Файл: И. К. Ларионов д э. н., профессор, заслуженный деятель науки рф.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 625
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
791
2. Îñíîâíûå ðû÷àãè êîñâåííîãî
âîçäåéñòâèÿ ñòðàòåãè÷åñêîãî ïîðÿäêà
2.1. Èíôîðìàöèÿ è èíôîðìàöèîííûå ïîòîêè,
èõ ïðèìåíåíèå â ñòðàòåãè÷åñêîì óïðàâëåíèè
Нарастание самых разнообразных информационных пото!
ков, их интенсификация служат признаком перехода общества от индустриальной к информационной стадии развития. Это не означает, что общество должно деиндустриализироваться, вер!
нуться на лоно природы и жить деревнями, связанными в еди!
ное общепланетарное целое компьютерной сетью. Индустрия должна быть не только сохранена, но ее необходимо развивать и расширять, но на качественно новой основе, преобразовывая ее в практически безотходные замкнутые циклы, гармонично вписанные в возрождаемую природу. Именно прорывы в сфере информации (в виде прорывных научно!технических разрабо!
ток и технологий) позволяют осуществлять подобное преобра!
зование индустрии, при этом имеет место центрирование, по!
ляризация технико!технологических информационных потоков на целевой установке преобразования индустрии в направле!
нии сочетания (синтеза) ее экологичности и высшего типа про!
изводительности.
С переходом к информационной стадии развития общества производство информации становится более важным, ценным,
значимым в сравнении с производством товаров и бытовых ус!
луг, другими словами информатизация в качественном и коли!
чественном аспектах одновременно начинает превалировать над индустрией, вместо того чтобы обслуживать индустрию, выс!
тупая ее придатком, как это имело место в прошлом и во многом
792
все еще имеет место до сих пор. Казалось бы, вызревающая в данном отношении тенденция общественного развития ясна.
Однако информация при всей ее значимости никогда не может стать самоцелью, она не может служить себе самой. Нет и не может быть чистого, полностью объективного знания, хотя мно!
гим подобный вывод может показаться странным. Но даже та!
кая, казалось бы, безусловно объективная характеристика, как вес тела, по существу является соотношением между его весом и весом сначала субъективно, а потом общепризнанно избран!
ного эталонного тела, которому присвоено название грамма, ки!
лограмма, тонны. То же самое можно сказать и об измерении времени. Всякое действие человека имеет в качестве побуди!
тельного толчка мотив, интерес, осознание которых превраща!
ет их в цель. Соответственно, информация собирается и струк!
турируется человеком исходя из его целевых установок. Завое!
вание и использование в своих интересах внешнего мира осу!
ществлялось человеком при помощи индустрии, соответствен!
но, информация обслуживала этот процесс, будучи центриро!
вана на решении конкретных индустриальных задач.
Информатизации, переросшей границы индустрии, для сво!
его дальнейшего развития потребуется центрирование на ка!
чественно новых целях, что равнозначно революции в сфере целевых установок как отдельных личностей, так и общества в целом. В чем природа грядущей информационной революции?
Известно, что человек по своей многоуровневой природе,
духовной и материальной, имеет целевые установки двух ти!
пов. Один тип связан с созданием комфортных условий биоло!
гического существования, его продлением на возможно более долгий срок, обеспечением личной безопасности в материаль!
ном мире. На этой почве зародилась масса побочных целевых установок, связанных с элементами престижа, с утверждением собственной личности в психике других людей благодаря как обладанию вещами обеспечивающими комфорт и безопасность,
так и личным заслугам в их производстве или концентрации в собственном распоряжении, в особенности при помощи облада!
793
ния властью. Другой тип целевых установок связан с внутрен!
ней мотивацией, нахождением глубинного смысла жизни, скла!
дыванием отношений с людьми не на базе вещного достатка и места в иерархии власти и престижа, а на основе внутреннего притяжения или отталкивания. Иначе говоря, если первый тип целевых установок возникает в условиях дефицита, ограничен!
ности материального комфорта и безопасности, то второй тип может возникнуть только в условиях их достатка. Но чтобы цели другого, более высокого, типа утвердились в человеческом об!
ществе, необходимо их сознательно и целенаправленно генери!
ровать со стороны его элиты. Ведь без нахождения смысла и гар!
монии в душе человека при каком угодно материально!техни!
ческом обеспечении он никогда не обеспечит себе ни полного вещественного комфорта, ни подлинной безопасности. Душев!
ные болезни быстро и неизбежно приводят к заболеванию тела.
Душевная дисгармония приведет к вражде, в конечном итоге —
к уничтожению людьми друг друга.
Нахождение новых смыслов и целевых установок, т. е. про!
ведение смыслоцелеполагающей революции в обществе являет!
ся не только условием перехода к новой исторической ступени общества, но и условием выживания человечества при обостря!
ющемся экологическом кризисе, корень которого нужно искать в извращении целевых установок современной цивилизации.
Осуществить смыслоцелеполагающую революцию может только новая элита человечества, которая способна сформи/
роваться на основе организации принципиально нового типа,
вызревающей в недрах интенсивных информационных по/
токов.
Все прошлые и настоящие элиты в человеческом обществе создавались и структурировались прежде всего на почве влас!
ти и денег, во вторую очередь — на базе духовно!интеллекту!
альных способностей. Эти элиты являли и до сих пор являют собой организационные структуры, строящиеся на основе двух принципов: 1) наличие во главе лидера (вождя и т. п.); 2)
наложение на членов оргструктуры значительных дисципли/
794
нарных обязательств, ограничивающих степень личной сво/
боды (№ 1 и № 2 и т. д.), что компенсируется привилегиями и
преимуществами, как реальными, так и мнимыми.
Обе вышеназванные сущностные черты обусловливают не!
избежную тенденцию деградации любой организационной структуры, начиная от церкви, политической партии и кончая научным сообществом. Что заставляет сделать подобный вывод?
Прежде всего, последователи лидера всегда ниже его по творчески!созидательному потенциалу. Лидер!первопроходец —
открыватель нового качества. Последователи идут по проторен!
ным им путям. После неизбежного ухода лидера занимающий его место последователь в качественном отношении поведет воз!
главляемую организацию вниз, хотя чисто внешне она может приобретать более яркий блеск и быстро расширять сферу сво!
его влияния. Тем не менее имеет место духовно!психологичес!
кая и культурная энтропия, поскольку потеря качественного роста в ноосфере может означать только деградацию.
Кроме того, личность всегда сознательно или бессознатель!
но пытается компенсировать потерю некоторой степени своей свободы, что выражается либо в деформации реально пресле!
дуемых организацией целей, либо в ее расколе.
Очевидно, что организации старого типа не могут решить задач, возникающих при переходе от индустриальной стадии развития к информационной, а затем и духовно!психологичес!
кой, что связано с созданием смыслоцелевого стержня инфор!
мационных потоков. Более того, организации старого типа не!
избежно становятся все более слабыми по мере нарастания и интенсификации информационных потоков. Ведь классические
организации лидерски/авторитарного типа могут существо!
вать только в условиях духовно/культурного патернализма,
когда формирование личности происходит от поколения к по!
колению в рамках узкого информационного коридора. Однако эти рамки все более размываются современными информаци!
онными потоками. При этом нивелируются традиционные ду!
ховно!культурные ценности, что при запаздывании формиро!
795
вания их аналога на более высокой ступени развития приводит к разложению общества на уровне смысла и цели. Последнее таит в себе опасность деградации и даже гибели.
Конечно, не следует искусственно забегать вперед в осу!
ществлении смыслоцелеполагающей революции. Для очень мно!
гих людей на долгие годы сохранится приемлемость традици!
онных систем смысла и целеполагания. Но зато другим людям,
вышедшим из патерналистских информационных коридоров,
необходимо возможно быстрее находить новый смысл жизни и новые цели в условиях свободных информационных потоков,
помня, что душа человека не терпит пустоты в еще большей сте!
пени, чем природа.
Смыслоцелеполагающая революция осуществляется в ин!
формационном пространстве, в отличие от политической рево!
люции она носит не разрушительный, а созидательный харак!
тер. Движущей силой этой революции являются информацион!
ные потоки, генерируемые творчески мыслящими людьми. При этом такие потоки являют собой протоорганизации принципи!
ально нового типа.
Во!первых, в информационном потоке нет одного лидера.
Личность многогранна. В одной грани выше одна личность, в другой — другая. Соответственно, все участники потока одно!
временно и учителя, и ученики по отношению друг к другу, хотя,
разумеется, одни более продвинуты, а другие — менее, но, что принципиально важно, самый великий мудрец способен учить!
ся у ребенка, в противном случае он совсем не мудр. В инфор!
мационном потоке преодолевается тенденция его деградации,
связанная с наличием одного лидера. Поток при достижении необходимого качества превращается в цепную реакцию бес!
конечности возрастания смысла, целеполагания и соответству!
ющих им знаний и конструкторско!технологических разрабо!
ток, в том числе и в сфере общественной жизни.
Во!вторых, каждый вступивший в информационный поток вкладывает в него информацию в меру возможности и жела!
ния, черпает ее в меру вместимости, не только не ограничивая
796
свою свободу, но и увеличивая ее. Соответственно, ни один член потока не имеет мотива ни покидать, ни деформировать его.
В!третьих, деформация потока могла бы иметь место толь!
ко в случае внесения в него элементов дезинформации и псев!
доинформации (информационного шума). Однако это противо!
речит самой природе потока. И чтобы ее утвердить, поток сле!
дует структурировать и организовать так, чтобы информация вкладывалась в него экономно, концентрированно, “без воды”.
Это позволит потребителям информационного потока во много раз с меньшим временем и силами овладевать цельным, систем!
ным знанием. Это же одновременно позволит избежать дезин!
формации. Ведь в основе всякого обмана лежит абсолютизация одной из граней истины при забвении ее других граней. Систем!
ный, многогранный подход позволит этого избежать.
В!четвертых, участие в должным образом структурирован!
ном и организованном потоке поможет наиболее продвинутым людям находить друг друга, будет их взаимно усиливать, что позволит в конечном итоге создать новую элиту общества как в области науки, культуры, техники, так и политики.
В!пятых, специализированные информационные потоки
(помимо универсального) призваны помогать людям находить свои ниши в жизни, выбирать разумные варианты поведения в них, что будет означать развитие высокой организации обще!
ства, точнее самоорганизации.
В!шестых, информационные потоки нового типа будут от!
личаться интенсификацией информации и ее самоумножением независимо от носителей информационных потоков, будь то пе!
чатная продукция или компьютерная сеть.
В!седьмых, в самой инфраструктуре информационных по!
токов сохраняют силу прежние принципы организации и управ!
ления — единоначалие и самоокупаемость, прибыльность. Одна!
ко эти подразделения должны не диктовать содержание инфор!
мационных потоков, но лишь обслуживать их. Иначе информа!
ционные структуры окажутся лишенными доверия со стороны общества и вынуждены будут прекратить свое существование.
797
В настоящее время все человеческое общество, включая и российское, как и его экономика, исходные и конечные парамет!
ры которой определяют состояние общества и основные тренды его развития, находится в ситуации глубокого и затяжного кри!
зиса системного порядка. Основным инструментом преодоления этого кризиса объективно призваны стать разумным образом организованные потоки, которые должны очистить обществен!
ное сознание от дезинформационных клише, с одной стороны, а с другой — создать интеллектуальную основу для осознания обществом своего коренного интереса жизнедеятельности, что повлечет за собой преобразование мотивации жизнедеятельно!
сти в направлении приведения ее в соответствие с объективны!
ми требованиями законом экологии человека, природы, обще!
ства. А это уже, в свою очередь, потянет за собой соответствую!
щее преобразование экономических систем на всех уровнях об!
щественного воспроизводства.
Под социально/экономическим возрождением общества
понимается системный многоуровневый процесс, охватываю!
щий все стороны жизнедеятельности людей на всех уровнях его существования и развития, начиная от нахождения смысла ин!
дивидуальной и социальной активности личности (раскрывает и формирует в обществе духовно!культурную сферу) и кончая способами обеспечения материального благосостояния (образует экономическую сферу хозяйственной деятельности).
Современная духовная и социально!экономическая жизнь
России характеризуется трудноразрешимыми противоречи/
ями между следующими моментами:
– не только любому трезвомыслящему исследователю, но и простому объективному наблюдателю становится все более очевидным, что наша страна неуклонно сползает в системный кризис, чреватый катастрофой, геноцидом народов России по аналогии распространения ситуации в Чечне на все государство
(это чувствует почти каждый ее гражданин, но далеко не все доводят это чувство до ясного осознания, исходя из элементар!
ной и вполне оправданной психической самозащиты, посколь!
798
ку и без того наполненная тяготами жизнь в случае предвиде!
ния катастрофы становится просто невыносимой, однако в слу!
чае нахождения ясного пути выхода из кризиса этот барьер са!
мозащиты снимается — следовательно, всякий критический анализ ситуации должен сопровождаться конструктивными предложениями, иначе самоанализ будет отвергнут на подсоз!
нательном уровне);
– существует много различных рецептов излечения рос!
сийского общества, некоторые из которых могли бы способство!
вать выходу из кризиса и устойчивому вступлению страны на путь процветания, но только при одном общественном усло/
вии — принятии этого рецепта достаточным числом социаль!
но активных людей, способных повести за собой подавляющее большинство российского общества (опираясь, естественно, на силу, но не на насилие, без навязывания принуждением того или иного образа жизни десяткам миллионов людей), и данное
непременное условие отсутствует, поскольку российское об!
щество в социально!мировоззренческом плане разделено на ряд сегментов (коммунизм, социал!демократия, национальный капитализм, компрадорский капитализм под маской лозунгов рынка и демократии, православная монархия и др.); разделе!
ние общества на разные социальные мировоззрения сопровож!
дается феноменом наполеонотворчества, когда многие поли!
тические общественные деятели создают в рамках одних и тех же социально!мировоззренческих сегментов центрированные на свою собственную личность партии и движения, тем самым многократно усиливая социально!политический раскол обще!
ства;
– миллионы активных в личностно!индивидуальном плане людей, не примыкающих ни к одной партии и общественному
движению, все свои силы тратят на выживание и обеспечение себе и своей семье благосостояния в одиночку, не понимая, что
в случае падения России в пропасть не только придет конец
их личному благополучию, но и физическое выживание их вме/
сте с семьями окажется под большим вопросом.
799
Только такое социально/политическое движение может
получить в современной идейно!мировозренчески расколотой
России реальную власть и при ее посредстве изменить вектор
развития общества от катастрофы к процветанию, которое сумеет:
а) консолидировать в органическое целое здоровые, жизне/
способные начала, присутствующие во всех мировоззренчес/
ких сегментах общества (кроме компрадорского капитализма);
б) привлечь на свою сторону большинство индивидуаль/
но/личностно активных людей, которые в настоящее время пытаются решить свои проблемы в отрыве от решения проблем общества.
Решить данную двуединую задачу возможно лишь на ос/
нове создания и внедрения в российское общество (в перспекти!
ве — и во все мировое сообщество) принципиально новых мо/
тивов и целей жизнедеятельности смыслообразующе/инфор/
мационной природы.
Уже древние греки в своих мифах подметили, что боги,
прежде чем наказать человека, накладывают повязку неве/
дения на его глаза. Еще ранее древние индусы учили, что все пороки человека имеют оправдание в невежестве, но само оно не имеет оправдания. В “Катха!Упанишаде” сказано: “Уче!
ные люди, очень много думающие о своих занятиях, и темные люди, погрязшие в невежестве, похожи на слепых, водимых
слепыми, они ходят вокруг да около, не укрепившись на проч!
ной основе — на знании смысла жизни”. Иисус Христос отпе!
чатал в ноосфере Земли духовным огнем великие слова: “И
ПОЗНАЕТЕ ИСТИНУ, И ИСТИНА СДЕЛАЕТ ВАС СВОБОД!
НЫМИ”.
Все беды общества, в том числе и российского, коренятся в полной дезинформированности большинства его членов. Снять
повязку неведения с глаз запутавшихся в лабиринте социаль/
но/экономико/политической жизни людей — первая задача,
которую необходимо решить на пути оздоровления общества
на национальном и мировом уровнях.
800
Решение данной задачи может быть обеспеченно лишь на основе запуска в обществе системы информационных пото/
ков (СИП), поляризованных двумя исходными мотивами:
– служением истине;
– служением родному Отечеству, имея в виду как возрож!
дение своей Родины, так и создание условий для возможно бо!
лее полного раскрытия творчески!созидательного потенциала каждой личности, помня, что государство может быть действи!
тельно могучим только в том случае, если будет процветать на!
селяющий страну народ, и, наоборот, раскрытие положитель!
ного потенциала граждан и народа в целом возможно в совре!
менном сложном и раздираемом конфликтами мире только под защитой со стороны мощного государства.
Задачи создания СИП нельзя трактовать как копирование странами мира, включая и Россию, систем информирования граждан в странах Запада. Подлинно свободные информацион/
ные потоки в настоящее время вообще отсутствуют во всех
странах мира без исключения (не было их и в известной нам истории человечества). Утверждение о свободных потоках ин!
формации на Западе является мифом. В действительности в западных странах (теперь и в России) имеет место право лично/
сти распространять любую информацию (кроме государ!
ственных секретов, прямой пропаганды национальной розни и т. п.), что нельзя отождествлять со свободным потоком инфор!
мации по следующим причинам:
Во!первых, в условиях выплескивания на сознание каждо!
го отдельного человека лавины самой разнообразной информа!
ции, псевдоинформации (информационного шума) и дезинфор!
мации, с явным преобладанием двух последних, подлинно цен!
ная информация, как правило, не доходит до массового обще!
ственного сознания, будучи достоянием лишь отдельных ана!
литиков, и то далеко не в полном объеме в отношении отдельно взятой личности.
Во!вторых, широкое распространение информации в обще!
стве возможно только (если не применять технологию устной