Файл: И. К. Ларионов д э. н., профессор, заслуженный деятель науки рф.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 620

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

801
передачи от одного лица к другому в виде цепной реакции) че!
рез СМИ, прежде всего телевидение и многотиражные издания.
Однако все СМИ находятся под монопольным контролем лиц,
представляющих либо крупный капитал, либо власть (как офи!
циальную, так и теневую), соответственно, вся деятельность
СМИ (за исключением случайных прорывов) нацелена не на свободный поток подлинной информации, а на обслуживание корыстных интересов крупных капиталистов и власть предер!
жащих при превращении в самоцель процесса накопления ка!
питала и стремления к захвату и удержанию власти. В здоро!
вом обществе капитал и власть должны служить народу, но это отсутствует во всем нашем мире.
Отсутствие подлинно свободных информационных потоков
оказывает разрушительное воздействие не только на обще/
ство в целом (не позволяя утвердить истинное народовластие,
могущее существовать только на фундаменте объективного ин!
формирования своих граждан), но и на отдельную личность.
а) Личность может полностью раскрыть свой творчески/
созидательный потенциал, в чем и состоит подлинное счас/
тье человека (в “Фаусте” Гете мгновение счастья останавлива!
ется в порыве творчества) только в условиях свободы, а она до!
стигается прежде всего в свободе внутренней, и лишь уже на ее основе имеет смысл достижение свободы внешней. Внутренняя свобода предполагает осмысление личностью себя, своего мес/
та и своей цели в мироздании в условиях освобождения всех
граней личности от предрассудков, различных внушений,
зомбирования и т. п. Такое освобождение дается только силь!
ным личностям и только в части ее граней, поскольку при от!
сутствии СИП на это требуется время, превосходящее длитель!
ность земной жизни. Лишь очень и очень немногим удается про!
рваться в состояние полной внутренней свободы.
б) При переходе общества от индустриальной стадии раз!
вития к постиндустриальной информационной перед человеком возникает дилемма: использовать всемерную информатиза/
цию, в особенности компьютеризацию, в качестве орудия, ум/

802
ножающего творчески/созидательные способности личности;
превратить личность, человеческую психику в придаток к ком!
пьютеру, трансформировав тем самым человека в психоробо/
та, что сделает человечество придатком к грандиозной систе!
ме информационных технологий, развивающихся по своим соб!
ственным законам, без контроля за этой системой со стороны человека и часто вопреки его собственным интересам.
в) При разрастании масштабов человеческого знания, его все более дробной специализации в сознании отдельно взятых ученых теряется не только цельное видение научных достиже!
ний культуры и цивилизации, но даже видение избранной от!
расли знания — например, представители отдельных областей физики и математики уже перестают понимать друг друга.
г) Назрела необходимость разработки такого интегрально!
го универсального знания о человеке, обществе, природе, кото!
рое смогло бы вместить в сознание отдельно взятая личность.
На первый взгляд это может показаться утопичным — ведь даже самая развитая личность при наличии феноменальной памяти не способна охватить даже существенный фрагмент информации, накопленной современной наукой и техникой, не говоря уже о нарастании объемов этой информации неизмери!
мо более быстрыми темпами, чем скорость ее усвоения самой способной личностью. Однако проблема неразрешима в случае расположения всей информации на одной плоскости (на одном уровне). Если же структурировать информацию по ее иерархи!
ческим уровням, выделяя сущностные компоненты и механизм их взаимодействия, способы его проявления на конкретной плос!
кости реализации с выяснением сущностной природы каждой такой плоскости и ее места в иерархии плоскостей, тем самым отсеивая массу несущественной информации, то поставленная задача становится вполне разрешимой. Примечательно только,
что если на уровне одноплоскостной эмпирической информации человек страдает от информационной перегруженности, то в отношении сущностной информации, охватывающей скрытые


803
механизмы (системы) взаимодействия глубинных, сущностных элементов реальности человек испытывает, напротив, инфор!
мационный голод.
Знание (информация) и осмысливание обладают каче!
ственно различной сущностью: если знание является резуль!
татом объективированного вовне процесса познания, то осмыс!
ление знания возникает в глубине человеческой индивидуаль!
ности в качестве реакции на то или иное знание со стороны Уни/
версума, содержащего в себе все многообразие мироздания в цельном, интегрированном виде (каждый элемент мироздания при этом отражает в себе всю его совокупность и одновремен!
но полностью раскрывает свою собственную сущность как его неотъемлемая органическая часть или индивидуальный срез).
Именно осмысление является тем философским камнем (ду!
ховным магнитом), который способен иерархически структу/
рировать лавину информации, превратив ее в универсальное
знание.
При массовом распространении современного образования в психике человека все более увеличивается массив знания, и одновременно уменьшается не только его осмысление, но сам процесс смыслотворчества (осмысление — это творческое дей!
ство) неуклонно угасает в сравнении с прошлыми эпохами. Это обусловлено односторонним экстравертным (направленным во внешний мир, исходя из утилитарных целей) креном западной цивилизации. Однако противоположный крен — в направлении внутренней сущности, в стремлении к нирване (экстазу и т. п.)
при игнорировании знаний о внешнем мире, что характерно для мистического Востока, тоже приводит к угасанию смыслотвор!
чества. И только лишь постоянное взаимодействие, активный внутренний диалог между обозначенными выше двумя крайни!
ми полюсами, их интеграция в единый динамичный и непрерыв!
ный процесс способны породить подлинно универсальное жи!
вое знание, раскрывающее Истину, ту Истину, которая делает человека свободным.

804
1   ...   53   54   55   56   57   58   59   60   61

2.2. Äåíüãè è äåíåæíûå ïîòîêè
êàê óíèâåðñàëüíîå ñðåäñòâî êîñâåíîãî óïðàâëåíèÿ
Сущность современных (по историческим понятиям новых)
денег не может быть объяснена стоимостной теорией, которая в данном случае неприменима по той причине, что новые деньги
сами по себе уже не обладают стоимостью. Бумажные деньги или записи на банковских счетах, оторванные от золота, не го!
воря уже об электронных деньгах, обращающихся в информа!
ционных компьютерных сетях, сами по себе не имеют никакой стоимости, хотя им и присуща определенная покупательная способность. При этом возникают следующие проблемы. Что представляют собой новые деньги? Что является их материаль!
ным носителем? Как обеспечивается доверие населения и хо!
зяйствующих субъектов к деньгам, не обладающим собствен!
ной стоимостью, с учетом различного доверия к их разным фун!
кциям? Как определяется покупательная способность денег?
Можно ли ограничить определение покупательной способности денег только противостоящим им товарным покрытием, или здесь действуют еще и иные факторы? Каков характер взаимо!
отношения денег и ценных бумаг? Каков характер взаимоотно!
шения национальных денег и международной валютной систе!
мы? Какова роль национальных государств и международных организаций в эмиссии и обращении современных денег? В чем сущностный механизм определения валютных курсов? Каковы сущностные основы эмиссии современных денег? Каков меха!
низм государственного регулирования обращения современных денег?
Ниже попытаемся ответить на некоторые из поставленных вопросов.
1. Современные деньги сами по себе являются информаци/
ей специфического рода. Что представляет собой эта информа!
ция? Отвечая на этот вопрос, прежде нужно отметить отличие информации как таковой от ее записи тем или иным способом на том или ином носителе. Поэтому, рассматривая информаци/

805
онную природу современных денег, мы вправе пока абстраги!
роваться от проблемы их носителя.
Как только мы поставили вопрос об информационной при!
роде денег в чистом виде, в абстракции от информационных но!
сителей, этот вопрос подлежит дальнейшей конкретизации: ка!
кую информацию несут в себе деньги, или в другой формулиров!
ке: что представляет собой информация, приносимая деньгами?
Как только мы поставили вопрос в такой плоскости, ответ на него становится очевидным. Деньги несут информацию о
ценах товаров и услуг.
Цены самых разнообразных товаров и услуг (их разновид!
ность исчисляется десятками миллионов) представлены в еди!
ном, всеобщем, универсальном измерителе — в деньгах”. Давая такую формулировку, мы не употребляем термин “всеобщий
эквивалент”. Для денег прошлого, обладающих собственной стоимостью (золота и серебра), применение этого термина было вполне оправданным. Цена каждого товара, выраженная в день!
гах прошлого, обладала той или иной величиной на основе ра!
венства, эквивалентности стоимости товара и стоимости денег.
В условиях обращения современных денег, не обладающих соб!
ственной стоимостью, подобная основа цены уже неприемлема.
Но если так, то каким же образом возможно измерение цен всех товаров, обладающих стоимостью, деньгами, которые сами сто!
имостью не обладают?
Существует основная, исходная полярность между сферою
денег и сферою товаров и услуг. Объем сферы денег определя!
ется количеством денежных единиц и скоростью их обращения,
объем сферы товаров и услуг отражает объем их производства.
Объем сферы денег всегда находится в соответствии с объемом сферы товаров и услуг
1
. Если возрастает или сокращается объем денежной сферы по отношению к тому же самому объему сфе!
1
От ситуации искусственного сжатия денежной массы параллельно с накручиванием издержек производства в результате наслоения на них сверхдоходов спекулятивно!посреднической сферы, что приводит к кол!
лапсированию экономики, мы абстрагируемся.


806
ры товаров и услуг, то при этом меняется масштаб цен. Если объем сферы товаров и услуг возрастет по отношению к той же самой денежной массе, или же в большей степени, чем выросла величина денежной сферы, то также изменится масштаб цен,
уровень цен в данном случае понизится. В наши дни господства во всем мире инфляционной экономики такое допущение зву!
чит странно, но в дефляционной экономике, каковой, например,
была экономика СССР в 1945–1953 гг., осуществлялись ежегод!
ные снижения цен. Сокращение объема сферы товаров и услуг по отношению к объему сферы денег является явлением исклю!
чительно болезненным, причины которого могут корениться в истощении ресурсов страны, резком ухудшении позиций стра!
ны на мировом рынке по причине, не зависящей от страны, а также в проведении экономической политики, идущей в разрез с национально!государственными интересами.
Каждый единичный товар или услуга, занимающие соб/
ственную микронишу (микроместо) в совокупной сфере то/
варов и услуг, проецируют эту микронишу (микроместо) на
сферу денег, тем самым приобретая цену.
Каким образом возможно такое проецирование? Оно осу!
ществляется в результате функционирования гигантского
социально/экономического компьютера (социально/экономи/
ческого механизма рынка), составленного из миллионов субъек!
тов хозяйствования, участвующих в неисчислимых актах куп!
ли!продажи на рынке, при том что каждый такой акт несет в себе бит экономической информации, обрабатываемой социаль!
но!экономическим компьютером рынка
1
в качестве микроэле!
1
В ХХ в. человеком был создан электронный компьютер, хотяего прообраз был найден в одной из египетских пирамид, в средние века так!
же была создана механическая счетная машина. Однако природой неиз!
меримо ранее был создан биологический компьютер в видемозга, кото!
рый резко уступает электронному компьютеру в объеме механических операций и их скорости, но на порядки превосходит его в качественных характеристиках. Помимо электронного и биологического компьютеров существует также социально/экономический компьютер, способный це!
ленаправленно обрабатывать гигантскую информацию.

807
мента интегрального целого, причем итогом такой обработки информации является определение цен товаров и услуг в еди!
ном универсальном измерителе — деньгах.
За платежеспособным спросом на рынке пребывают потре!
бители, обладающие большим или меньшим количеством денег,
которые превращают их потребности в платежеспособный спрос.
За сферой товаров и услуг находятся их собственники!произ!
водители. При всем этом те же самые экономические субъекты чаще всего являются одновременно и производителями, и по!
требителями.
Социально!экономический компьютер, определяющий цены товаров и услуг на рынке, функционирует в сфере обра!
щения, но на базе взаимодействия сферы производства и сфе!
ры потребления.
Поверхностному взгляду может показаться, что в результате действия рыночного компьютера цены определяются лишь под воздействием спроса, вне зависимости от уровня издержек про!
изводства. Однако сам уровень спроса, соответственно, уровень цены товара, определяется кругом его покупателей!потребителей,
а чем этот круг шире, тем ниже цена. Расширять круг потребите!
лей!покупателей за счет расширения объема продаж позволяет снижение издержек производства, чему соответствует рост про!
изводительности труда. Побуждает к расширению производства и расширению продаж конкуренция, поскольку если производи!
тель некой продукции не попытается расширить свой объем про!
даж путем увеличения объема производства и снижения его из!
держек, предпочтя почивать на лаврах освоенной ниши рынка,
характеризуемой высоким уровнем цен, то конкуренты расширят продажи и при этом снизят цены, разорив производителя, не бо!
ровшегося за расширение своей рыночной ниши. Итак, совершен!
но беспочвенны попытки оторвать уровень цен от издержек про!
изводства, объясняя цены лишь платежеспособным спросом.
Последний помимо прочего зависит также от издержек про!
изводства. Ведь покупатели чаще всего являются одновремен!
но производителями. Соответственно, снижение издержек при


808
всех прочих равных условиях увеличивает прибыль произво!
дителей, следовательно, платежеспособный спрос.
На платежеспособный спрос, следовательно, и на уровень цен оказывает влияние характер распределения денежных до!
ходов в обществе. Особенно сильное влияние на цены, значит, и на покупательную силу денег оказывает уровень налогообло!
жения, а также направленность налогов. Величина и характер расходов государственного бюджета также сильно влияет как на платежеспособный спрос, так и на развитие производства, а потому с двух концов (со стороны спроса и предложения) влия!
ют на уровень цен и покупательную способность денег.
Социально!рыночный компьютер, проявляясь через рыноч!
ный механизм, определяет величины и уровень цен, покупатель!
ную способность денег, функционируя на основе потоков денег и товаров. При этом каждый товар и каждая сумма реально при!
сутствующих денег имеют своих собственников. Именно нали!
чие собственников превращает информационные потоки по по!
воду товаров и денег в потоки реальные.
2. Информационные потоки денег, выкристаллизовываю/
щиеся в конкретные цены на конкретные товары и услуги,
превращаются в реальные потоки денег, которым противосто!
ят реальные потоки товаров и услуг, только при наличии двух
условий:
а) закрепления денег в качестве особого сгустка обще/
ственных отношений за их материальным носителем того
или иного вида;
б) распределения денег, зафиксированных на материаль/
ных носителях между их собственниками — субъектами эко!
номических отношений разного рода.
Известно, что на I этапе развития денег роль их матери!
альных носителей выполняло золото и серебро.
На II этапе стали обращаться бумажные деньги в качестве представителя золота при гарантии со стороны государства сво!
бодного обмена бумажных денег на золото по курсу, обозначен!
ному на бумажных деньгах.

809
На III этапе бумажные деньги отделились от золота, тем самым деньги, обладающие стоимостью, заменились деньгами,
являющимися лишь носителем информации. На II и III этапах параллельно бумажным деньгам функционируют их аналоги!
заменители в форме записей на счетах в банках.
На IV этапе (в настоящее время осуществляется переход от III этапа к IV этапу) материальным носителем денег являет!
ся электронная информация в компьютерных сетях. При этом информационная природа новых денег приобретает адекватные им материальные носители. Как только переход к IV этапу за!
вершится окончательно, бумажные наличные деньги окажутся полностью замещенными пластиковыми карточками и записи на банковских счетах — целиком вытесненными соответствую!
щей электронной информацией в компьютерных сетях, деньги полностью и окончательно реализуют свою информационную природу.
Окончательный переход к IV этапу завершит денежную
революцию, следствиями которой будут:
а) простота и оперативность совершения денежных и то!
варно!денежных актов;
б) невозможность краж денег и уклонения от налогов;
в) тотальный контроль над денежными накоплениями граж!
дан, следствием чего является контроль за законностью полу!
чения денег, что в корне подрывает многие виды преступности,
в основном кражи и грабежи;
г) сильная затрудненность дачи и получения взятки, что означает удар по коррумпированности чиновников;
д) опасность крупных, даже глобальных, диверсий в систе!
мах электронного денежного обращения, что предполагает как разработку всевозможных систем защиты, так и систем дубли!
рования электронных денежных потоков.
Система тотального электронного денежного обращения может быть реализована при сохранении суверенитета нацио!
нально!государственных денежных систем, которые могут быть подключены к международным системам электронных расче!