Файл: Л. Г. Рябова Язык и стиль служебного документа Иркутск 2012 удк 811 р 98.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 466
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Как мы уже отмечали, для русского языка характерно образование формы слова с помощью окончания. Имена существительные, как правило, склоняются. Почему же возникает проблема со склонением некоторых слов? Чаще всего это связано с происхождением слова или особенностями его образования. Если слово является русским по происхождению или давно освоенным, т. е. его внешний вид позволяет легко вписать данное слово в грамматическую парадигму (по аналогии), то проблем не возникает. Если же заимствованное слово оформлено непривычно для русского языка, то возникает проблема со словоизменением.
Русский язык в целом легко принимает заимствования, поэтому мы довольно часто встречаемся со словами, финальная часть которых, важная для грамматики и встраивания в систему языка, оформлена нетипично.
Проблема со склонением, с образованием форм слова может возникать также в русских словах или иноязычных по происхождению, но давно освоенных, обрусевших. В этом случае трудность объясняется тем, что форма слова встречается редко и стала забываться носителями языка. Например, современные носители языка затрудняются образовать форму множественного числа существительного дно (донья) или единственного числа названий обуви (босоножка, тапочка, туфля).
В трудных случаях необходимо обращаться к словарям.
4.2.1.1. Особенности склонения
некоторых групп имён нарицательных
Рассмотрим сначала проблемы с образованием падежных форм в русских словах, а также заимствованных давно и ужé освоенных языком. Об освоенности слова, его вхождении в русский язык можно судить по тому, что оно зафиксировано в словарях русского языка — толковых, орфографических. Слова же недостаточно освоенные, сохраняющие иноязычный колорит следует изучать по словарям иностранных слов.
Проблема образования форм единственного числа. В подавляющем большинстве случаев начальная форма имени существительного — именительный падеж единственного числа — является наиболее известной формой. Однако если предмет редко используется в единственном числе, а встречается обычно парно или во множестве, то в качестве начальной может выступать форма множественного числа. И возникает проблема с образованием форм единственного.
Покажем эти формы.
| Множественное число | Единственное число |
1 | босонóжки, нет босонóжек | босонóожка, нет босонóожки |
2 | гóльфы, нет гóльфов | гóльф, нет гóльфа |
3 | кроссóвки, нет кроссóвок | кроссóвка, нет кроссóвки |
4 | носкú, нет носкóв | носóк, нет носкá |
5 | сандáлии, нет сандáлий | сандáлия, нет сандáлии |
6 | спáзмы, нет спáзмов | спазм (м.) и спáзма (ж.), нет спáзма и нет спáзмы |
7 | тáпки, нет тáпок | тапка, нет тапки |
8 | тáпочки, нет тáпочек | тапочка, нет тапочки |
9 | тýфли, нет тýфель | тýфля, нет тýфли |
10 | чулкú, нет чулóк | чулóк, нет чулкá |
Для удобства мы разместили их в традиционном порядке — по алфавиту. Однако если выделить тематическую группу «наименования обуви», то очевидно, что кодифицированная литературная норма однотипно требует употребления названий обуви в женском роде: одна моя босоножка, кроссовка, сандалия, тапка, тапочка, туфля.
Нельзя не заметить, что в сознании носителей русского языка в отношении слов данной группы происходят изменения. Можно сказать, что данные слова стремятся перейти в группу слов мужского рода (ср: ботинок, валенок, сапог…).
Однако на сегодняшний день употребление в мужском роде является грамматической ошибкой. См.:
Правый кроссовок обнаружен в сенях дачи. (Норма: Правая кроссовка обнаружена…);
Изготовление детского тапка включает более 16 операций. (Норма: Изготовление детской тапки…).
Вышеперечисленная группа слов показывает и такой пример нормы, как наличие равноправных вариантов: один спазм — одна спазма.
Проблема образования форм множественного числа. Покажем особенности склонения существительных
дно, кочерга, иволга, пихло.
Проблема с образованием форм существительного дно возникает вследствие того, что ситуация употребления данных форм крайне редка. Вместе с тем и предметы, имеющие дно, встречаются во множественном числе, и грамматика хранит формы, имеющиеся в языке. Особенности образования форм кодифицированного слова можно всегда уточнить в словаре.
Падеж | Вспомогательные слова и вопросы | Число | |
единственное | множественное | ||
И. | есть — что? | дно | донья |
Р. | нет — чего? | дна | доньев |
Д. | дать — чему? | дну | доньям |
В. | вижу — что? | дно | донья |
Тв. | доволен — чем? | дном | доньями |
Пр. | думаю — о чём? | о дне | о доньях |
Примеры необходимости употребления существительного дно в падежных формах множественного числа редки, но встречаются: Пробиты донья 7 (семи) вёдер.
Широко известна проблема образования формы родительного падежа множественного числа существительного кочерга. Вместе с тем это слово не уникально с позиций русской морфологии. Можно показать его в ряду аналогично склоняемого существительного иволга. Разница форм в винительном падеже связана с тем, что иволга — существительное одушевлённое, а кочерга — неодушевлённое.
Падеж | Вспомогательные слова и вопросы | Множественное число | |
кочерга | иволга | ||
И. | есть — кто? что? | кочергú | úволги |
Р. | нет — кого? чего? | кочерёг | иволог, иволг |
Д. | дать — кому? чему? | кочергам | иволгам |
В. | вижу — кого? что? | кочерги | úволог, úволг |
Тв. | доволен — кем? чем? | кочергами | иволгами |
Пр. | думаю — о ком? о чём? | о кочергах | об иволгах |
Значительно сложнее образовать форму слова, если оно, даже будучи русским, не кодифицировано в словарях. Например, существительное пихлó. В современных словарях русского (литературного) языка эта лексема отсутствует. Однако слово исконно русское, общеславянское, образованное от глагола пихать, пехать, пёхать, пхать64. Оно зафиксировано В. И. Далем и продолжает активно употребляться в некоторых сферах современной живой русской речи.
Причём если в значении «двигатель» пихло является стилистически сниженной единицей профессионального языка автомобилистов и не нуждается в кодификации, то в значении «всякiий снарядъ, орудие для пiханья, толканья; дощечка, насаженная поперекъ на палку, для сгребки вороха, при жженiи угля, при сушкѣ зернов, хлѣба, для выгреба золы, очистки дворовъ отъ снегу, сору»
65 — оно и сегодня выполняет роль основной номинации предмета. И в результате попадает в соответствующие документы: Получить со склада 20 — чего?
Предлагаем падежные формы данного слова, которые потенциально в языке существуют и образуются аналогично формам слов данной группы. Ср.: пихлó — веслó, ведрó, стеклó.
Падеж | Вспомогательные слова и вопросы | Единственное число | Множественное число |
И. | есть — что? | пихлó, веслó | пёхла, вёсла |
Р. | нет — чего? | пихлá, веслá | пёхел (пёхл), вёсел |
Д. | дать — чему? | пихлý, веслý | пёхлам, вёслам |
В. | вижу — что? | пихлó, веслó | пёхла, вёсла |
Тв. | доволен — чем? | пихлóм, веслóм | пёхлами, вёслами |
Пр. | думаю — о чём? | о пихлé, о веслé | о пёхлах, о вёслах |
Таким образом, правильным будет следующее формообразование: Получить со склада 20 пёхел. Вариант пёхл столь же равноправен. Вопрос в удобстве произношения.
Разница в написании гласной корня в формах единственного и множественного числа (пихло— пёхла) обусловлена историческими чередованиями древнерусского языка.
Рассмотренные примеры, а также те, которые будут показаны ниже, демонстрируют закономерности грамматики: однотипные слова имеют одинаковые формы. Приёмом языковой аналогии следует пользоваться, если под рукой отсутствуют источники (словари), в которых можно получить справку.
Склонение иноязычных существительных, внешне сходных с русскими словами, имеющими беглую гласную.
Известно, что наличие беглой гласной (день — дня, сон — сна