Файл: И. К. Ларионов д э. н., профессор, заслуженный деятель науки рф.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 663
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
581
д) обеспечение денежного обращения в стране, включая осу!
ществление эмиссии денег, регулирование валютного курса и т. п.;
е) создание условий для кредитования всех сфер обще!
ственного воспроизводства в интересах процветания страны, а не накопления денежного капитала в качестве самоцели, что ее разоряет;
ж) разработка и учреждение налоговой системы, обязатель!
ной для всех участников хозяйственной деятельности;
з) использование системы государственных заказов;
и) создание и обеспечение функционирования арбитраж!
ной системы;
к) задействование системы страхования того или иного вида;
л) обеспечение централизованного распределения матери!
альных ресурсов (государственное материально!техническое снабжение в стране с планово!распределительной системой хо!
зяйствования или в рамках снабжения армии и других силовых структур в странах со смешанной или преимущественно рыноч!
ной экономикой);
м) всестороннее и всемерное обеспечение государством бло!
ка социальных функций, которые являются также важнейши!
ми экономическими функциями по обеспечению воспроизвод!
ства самого важного элемента производительных сил — трудо!
вых ресурсов (социальное обеспечение, здравоохранение, обра!
зование, генерирование и распространение культуры);
н) обеспечение экономической безопасности государства;
о) проведение единой государственной научно!технической политики;
п) создание условий для взаимовыгодного экономического сотрудничества с другими государствами и международными организациями, а также для эффективной производственной ко!
операции предприятий страны с предприятиями других стран
(особый внешнеэкономический блок хозяйственного механизма).
Для выполнения всех названных выше функций необходи!
мо наличие соответствующих экономических органов, которые могут строиться двумя различными способами.
582
Во/первых, под каждую конкретную функцию и даже под!
функцию создается отдельный орган управления. Координацию этих органов управления осуществляет правительство, в том числе и при помощи создания органа управления, курирующе!
го блок специальных органов управления (например, в советс!
кий период — Госстрой СССР, курировавший все строительные министерства и ведомства страны).
Во/вторых, под блок особо близких друг к другу функций создается единый орган управления, а конкретные функции по!
ручаются подразделениям этого органа (департаментам, управ!
лениям, отдельным секторам и т. п.). Примером подобного реше!
ния вопроса является образование в современной России Мини!
стерства экономического развития, с передачей ему практичес!
ки всех функций государственного управления и регулирования экономикой за некоторыми изъятиями в пользу Минфина, Цен!
тробанка, Минсельхоза и ряда других министерств и ведомств.
Независимо от того, будет ли тот или иной центр управле!
ния определенной хозяйственной функцией входить в состав какого!либо министерства или ведомства или будет выступать самостоятельным государственным органом (министерством,
комитетом и т. п.), в хозяйственном механизме на макроуровне необходимы нижеследующие центры управления:
а) центр стратегического планирования и стратегического программирования;
б) центр текущего планирования и текущего программиро!
вания;
в) центр общеэкономического государственного регулиро!
вания;
г) центр ценообразования;
д) центр управления общегосударственными финансами;
е) центробанк (эмиссионный центр и центр, регулирующий денежное обращение и функционирование банковской системы страны);
ж) центр управления госпредприятиями и прочим государ!
ственным имуществом;
583
з) центр охраны и эффективного использования природных ресурсов;
и) центр проведения единой научно!технической поли!
тики;
к) центр управления государственными запасами и постав!
ками;
л) центр экономической безопасности;
м) центры управления развитием по отдельным отраслям хозяйства;
н) центры управления социальным обеспечением и разви!
тием (охрана труда, социальная защита, в том числе пенсион!
ное обеспечение, здравоохранение, образование, генерирование и распространение культуры).
Нами были обозначены лишь наиболее важные функции хозяйственного механизма и центры управления ими. В зави!
симости от типа хозяйственного механизма, его индивидуаль!
ного характера возникают новые дополнительные функции или центры управления. Могут также исчезать некоторые из назван!
ных функций и центров управления, но это уже делает хозяй!
ственный механизм ущербным. Все вышеизложенное подлежит конкретизации применительно к хозяйственному механизму конкретно взятой страны.
Б. Хозяйственный механизм на мезоуровне.
Мезоуровень в экономике представляет собой межотрас!
левые связи предприятий и организаций.
Эти связи могут осуществляться без их структурирования в двух вариантах:
– через акты купли!продажи на рынке в рамках определя!
емых хозяйственным механизмом на макроуровне;
– через директивную систему планирования, ценообразо!
вания, материально!технического снабжения (в лице Госплана,
Госкомцена, Госснаба в советский период).
При этом отдельные предприятия одной отрасли могут объединяться, образовывая под именем объединений новые,
более крупные предприятия.
584
Схему хозяйственного механизма в его бесструктурном виде на мезоуровне этот процесс не меняет. В любом случае со!
храняется полярность: масса отдельных предприятий и обще!
государственный хозяйственный механизм или как рынок, или как план, или как их смешение.
В противоположность бесструктурному хозяйственному механизму на мезоуровне выделяется структурированный
хозяйственный механизм.
Это структурирование может осуществляться и реализу!
ется на практике в четырех видах.
Во/первых, в виде создания корпораций (производственных объединений, научно!производственных объединений, финан!
сово!строительных групп, ТНК и т. п.), которые концентрируют под своим управлением большей или меньшей величины блоки
межотраслевых связей и, соответственно, структурируют
их организацию и управление ими.
Во/вторых, аналогичный процесс структурирования ме!
жотраслевых связей происходит путем создания территори/
альных центров хозяйственного управления (в конце 50!х —
начале 60!х гг. в СССР — создание региональных Совнархозов,
образование под влиянием региональных администраций в на!
стоящее время территориальных ФПГ и т. п.).
В/третьих, создание межотраслевых объединений пред!
приятий не путем слияния их собственности и постановки над ними единого управляющего центра, распоряжения которого носят обязательный характер для каждого предприятия, а на основе взаимных соглашений, при наличии заинтересованнос!
ти в совместной экономической деятельности, что обычно сопро!
вождается созданием общего координационного центра.
В/четвертых, путем комбинирования в том или ином виде изложенного в предыдущих трех пунктах.
Все вышеизложенное можно представить в виде табл. 6.1.
В. Хозяйственный механизм на микроуровне.
Хозяйственный механизм на микроуровне — это система организации и управления экономическими связями и процес!
585
Таблица 6.1
1 ... 38 39 40 41 42 43 44 45 ... 61
Структурирование хозяйственного механизма на мезоуровне
сами внутри хозяйствующего субъекта (предприятия или орга!
низации).
Здесь необходимо разъяснить принципиальной важности момент для дальнейшего исследования рассматриваемых в ра!
боте проблем.
Следует различать, с одной стороны, отдельное предприя!
тие или объединение нескольких предприятий в одно целое так,
что в итоге получается отдельное, хотя и укрупненное, пред!
приятие, от объединения предприятий в единую корпорацию,
охватывающую тот или иной комплекс (блок) межотраслевых хозяйственных связей — с другой.
Хозяйственный механизм, задействованный внутри отдель!
ного предприятия, относится к микроуровню и не является пред!
метом рассмотрения настоящей работы.
Напротив, хозяйственный механизм, используемый внут!
ри корпорации, относится к мезоуровню и служит предметом нашего самого пристального внимания.
586
При такой постановке проблемы может возникнуть вопрос:
хозрасчет отдельного предприятия относится только ли к мик!
роуровню? Тем более что для микроуровня существует поня!
тие внутризаводского хозрасчета.
Согласно применяемой нами классификации хозрасчет от!
дельного предприятия относится к пограничной области между макро! и микроуровнями, являет собой вариант бесструктур!
ных межотраслевых связей, что означает практическую неза!
действованность, неиспользование хозяйственного механизма на мезоуровне.
Именно бесструктурный механизм мезоэкономических свя!
зей был характерен и для советской, и для постсоветской эко!
номики, хотя и на различный манер. При этом незадействован/
ность структуризации межотраслевых связей на мезоуров/
не (практически неиспользование за редкими исключениями хозяйственного механизма на мезоуровне), будучи важнейшим
недостатком хозяйственного механизма советского периода,
является также и существенным недостатком постсоветс/
кого хозяйственного механизма.
В советский период десятки тысяч отдельных предприя!
тий были по всем статьям подчинены макроэкономическому центру, структурированному на экономические и отраслевые министерства и ведомства, в связи с чем возникали нижеследу!
ющие недостатки, все более усиливающиеся по мере возраста!
ния масштабов экономики и разрастания межотраслевых хозяй!
ственных связей:
– в связи с неотрегулированностью межотраслевых поста!
вок предприятия недоиспользовали от 40 до 60% производствен!
ных мощностей, значительно снижали качество продукции в связи с процветавшей штурмовщиной, обусловленной производ!
ственными поставками преимущественно в последние дни пла!
новых периодов;
– неразворотливость и бюрократизация межотраслевых производственных поставок в соответствии с планом на пяти!
летие, к тому же составляемом на базе данных за предшеству!
587
ющие ему один!два года, приводила к резкому замедлению (до
7 лет) внедрения достижений научно!технического прогресса в производство, а то и к отказу от такого внедрения вообще в свя!
зи с непробиваемостью изменений в уже сложившиеся межот!
раслевые связи, в то время как технико!технологические новин!
ки требовали их существенных изменений;
– десятки тысяч отдельных предприятий без их структу!
ризации в крупные межотраслевые блоки оказывались все бо!
лее необъятным массивом для централизованного планирова/
ния, ценообразования, материально/технического снабжения,
в связи с чем эта централизованная триада все более двига!
лась по наезженной колее, тем самым фиксируя межотрасле!
вые пропорции общественного воспроизводства на некую дату времени, все более удаляющуюся в прошлое, что явилось ко!
лоссальным тормозом экономического и научно!технического прогресса;
– невозможность централизованного планирования номен!
клатуры продукции для десятков тысяч предприятий (сама же номенклатура превысила 30 млн наименований) привела к пла!
нированию сверху только важнейшей номенклатуры продук!
ции и установлению для остальной продукции плановых по/
казателей в виде стоимостного объема (объем стоимости реа!
лизованной продукции и прибыль), что в условиях отсутствия давления на производителя конкурентного рынка и практичес!
ки гарантированной реализации любой продукции за редким исключением приводило к гигантской расточительности —
сознательному накручиванию материальных и денежных зат!
рат с целью увеличения объемных стоимостных показателей,
включая и прибыль (ведь чем больше издержки производства,
тем больше цена, тем больше объем реализации продукции и прибыль, тем лучше выполняется план, а дорогую продукцию потребители все равно обязаны были купить по разнарядкам
Госснаба, к тому же это было им выгодно для накручивания сво!
их издержек производства, а Минфин автоматически выдавал деньги под плановые показатели).
588
Демонтаж антиэкономического механизма хозяйствования на мезоуровне в постсоветский период не улучшил ситуацию,
поскольку по!прежнему мезоэкономические связи не структу!
рированны. Разница советского и постсоветского хозяйственных механизмов на мезоуровне в том, что:
– в советский период десяткам тысяч отдельных пред/
приятий противостояла централизованная триада (Госплан,
Госкомцен, Госснаб);
– в постсоветский период массе разрозненных предприя/
тий противостоит уже не централизованная триада, а рыноч/
ный блок хозяйственного механизма на макроуровне.
В итоге хозяйственный механизм еще более ухудшился. Из хозмеханизма торможения он превратился в механизм разру!
шения экономики, деиндустриализации страны, удушения на!
учно!технического потенциала, населения страны.
Рассмотрев хозяйственный механизм отдельно на макро!,
мезо!, микроуровнях, следует констатировать: хозяйственный механизм страны в целом представляет собой единство хозяй!
ственных механизмов на трех уровнях экономики. Это находит свое выражение в табл. 6.2.
Таблица 6.2
Хозяйственный механизм страны
Проделанный ранее анализ позволяет выяснить экономи!
ческую сущность хозяйственного механизма и его функции.
Сущность хозяйственного механизма — это организация в единую систему взаимодействия хозяйствующих субъектов по поводу их экономической деятельности в процессе производ!
ства, распределения, обмена и потребления товаров или услуг.
Хозяйственный механизм выполняет следующие функции:
– оценочную;