Файл: И. К. Ларионов д э. н., профессор, заслуженный деятель науки рф.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 627

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

774
Отсутствие сплоченности в малых группах, образующих коллектив фирмы (организации), сопровождается значительной текучестью кадров.
В социологии выделяется понятие референтной группы, т.
е. группы, членом которой определенный тип (вид) людей хотел бы стать, это для них эталон — группа мечты.
Часто в качестве подобного эталона может выступать не группа, а определенный социальный слой.
Референтные группы порождают у соответствующих ин!
дивидов стремление уподобиться членам такой группы, стать похожим на них, разделять их интересы, ценности, нормы по!
ведения, образ жизни и т. д. При этом индивид хочет получить положительную оценку и признание со стороны референтной группы.
У многих людей есть референтная группа, часто у одного человека есть несколько референтных групп (по разным сфе!
рам жизнедеятельности).
Мнение референтной группы называют в социологии мне/
нием значимых других.
Вышеизложенное можно выразить следующим образом
(рис. 8.8).
1   ...   50   51   52   53   54   55   56   57   ...   61

Рис. 8.8. Мнение референтной группы
Особое внимание нужно обратить на два типа малых групп.
I тип малой группы, в которую составляющие ее личности входят целиком (например, группа закадычных друзей или ячейка какой!либо секты).
II тип малой группы, в которую личности входят только сво!
ими отсеками (например один и тот же человек входит в состав семьи, производственного коллектива, спортивной команды).

775
Проблема малых групп исключительно важна для страте!
гического управления экономическими системами на всех его уровнях, начиная с коллектива отдельной фирмы (организации)
и кончая национальной экономикой в целом, по двум причинам:
Во/первых, в самом содержании стратегических планов и программ, несущих в себе значительную социальную составля!
ющую (а без нее не могут быть успешными никакие стратеги!
ческие разработки), необходимо уделить должное внимание малым группам, в частности, учитывая:
а) как активизировать творчески!созидательный потенци!
ал малых групп и направить его на достижение ориентиров,
предусмотренных в планах и программах;
б) как согласовать противоречивые интересы малых групп;
в) как нейтрализовать малые группы отрицательной на!
правленности с позиций общественных и государственных ин!
тересов;
г) как добиться приемлемого уровня распространения не!
формальных отношений, структурируемых в малые группы, в системе, относительно которой составляется программа или план;
д) как оптимизировать соотношение между руководителя!
ми и лидерами малых групп.
Разрешение названных выше проблем в процессе страте!
гического планирования и программирования не может и не дол!
жно учитывать каждую малую группу в отдельности, особенно в большой системе, в рамках которой образовалось большое чис!
ло малых групп. Необходимо планировать и программировать создание, развитие и функционирование механизмов, в поло!
жительном отношении воздействующих на малые группы при нейтрализации факторов, оказывающих на них антиобществен!
ное воздействие.
Во/вторых, стратегические планы и программы в сфере стратегического управления всегда разрабатываются командой,
в социальном отношении малой группой. Соответственно, в дан!
ной команде должны быть сгармонизированы социальные от!


776
ношения, учитывающие законы формирования и развития ма!
лых групп. Но кроме того, нужно учесть и специфические тре!
бования, предъявляемые к малой группе, существующей в рам!
ках команды управленцев стратегического порядка:
а) лидерство в группе и руководство командой желательно совместить в одном лице;
б) состав группы!команды должен состоять из высококва!
лифицированных специалистов, желательно обладающих вы!
сокой культурой межличностных отношений;
в) в команде!группе должны присутствовать функциональ!
ные лидеры — ведущие специалисты команды, наиболее ком!
петентные по вопросам определенного круга;
г) уровень неформальных отношений в группе должен быть относительно низким;
д) служебные функции членов команды должны явно пре!
валировать над их поведением в качестве члена малой группы.
1.6. Ïîíÿòèå ìåòîäîâ è ìåõàíèçìîâ óïðàâëåíèÿ
На протяжении истории человечества найдено и апробиро!
вано множество методов и механизмов управления. Постоянно изобретаются новые методы и механизмы.
Секрет эффективного управления состоит в подборе в со!
ответствии с конкретной ситуацией методов и механизмов и выстраивания их в единую гармоничную систему.
Несмотря на разнообразие, в методах и механизмах управ!
ления, в том числе и стратегического, есть общие черты. Но прежде чем вести о них речь, дадим определение метода, меха!
низма и системы управления.
Метод управления — это управленческий прием, определен/
ный комплекс действий по управлению, в том числе и стратеги!
ческому управлению экономической системой любого уровня.
Механизм управления — это последовательное взаимодей!
ствие с учетом прямых и обратных связей строго определенно!
го набора методов управления для получения заранее задуман!
ного результата.

777
Система методов управления (СМУ) — это его организаци!
онная структура совместно с функциями, методами и механиз!
мами управления, применяемыми в этой системе.
Во!первых за всеми видами СМУ скрыт основной управ!
ленческий блок (управленческий геном).
Во!вторых, СМУ подразделяются на типы в соответствии с различным характером труда исполнителей в управленчес!
кой системе.
1 тип. В труде находит достаточно полное выражение твор!
чески созидательный потенциал человека, и потому такой труд в самом себе имеет свое собственное вознаграждение, принося человеку подлинное счастье. При этом:
а) статусные и нравственные мотивы к труду выступают на первый план;
б) материальное вознаграждение уходит на второй план или сочетается с основным мотивом труда и его усиливает (иначе в ряде случаев работник может уйти на неинтересную для него работу за большое материальное вознаграждение);
в) санкции играют второстепенную роль, в основном в свя!
зи с недопущением нежелательных действий исполнителя и нарушений им технологической дисциплины.
2 тип. В труде мало или совсем не выражен творчески!со!
зидательный потенциал человека. В таком случае на первое место выступает один из трех вариантов или их сочетание:
а) материальное вознаграждение;
б) моральная обязанность;
в) наказание;
3 тип. Труд носит смешанный из двух первых типов ха!
рактер, причем:
а) для одних работников труд является преимущественно творчески!созидательным;
б) для других — исключительно вынужденным бременем;
в) для третьих — частично творчески!созидательным, час!
тично выступающим как бремя.


778
В!третьих, реализация управленческих решений основы!
вается на одном из нескольких типов или на сочетании в том или ином виде.
I тип основы — власть и подчинение, обеспечивающие пря!
мое управление путем:
а) принуждения и страха наказания;
б) материальных выгод;
в) статусных привилегий;
г) нравственной убежденности;
д) морального давления;
е) мировоззренческих ценностей;
ж) сочетания различного рода из элементов от “а” до “е”.
II тип основы — запрограммированное, косвенное управ!
ление поведения людей через распространение среди них оп!
ределенных идей, критериев оценок, мифов и т. п., в том числе и дезинформации.
III тип основы — управление в виде координации действий людей, добровольно и заинтересованно выполняющих соответ!
ствующие действия.
Назовем 1 тип — прямым, 2 тип — косвенным, 3 тип — ко/
ординационным.
В!четвертых,СМУ различаются применительно к трем
типам систем.
I тип систем — полностью самостоятельно действующие в окружающей их среде, через ограничение их самостоятель!
ности косвенно, через воздействие внешней среды. Такие сис!
темы обладают полной относительной свободой, они подвер!
жены государственно!правовому воздействию и другим влия!
ниям внешней среды. Если в социальной сфере возможна пол!
ная относительная свобода, то абсолютная свобода в ней невоз!
можна в принципе. В частности, даже руководители, облечен!
ные высшей властью часто вынуждены принимать не те реше!
ния, которые они хотят, а те, которые требуют обстоятельства.
Когда накануне ввода в Чехословакию советских войск в СССР
приехали чешские руководители, то Л. И. Брежнев сказал им

779
примерно следующее: “Вы думаете, что если получили власть,
то можете править так, как хотите? Я в нашей стране обладаю властью, но принимаю только одну треть решений так, как это!
го хочу, а две трети решений — так, как этого не хочу”.
II тип систем — действующие в рамках подчинения (пря!
мого или косвенного) системе более высокого уровня.
III тип систем — действующие на смешанной основе, са!
мостоятельные в одних вопросах и подчиненные в других.
В!пятых, наличие открытых и закрытых управляемых
систем при выделении в части открытых систем закрытого
блока функционирования, что увеличивает многообразие ви!
дов СМУ.
В!шестых, СМУ сильно различаются в легитимных и не/
легитимных, в том числе криминальных системах. Иногда встречаются легитимные преступные системы, например фашистская Германия.
Методы управления необходимо выбирать в зависимости от конкретных обстоятельств, состояния субъекта и объекта управ!
ления. При этом выбранные методы управления необходимо объе!
динять в систему, в которой все методы взаимно дополняли и уси!
ливали бы друг друга, а не вступали в конфронтацию один с дру!
гим. Например, отдача распоряжения в форме просьбы исклю!
чает распоряжение в форме обязательного задания.
Методы управления объективно характеризуются чрезвы!
чайным разнообразием. Талантливые руководители постоянно изобретают новые методы. Управленцам желательно накапли!
вать банк данных о СМУ.
1.7. Îñîáåííîñòè ñòðàòåãèè óïðàâëåíèÿ ýêîíîìè÷åñêèìè
ñèñòåìàìè
Стратегия управления экономическими системами охваты!
вает:
– экономические системы разного уровня, типа, вида;
– отдельные структурообразующие блоки экономических систем.


780
Первая главная особенность стратегии управления эконо/
мической системой [СУЭС] состоит в том, что она имеет дело с людьми, их группами (сообществами) и с сетями их разнород!
ных, прежде всего производственных (деловых), отношений.
Аналогично тому, как физический мир состоит из атомов,
системы в СУЭС (управляющие и управляемые) состоят из от!
дельных людей, с последующей их группировкой в различного рода структуры.
Каждый человек, входящий в любую социальную или эко!
номическую систему (обычно человек входит сразу в несколько социальных и экономических систем, например: гражданство страны, членство профсоюза, принадлежность к религиозной конфессии, занятость в качестве работника в определенной мик!
роуровневой экономической системе, допустим в качестве слу!
жащего банка), выступает по отношению к ней тремя зонами
своей личности:
– зона А — открытая заинтересованность в системе;
– зона Б — закрытая (теневая, тайная) заинтересованность в системе;
– зона В — безразличие к системе.
Управление в системе осуществляется чаще всего открытым образом, через воздействие прежде всего на зону А. Но чтобы быть успешным, оно должно учитывать также зоны Б и В. Предпосыл!
кой повышения эффективности управления системой является максимально возможное увеличение, но в разумных пределах,
зоны А и, соответственно, — сокращение зон Б и В.
Вторая главная особенность СУЭС состоит в том, что один и тот же человек, являющийся как субъектом управления (СУ)
в ней, так и объектом управленческого воздействия (ОУ), в раз/
ных ситуациях и в разные периоды жизни может проявлять
различные уровни своей личности и различные пласты своей
деловой активности:
а)творчески!созидательный;
б) разрушительный;
в) механический незаинтересованный;

781
г) механический заинтересованный.
Каким именно пластом своей деловой активности человек окажется подключенным к социальной и экономической систе!
ме это зависит:
1) от уровня социального развития общества в целом;
2) степени развития его производственных сил;
3) мировоззренческих ценностей, господствующих в обществе;
4) разделения и кооперации общественного труда;
5) системы распределение работников по рабочим местам;
6) этапа переживаемого обществом (подъем или упадок в мирное время, война, революция, разруха, восстановление пос!
ле разрухи или окончательное разложение).
Третья главная особенность СУЭС применительно к ме!
тодам управления состоит в том, что социальные и экономичес!
кие системы, в том числе их управляемые и управляющие бло!
ки, характеризуются:
а) особо большим числом уровней иерархии;
б) переплетением и взаимопроникновением различного рода социальных и экономических систем;
в) подключением одних и тех же людей одновременно к не!
скольким системам;
г) растущим разветвленнием и усложнением общественных отношений по всем структурам социальных и экономических систем всех уровней;
д) личной, с сильным эмоциональным окрасом заинтересо!
ванностью, в том числе часто корыстной, по поводу функциони!
рования тех или иных блоков отдельных социальных и социо!
технических систем и социальной системы общества в целом;
е) сильной инерционностью социальных и экономических систем, обусловленной традициями, привычками, инерцией мировоззрения, что вместе взятое помножено на вертикальную
(иерархическую) и горизонтальную взаимосвязь всех соци!
альных систем общества и их блоков.
Четвертая главная особенность СУЭС состоит в сочета!
нии: