Файл: И. К. Ларионов д э. н., профессор, заслуженный деятель науки рф.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 664
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
571
ния к объектам собственности на средства производства. Как распределена собственность в народном хозяйстве страны, дру!
гими словами кому принадлежат предприятия — государству,
группе, частному лицу, и в какой экономической форме — АО
ТОО, и т. п. — от этого в решающей степени зависит и система
прямых и обратных экономических связей между хозяйству/
ющими субъектами, т. е. характер функционирования хозяй!
ственного механизма.
3. Государственное законодательство в экономической сфе!
ре представляет собой отчасти предпосылку построения и
функционирования хозяйственного механизма, отчасти важ/
нейший его элемент. Утверждая последнее, мы исходим их того,
что, хотя сфера правовых отношений в обществе и различается от сферы экономических отношений в нем, сам хозяйственный
механизм помимо определенной системы экономических от/
ношений выступает также и в правовой форме. Другими сло!
вами, хозяйственному механизму присущи два уровня: а) уро/
вень сущностных экономический отношений; б) уровень об/
лачения этих отношений в правовую форму.
Хозяйственный механизм на уровне его правового оформ!
ления приобретает действенность и практическую конкрети/
зацию, без чего он вообще не мог бы функционировать. Соответ!
ственно, и экономическая наука исследует хозяйственный ме!
ханизм на двух уровнях:
– на уровне сущностных организационно!экономических отношений (преимущественно предмет политической экономи!
ки или экономической теории);
– на уровне правового оформления, как законодательного,
так ведомственно!нормативного, в рамках законодательного пространства (предмет конкретных экономических наук и хо!
зяйственного права).
4. Воздействие государства на экономику оказывает огром!
ное влияние на хозяйственный механизм, будучи одновремен/
но (в одних своих частях) и его предпосылкой, и одним из его
важнейших блоков (в других своих частях).
572
В качестве непосредственной предпосылки хозяйственно!
го механизма воздействие государства на экономику проявля!
ется в актах государственной власти, направленных либо на построение хозяйственного механизма в целом (в планово!рас!
пределительной экономике), либо на конструирование и монти!
рование в хозяйственную практику отдельных блоков хозмеха!
низма (в смешанной экономике вообще, в любой рыночной эко!
номике с присутствием даже минимального государственного регулирования).
В тех сферах действия хозяйственного механизма, которые оставлены государством на усмотрение хозяйствующих субъек!
тов, происходит отстраивание хозяйственного механизма в ре!
зультате их собственной активности, преимущественно на мик!
ро! и мезоуровнях экономики. При этом воздействие хозяйству!
ющих субъектов на хозяйственный механизм на макроуровне происходит лишь косвенно, опосредованно, путем задействова!
ния рыночных механизмов саморегулирования. Эти механизмы на макроуровне лишены сознания и интегрированной воли об!
щества.
В одних случаях рыночное регулирование на макроуровне может оказаться благотворным для общества, в других — раз!
рушительным. Соответственно, используя рыночные механиз!
мы саморегулирования на макроуровне, государство как влас/
тный представитель интегрированного интереса общества
должно внести коррективы в последствия рыночного регули/
рования, используя непосредственное воздействие на экономи!
ку, включая планирование, программирование, госзаказы, ре!
гулирование процентных ставок и цен и т. п.
Цельный, органично сбалансированный хозяйственный
механизм на макроуровне может быть построен только при
самом активном воздействии и ведущей роли государства.
Полное рыночное регулирование всех макроэкономических про!
порций при отсутствии вмешательства государства в экономи!
ку, т. е. тотальный ультралиберализм — это идеологический
товар западного производства, предназначенный исключи/
573
тельно для экспорта в страны, власти которых служат не
собственным государственным, а межгосударственным инте/
ресам чужих государств.
5. Хозяйственный механизм функционирует в системе
экономических отношений, развивающихся как спонтанно на основе саморегулирования, так и под воздействием государ/
ства. Данная система является экономической средой обита/
ния хозяйственного механизма. В то же время он организует
блоки экономических отношений, самым типичным образом срастаясь с ними, вбирая определенные экономические отноше!
ния в себя и одновременно внедряясь во всю сферу экономичес!
ких отношений. Каким образом это происходит конкретно за!
висит от типа и индивидуальности хозяйственного механизма.
6. В системе экономических отношений выделяются ниже!
следующие блоки взаимодействия с хозяйственным механиз!
мом.
А. В сфере производственных отношений
1
:
а) денежной оценки затрат и результатов производства;
б) денежного возмещения затрат в основные фонды в фор!
ме из амортизации;
в) нормирования качества и безопасности продукции, ее стандартизации;
г) по поводу нанесения ущерба окружающей среде и пре!
одолению его самого и его последствий;
д) по поводу охраны труда и его безопасности;
1
В политической экономии, главным образом в ее марксистском ва!
рианте, все экономические отношения называются производственными,
несмотря на то, что эти отношения охватывают сферу производства, рас!
пределения, обмена, потребления. Мы предпочитаем не сводить все эко!
номические отношения к производственным (несмотря на признание ве!
дущей роли сферы производства по отношению к сферам распределения,
обмена, потребления), а выделять в рамках экономических отношений их четыре типа: 1) производственные отношения; 2) распределительные
отношения; 3) рыночные (обменные) отношения; 4) потребительские
отношения.
574
е) по поводу эксплуатации природных ресурсов, а также земельных участков под недвижимостью;
ж) по поводу экономических стимулов к эффективному труду;
з) по поводу эффективной организации производства и уп!
равления им;
и) по поводу оптимизации пропорций в сфере материаль!
ного производства;
к) по поводу производственной кооперации между предпри!
ятиями и отраслями как на национальном, так и на междуна!
родном уровнях;
л) по поводу оптимизации пропорции между сферой мате!
риального и нематериального производства, с особым выделе!
нием в последнем роли науки и образования как основных дви!
жущих сил экономического прогресса;
м) в сфере научно!технического прогресса (в том числе и в виде научно!технической и научно!технологической револю!
ций);
н) по поводу инвестиций в развитие материального и нема!
териального производства;
о) по поводу гуманизации и одухотворения процессов ма!
териального и нематериального производства, с учетом коррес!
пондированности целей его развития с целевыми установками жизнесуществования личности.
Б. В сфере распределительных отношений:
а) по поводу распределения людских ресурсов, материаль!
но!технических мощностей, природных богатств между хозяй!
ственными субъектами и видами производственной деятельно!
сти, такое распределение в существенной мере осуществляет!
ся непосредственно в директивной форме при планово!распре!
делительной системе хозяйствования, а также в экстремальных ситуациях — войны, хозяйственной разрухи и т. п., по мере раз!
вития рыночных отношений данное распределение осуществ!
ляется на основе распределения денежных доходов, за которым следует распределение рабочей силы, материально!техничес!
ких мощностей и природных ресурсов;
575
б) по поводу распределения денежных доходов между го!
сударством (и внутри госструктур по уровням власти, в России,
например, на федеральном, уровне субъектов Федерации, мес!
тном уровне) и субъектами хозяйствования, что выражается в наличии налоговой системы того или иного вида;
в) по поводу распределения денежных доходов (в экстре!
мальных случаях и непосредственно материальных благ, напри!
мер продовольственные купоны для малоимущих в США) меж!
ду отдельными личностями как участниками производственно!
го процесса, так и лицами, составляющими резервную армию труда (безработными) или нетрудоспособными;
г) по поводу распределения денежных доходов между хо!
зяйственными субъектами (например, денежные субсидии от!
дельным предприятиям и отраслям или установление для них налоговых льгот);
д) по поводу распределения доходов внутри хозяйствую!
щего субъекта — юридического лица (например, распределе!
ние доходов между акционерами, между ними как целым и на!
емной администрацией);
е) по поводу распределения денежных доходов между на!
циональным государством и другими странами или междуна!
родными организациями (например, оказание другим странам экономической помощи, обслуживание или выплата государ!
ственного долга, потери или приобретения той или иной страны в результате соотношения обменного курса ее валюты с валю!
тами других стран).
В. В сфере рыночных (обменных) отношений:
а) по поводу ценообразования, начиная от свободного уста!
новления цен хозяйствующими субъектами и кончая регулиро!
ванием цен государством, вплоть до установления им верхних и нижних пределов цен, до определения твердых государствен!
ных цен;
б) по поводу процента за кредит (этой специфической цены за специфическую услугу, выраженную в предоставлении де!
нег взаймы);
576
в) по поводу создания и функционирования системы денеж!
ного обращения, включая порядок денежной эмиссии, установ!
ление правил обмена национальной валюты на деньги других стран и т. п.;
г) по поводу учреждения, организации и функционирова!
ния банков и банковской системы страны в целом в качестве важнейшего компонента инфраструктуры рыночного хозяй!
ствования;
д) по поводу других институтов рыночной инфраструкту!
ры: фондовых бирж, товарных бирж, страховых компаний, пен!
сионных фондов, арбитражей и др.;
е) по поводу как мер протекционизма во внешнеэкономи!
ческих связях, так и мер противоположного характера, направ!
ленных на открытие страны воздействию мирового рынка (так называемая политика свободной торговли, которая еще на заре капитализма навязывалась всему миру Англией из своих соб!
ственных корыстных интересов, а теперь навязывается веду!
щими странами Запада опять же исключительно в их собствен!
ных интересах);
ж) по поводу взаимодействия рыночных (обменных) отно!
шений с производственными отношениями в отраслях матери!
альной инфраструктуры сферы обращения — грузовой транс!
порт, складское хозяйство, погрузочно!разгрузочные работы,
средства связи и автоматизации, обслуживающие товародви!
жение (товарные потоки);
з) по поводу маркетинга — универсальной системы орга!
низации и планирования производства и товародвижения под углом зрения продвижения товаров или услуг на рынок.
Г. В сфере потребительных отношений:
а) по поводу экономичного (в реальной действительности может быть как со знаком +, так и со знаком –) потребления
(использования) рабочей силы, природных ресурсов и производ!
ственных мощностей;
б) по поводу рационального (со знаком + или –) потребле!
ния жилья, продовольствия, одежды, обуви, пассажирского
577
транспорта, персональных средств связи и информатизации,
товаров культурно!бытового назначения и т. п.;
в) по поводу защиты прав потребителя, что в ряде случаев может оказывать существенное влияние на положение произ!
водителя потребительских товаров и торговых предприятий и организаций;
г) по поводу потребительской кооперации, когда ее систе!
мы в каждой стране, объединенные в мировой кооперативный альянс, являют собой особую разновидность хозяйственного механизма, охватывающего все четыре сферы экономических отношений: в производстве, распределении, обмене, потребле!
нии. В этом отношении потребительская кооперация истори/
чески явилась предшественником — аналогом маркетинга.
Ведь если в последнем все экономические отношения четырех сфер организуются и управляются под углом зрения рынка (об!
мена, точнее, процесса реализации на рынке), то в потребитель!
ской кооперации аналогичный процесс осуществляется под уг!
лом зрения процесса потребления. Излишне объяснять, что про!
цесс реализации товара или услуги стоит предельно близко к процессу потребления. Несмотря на такую близость, отождеств!
лять оба процесса нельзя. Хотя в основе реализации товара или услуги лежит желание или необходимость покупателя их по!
требить, для акта продажи этого мало — потребность покупа!
теля должна быть обеспечена его платежеспособностью, с уче!
том выбора между кругом желаемых и необходимых товаров в ее рамках.
Рассматривая четыре сферы экономических отношений во взаимосвязи с хозяйственным механизмом, нужно иметь в виду,
что все эти сферы взаимопереплетаются, в определенном смыс!
ле превращаются друг в друга. В частности, в сфере произ!
водства мы наблюдаем, что потребление средств производства и рабочей силы означает также сам процесс производства, про!
цесс обмена осуществляется не только на рынке, но и в сфере производства. В ней же осуществляется и распределение средств производства и рабочей силы. В сфере распределения
578
имеет место процесс производства через распределение его факторов по видам производственной деятельности.
Процесс распределения осуществляет экономический об!
мен “веществ”, что позволяет рассматривать распределение
как трансформированную (превращенную) форму обмена, ко/
торый происходит не по обоюдному согласию обменивающих/
ся сторон, а на основе властных полномочий. В частности, со!
бирая налоги с предприятий, государство оказывает им массу услуг, соответственно, имеет место обмен этих услуг на налоги,
но обмен этот носит далеко не добровольный характер (распре!
деление в определенном смысле является одновременно и по!
треблением, так как распределение благ между субъектами уже тем самым вводит их в процесс потребления со стороны этих субъектов).
В сфере обмена (рынка) имеет место прямое продолжение процесса производства в виде транспортировки грузов, погру!
зочно!разгрузочных работ, предпродажной подготовки и т. п.
Результатом обмена является состоявшееся распределение ма!
териальных благ и денежных средств. Обмен предельно близок к процессу потребления, который и начинается с завершения акта обмена. В случае же продажи товара или услуги в кредит,
когда происходит растягивание во времени акта купли!прода!
жи, процесс обмена в существенной своей части переплетается с процессом потребления. Аналогичное явление имеет место в процессе оплаты потребляемых абонентских услуг.
В сфере потребления также имеет место наложение на нее других сфер. Так, в процессе личного потребления материаль!
ных и духовных благ, образовательных услуг осуществляется воспроизводство рабочей силы на основе возрастания ее каче!
ственных характеристик, прежде всего уровня образования.
Обмен, как уже отмечалось, ограниченно трансформируется в потребление, а в ряде случаев совпадает с ним. С распределе!
нием дело обстоит аналогичным образом. В результате завер!
шения акта обмена тем самым осуществляется распределение производственных товаров или услуг, как и вырученных за них
579
денежных средств. При этом завершение распределения явля!
ется одновременно началом потребления.
Нужно иметь в виду, что распределение и обмен (соответ!
ственно и их сферы) весьма схожи друг с другом в своей основе.
Исходя их того, что вполне допустимо рассматривать распре!
деление как обмен, осуществляемый на основе властных реше!
ний, для некоторых целей теоретического анализа можно вы!
делять единую сферу обменно/распределительных отноше/
ний. В таком случае получим не четыре, а три сферы экономи/
ческих отношений: производственную, обменно/распредели/
тельную и потребительную.
Взаимопереплетение сфер экономических отношений и их пронизывание прямыми и обратными связями с особой систе!
мой экономических отношений представляют собой хозяй!
ственный механизм. При этом имеют место две пары связей,
каждая их которых содержит в себе прямые и обратные свя!
зи, а именно:
– четыре сферы экономических отношений прямым и не!
посредственным образом воздействуют на хозяйственный ме!
ханизм, создают его фундамент, образуют сферу его проявле!
ния и развивают его;
– в свою очередь, хозяйственный механизм обратно актив!
но воздействует на четыре сферы экономических отношений,
может организовать их так, что страна станет процветающей или, наоборот, будет разрушена, может также обусловить сме!
ну общественного строя;
– хозяйственный механизм кроме обратного активного вли!
яния прямым образом воздействует на четыре сферы экономи!
ческих отношений, организуя их в хозяйственную систему;
– хозяйственная система по принципу обратной связи воз!
действует на хозяйственный механизм.
7. Рассмотрение взаимодействия хозяйственного механиз!
ма с четырьмя сферами экономических отношений является предпосылкой для определения структуры хозяйственного
механизма на макро/, мезо/, микроуровнях.
580
А. Хозяйственный механизм на макроуровне.
На макроуровне хозяйственный механизм призван выпол!
нять ряд функций. Соответственно, создаются органы, их вы!
полняющие (министерства, комитеты и т. п.). Совокупность
функций хозяйственного механизма и органов, обеспечиваю/
щих их выполнение, образуют его структуру.
На макроуровне под активным воздействием государства хозяйственный механизм выполняет нижеследующие функции
(при отказе от планово!распределительной системы в качестве экономического строя страны ряд функций на макроуровне ис!
чезает).
Очертим круг хозяйственных функций, обеспечиваемых государством на макроуровне:
а) государственное планирование (стратегическое и теку!
щее, директивное или индикативное);
б) определение государством механизма управления пред!
приятиями, находящимися в госсобственности (в форме обла!
дания контрольным пакетом акций или в форме прямого владе!
ния);
в) государственное программирование (разработка и осу!
ществление государством пакета программ в экономической и социальной сферах на государственном финансировании, на частном финансировании при представлении государством льгот и привилегий для инвесторов, на смешанном финансиро!
вании;
г) государственное регулирование экономики (воздействие на цены вплоть до их определения, установление правил экс!
портно!импортной деятельности, включая внешнеторговые по!
шлины, определение стандартов, уровня качества, маркировку продукции, введение экологических норм и санкций за их на!
рушение, обеспечение норм труда и минимальной заработной платы, воздействие на норму банковского процента или его пря!
мое определение, введение особых условий купли!продажи или запрещения на это для особых ценностей — земли, полезных ископаемых и т. п.);