Файл: Л. Г. Рябова Язык и стиль служебного документа Иркутск 2012 удк 811 р 98.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 466

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Как мы уже отмечали, для русского языка характерно образование формы слова с помощью окончания. Имена существительные, как правило, склоняются. Почему же возникает проблема со склонением некоторых слов? Чаще всего это связано с происхождением слова или особенностями его образования. Если слово является русским по происхождению или давно освоенным, т. е. его внешний вид позволяет легко вписать данное слово в грамматическую парадигму (по аналогии), то проблем не возникает. Если же заимствованное слово оформлено непривычно для русского языка, то возникает проблема со словоизменением.

Русский язык в целом легко принимает заимствования, поэтому мы довольно часто встречаемся со словами, финальная часть которых, важная для грамматики и встраивания в систему языка, оформлена нетипично.

Проблема со склонением, с образованием форм слова может возникать также в русских словах или иноязычных по происхождению, но давно освоенных, обрусевших. В этом случае трудность объясняется тем, что форма слова встречается редко и стала забываться носителями языка. Например, современные носители языка затрудняются образовать форму множественного числа существительного дно (донья) или единственного числа названий обуви (босоножка, тапочка, туфля).

В трудных случаях необходимо обращаться к словарям.
4.2.1.1. Особенности склонения

некоторых групп имён нарицательных
Рассмотрим сначала проблемы с образованием падежных форм в русских словах, а также заимствованных давно и ужé освоенных языком. Об освоенности слова, его вхождении в русский язык можно судить по тому, что оно зафиксировано в словарях русского языка — толковых, орфографических. Слова же недостаточно освоенные, сохраняющие иноязычный колорит следует изучать по словарям иностранных слов.

Проблема образования форм единственного числа. В подавляющем большинстве случаев начальная форма имени существительного — именительный падеж единственного числа — является наиболее известной формой. Однако если предмет редко используется в единственном числе, а встречается обычно парно или во множестве, то в качестве начальной может выступать форма множественного числа. И возникает проблема с образованием форм единственного.


Покажем эти формы.





Множественное число

Единственное число

1

босонóжки, нет босонóжек

босонóожка, нет босонóожки

2

гóльфы, нет гóльфов

гóльф, нет гóльфа

3

кроссóвки, нет кроссóвок

кроссóвка, нет кроссóвки

4

носкú, нет носкóв

носóк, нет носкá

5

сандáлии, нет сандáлий

сандáлия, нет сандáлии

6

спáзмы, нет спáзмов

спазм (м.) и спáзма (ж.),

нет спáзма и нет спáзмы

7

тáпки, нет тáпок

тапка, нет тапки

8

тáпочки, нет тáпочек

тапочка, нет тапочки

9

тýфли, нет тýфель

тýфля, нет тýфли

10

чулкú, нет чулóк

чулóк, нет чулкá


Для удобства мы разместили их в традиционном порядке — по алфавиту. Однако если выделить тематическую группу «наименования обуви», то очевидно, что кодифицированная литературная норма однотипно требует употребления названий обуви в женском роде: одна моя босоножка, кроссовка, сандалия, тапка, тапочка, туфля.

Нельзя не заметить, что в сознании носителей русского языка в отношении слов данной группы происходят изменения. Можно сказать, что данные слова стремятся перейти в группу слов мужского рода (ср: ботинок, валенок, сапог…).

Однако на сегодняшний день употребление в мужском роде является грамматической ошибкой. См.:

Правый кроссовок обнаружен в сенях дачи. (Норма: Правая кроссовка обнаружена…);

Изготовление детского тапка включает более 16 операций. (Норма: Изготовление детской тапки…).

Вышеперечисленная группа слов показывает и такой пример нормы, как наличие равноправных вариантов: один спазм — одна спазма.

Проблема образования форм множественного числа. Покажем особенности склонения существительных

дно, кочерга, иволга, пихло.

Проблема с образованием форм существительного дно возникает вследствие того, что ситуация употребления данных форм крайне редка. Вместе с тем и предметы, имеющие дно, встречаются во множественном числе, и грамматика хранит формы, имеющиеся в языке. Особенности образования форм кодифицированного слова можно всегда уточнить в словаре.


Падеж

Вспомогательные слова и вопросы

Число

единственное

множественное

И.

есть — что?

дно

донья

Р.

нет — чего?

дна

доньев

Д.

дать — чему?

дну

доньям

В.

вижу — что?

дно

донья

Тв.

доволен — чем?

дном

доньями

Пр.

думаю — о чём?

о дне

о доньях



Примеры необходимости употребления существительного дно в падежных формах множественного числа редки, но встречаются: Пробиты донья 7 (семи) вёдер.

Широко известна проблема образования формы родительного падежа множественного числа существительного кочерга. Вместе с тем это слово не уникально с позиций русской морфологии. Можно показать его в ряду аналогично склоняемого существительного иволга. Разница форм в винительном падеже связана с тем, что иволга — существительное одушевлённое, а кочерга — неодушевлённое.


Падеж

Вспомогательные слова и вопросы

Множественное число

кочерга

иволга

И.

есть — кто? что?

кочергú

úволги

Р.

нет — кого? чего?

кочерёг

иволог, иволг

Д.

дать — кому? чему?

кочергам

иволгам

В.

вижу — кого? что?

кочерги

úволог, úволг

Тв.

доволен — кем? чем?

кочергами

иволгами

Пр.

думаю — о ком? о чём?

о кочергах

об иволгах


Значительно сложнее образовать форму слова, если оно, даже будучи русским, не кодифицировано в словарях. Например, существительное пихлó. В современных словарях русского (литературного) языка эта лексема отсутствует. Однако слово исконно русское, общеславянское, образованное от глагола пихать, пехать, пёхать, пхать64. Оно зафиксировано В. И. Далем и продолжает активно употребляться в некоторых сферах современной живой русской речи.

Причём если в значении «двигатель» пихло является стилистически сниженной единицей профессионального языка автомобилистов и не нуждается в кодификации, то в значении «всякiий снарядъ, орудие для пiханья, толканья; дощечка, насаженная поперекъ на палку, для сгребки вороха, при жженiи угля, при сушкѣ зернов, хлѣба, для выгреба золы, очистки дворовъ отъ снегу, сору»
65 — оно и сегодня выполняет роль основной номинации предмета. И в результате попадает в соответствующие документы: Получить со склада 20 — чего?

Предлагаем падежные формы данного слова, которые потенциально в языке существуют и образуются аналогично формам слов данной группы. Ср.: пихлóвеслó, ведрó, стеклó.


Падеж

Вспомогательные

слова и вопросы

Единственное число

Множественное число

И.

есть — что?

пихлó, веслó

пёхла, вёсла

Р.

нет — чего?

пихлá, веслá

пёхел (пёхл), вёсел

Д.

дать — чему?

пихлý, веслý

пёхлам, вёслам

В.

вижу — что?

пихлó, веслó

пёхла, вёсла

Тв.

доволен — чем?

пихлóм, веслóм

пёхлами, вёслами

Пр.

думаю — о чём?

о пихлé, о веслé

о пёхлах, о вёслах


Таким образом, правильным будет следующее формообразование: Получить со склада 20 пёхел. Вариант пёхл столь же равноправен. Вопрос в удобстве произношения.

Разница в написании гласной корня в формах единственного и множественного числа (пихло— пёхла) обусловлена историческими чередованиями древнерусского языка.

Рассмотренные примеры, а также те, которые будут показаны ниже, демонстрируют закономерности грамматики: однотипные слова имеют одинаковые формы. Приёмом языковой аналогии следует пользоваться, если под рукой отсутствуют источники (словари), в которых можно получить справку.

Склонение иноязычных существительных, внешне сходных с русскими словами, имеющими беглую гласную.

Известно, что наличие беглой гласной (день — дня, сон — сна