тыс. рублей.

Контрактная система превращена в действенный механизм поддержки субъектов малого предпринимательства, где в качестве оплаты только по прямым контрактам в 2021 году малому бизнесу направлено 27,3 млрд. рублей, превышая на 17,7% аналогичный показатель 2020 года (23,2 млрд. рублей) (Рис. 19).


+17,7%%


Рисунок 19 - Общий объем контрактов с СМП и СОНКО, млрд. рублей[88]

По предварительной оценке, учитывая субподрядные договора, установленная 15% квота закупок у малого бизнеса выполнена в 2021 году полностью.

Среднее число заявок участников закупки из числа СМП и СОНКО на одну процедуру определений поставщиков в 2021 году было 4,2, что в 1,2 раза превышает показатель 2020 года.

7) Анализ объема закупок у единственного поставщика. Соотношение долей общего объема заключенных контрактов в зависимости от способа закупок заказчиками, в сравнении с аналогичными показателями 2020 года.

Объем контрактов, заключенных Москвой с единственным поставщиком за 2021 год, увеличился на 4,3% и составил 16,6 млрд. рублей. Прирост объема закупок у единственного поставщика вызван увеличением закупок в 2021 году за счет:

  • коммунальных услуг и услуг монополий, связанных с ростом тарифов;

  • по отдельно принятым решениям;

  • закупками у предприятий системы ФСИН.

Соотношение случаев проведения закупок у единственного поставщика по итогам 2021 года показано на рисунке 20.



Рисунок 20 - Соотношение случаев закупок у единого поставщика по итогам 2021 года[88]

8) Анализ заключенных в 2021 году контрактов Москвой в разрезе номенклатуры ОКПД. Суммарный объем заключенных в 2021 году контрактов в разрезе номенклатуры ОКПД согласно рейтинга оснований их заключения в сравнениях с показателями 2020 года представлен на рисунке 21.





Рисунок 21 - Объем контрактов, заключенных по рейтингу ОКПД по Москве, млрд. рублей[88]

Большой объем бюджетных средств по итогам 2021 года израсходован на закупки строительных работ и услуг по возведению зданий и сооружений 857,4 млрд. рублей, (в связи с реновацией и ростом объемов жилья), что равно 37,9% от общего объема закупок. Второе место по объему заключенных контрактов заняли закупки по работам общестроительным по строительству автомобильных, железных дорог, аэродромов и спортивных сооружений 458,8 млрд. рублей, что составляет 20,3% от общего объема закупок.

9) Анализ поведения поставщиков. Среднее число поданных заявок на участие в закупке возросло с 2,3 в 2020 году до 3,6 заявок по итогам 2021 года.

Следовательно, конкуренция на закупки, проводимые согласно Закона №44-ФЗ, в 2021 году выросла в сравнении с 2020 годом.

Более конкурентным способом определения поставщика стал двухэтапный конкурс, когда на участие в 2021 году в среднем подано 7,06 заявок и менее конкурентным – запрос предложений за 2020 год, на который в среднем подано 3,22 заявок. Среднее число заявок, поданных на одну процедуру определения поставщиков, в зависимости от объема закупок представлено в таблице 6.

Таблица 6. Среднее число заявок, поданных на одну процедуру определения поставщика, в зависимости от объема закупок[88]

Ценовой диапазон закупки

Среднее число поданных заявок

до 10 млн. руб.

3,6

от 10 до 50 млн. руб.

2,5

от 50 до 100 млн. руб.

2,0

от 100 до 500 млн. руб.

1,4

от 0,5 до 1 млрд. руб.

1,3

более 1 млрд. руб.

1,6

Согласно таблице 6, более конкурентные закупки проводятся в ценовом диапазоне от 10 до 50 млн. рублей. Меньшее число потенциальных поставщиков участвуют в закупках в ценовом диапазоне от 500 млн. до 1 млрд. рублей.

Высокую конкуренцию среди этих закупок наблюдаем на рынке общестроительных работ, где в среднем участвовало 3,05 поставщика (Табл. 7).

Максимальное число заявок участников относится на закупки, стоимость которых не превышает 10 млн. рублей. Меньший спрос у закупок с начальной ценой контракта более 0,5 млрд. рублей, где максимально-среднее число заявок участников – на осуществление закупок по строительным работам.


Таблица 7. Среднее число заявок, поданных по одной процедуре определения поставщика, в разрезе ОКПД[88]

Закупки в разрезе ОКДП

Среднее количество поданных заявок

Работы общестроительные

3,05

Препараты фармацевтические

2,21

Изделия медицинские, включая хирургическое оборудование, ортопедические приспособления

2,13

Услуги кредитных организаций

1,48

Услуги по покупке и продаже недвижимого имущества

0,55

Услуги по управлению эксплуатацией недвижимого имущества за вознаграждение или на договорной основе

1,11

Услуги, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками в области естественных и технических наук

1,23

Далее перейдем к анализу системы управления государственными (муниципальными) закупками на современном этапе.
2.3. Анализ системы управления государственными (муниципальными) закупками на современном этапе: механизмы и инструменты

Система государственных (муниципальных) закупок является базовой составляющей рыночной экономики. В то же время основной источник финансирования государственного спроса являются бюджетные средства. Более трети расходов консолидированного бюджета России ежегодно осуществляется на закупку продукции (работ, услуг) для государственных (муниципальных) нужд.

В то же время анализ многочисленных работ, посвященных проблемам системы государственных (муниципальных) закупок организации и функционирования их деятельности, показывает, что вопросы управления таких закупок остаются недостаточно изученными. Учитывая тот факт, что управление является неотъемлемой характеристикой практически любой финансово-хозяйственной деятельности, можно констатировать, что сфера государственных закупок не является исключением в этом аспекте.


Система управления государственными (муниципальными) закупками на современном этапе регламентирована Федеральным законом №44-ФЗ. [22, 55, 63] В каждом субъекте Российской Федерации имеется собственная нормативная база, с дополняющим и уточняющим порядком и механизмом управления закупочной деятельностью, согласно специфики региона. В городе Москве основной региональный документ, регламентирующий закупки - Постановление Правительства Москвы №899-ПП [1].

Процесс торгов происходит с использованием разных электронных площадок, размещенных на зарегистрированных платформах, к которым доступ осуществлен через электронную систему «Единая информационная система в сфере закупок». При применении этой системы выбирают более подходящую для каждого поставщика платформу, заказчика, среди которых органы исполнительной власти, казенные, бюджетные и автономные учреждения города и унитарные предприятия. Модели управления государственными закупками систематизированы в таблице 8.

Таблица 8. Модели управления государственными (муниципальными) закупками

Модель

Специфика

Преимущества

Недостатки

Централизованная

Централизованный орган управления закупками

Стандартизация процедур, регламентация действий заказчиков и поставщиков, выбор и тождественность условий для всех участников закупок

Возможность проявления коррупций, разных целей и интересов поставщиков и заказчиков

Децентрализованная

Делегирование закупочных функций подразделениям, находящимся под регулярным контролем представителей государственной власти

Оперативность проведения процедур закупок

Невысокая степень прозрачности закупок, возможность коррупции и сговора, высокая вероятность нарушений

Смешанная

Централизованно реализуются политические и стратегические функции, проводя выбор единых процедур, универсальных механизмов закупок и крупных заказчиков

Универсальный механизм закупок

Сложности в координации и контроле закупок и процедур, нехватка квалифицированных кадров в организации данного процесса