Файл: И. К. Ларионов д э. н., профессор, заслуженный деятель науки рф.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 624
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
782
а) прямого властного управления, в особенности в государ!
ственно!правовой форме;
б) косвенного управления поведением людей через распро!
странение в обществе определенных мировоззренческих цен!
ностей (в тоталитарных сектах после мировоззренческого раб!
ства следует и физическое порабощение);
в) теневого управления через неформальные группы, кла!
ны, номенклатуру, мафиозные группировки;
г) тайного управления через секретные общества, иногда приходящие к открытой власти (большевики в России, фашис!
ты в Германии, масоны в США и Западной Европе).
Пятая главная особенность СУЭС — взаимодействие ду/
ховно/мировоззренческих (в том числе религиозных) и мате/
риально/принудительных, и материально/стимулирующих
критериев жизненных ценностей и рычагов власти.
Шестая главная особенность СУЭС — объективно!обус!
ловленное деления общества на четыре касты
1
, внешне выра!
женные или внутренние, причем внешнее и внутреннее выра!
жение этих каст может как совладать, так и не совладать.
Седьмая главная особенность СУЭС — зависимость всех экономических и социальных систем и СМУ от двух крайних
полюсов — состояния личности и состояния общества в це/
лом, выбора им социально!экономической и политической сис!
темы.
1 1) Общество древних индусов подразделялось на четыре касты:
жрецы (брамины); воины и правители (кшатрии); купцы, предпринима!
тели (вайшью); работники (шудры). В любом современном обществе объек!
тивно обусловленном образом имеет место деление на аналогичные четы!
ре касты: 1) генераторы новых идей, подходов и т. п. (философы, ученые,
деятели искусства и т. д., т. е. современные жрецы); 2) правящая элита и силовые структуры (современные кшатрии); 3) предприниматели, хозяй!
ственники, экономисты и т. д. (современные вайшью); 4) работники!испол!
нители, не только рабочие, но и служащие (современные белые и серые воротнички образуют касту, аналогичную касте работников в древности).
783
1.8. Êðàåóãîëüíûé êàìåíü ñòðàòåãèè óïðàâëåíèÿ
ýêîíîìè÷åñêèìè ñèñòåìàìè
Стратегическое управление, в том числе и особенности стра!
тегии экономического и социального управления, обладают осо!
бой сущностью, отличающей их от других видов управления.
При этом оговоримся, что речь идет о подлинном стратегичес/
ком управлении. Часто многие виды управления называют стра!
тегическими, но на деле таковыми не являются.
Составления планов и разработки программ на период в 5,
10 лет, даже если эти планы или программы носят комплекс!
ный характер, — еще явно недостаточно для того, чтобы эти планы и программы носили стратегический характер. Конечно,
устремленность в будущее на 5, 10, 15 и более лет, на целые по!
коления — все это необходимые элементы стратегии разви!
тия, стратегии управления, в том числе и экономического, но еще недостаточные.
Развитие по инерции в долгосрочном плане не может быть
отнесено к стратегии развития. Соответственно, управление таким развитием, которое выступает в качестве управления по
инерции, инерционным процессом, даже в долгосрочном раз!
резе не связано с осуществлением стратегии, иначе говоря, не носит стратегического характера.
Коренное отличие текущего, оперативного и т. п. управле!
ния от управления стратегического аналогично различию меж!
ду классической и ядерной физикой. Стратегия управления уподобляется ядерной физике, потому что, как через измене!
ние ядерных структур, возникают новые качества в веществе и генерируется качественно новая и неизмеримо более мощ!
ная энергия, посредством более глубинных структурных из!
менений в управляемом экономическом объекте, кардиналь!
ных переориентаций прямых и обратных связей и действий в управляемой системе (ее субъекте и объекте управления) до!
стигается принципиально новое качество развития, что позво!
ляет системе подняться на новый уровень жизнесуществова!
784
ния, стать более устойчивой (стабильной), приобрести положи!
тельные качественно новые свойства и обеспечить количе!
ственный рост системы.
Таким образом, сущность стратегии управления характе!
ризуется наличием:
– долгосрочного характера управления, устремленного в будущее, что находит свое выражение в разработке планов и программ на длительный период времени;
– фундаментальных структурных изменений внутри уп!
равляемой системы (ее субъекте и объекте управления), когда кардинальным образом меняется характер и механизм взаимо!
действия глубинных, сущностных элементов, образующих эту систему, причем эти коренные изменения усиливают стабиль!
ность данной системы, обеспечивают ее качественный и коли!
чественный рост.
Кардинальное отличие стратегического управления от всех других видов управления не ограничивается присутстви!
ем в стратегии управления элемента долгосрочности и элемен!
та глубинных структурных преобразований факторов разви!
тия и механизма их взаимодействия. К стратегии управления
(в особенности экономического и социального) принадлежит еще один важный компонент — элемент системности. Нали!
чие этого элемента вытекает из элемента глубинных структур!
ных преобразований. Ведь такие преобразования можно про!
водить только системным образом, т. е. отдельным существен!
ным преобразованием глубинного порядка должны параллель!
но соответствовать цепочки и даже сети сопутствующих су!
щественных преобразований других глубинных элементов си!
стемы. В противном случае положительные в качестве единич!
ных отдельные преобразования могут потянуть за собой не!
желательные последствия, значительно перекрывающие по!
лученный эффект, по поговорке “голову вытащили, да хвост увяз”.
Отличительные особенности стратегии управления, в осо!
бенности социального, могут быть представлены в виде табл. 8.2.
785
Таблица 8.2
1 ... 51 52 53 54 55 56 57 58 ... 61
Отличительные характерные черты стратегии
социального управления
Сущностно!структурный анализ категории стратегического управления экономическими системами обладает не только те!
оретическим, познавательным значением, но и играет важную практическую роль в разработке стратегических проблем уп!
равления. Это позволяет поставить систему вопросов в ходе раз!
работки стратегии управления, поиски ответов на которые при!
ведут к разработке эффективной стратегии развития системы.
Комплекс таких вопросов представляется в следующем виде:
1. Следует ли скорректировать миссию системы, дерево ее целей и задачи развития, если это необходимо, то каким обра!
зом конкретно?
2. Какие факторы развития (в том числе факторы произ!
водства) наличествуют в системе?
3. Не упущены ли какие!либо факторы развития, в особен!
ности интеллектуально!информационного, социального, психо!
логического, духовного порядка?
4. В полной ли мере активизированы все факторы разви!
тия, если нет, то почему?
786 5. Каков механизм взаимодействия факторов развития (в том числе производства)?
6. В чем сильные и слабые места их комбинирования и вза!
имодействия?
7. Как можно усилить и развить сильные стороны и нейтра!
лизовать слабые или даже превратить их в сильные?
8. Следует ли улучшить действующий механизм комбини!
рования и взаимодействия факторов развития или он требует замены качественно новым механизмом?
9. Если механизм комбинирования и взаимодействия сле!
дует улучшить, то как это следует осуществить конкретно?
10. Если механизм комбинирования и взаимодействия не!
обходимо заменить качественно новым, то какова модель этого нового механизма?
11. Каковы способы и этапы замены старого механизма новым?
12. Каковы линии изменений по всем единичным мерам пре!
образования и как эти меры и изменения могут быть преобра!
зованы в систему?
13. В каком конкретно виде могут быть разработаны долго!
срочные планы и программы развития управляемой системы?
14. Каким конкретно образом эти планы и программы могут быть объединены в единое целое — системную стратегию развития?
15. Каково состояние и перспективы развития среды, окру!
жающей управляемую систему?
16. Может ли управляемая система воздействовать на ок!
ружающую ее среду, и если может — то как конкретно?
17. Как система планов и программ согласуется с состояни!
ем и динамикой окружающей среды и какие коррективы в эти планы и программы следует внести в связи с прогнозом развер!
тывания внешней ситуации вокруг управляемой системы?
18. Каковы критерии и показатели успешного развития уп!
равляемой системы?
19. Каковы способы активизации и гармонизации методов,
интересов и стимулов участников системы долгосрочных пла!
нов и программ?
787 20. Каков механизм контроля за осуществлением планов и программ?
21. Каковы структуры, методы и формы управления систе!
мой долгосрочных планов и программ?
22. Каков круг ответственных за разработку и выполнение планов и программ?
23. Каковы конкретно вознаграждения и санкции, приме!
няемые в процессе стратегического управления?
24. Как должны корректироваться стратегические планы и программы и стратегия развития в целом?
1.9. Âçàèìîñâÿçü ñòðàòåãèè óïðàâëåíèÿ
ñ óïðàâëÿåìûìè ñèñòåìàìè è èõ ôóíêöèÿìè
В современной теории управления преобладает ситуаци!
онный подход, т. е. такой, когда система управления и его мето!
ды определяются на основе учета конкретной ситуации, в осо!
бенности объекта управления, характера его развития и состо!
яния и динамики его внешней среды. При этом:
а) либо под управляемую систему подбираются функции,
позволяющие ей как минимум сохранить себя и как максимум укрепиться, развившись качественно и расширившись по мас!
штабам деятельности;
б) либо под необходимый и заранее определенный набор функций создается соответствующая управляемая система,
состоящая из субъекта и объекта управления.
Определенные системы и методы управления, благоприят!
ные в одних случаях, могут быть губительными в других.
Каждая управляемая система индивидуально/конкретна.
В то же время в существенной части своих черт управляемые системы обладают определенной общностью. При этом разли!
чаются типы и виды управляемых систем. Соответственно,
различаются:
– общие основы и методы управления;
– системы и методы управления (СМУ) для систем опреде!
ленных видов (классов);
788
– СМУ для индивидуально!конкретной системы.
Социальные и экономические системы различаются по кру/
гам охватываемых элементов, начиная с семьи и отдельно взя!
того предприятия или одного из его структурных подразделе!
ний и завершая уровнями суверенного государства и его эконо!
мики, а также уровнем человеческого сообщества и мировой экономики в целом.
В рамках каждого круга социальных и экономических сис/
тем различаются их типы. Например, социально!экономичес!
кие системы в масштабе государства могут относиться к раз!
личному типу, в частности рабовладельческому обществу, фе!
одализму, капитализму, социализму, смешанной общественной системе, на этапе постиндустриального или информационного развития.
В пределах одного и того же типа социально!экономичес!
ких систем существуют их различные виды. Например, виды социализма в СССР, ГДР, Вьетнаме, на Кубе и т. п. разительно отличались друг от друга, аналогично тому, как капитализм в
США отличается от капитализма в Индии.
В рамках типов и видов социально!экономических систем существуют индивидуально!конкретные системы. Кроме того,
встречаются уникальные, индивидуально!неповторимые соци!
альные системы.
Каждая экономическая система обладает:
а) миссией, т. е. определенным предназначением, предце!
лью или глобальной целью (у древних индусов каждый человек и система обладали своим предназначением, т. е. миссией, кото!
рая называлась дхармой);
б) деревом целей, вырастающим из корня миссии системы.
Экономическая система в соответствии с ее миссией, дере!
вом целей и окружающей средой обладает функциями и под/
функциями.
Как только создана система с определенной миссией, то следствием этого является объективное определение в потен!
циале ее дерева целей, функций и подфункций.
789
В данной связи перед стратегией управления экономичес!
кой системой объективно обусловленным образом возникают следующие задачи:
1) четко осознать миссию системы, дать ей девиз;
2) перевести из потенциального состояния в актуальное и оформить: а) дерево целей; б) функции; в) подфункции;
3) учесть, проанализировать и оценить ресурсы экономи!
ческой системы с учетом потенциала их комбинирования, выя!
вить возможности их исчерпания и пополнения;
4) охарактеризовать состояние внешней для системы сре!
ды и спрогнозировать ее развитие;
5) оценить потенциал команды менеджеров, которые уже присутствуют в системе или которых можно в нее привлечь в случае замены команды (либо создания системы и ее управлен!
ческой команды заново).
На основе решения пяти вышеназванных задач можно по!
добрать (скомбинировать) оптимальную организационно!управ!
ленческую структуру экономической системы и создать наибо!
лее эффективную для данного случая систему управления.
Пятая задача взаимодействует с первыми четырьмя зада!
чами по принципу обратной связи, как объект управления вза!
имодействует с субъектом управления. При этом существует возможность многовариантных подходов.
К экономическим системам помимо мировой экономики в
целом, экономики ее межгосударственных блоков, нацио/
нальных экономик в целом относятся самые разнообразные предприятия и организации всех уровней в области производ!
ства общественно!полезной продукции, как материальной, так и интелектуально!информационной, в виде товаров или услуг.
Сюда, например, относятся производственные предприятия,
финансово!промышленные группы, научно!исследовательские организации, высшие, средние и начальные учебные заведения,
учреждения здравоохранения, культуры и т. д.
В теории и практике менеджмента особенно обстоятельно разработаны методы управления, в том числе и стратегическо!
790
го, применительно именно к уровню отдельно взятой организа!
ции, предприятия, фирмы и т. д.
В существенной части с учетом необходимой коррекции эти методы применимы и к управлению экономическими система!
ми более высокого уровня, в том числе и в стратегическом клю!
че, однако далеко не во всем. Экономические системы более вы!
сокого уровня обладают весьма значительной спецификой. Та!
кая специфика учитывается далеко не всегда, в частности, по!
тому что вопросы управления экономическими системами на глобальном уровне и на уровне национального государства раз!
работаны на порядок менее глубоко и обстоятельно, чем управ!
ление экономическими системами на микроуровне.
Недостаточная разработанность вопросов управления эко!
номическими системами на национальном и глобальном уров!
нях обуславливается следующими причинами:
1) засекреченность процесса разработки и принятия реше!
ний стратегического порядка на глобальном уровне и в масшта!
бе отдельно взятой страны;
2) корыстные интересы, связанные с анализом ситуации в социально!экономической и политической сферах, происходя!
щими в них процессами, принимаемыми по ее поводу стратеги!
ческими и тактическими решениями;
3) груз инерции;
4) тенденциозность, как подсознательная, так и осознанная;
5) пропагандистское зомбирование населения со стороны средств массовой информации, находящихся под контролем сил,
преследующих корыстные интересы.