Файл: И. К. Ларионов д э. н., профессор, заслуженный деятель науки рф.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 617
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
819
– индивидуальный (осуществляемый одним человеком);
– общественный (группой людей большой, или малой).
Социальный контроль как важнейшая сторона (аспект)
выполняет охранительную функцию, обеспечивает стабиль!
ность в социальной или социотехнической системе.
Социальные нормы связаны с ценностями, которые под!
разделяются:
– на внутренние ценности, т. е. мировоззренческие кри/
терии оценки человеком себя, других людей, окружающего мира, содержащихся в нем благ и угроз;
– внешние ценности, т. е. такие, которые подвергаются оценке на основе внешних, четко выраженных критериев, в том числе и через оценку в деньгах.
Нормы в социальной сфере выступают в качестве соци/
альных предписаний, т. е. обязанности индивида или группы что!то делать или не делать либо разрешения совершать те или иные действия.
Социальные нормы — это идеальные шаблоны, иначе гово!
ря, образцы социальных предписаний.
Социальные нормы различаются:
– по уровням иерархии;
– масштабам распространения;
– гибкости и жесткости;
– форме (писаные и неписаные, формальные и неформальные).
Существуют два типа социальных норм:
I тип — групповые привычки (распространены в молодеж!
ных группах, спортивных командах, производственных коллек!
тивах, семьях и т. д.), причем неформальные групповые нормы оказывают давление на отдельную личность, вплоть до принуж!
дения ее со стороны группы.
II тип — общественные правила, распространяемые на большие социальные группы или даже общество в целом.
Социальные нормы I и II типов различаются примерно так же, как светский этикет или традиции криминального мира от!
личаются от общенациональных традиций и нравов.
820
За нарушение социальных норм установлены мягкие нака/
зания, за нарушение других — жесткие наказания.
Все социальные нормы располагаются в возрастающем по!
рядке по шкале социальных норм:
– привычки;
– обычаи;
– традиции;
– нравы;
– законы;
– табу.
Социальные нормы выполняют следующие функции:
1) регулируют процесс социализации людей;
2) интегрируют индивидов в группы, а группы — в обще!
ство;
3) контролируют отклоняющееся поведение;
4) служат образцами, эталонами поведения.
Социальные нормы — это помимо прочего также и обязан!
ности одного лица по отношению к другим людям.
Социальные нормы связаны с ожиданием определенного поведения, которое благодаря им приобретает такие черты:
– предсказуемость;
– упорядоченность;
– возможность строить и осуществлять планы.
Без системы социальных норм общество и его экономика впали бы в хаотичное состояние. Социальные нормы высту!
пают в двух видах:
1) стандартах поведения;
2) ожиданиях поведения.
Социальные нормы являются отражением ценностей. Цен!
ности определяют как абстрактные понятия о том, что такое истина и ложь, добро и зло, высокое и низкое, значительное и незначительное, должное и недолжное, правильное и непра!
вильное.
Посредством ценностей и социальных норм осуществля/
ется косвенное управление обществом в целом, его слоями,
821
отдельными группами, а уже через их посредство — косвен/
ное стратегическое управление экономическими системами.
При этом имеет место организация и управление экономичес!
кими процессами, а не отдельными личностями, задействован!
ными в них.
Если прямое управление выражается в выдаче прямых обя!
зательных указаний объекту управления со стороны его субъек!
та для осуществления оперативных, стратегическо!тактичес!
ких целей, то косвенное управление происходит воздействием на объект управления (индивида, семью, фирму, общество в целом и другие объекты) через формирование:
– условий, в которых осуществляется жизнедеятельность объекта управления;
– ценностных ориентаций объекта управления;
– стандартов и ожиданий поведения личности и соци!
альных групп;
– стимулов, делающих привлекательным поведение в рус!
ле управленческих установок, реализуемых косвенным путем;
– ограничений, ставящих в невыгодное положение тех, кто уклоняется от установок поведения, внедряемых косвенно.
К началу XXI в. при распространении во всем мире средств массовой информации, прежде всего телевидения, а в дальней!
шем и через быстро расширяющуюся компьютерную сеть Ин!
тернет резко возросли возможности косвенного управления по!
ведением людей в массовом масштабе. Под такие все увеличи!
вающиеся возможности разрабатываются и применяются ме!
тоды социального зомбирования, когда людям на сознательном и подсознательном уровнях внушаются определенные ценнос!
ти, жизненные установки, образ жизни, шаблоны поведения.
При этом применяется широкий спектр воздействия на личность
социальных программистов, нанятых олигархическими струк!
турами. Эти программисты применяют разные методы, начи!
ная с “25 кадра”, когда между кадрами, мелькающими на экра!
не телевизора со скоростью 24 кадра в секунду, записываются внушаемые людям фразы, и кончая приемами гипноза, внуше!
822
ния, нейролингвистического программирования. Социально зом!
бированные люди полагают, что они мыслят и действуют самостоятельно, в то время как их самостоятельность оказыва!
ется полностью запрограммированной не в конкретных деталях,
а именно в образе жизни, стиле поведения, характере реагиро!
вания на типичные ситуации, стратегии поведения. Поведение социально зомбированных людей полностью предсказуемо для тех, кто осуществляет их программирование.
Отдельные выдающиеся личности, гении могут оказывать значительное влияние на развитие и формирование обществен!
ного сознания отдельных социальных слоев, классов, народов,
человечества в целом следующим образом:
– зарождать новые ценности и нормы поведения, приводя!
щие к кардинальным изменениям образа жизни, а уже через это — характера экономической деятельности людей;
– давать толчок к отрицанию определенных ценностей и отказу от определенных видов поведения, что порождает эко!
номическую переоценку всех видов ценностей.
Наиболее активные группы людей, не обязательно состоя!
щие из первоначально активных личностей (нередко встреча!
ются целые иерархические структуры зомби, что наблюдается в тоталитарных сектах), могут активно способствовать распро!
странению в обществе одних ценностей и алгоритмов поведе!
ния и отказу от других ценностей и алгоритмов.
Санкции в виде вознаграждения и наказания выполняют охранительную функцию в отношении социальных норм. В итоге эти нормы защищены:
– идейно, со стороны ценностей;
– в поведенческом плане, через санкции.
Одна часть социальных норм оформлена в виде закона, а другая — нет. Люди, осуществляющие контроль за соблюдени!
ем социальных норм (формальный и неформальный), называ!
ются агентами социального контроля.
Выполнение каждой социальной нормы должно обеспечи!
ваться:
823
– адекватными санкциями;
– соответствующим качеством и количеством агентов со!
циального контроля.
В обществе в целом, в отдельных его составных частях, в том числе в отдельно взятых фирмах, могут иметь место две крайности:
– излишняя запрограммированность, в том числе и в виде чрезмерной детальной регламентации деятельности;
– недостаточная запрограммированность, в том числе слиш!
ком общая регламентация деятельности.
От перегрузок нормами общество отгораживается их невы!
полнением. Социальные нормы не выполняются, если:
– они противоречат одновременно интересам верхов и ни!
зов общества;
– нет достаточно действенного механизма социального кон!
троля за их соблюдением.
Искусство обходить социальные нормы, в том числе и зако!
ны, формирует культуру непослушания. Она генерируется и распространяется снизу, укрепляется неразумными действия!
ми сверху. В частности, если начальство ворует по!крупному,
подчиненные обязательно воруют по!мелкому. В экономичес!
кой сфере культура непослушания имеет давние традиции, она породила множество способов уклонения от установленных эко!
номических норм.
В обществе могут возникать асимметрии преступлений и
возмездия:
– авторитарные общества легче прощают человеку вер!
хов крупные преступления, чем человеку низов — мелкие
– в обществах с преобладанием стихийного начала силь!
ное распространение получило “пожирание” людьми друг дру!
га, причем участь слабого ухудшается все больше, а в таких не!
благоприятных условиях жизнесуществования человек может полагаться только на свои силы, при этом общество все более атомизируется на отдельных людей, иначе говоря, десоциали!
зируется во все возрастающей степени.
824
В механизме социального и государственного контроля не!
обходимо различать страх и ответственность.
Страх базируется на терроре.
Ответственность основывается на взаимной осознанно!
сти обязанностей по отношению друг к другу.
В обществах, называющих себя демократическими (преж!
де всего в США), на словах провозглашаются такие принципы социального контроля:
– чем выше пост, тем строже наказание даже за мелкое нарушение (пример: история Б. Клинтона и М. Левински, кото!
рая помимо прочего показала степень маразматичности амери!
канских нравов);
– чем крупнее чиновник, тем с большим числом благ и при!
вилегий он должен расставаться, совершая преступление.
На деле в западных обществах, включая их лидера в лице
США, отсутствует подлинная демократия, этими странами уп!
равляет финансовая олигархия, способная профинансировать любой желательный для нее исход выборов. И западные оли!
гархи — граждане мира, которые являются подлинными хозя!
евами США и всего Запада, а “демократически” избранные пре!
зиденты и парламентарии — лишь марионетками в их руках,
не несут абсолютно никакой ответственности за свое поведение,
в чем бы оно ни выражалось. Здесь имеет место ситуация мак!
симума власти и минимума ответственности.
В странах Запада основная масса населения характеризу!
ется законопослушанием, которое коренится прежде всего:
– в страхе потерять работу;
– неотвратимости сурового наказания за нарушение зако!
на для представителей низов и среднего класса;
– тайне, окружающей нарушение закона или его обход со стороны высших слоев общества, что нейтрализует стимулы для низов нарушать закон.
В России, в отличие от Запада, верхи нарушают закон явно.
Например, в 1993 г. тогдашний Президент РФ Ельцин, отстра!
ненный от должности в полном соответствии с законодатель!
825
ством, став по закону уже частным лицом, совершил государ!
ственный переворот, наняв через своих подручных танкистов,
которые стали стрелять в беззащитных людей, многие из кото!
рых были депутатами Верховного Совета РФ, обладавшими,
между прочим, депутатской неприкосновенностью. Если выс!
шее государственное преступление совершил бывший Прези!
дент РФ, называемый многими первым президентом страны, то такое поведение верхов провоцирует и стимулирует массовое нарушение законодательства со стороны граждан. В данном от!
ношении предельно точна поговорка: “Рыба с головы гниет”.
Правящие верхи, служащие не народу, а сами себе, расце!
нивающие народ как средство удовлетворения своих амбиций и запросов, отгораживаются не только от низов, но и среднего класса рядом способов:
– через престолонаследие;
– путем формирования правящей элиты из числа выпуск!
ников элитных, по существу закрытых, университетов, в кото!
рых учатся в большей части дети верхов и в меньшей части та!
лантливая молодежь, при полном контроле за сознанием и по!
ведением будущих руководителей, которые пропускаются че!
рез фильтры послушания обычно в форме членства в масонс!
ких ложах (в СССР их аналогами были комсомольские и партий!
ные организации, но действенность их контроля была на не!
сколько порядков ниже);
– через создание единой команды управленцев, номенкла!
туры и т. п.
826
3. Ïðÿìîå ñòðàòåãè÷åñêîå óïðàâëåíèå
ýêîíîìè÷åñêèìè ñèñòåìàìè
3.1. Îñíîâíûå ýòàïû ñòðàòåãèè óïðàâëåíèÿ
è èõ ñîöèàëüíî-ýêîíîìè÷åñêàÿ ñîñòàâëÿþùàÿ
Формирование стратегии развития любой структуры, су!
ществующей на том или ином уровне, проходит три основных этапа.
Первый этап. Разработка концепции (иными словами, док!
трины) стратегии развития.
Экономической структурой в качестве объекта стратегичес!
кого управления может быть отдельное предприятие или фир!
ма (микроуровень), крупная межотраслевая корпорация или экономика региона страны, выделенного в государственно!ад!
министративную единицу, например субъект Федерации Рос!
сии (мезоуровень), национальная экономика в целом (макроуро!
вень), экономика группы государств или экономика мирового сообщества в целом (мировой уровень).
Разработка концепции (доктрины) осуществляется в каче!
стве единого комплексного процесса, осуществляемого в соот!
ветствии с этапами и стадиями, характеристика которых дает!
ся ниже. Усвоение этих этапов в качестве единой системы дает представление о наиболее важных характеристиках концепции
(доктрины). Сама же разработка концепции стратегии управ!
ления применительно к конкретно взятой структуре носит ин!
дивидуальный, поисковый характер.
Второй этап. Разработка стратегического плана и страте!
гических программ, что осуществляется по последовательным стадиям.
827 1. Детальное изучение ситуации:
а) внутри структуры;
б) в окружающей структуру среде;
в) взаимодействия структуры с окружающей средой.
2. Прогнозирование развертывания ситуации на средне!
срочную и долгосрочную перспективыу в двух ракурсах — оп!
ределение круга возможностей с выявлением всех их вариан!
тов и обоснования наиболее вероятных из них при ранжирова!
нии их по степени вероятности, а также выявление ситуаций внутри структуры, в окружающей среде, в их взаимодействии.
3. Целеполагание, т. е. деятельная разработка дерева целей и задач развития структуры с опорой на миссию структуры и концепцию дерева целей, что должно быть определено на пре!
дыдущих стадиях.
4. Выявление и активизация всех возможных факторов раз!
вития структуры, которые подразделяются на две большие группы — ресурсы и подходы.
Ресурсы включают в себя:
а) трудовые ресурсы, с учетом таких их характеристик, как здоровье, социально!психологический тонус, трудовая мотива!
ция, уровень общей и профессиональной подготовки, опыт ра!
боты, дисциплина в коллективе, корпоративный дух и культу!
ра, нравственность, законопослушность, возможность вдохно!
вения высокой идеей;
б) информационные ресурсы всех видов, начиная от науч!
но!технических разработок прорывного порядка и кончая мас!
сивами аналитической или учебной информации;
в) природные ресурсы, включающие в себя землю, водные ресурсы, лесные угодья, полезные ископаемые;
г) материально/технические ресурсы, состоящие из зда!
ний, сооружений и оборудования, при выделении инфраструк!
турных ресурсов (в отраслях общего пользования — отрасли
ТЭКа, транспорт, связь, коммуникации зданий и их эксплуата!
ция) и ресурсов отраслей, выпускающих специализированную
828
продукцию (машиностроение, легкая и пищевая промышлен!
ность, сельское хозяйство, строительство, услуги);
д) организационно/управленческие ресурсы
1
, иначе говоря,
организационно!управленческий потенциал, состоящий из кад!
ров управления, их профессиональных навыков и способности к кооперированию (работе в одной команде), а также уже со!
зданных формальных и неформальных управленческих струк!
тур и сетей их функций.
В составе ресурсов нередко присутствуют антиресурсы,
т. е. такие элементы, наличие которых в существенной мере или даже полностью может сводить на нет положительное содер!
жание ресурса, его ценность. Например, часть работников мо!
жет быть профессионалами высокого уровня, но, впав в алкого!
лизм или наркоманию, они уже не могут быть даже допущены к труду по профессии, их можно использовать только на самых примитивных работах, притом с очень низкой отдачей.
Другой пример, богатейшие природные ресурсы России обременены антибогатством, антиресурсом. Во!первых, суро!
вый, холодный климат на преобладающей части территории требует повышенных затрат энергии, сырья и материалов (до!
полнительные расходы на отопление, более толстые стены зда!
ний и, значит, более прочный фундамент, прокладка коммуни!
каций для зданий на глубине в 2 раза большей, чем в теплых странах, при том что на прокладку идет до 75% затрат на жи!
лищное строительство, быстрый износ покрытия автомобиль!
ных дорог из!за резких перепадов климата, особенно значитель!
ные расходы на одежду и обувь в зимнее и осеннее время, по!
вышенный износ автотранспорта и обуви из!за массированного применения реагентов против оледенения, неустойчивость уро!
жайности и связанные с этим спады в производстве продоволь!
ствия.
1
Все перечисленные виды ресурсов логично назвать также капита!
лом: трудовой капитал; информационный (интеллектуальный) капитал;
природный капитал; материально!технический (производственный) ка!
питал; организационно!управленческий капитал.