Файл: И. К. Ларионов д э. н., профессор, заслуженный деятель науки рф.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 661
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
589
– организационно!управленческую;
– распределительную;
– стимулирующую.
Оценочная функция хозяйственного механизма пред!
ставляет собой ее исходную функцию, поскольку для выпол!
нения всех других функций необходимо прежде всего иметь достаточно достоверную информацию оценочного порядка о затратах и результатах по всем видам хозяйственной деятель!
ности без исключения. При этом исходной и ведущей экономи!
ческой формой оценочной деятельности является цена. В це!
нах измеряются все виды отдельных затрат и их совокупность в целом (себестоимость). Также в ценах измеряются реализу!
емая продукция и услуги; прибыль, возникающая как разница между первым и вторым испытывает на себе очень сильное влияние цены. Цены отражают изменение ситуации в сфере хозяйствования. В свою очередь, соотношение уровней цен на различные виды товаров и услуг в сильной степени влияет как на изменение пропорций воспроизводства на всех уровнях хо!
зяйствования, так и на характер и направленность инвести!
ций. Оценочная функция не ограничивается ценообразовани!
ем и применением цен, не говоря уже о том, что помимо цено!
образования в процессе текущей хозяйственной деятельности постоянно возникает потребность в оценочной деятельнос/
ти в связи с переоценкой и оценкой земли, природных ресур!
сов основных фондов и т. п. Оценочная функция охватывает также бухгалтерский учет и аудит. Эта функция распростра!
няется также на оценку всевозможных проектов и программ,
особенно при выборе альтернативных вариантов.
Организационно/управленческая функция хозяйственного
механизма является его главной и центральной функцией, имен!
но в ней находит выражение его экономическая сущность. В ка!
честве осуществления этой функции происходит:
– структурирование субъектов хозяйственной деятельно!
сти на макро!, мезо!, микроуровнях в качестве выделения структурных элементов (блоков) собственности и образования
590
разного рода соглашений о совместной экономической деятель!
ности;
– определение прав и обязанностей субъектов хозяйствен!
ной деятельности, их администраций и структурных подразде!
лений на соответствующих их компетенции уровнях, а также установление меры ответственности за нарушение договорных отношений;
– организация подготовки и отбора профессионального обу!
ченных кадров для всех участков хозяйственной деятельности;
– задействование механизмов стратегического и текущего планирования, программирования, маркетинговых проектов;
– организация оперативного управления хозяйственной деятельностью на всех уровнях экономики;
– совершенствование самого хозяйственного механизма,
демонтаж устаревших его элементов и построение новых.
Распределительная функция хозяйственного механизма
сводится к созданию, организации и использованию четко офор!
мленных систем распределения на всех уровнях хозяйствова!
ния (макро, мезо, микро):
– денежных средств
1
, с сопутствующим образованием це!
левых финансовых фондов;
– материальных ресурсов (от производственных фондов до земли и природных ресурсов);
– трудовых ресурсов, с учетом соответствия их квалифи!
кации профессиональным функциям, обусловленным процессом производства.
Распределительная функция охватывает: налоговую сис!
тему, системы распределения прибыли, системы распределе!
ния по труду (основной и дополнительной заработной платы),
порядок начисления и использования амортизации, выплату дивидендов по акциям, использование финансовых ресурсов на
1
Включает в себя как распределение фонда заработной платы меж!
ду служащими и рабочими, так и распределение прибыли и амортизаци!
онного фонда.
591
инвестиции, уплату штрафов, пеней и неустоек, арендную пла!
ту, кредит и банковский процент
1
Стимулирующая функция хозяйственного механизма
выражается в построении и функционировании систем, согла!
совывающих и направляющих на эффективное хозяйствование экономические интересы участников экономической деятельно!
сти через обеспечение соответствующего стимулирования.
Известное высказывание Гегеля о том, что интересы дви!
жут жизнью народов и индивидов произвело очень сильное впе!
чатление на В.И. Ленина, который особо выделил это высказы!
вание в “Философских тетрадях”. Начиная с экономической реформы, толчок, которой дал сентябрьский Пленум ЦК КПСС
1965 г., в научной и учебной литературе много писалось об эко!
номических интересах и материальном стимулировании. Тем не менее проблема интересов и стимулов оставалась нерешенной вплоть до распада советской системы в 1991 г. В постсоветский период эту проблему “решили” с явно отрицательным знаком —
производительно трудиться стало невыгодным ни в каких сфе!
рах деятельности, начиная от науки и образования и кончая производством. Высокие доходы и высокий уровень материаль!
ного достатка обеспечиваются за редким исключением спеку!
лятивно!посреднической и преступной деятельностью, но ни!
как не общественно полезной. Наиболее квалифицированный труд, как правило, оплачивается значительно ниже неквалифи!
цированного. Отраслевая дифференциация заработной платы направлена на демонтаж наукоемких производств и высоких технологий, особенно с учетом того, что молодежь во все возра!
1
Кредит совместно с процентом за него представляет собой денеж!
ные отношения по поводу аккумуляции временно свободных денежных средств и предоставлению их на началах платности и возвратности. Сле!
довательно, кредит, как и бюджет, основан на перераспределении средств в обществе, но в отличие от бюджета — на началах платности и возврат!
ности. Тем не менее кредит и процент относятся к распределительным эко!
номическим отношениям, одновременно принадлежа и сфере обмена (ока!
зание услуги в виде предоставления денег за плату!процент).
592
стающей степени перестает получать очень сложные профес!
сии, необходимые для их обеспечения.
Причину вывернутости наизнанку экономических интере!
сов и стимулов в постсоветский период следует искать в хищ!
ническом процессе первоначального накопления частного капи!
тала в качестве тотальной доминанты экономического развития по сценарию, определяемому в духе неоконсерватизма и по ре!
цептам монетаризма.
В советский период проблема экономических интересов и стимулов не была решена по следующим причинам:
– непомерно высокая доля национального дохода тратилась на ВПК, распространение коммунизма по всему земному шару,
экономическую помощь безвозвратного порядка странам, иду!
щим в фарватере СССР, амбициозные строительные проекты,
лоббируемые в союзном центре, что вместе взятое оставляло слишком мало средств для материального стимулирования лич!
ного вклада работника в развитие экономики (невозможно было задействовать такие, изобретаемые отдельными экономистами,
системы оплаты труда и премий, когда от работника стремились получить труда в 2–3 раза больше и более высокого качества, а заплатить ему при этом всего на 30–50% больше
1
);
– не был решен вопрос о достаточно точном измерении эф!
фективности труда и производства в денежной форме (это было невозможно при произвольно!административных ценах, уста!
1
В процессе всесоюзного экспериментирования на Щекинском ком!
бинате (1965–1970 гг.) увольнялась излишняя рабочая сила, а оставшим!
ся повышалась заработная плата. После признания эксперимента успеш!
ным на высшем уровне при улучшении всех показателей работы было издано Постановление Правительства о распространении опыта комби!
ната по всей стране. Однако опыт распространения не получил. И не уди!
вительно. В Постановлении содержалось ограничение — зарплату остав!
шимся можно было повышать до 30–50%. Между прочим после сокраще!
ния лишнего персонала на комбинате работал цех, полностью укомплек!
тованный голландским оборудованием. В Голландии такой цех обслужи!
вало 280 человек, на Щекинском же комбинате — около 800.
593
навливаемых путем добавления прибыли к каким угодно высо!
ким фактическим затратам, что не позволяло привязать денеж!
ное вознаграждение к реально оцененным результатам хозяй!
ствования);
– политическое руководство страны было заинтересовано выплачивать более высокую зарплату прежде всего пропорци!
онально близости к системе власти и личного благорасположе!
ния начальства, а не по результатам труда с учетом того, что людям получающим доходы исключительно по результативно!
сти своего труди и продвигающимся по служебной лестнице исключительно на основе деловых качеств, в конце концов ста!
ла бы безразличной не связанная с их личным интересом систе!
ма власти, которая могла бы в конечном итоге от этого рухнуть.
Принципиальное значение для устойчивого развития об/
щества имеет гармонизация стимулирующей функции хозяй/
ственного механизма, когда устанавливается обоснованная
денежная оплата за достаточно точно измеренный резуль/
тат хозяйственной деятельности, а кадры попадают на дол!
жности строго в соответствии со своими профессиональными данными. При этом у работников в процессе трудовой деятель!
ности реализуется творчески!созидательный потенциал их лич!
ности. Эту задачу еще предстоит разрешить на путях рефор!
мирования российской экономики, причем реформирования со/
зидательного, а не разрушительного.
Гармонизация стимулирующей функции хозяйственно/
го механизма превращает его в хозяйственный организм. С
момента этой гармонизации все функции хозяйственного ме/
ханизма начинают осуществляться в полном соответствии
с экономическими интересами людей, вовлеченных в хозяй!
ственную деятельность, а также с их духовными, индивидуаль/
но/личностными интересами. Духовно/психологические, мо/
рально/престижные интересы, реализующиеся в хозяйствен!
ной деятельности, не менее важны, чем денежно!материальные,
а при достижении определенного уровня материального достат!
ка они становятся более важными и действенными.
594
Гармонизация стимулирующей функции хозяйственного механизма в качестве политического условия, необходимого для ее осуществления, предполагает наличие в стране власти, слу/
жащей народу, а не себе самой. Самодовлеющая власть, кото!
рой служит народ, никогда не позволит сгармонизировать сти!
мулирующую функцию хозяйственного механизма, поскольку в противном случае участники хозяйственного процесса будут ориентироваться на свои профессиональные данные и творчес!
кие способности, а не на власть, которая в таких условиях уже не сможет эксплуатировать общество.
Отсутствие гармонизации стимулирующей функции
хозяйственного механизма приводит к перемещению эконо/
мических и лично/жизненных интересов из правовой сферы
(легитимных экономических отношений) в теневую (криминаль!
ных экономических отношений)
При этом формируется теневой хозяйственный организм,
деформированный по своей природе и болезненный по целеус/
тановкам.
В реальной действительности обычно имеет место частич/
ная гармонизация стимулирующей функции, в связи с чем хо!
зяйственный механизм общества частично превращается в
хозяйственный организм, а в другой своей части остается ме!
ханизмом. Соответственно, параллельно зарождается и зреет неполный, частичный теневой хозяйственный организм. В
особых ситуациях, при ничтожно малой гармонизации стиму!
лирующей функции хозяйственного механизма, параллельно хозяйственному механизму общества вызревает теневой хозяй!
ственный организм, вбирающий в себя наиболее мощные эко!
номические и личностно!жизненные интересы. Как только та!
кое вызревание заканчивается, начинается развал государства,
словно это карточный домик, а общество при этом впадает в крайне острый и затяжной системный кризис. Именно такая ситуация имела место накануне распада СССР.
Нужно обратить внимание на то, что гармонизация стиму!
лирующей функции хозяйственного механизма страны должна
595
осуществляться параллельно с выбором оптимальной для на!
рода общественно/политической системы и ее гармонизаци!
ей. В отдельности невозможно осуществить ни то, ни другое.
Воздействие как несгармонизированной, так и сгармонизиро!
ванной стимулирующих функций на хозяйственный механизм представлено на рис. 6.5 в вариантах А, Б, В.
1 ... 39 40 41 42 43 44 45 46 ... 61
Рис. 6.5. Вариант А. Схема взаимодействия несгармонизированной в сильной степени стимулирующей функции, хозяйственного механизма, теневого хозяйственного организма
Рис. 6.5. Вариат Б. Схема взаимодействия частично сгармонизированной стимулирующей функции, хозяйственного механизма, частичного хозяйственного организма, частичного теневого хозяйственного организма
596
Рис. 6.5. Вариант В. Схема стимулирующей функции и хозяйственного организма
Легко заметить, что в варианте В рис. 6.5 теневой хозяй!
ственный организм отсутствует не только в полном, но и усе!
ченном виде. Подобная ситуация не имеет места ни в одной стра!
не мира. Ее достижение является лишь идеалом, к которому необходимо стремиться. Этот идеал станет достижимым лишь после того, как в какой!либо стране будет установлена власть,
служащая ее народу. Такое пока отсутствует на земном шаре.
Хорошо разрекламированные западные демократии лишь гри!
мируются под власть народа, но реальная власть в них принад!
лежит финансовому капиталу, сросшемуся с теневыми струк!
турами общества.
Мы вынуждены хотя бы иногда затрагивать сферу поли!
тики, поскольку хозяйственный механизм не может быть сис!
темно исследован в абстракции от сферы власти и ее целепола!
гания, что, в свою очередь, зависит от социально!экономичес!
кого строя (общественной системы), утвердившегося в стране,
поскольку от этого зависит выбор страной типа хозяйственного механизма. Анализ различных типов хозяйственных механиз!
мов невозможно осуществить в отрыве от выяснения характе!
ра соответствующих социально!экономических систем.
В научных публикациях и учебниках весьма распростра!
нены термины “хозяйственный расчет” и “коммерческий рас/
чет”. Соответственно, возникает вопрос о том, в каком отноше!
нии эти категории находятся к хозяйственному механизму.
Сами по себе термины “хозяйственный расчет” и “коммер!
ческий расчет” очень широко использовались до распростране!
597
ния в экономической науке термина “хозяйственный меха!
низм”
1
Собственно говоря коммерческий расчет — это стоимост!
ной (денежный) блок хозяйственного механизма предприятия,
функционирующий на микроуровне.
Коммерческий расчет проявляется в комплексе хозяйствен!
ных действий: а) сопоставление в денежной форме затрат и ре!
зультатов хозяйствования; б) покрытие затрат за счет собствен!
ных результатов (самоокупаемость); в) превышение результа!
та над затратами (прибыльность, т. е., рентабельная работа). Сам по себе коммерческий расчет известен на протяжении столе!
тий. В современной развитой экономике коммерческий расчет
вобрала в себя система маркетинга.
В советский период применительно к социалистической экономике коммерческий расчет был преобразован в хозяй/
ственный расчет.
Прежде всего, предприятиям предназначалось работать не на рыночный спрос, а на выполнение государственных плано!
вых заданий. При этом был установлен главный, исходный прин!
цип хозрасчета — работа в соответствии с государственным плановым заданием. Тем самым в хозяйственный механизм на микроуровне в форме хозяйственного расчета был вмонтиро!
ван мост, напрямую связующий микроуровень с макроуровнем экономики, минуя и игнорируя мезоуровень.
Кроме того, все черты коммерческого расчета (сопоставле!
ние в денежной форме затрат и результатов, самоокупаемость,
1
Л. И. Абалкин, которому принадлежит заслуга распространения термина хозяйственный механизм в экономической науке, нашел упот!
ребление аналогов этого термина у В. И. Ленина: “Государственный эко!
номический механизм”, “хозяйственный организм”, “хозяйственный ме!
ханизм”, работающий “как часы” (см. Ленин В.И., ПСС. — Т. 36. — С. 7,
С. 156; см. также Политическая экономия. — М.: Политиздат, 1989. —
С. 529–530). Однако не с В. И. Ленина, а именно с Л. И. Абалкина термин хозяйственный механизм широко распространился в экономической ли!
тературе.