Файл: И. К. Ларионов д э. н., профессор, заслуженный деятель науки рф.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 647
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
189
наличной форме для выплаты зарплаты). С целью достижения хотя бы приблизительного соответствия между распределени!
ем товарной и денежной массы, госаппарат (через Госкомцен и его звенья) административным путем утверждает цены, игно!
рирующие рыночный механизм ценообразования.
Таким образом, псевдорынок в форме производственных поставок, псевдоцены являются следствием тотального обще!
государственного планирования. Псевдоденьги, как и вся сово!
купность якобы товарно!денежных отношений, служат лишь второстепенным придатком системы тотального планирования.
Этот придаток, однако, выполняет ряд необходимых тоталита!
рии (властям) функций: 1) накручивание объемов стоимостного вала для создания у населения иллюзии быстрого наращива!
ния темпов экономического роста; 2) хотя бы приблизительный учет в денежной форме ресурсов, находящихся в распоряже!
нии тоталикратии, поскольку учесть все только в натуре она физически не в состоянии; 3) обеспечение всеобщности плани!
рования при невозможности охватить им слишком обширную номенклатуру продукции; 4) выплата населению наличных псевдоденег и предоставление ему возможности по своему ус!
мотрению тратить их на рынке неходовых потребительских то!
варов (ходовые товары распределяются и лишь в виде исклю!
чения поступают в открытую продажу) с целью создания у на!
селения иллюзии экономической свободы в сфере потребления;
5) личное обогащение коррумпированной части тоталикратии за счет манипуляций в сфере товарно!денежных отношений;
6) усиление эксплуатации народа, поскольку безденежное распределение продукции и услуг должно было бы соответство!
вать прожиточному уровню, а за той или иной суммой зарпла!
ты можно скрыть от общественности жизнь десятков миллионов людей за порогом бедности.
По существу, безрыночные производственные поставки,
лишь принимающие оболочку товарно!денежных отношений и будучи привязаны к тоталитарному планированию, принципи!
ально не могут быть организованы на сколько!нибудь приемле!
190
мом уровне по двум основным причинам: косная и ограниченная,
несмотря на разбухание аппарата, тоталитарная система управ!
ления поставками не способна объять необъятное — сложней!
ший комплекс межотраслевых связей; корыстные интересы чи!
новников всегда отклоняют реальные направления поставок от оптимальных.
В итоге для тоталитарной плановой экономики характерна всеобщая дезорганизация производственных поставок в форме их всеохватывающей бюрократизации. Это имеет ряд следствий,
губительно сказывающихся на эффективности экономики.
1. Хроническое недоиспользование производственных мощ!
ностей всех предприятий. В течение многих лет ритмичность ра!
боты большинства предприятий по декадам месяца характеризу!
ется примерно такими данными: I декада — 10–15%, II декада —
15–20%, III декада — 65–75% выпускаемой за месяц продукции.
Если бы предприятия работали равномерно, полностью используя производственные мощности, но не доходя до штурмовщины, ха!
рактерной для III декады, объем производства по народному хо!
зяйству при тех же самых мощностях можно было бы увеличить примерно в 1,5 раза. Главная причина неритмичности — неотре!
гулированность в производственных поставках, их поступление в основном в III декаду (т. е. к концу месячного планового периода),
ибо все ориентировано не на реальные потребности в форме ры!
ночного спроса, а на выполнение плановых показателей.
2. Штурмовщина, связанная в конечном итоге с отсутстви!
ем должной организации производственных поставок, приводит к резкому снижению качества всей продукции без исключения.
3. Дезорганизация поставок и их привязанность к пятилет!
ним планам тотальным образом тормозит научно!технический прогресс:
а) для внедрения новой техники необходимо организовать новый круг производственных поставок, но все поставки, по су!
ществу, расписаны на 5 лет вперед. Часто нужно ждать новой пятилетки, чтобы попасть в новый план поставок, за это время новая техническая идея становится устаревшей;
191
б) хозяйственных руководителей ориентируют не на новую технику, качество продукции и удовлетворение рыночного спро!
са, а на выполнение объемных плановых показателей.
Кроме того, особо мощным стимулом хозяйственного руковод!
ства является круговая система взяток и воровства. В этих усло!
виях нет стимула тратить силы на внедрение новой техники. К тому же система подбора кадров для управления приводит к выдвиже!
нию послушных исполнителей, внутренне безынициативных лю!
дей. Они не способны внедрять новую технику вообще, тем более быстро и динамично. Отсюда вытекает закон “наезженной колеи”
как один из важнейших законов неэффективности тоталитарной плановой экономики. Усилению действия этого закона способствует принцип планирования от достигнутого объема производства каж!
дого вида изготовляемого продукта. Централизованное планиро!
вание не способно учесть всей сложности реальной обстановки и вынуждено планировать в основном от достигнутого уровня, за исключением волевым образом принятых решений об освоении новых или расширении старых видов продукции, в которых не!
посредственно заинтересована тоталикратия. В таких условиях даже в следующей пятилетке не удается изменить направления поставок под углом зрения их ориентации на производство новой техники и новых потребительских товаров.
4. Ненадежность поставок деформирует производственную структуру народного хозяйства всей страны, прежде всего про!
мышленности. Не надеясь на поставщиков, предприятия и от!
расли в целом сами организуют у себя производство возможно большего количества компонентов изделий, что без специали!
зированной технической базы нередко в десятки раз удорожа!
ет себестоимость полуфабрикатов, инструмента, деталей и т. п.
собственного производства, которое заведомо обречено на по!
лукустарщину и техническое отставание, что не дает возмож!
ности выпускать на должном уровне и продукцию, являющую!
ся профильной для предприятий и отраслей.
5. Поставки, могущие быть сорванными в любой момент,
вынуждают предприятия скапливать про запас колоссальное
192
количество излишних материальных ресурсов. При этом вмес!
то того, чтобы опираться на крайне ненадежное централизован!
ное материально!техническое снабжение, предприятиям выгод!
нее копить один вид дефицита (в тоталитарной экономике по!
чти все дефицит), чтобы менять его на другой. Натуральный обмен крайне широко распространен в тоталитарной экономи!
ке. Помимо прочего, он коренится в искусственном дефиците,
который возникает в существенной мере от того, что каждое предприятие копит многолетние запасы ресурсов
1
. Это крайне неэкономично не только потому, что у одного предприятия на!
ходится лишнее сырье, а у другого стоит производство из!за отсутствия этого сырья. Концентрация ресурсов на складах от!
дельных предприятий (вместо крупных межотраслевых баз и складов с высоким уровнем как режима хранения, так и авто!
матизации учетных, погрузочных и разгрузочных работ при высокой мобильности ресурсов) приводит к порче огромного ко!
личества ценностей, крайне высокой себестоимости хранения,
погрузочно!разгрузочных работ. Любопытно, что концентрацию производственных запасов на складах отдельных предприятий большинство советских экономистов трактовало как “важное преимущество” социализма, а на Западе, мол, кризис, затова!
ренность, поэтому сфера обращения переполнена запасами (они находятся на крупных базах и складах и быстро вовлекаются в оборот), а в СССР большая часть запасов (две трети) сконцент!
рирована в производстве (гниет и ржавеет на складах отдель!
ных предприятий).
6. Всеобщий дефицит производственных ресурсов сочета!
ется с их монополизацией министерствами и ведомствами, пред!
приятия которых разбросаны по всей стране. Допустим, пред!
приятию, расположившемуся в Мурманске, нужна резина, ко!
торая имеется в избытке совсем недалеко на складах, находя!
1
Другая причина дефицита — как неотрегулированность уровня цен на взаимозаменяемые товары, так и отсутствие его увязки с уровнем де!
нежных доходов. В нормальной рыночной экономике цена балансирует спрос и предложение, дефицит отсутствует.
193
щихся в системе другого министерства, а потому не может быть продана данному предприятию. Руководящее им министерство тоже имеет избыточную резину, но на складах во Владивосто!
ке. В результате, вместо того чтобы перевезти резину за не!
сколько десятков километров, ее везут за тысячи километров.
По всей стране возникают огромные и не оправданные эконо!
мически перевозки, но неизбежные в тотальной системе адми!
нистративного распределения.
7. Дезорганизация и дефицит всех производственных ре!
сурсов приводят к разрастанию теневого рынка, разворовыва!
нию запасов (особенно в форме официального списания) и ла!
вине взяток, обогащению людей, связанных с материально!тех!
ническим снабжением. Возникает масса должностей по выко!
лачиванию и добыванию материальных ресурсов (толкачей,
часто оформляемых на совсем другие должности). При всем па!
разитизме такого теневого рынка ресурсов (примитивного, час!
то в виде натурального обмена) он играет роль “смазки” для не!
разворотливой системы материально!технического снабжения,
которое без него было бы парализовано. Это вызвало бы оста!
новку производства. Таким образом, по своей природе тоталь/
ная официальная экономика немыслима без ее пронизывания в
каждом сколько/нибудь существенном нерве экономикой те/
невой, преследуемой по закону и поощряемой реальной властью.
Неизбежность массовых экономических преступлений делает подданных более управляемыми, так как почти каждого второ!
го управленца можно приговорить к заключению на законном основании. Если он послушен тоталитарной власти, она смот!
рит на его экономические преступления сквозь пальцы, но сто!
ит ему ослушаться, судебная расправа не замедлит последовать.
Но если теневая экономика неизбежное следствие тотали!
тарного планирования и снабжения, то почему в период прав!
ления И.В. Сталина она не принимала столь огромных разме!
ров, как в последующее время? Во!первых, в тот период масш!
табы производства были много меньше, а производственные межотраслевые связи в тысячи раз проще, что делало возмож!
194
ным для центра более или менее сносно организовывать постав!
ки. Во!вторых, и тогда имели место взятки и натуральный об!
мен, хотя, конечно, были они не столь распространены. Что ка!
сается крупных подпольных предприятий, то имеются сведе!
ния об их существовании. Так, во время войны и в первые пос!
левоенные годы действовало крупное строительное предприя!
тие частных бизнесменов, замаскированное под воинскую часть.
Заправилы теневого бизнеса ходили в офицерских погонах,
объекты охраняла псевдовоенная охрана. Оборот предприятия составлял десятки миллионов рублей. Оно имело свой счет в банке, печать, бланки, привлекало сотни вольнонаемных работ!
ников, не подозревавших о нелегальности предприятия. Раскры!
ли его случайно. Один из обиженных работников написал жа!
лобу в Министерство обороны на воинскую часть. Но там воинс!
кой части под таким номером не обнаружили. Началось рассле!
дование, и обман раскрылся. Характерно, что обстановка все!
общей секретности помогала осуществлению махинаций. Ни один из контролирующих органов, за исключением военных, не имел права инспектировать предприятие, военные контрольные органы не делали этого, поскольку не знали о его существова!
нии.
195
1 ... 12 13 14 15 16 17 18 19 ... 61
4. Ñèñòåìà ìàêðîýêîíîìè÷åñêèõ ïðîïîðöèé
îáùåñòâåííîãî âîñïðîèçâîäñòâà
Изучение воспроизводства в масштабе всего общества ос!
новано на анализе макроэкономических пропорций: между от!
раслями, производящими средства производства (I подразде!
ление) и предметы потребления (II подразделение)
1
, между на!
копляемой и потребляемой частью прибавочной стоимости, сфе!
рами народного хозяйства (промышленностью, транспортом,
сельским хозяйством и др., производственной и непроизвод!
ственной сферами), регионами страны, денежной и товарной массами, между экспортом и импортом и множество других.
Исследованием пропорций воспроизводства как в прошлом,
так и в настоящее время занималось и занимается великое мно!
жество экономистов, уделяя особое внимание динамическому развертыванию этих пропорций во времени, что находит свое обобщающее выражение в темпах экономического роста.
Всякие теоретические концепции макроэкономического воспроизводства основываются на качественном анализе, пос!
ле чего разрабатываются экономико!математические модели.
Такие модели могут быть полезны, но нужно помнить об их ог!
раниченности. На базе метода регрессивного анализа экономи!
сты!математики пытаются найти объективную зависимость между факторами производства и результатом их комбиниро!
вания, с одной стороны, и темпами экономического роста — с другой. При этом они заняты поиском оптимального сочетания
1
Аналогичное деление, но только не в масштабе всего народного хо!
зяйства, а лишь в рамках промышленности, находит выражение в терми!
нах: группа “А” (эквивалент 1 подразделению), группа “Б” (эквивалент II
подразделению).
196
факторов и основных пропорций производства с целью получе!
ния оптимального результата — относительной максимизации производимой продукции при относительной минимизации зат!
рачиваемых факторов производства. Ошибка многих экономи!
стов!математиков в том, что они пытаются найти закономерно!
сти жестких (точных) связей между комбинацией факторов про!
изводства и темпами его роста. Однако такие закономерности отсутствуют, потому что стоимостные пропорции воспроизвод!
ства (натуральные пропорции при помощи экономико!матема!
тической схемы невозможно охватить по причине их сложнос!
ти и многообразия) будут приводить к совершенно разным ре!
зультатам в зависимости от конкретных обстоятельств.
Наблюдение за изменением пропорций воспроизводства имеет практическое значение для выработки экономической политики государства по косвенному регулировании экономики. Различают два основных варианта такого регулирования. I вариант (при пе!
реизбытке экономической активности, превосходящей суммарный общественный спрос) предполагает увеличение налогов на пред!
принимателей и повышение величин резервного капитала, кото!
рый коммерческие банки должны держать на счетах центрально!
го банка, в связи с чем уменьшается общая сумма кредитных ре!
сурсов, что ведет к росту процента за кредит и замедляет эконо!
мическую активность. II вариант (для стимулирования экономи!
ческой активности) характеризуется снижением налогов на пред!
принимателей, сокращением банковских резервов, что уменьша!
ет банковский процент. Оба варианта воздействуют на экономику в целом. Часто возникает необходимость стимулировать отдель!
ные, наиболее важные для государства отрасли. Для этого уста!
навливаются налоговые льготы, выделяют субсидии, разрабаты!
вают государственные программы. Большое значение в регулиро!
вании экономики играет экспортно/импортная политика. Ее рычаги: стимулирование экспорта субсидиями и налоговыми льго!
тами, ограничение импорта высокими таможенными пошлинами и нетаможенными барьерами или, наоборот, предоставление ре!
жима благоприятствования для импорта.