Файл: И. К. Ларионов д э. н., профессор, заслуженный деятель науки рф.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 636
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
735
циализации человека, особенно когда это усиление приводит к нарушению баланса между интравертным и экстравертным
началом человеческой личности в пользу экстравертности. При этом удовлетворение карьерных потребностей порождает но!
вые запросы, особенно в части престижа и власти.
Престижное потребление является способом поглощения жизненной энергии (жизненного магнетизма) обладателями де!
фицитных благ из тех людей, которые их лишены и чувствуют себя при этом ущемленными. Потребность в материальных бла!
гах самих по себе ограничена обеспечением комфорта и безо!
пасности. Потребности в них сверх этого предела обусловлены функцией престижа, которую люди налагают на потребление материальных благ, придавая ему характер престижности. А вот уже потребление человеком жизненного магнетизма за счет его выкачивания из других людей (магнетический вампиризм) —
особая потребность, если она зарождена, то уже носит неогра!
ниченный характер. Неограниченный характер потребления необходим и для выживания модели экономики, выбранной странами Запада. Она основана на рынке, рынок — на прода!
жах, продажи — на потреблении. Разрастание рынка потому требует безграничности потребления материальных вещей че!
ловеком, а вот это уже приводит к хищническому потреблению ресурсов планеты, неуклонно ухудшает состояние ее биосфе!
ры, что в конечном итоге, если не изменить вектор развития че!
ловеческой цивилизации, приведет человечество к гибели в эко!
логическом коллапсе. Между прочим поглощение жизненного магнетизма из других людей осуществляли и продолжают осу!
ществлять не через престижное потребление или обладание престижным статусом, властным постом и т. п., а через уничто!
жение жертвы и поглощение энергии ее страдания. Древние майя приносили в жертву только за один день религиозного праздника несколько десятков тысяч людей. Этим же грешили и некоторые другие религиозные культы древности. Ряд совре!
менных сект темного культа в глубокой тайне практикует ри!
туальные жертвоприношения людей.
736
В западных учебниках по экономической теории первым,
исходным, краеугольным тезисом является утверждение о без!
граничности потребностей (экономических, материальных) и дефиците ресурсов для их удовлетворения. Такой тезис носит апологетический характер, пытаясь оправдать фундамент со!
временной западной цивилизации в виде безграничного потре!
бительства. Однако такой фундамент не соответствует ни внут!
ренней сущности человека, его предназначению, ни сохранению самого человечества.
Человеку свойственно увеличивать поток жизни, протека!
ющей через него, до бесконечности, но для этого вовсе не нужно прибегать к вампиризму жизненной энергии. Человек создан по образу и подобию Бога. Источником жизни, жизненной энергии
(жизненного магнетизма) является Бог, и человек как его Дитя
(у человека нет никого ближе Бога, Он всегда присутствует внут!
ри сокровенной глубины человека. Как сказано в Евангелии:
“Как долго ты был со мной, и ты Меня не узнал”; “И Он был в мире, и мир был с Ним, но мир его не узнал”) способен из своей сокровенной сущности порождать жизненную энергию, причем неограниченно. Это происходит тогда, когда человек находит свою индивидуально!неповторимую стезю жизнедеятельности,
на которой он раскрывает свой творчески!созидательный по!
тенциал, который бесконечен и сродни Богу. И тогда человеку нет нужды поглощать жизненный магнетизм из других людей.
Более того, только через раскрытие своего творчески!созида!
тельного потенциала и никаким другим путем человек может:
– подключиться к подлинно бесконечному источнику жиз!
ненной энергии (пластическому океану жизни);
– стать не только потенциально, но и актуально бессмерт!
ным, т. е. не только как дух и душа, но и как бессмертное тело,
созданное по образу и подобию Бога, которое не содержит в себе ни атома вещества, но способно из вещества строить себе по мере надобности материально!вещественный организм (физическое тело человека — это основы строительных лесов, при помощи которых человек может превратить свое тонкое жизненное тело,
737
астрально!эфирное, в бессмертное подобие своего божествен!
ного образа, полученного от Бога в дар и на которое человек при!
зван наложить печать своей индивидуальности;
– стать подлинно счастливым (блаженным в истинным зна!
чении этого слова), так как только творчески!созидательная деятельность, являющаяся выражением сокровенной сущнос!
ти человека, которая индивидуально неповторима, может по!
будить человека сказать самому себе: “Мгновение, остановись,
ты прекрасно”, как это произошло с Фаустом у Гете
1
;
– найти истинную Любовь, так как на нее способны те, при!
чем только в той мере, у кого и в какой мере раскрыта, осознана их сокровенная сущность, индивидуально!неповторимая, выра!
жающая себя в творчески!созидательной деятельности (есть и другой равнозначный путь, когда к человеку приходит истин!
ная Любовь и уже через это раскрывается его сокровенная сущ!
ность и он начинает в меру такого раскрытия творить, причем под Любовью имеется в виду не секс, а духовное, сокровенное единение существ, когда “не познавший Любви не познал Бога,
потому что Бог и есть Любовь” и когда “имеющий все знания и всю власть, так что и горы могущий двигать, но не имеющий
Любви, ничего не имеет” — напомним эти слова Евангелия;
– найти подлинных друзей, соратников, действительно на!
дежных людей человек может только на почве творчески!сози!
дательной деятельности, соответствующей их внутренней сущ!
ности и объединяющей людей в духе и истине (этим делом мо!
жет быть как созидательный труд, как и ратный подвиг).
А.И. Кравченко отмечает, что “мотивацию достижения час!
то называют законом расширения (возвышения) потребностей”,
1
Мефистофель заключил с Фаустом договор, согласно которому к
Фаусту вернулась молодость, и Мефистофель удовлетворял его желания до тех пор, пока Фауст не почувствует себя счастливым и не скажет —
мгновение остановись. Но Фауст не чувствует себя счастливым от удов!
летворения желаний. Лишь в процессе творчества он находит себя счаст!
ливым, но творчество не подвластно Мефистофелю, он не может забрать душу, охваченную порывом творчества.
738
отмечая: по мере роста усиливается мотивация достижения, ори!
ентированная на успех, активизируется воля к достижению. Все это так, но в отношении личности, причем если ее жизненный потенциал не исчерпан сверх меры (меры восхождения вверх).
Совсем иначе с индивидуальностью, скрытой в глубине лич!
ности. Жизненный потенциал индивидуальности неисчерпаем,
он бесконечен, но при достаточно высокой степени активизации этого потенциала он уже направлен не на общественное призна!
ние (оно может быть или не быть в качестве побочного след!
ствия), а на саму творчески!созидательную деятельность как таковую. Если претенциозный талант пытается творить ради славы, общественного признания, социального статуса, то гений творит для самого процесса творчества, не думая о том, призна!
ют или нет его люди.
По отношению к конкретным людям мотивация в иерар/
хии зависит от того, как личность реагирует на препятствия:
а) самопробуждается и преодолевает трудности (что про!
изошло в массовом масштабе в Японии после Второй мировой войны, когда народ этой страны должен был сверхнапряжени!
ем создать экспортный потенциал покупаемой продукции, что!
бы от ее продажи зарабатывать валюту для покупки энергоре!
сурсов, сырья и продовольствия, которыми обделены японцы,
или вымирать как нация);
б) опускает руки.
Таким образом, в зависимости от реакции личности на труд!
ности, препятствия образуются две модели поведения личнос/
ти в иерархии:
а) модель нарастающей мотивации;
б) модель нисходящей мотивации.
Из трех законов иерархии, рассмотренных выше, вытека!
ет ряд следствий.
Следствие А из законов I, II, III. Для многих людей низшие или средние уровни иерархии являются временной (промежу!
точной) позицией в их восхождении наверх. Отсюда возникают
два варианта поведения.
739
Первый вариант. Позиция и поведение временщика. Со!
гласно его психологии, жизненным ценностям и мотивации:
– Дело не обладает жизненной важностью, оно только сред!
ство для достижения личного успеха;
– ориентир не на подлинное процветание Дела, особенно в долгосрочном плане, а на достижение показателей, обеспечи!
вающих карьерный взлет;
– выполнение управленческих функций в качестве неиз!
бежной тяжелой ноши, необходимой для достижения карьер!
ного успеха;
– отсутствие ощущения счастья в процессе работы;
– осуществление в своей сущности труда Сизифа
1
Рассмотренные выше два противоположных подхода к ра!
боте в социологии символизируются парадигмой художника и
парадигмой обезьяны.
Парадигма художника!творца состоит в том, что рисуемая им картина интересует его лишь до тех пор, пока он ее рисует.
Когда картина завершена, он ее оставляет, целиком поглоща!
ясь новой картиной, переходя на новую ступень в безграничном творчестве.
Парадигма обезьяны заключается в работе исключительно ради награды, для потребления материальных и социальных благ, в том числе статуса и престижа.
Согласно древним индусам, Дхарма — это предназначение человека в жизни. У человека предназначение двух видов:
– раскрытие творчески!созидательного потенциала своей индивидуальности;
1
Сизиф — персонаж древнегреческой мифологии. Он был очень хи!
тер, до того, что даже обманул саму смерть. Тогда разгневанные боги на!
правили к нему смерть вторично и ввергли его в царство теней. Там ему установили наказание — втягивать на гору тяжелый камень. Как только камень будет установлен на вершине, Сизиф освободится. Но в самый глав!
ный момент камень срывается, Сизиф снова принимается за работу. Так и у человека, видящего счастье в удовлетворении желаний, удовлетво!
ренное желание тут же исчезает и не приносит счастья. Лишь творческий труд дает счастье.
740
– подтягивание в развитии отсталых сторон человеческой личности как строительных лесов для ее становления индиви!
дуальности.
Периоды истории подразделяются на “Юги”.
“Сатья!Юга” — это эпоха процветания, когда люди раскры!
вают свой творчески — созидательный потенциал, они от этого счастливы, а общество чрезвычайно богато, так как именно твор!
ческий заинтересованный труд обладает наивысшей произво!
дительностью.
“Кали!Юга” — это эпоха, когда “сапоги тачает пирожник,
а пироги печет сапожник”, в такую эпоху люди развивают не!
достаточно проявленные грани индивидуальности и работают над отсталыми сторонами личности, в частности, в науку при!
ходит много людей с отсталым интеллектом, а подлинные ин!
теллектуалы занимаются неинтеллектуальными профессиями.
Но все же во всех профессиях остается малая часть мастеров,
чтобы общество не рухнуло окончательно.
Следствие Б из законов I, II, III. Середина иерархии пред!
ставляет собой область, на которой большинство достигших ее останавливается, мотивация восхождения у них сильно ослабе!
вает, а у меньшинства усиливается мотивация достижения бо!
лее высоких уровней мотивации.
IV закон иерархии — на каждом уровне иерархии суще!
ствует система фильтров, через которые осуществляется отбор кадров, переходящих из более низких уровней иерархии на бо!
лее высокие; по мере восхождения по ступеням иерархии слож!
ность и проницаемость этих фильтров возрастает, соответствен!
но, убывает их пропускная способность.
На протяжении последних тысячелетий и в настоящее вре!
мя продвижение по иерархии управления осуществляется не столько благодаря творческим, интеллектуальным способнос!
тям, таланту, нравственным качествам, сколько благодаря:
– наследственному статусу и родственным связям;
– “социальной мудрости”, “социальной культуре”;
– коррупции, хитрости, изворотливости, взяткам и т. д.;
741
– стечению обстоятельств.
В обществе сформировались следующие каналы вертикаль!
ной мобильности (продвижения по уровням иерархии):
1) деньги;
2) армия;
3) семья;
4) образование;
5) государство;
6) партия;
7) общественная организация;
8) церковь;
9) производственно!профессиональная деятельность;
10) группа (обычно неформальная);
11) мафия;
12) идеологизированные тайные общества.
Фильтры иерархии обладают двойственной природой, вы!
ступая либо как пропуск на более высокие ступени, либо как запрет.
Например, в США все заведующие отделами крупных фирм имеют ученую степень доктора наук, в данном случае эта степень является пропуском наверх.
Напротив, пожилой возраст (степень доктора наук нередко сочетается с ним) часто служит препятствием для занятия мно!
гих руководящих должностей.
Следствие А из закона IV — экзамены для кандидатов,
стремящихся перейти на более высокий уровень иерархии, с каждым уровнем усложняются. В данной связи следует обра!
тить внимание на экзамены в древнем Китае для соискателей государственных должностей. В экзамене мог принять участие каждый. Выдержавший экзамен определенного уровня получал право занимать государственную должность соответствующе!
го ранга.
Великий китайский писатель Пу Сун Линь в рассказе “Ми!
нистр литературного просвещения” описывает один из таких экзаменов.
742
Студент, участвующий в экзамене, проживал в одной комнате с молодым человеком, тонким знатоком литературы,
отличающимся глубиной ума, быстрой сообразительностью.
Он дал много дельных советов студенту, высоко оценил его конкурсные стихи. Однако этот студент не прошел конкурс.
Победил его соперник. Сосед студента заявил, что стихи по!
бедителя тошнотворны. Он взял их текст и сжег его. Видев!
шие такое действие стали упрекать этого таинственного че!
ловека в том, что он судит о стихах, не зная их содержания, в ответ тот стал цитировать отрывки только что сожженных стихов. В конце рассказа выясняется, что сосед студента оби!
тал не в физическом, а в астральном (небесном) теле, а в Не!
бесной Канцелярии он занимал должность министра литера!
турного просвещения.
В одной из китайских повестей главный герой вышел побе!
дителем экзамена самого высокого уровня иерархии, что дава!
ло ему право на занятие поста премьер!министра Китая. Одна!
ко он отличался невероятным внешним уродством. Когда импе!
ратор его увидел, то не пожелал назначать на должность главы правительства. Тогда победитель конкурса в отчаянии бросил!
ся на пики стражников и переселился в тонкий мир. Там он был поставлен по велению Небесной Канцелярии во главе большого вооруженного отряда, который находил различного рода дья!
волов в тонком мире и уничтожал их, чему и посвящена боль!
шая часть этой китайской повести.
Следствие Б из закона IV: излишнее ужесточение фильт!
ров иерархии (социальных фильтров вертикальной мобильнос!
ти) может затруднить решение задачи продвижения наверх по ступеням иерархии наиболее способных в профессиональном отношении людей. В таком случае функция продвижения на!
верх через социальный канал превращается в дисфункцию.
Примеры дисфункции:
а) наличие престижных школ и вузов преимущественно для детей особо богатых родителей приводит к отсеву большей час!
ти талантливой молодежи;
743
б) номенклатурный подход к укомплектованию руководя!
щих должностей (процветал в СССР, после чего был сменен еще худшим подходом отбора высших руководителей по принципу
“из грязи в князи” из числа случайных людей, ничем не про!
явивших себя в положительном смысле) приводит к недопуще!
нию многих талантливых высоконравственных людей на руко!
водящие должности;
в) тайные общества осуществляют отсев талантливых лю!
дей, не прошедших фильтров послушания их лидерам и уста!
вам (жестокость этих фильтров резко возрастает по ступеням иерархии;
г) пирамида престижных университетов (особенно харак!
терно для США и Великобритании) отбирает претендентов на наиболее влиятельные должности в сфере государственного и профессионального управления из числа узкого круга лиц —
студентов этих университетов (детей из богатых семей и актив!
ных талантливых представителей среднего класса, проводят к тому же всех через фильтры масонских лож, часто и фильтры однополой “любви”, что делает прошедших их особенно надеж!
ными в том смысле, что объединяет их в замкнутую касту осо!
бой половой ориентации; не случайно в Англии, например, мно!
гие члены кабинета министров являются одновременно и масо!
нами, и гомосексуалистами).
Результат дисфункций фильтров вертикальной мобиль!
ности по ступеням иерархии — вырождение управленческой элиты.
В США в 80!е гг. среди менеджеров и рабочих проводился социологический опрос на предмет выяснения ценностных пред!
почтений для рабочих.
Менеджеры посчитали, что для рабочего на 1!м месте сто!
ит заработная плата, 2!м — гарантия занятости, 3!м — условия работы. У рабочих приоритеты оказались совсем другие: 1) ува!
жение к их труду; 2) уважение к их личности. Степень непони!
мания менеджерами своих рабочих характеризует уровень дег!
радации американских менеджеров.
744
Существует также механизм нисходящей мобильности по ступеням иерархической лестницы.
Номенклатурный принцип подбора кадров сильно затруд!
няет действия механизма нисходящей мобильности.
Конкуренция активизирует этот механизм. Однако конку!
ренция — тоже не идеальный способ решения проблемы нис!
ходящей мобильности. В результате стечения обстоятельств конкурентной борьбы и вследствие применения в ней нечест!
ных приемов вниз по ступеням иерархии опускаются не толь!
ко недостаточно талантливые и в профессиональном отноше!
нии менее эффективные менеджеры и специалисты или недо!
статочно нравственные, но и во всех отношениях весьма дос!
тойные люди.
Нередко действию механизма нисходящей мобильности препятствуют те же самые рычаги, при помощи которых осу!
ществляется вертикальная мобильность, в частности деньги
(взятки), родственные связи, тайные общества и т. п.
Следствие В из закона IV: чем жестче фильтры!барьеры в иерархии власти и привлекательны ее посты, тем больше число людей, неспособных подниматься наверх через результаты сво!
ей общественно!полезной деятельности, используют обходные пути (недостаток ума компенсируется хитростью и подлостью,
заключается выгодный для карьеры брак, оказываются разно!
го рода личные услуги тому, кто обладает мощной “мохнатой”
лапой, способной забросить наверх и т. д.).
Накопление в обществе критической массы бездарных ру!
ководителей приводит к застою, коррупции, круговой поруке.
При этом почти закрывается (предельно затрудняется) путь наверх талантливым людям. Ведь талантливые люди в опреде!
ленных обстоятельствах могут пропускать наверх людей без!
дарных, а бездарные люди на высоких постах никогда не допу!
стят наверх талантливых людей. В итоге возникает асиммет!
рия управленческой пирамиды.
Следствие Т из закона IV: по мере продвижения наверх по ступеням иерархии интенсифицируетсяконкуренция за долж!