Файл: Природоведение особенности курса природоведения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 244

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Закрепление можно также провести, работая с загадкой: «Богатырь стоит богат, угощает всех ребят: Ваню — земляникой, Таню — костяникой, Машеньку — орешком, Петю — сыроежкой». После того как загадка отгадана, учитель предлагает объяснить, почему дети решили, что загадка о лесе. О каких растениях ска­зано в загадке? Найдите их в гербарии. Почему земляника, кос­тяника, сыроежка и орешки названы угощением?

В конце урока делается вывод.

Домашнее задание. Подготовить материал о лесе, его значении, растениях и животных леса, охране лесов (учебник, с. 72—81). Выполнить задания учебника. Прочитать статью «Полезный или вредный».

ТЕМА УРОКА «РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ ЛУГА» (вариант 2)

Цель урока: дать первоначальное понятие о луге, познако­мить с наиболее типичными представителями растительного и жи­вотного мира, охраной лугов, растений и животных луга.

Оборудование: таблица «Луг», гербарий растений луга (демонстрационный и раздаточный материал), диапозитивы «Расте­ния и животные луга».

Ход урока. Повторение проводится так же, как в предыдущем уроке.

Изучение нового материала начинается с беседы, опирающей­ся на наблюдения, проводимые на экскурсии, и жизненный опыт детей, по следующим вопросам: как вы себе представляете луг? Где вы видели луга? Что можно сказать о красоте луга? Какой труд людей наблюдали на лугах?

Учитель демонстрирует кадр 1 из серии диапозитивов «Рас­тения и животные луга» или таблицу «Луг», предлагает сравнить свои представления о луге с тем, что изображено на кадре (таблице), затем дает первоначальное понятие о луге. Луг—это ме­стность, на которой растут только травянистые растения. Луга часто располагаются по берегам рек, озер.

Какие травянистые растения вы наблюдали на лугу? Дети мо­гут назвать несколько растений, при этом часто дают бытовые назва­ния. Учитель выделяет из названных 4—5 травянистых растений, в том числе хотя бы одно ядовитое (лютик, чемерица), демонстри­рует их в гербарии, на таблице или кадрах диапозитивов «Растения, и животные луга». При этом, если растение знакомо учащимся, им предлагается самим узнать и назвать его. Все называемые учи­телем растения дети должны найти на иллюстрации в учебнике, на раздаточном гербарном материале. Затем разбираются особен­ности (цвет, форма, сравнительная величина) растения в целом и его частей.

Демонстрируя незнакомое растение, учитель сначала предла­гает вспомнить, видели ли они это растение на лугу
, затем дает его название, а в ходе беседы разбираются особенности (см. выше) каждого из незнакомых растений в сравнении с известным.

При разборе особенностей растений луга надо обязательно обратить внимание, что их стебли и листья зеленые, мягкие, соч­ные. Эту особенность луговых растений и использует человек. Про­должая, учитель рассказывает, что во второй половине июня лу­говые травы начинают цвести. В это время люди скашивают траву, а затем сушат ее на воздухе. Так получают сено. Сено складывают в большие кучи (показ на таблице), которые называют стогами. Кто знает, куда идет сено? (Сено запасают на зиму, и зимой его скармливают скоту.) На некоторых лугах устраивают выгоны для скота.

Далее учитель продолжает, что на лугу обитает большое число животных. Учащиеся сами по своим наблюдениям могут назвать некоторых животных — обитателей лугов. На лугах живут птицы, с цветка на цветок перелетают насекомые: бабочки, шмели, пчелы, осы, много на лугах жуков, в почве живут дождевые черви и кроты. Называя то или иное животное, следует демонстрировать со­ответствующие кадры диапозитивов (10—15) или показывать живот­ных на таблице. Учащиеся в это время работают с рисунками учеб­ника. В ходе беседы разбираются и некоторые отличительные осо­бенности этих животных по сравнению с другими.

В заключение дается материал об использовании, охране лугов и их обитателей. Сначала надо предложить самим детям на основа­нии наблюдений и жизненного опыта рассказать об этом. Обобщение и дополнение может сделать учитель либо предложить прочитать в учебнике материал об использовании и охране лугов. Учитель точно указывает часть статьи для чтения.

Закрепление рекомендуется провести в ходе беседы по вопросам для повторения, затем подвести учащихся к выводу.

Следующий вариант повторения в виде игровой ситуации «Что мы увидели на лугу». Выбирается жюри.

Учитель. Вот мы пришли на луг.

1-й у ч е н и к. Я вижу на лугу. . .

Дает название одного растения и одного животного. Показывает их в гербарии, на таблице и др., затем записывает в заранее заго­товленную на доске таблицу:

Растения луга

Животные луга








2-й ученик. Я вижу на лугу. . .

Дает уже другое название растения и животного и выполняет то же, что и 1-й ученик.

Так последовательно выступают несколько человек. Ответы учащихся оценивает жюри по 5-балльной системе. В заключение определяются три призовых места.



Затем делается вывод по уроку, который сравнивается с выво­дом учебника.

Домашнее задание. Знать материал о луге, его обитате­лях, об использовании и охране лугов (учебник, с. 82—88). Выпол­нить задания учебника, вести наблюдения в природе. Прочитать в учебнике статью «Полезный или вредный».
ТЕМА УРОКА «РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ БОЛОТА» (вариант III)

Цель урока: дать первоначальное понятие о болоте, позна­комить с наиболее типичными представителями растительного и жи­вотного мира болот, с использованием и охраной болот.

Оборудование: гербарий растений болота (демонстра­ционный и раздаточный материал), таблица «Болото».

Ход урока. Повторение проводится так же, как в предыду­щем уроке.

Изучение нового материала начинается с беседы, опирающейся на жизненный опыт детей, по следующим вопросам: как вы себе пред­ставляете болото? Где в нашей местности вы видели болота? Как люди используют болота?

Учитель демонстрирует таблицу, предлагает рассказать о болоте, изображенном на таблице, сравнить его с тем, что видели сами. В заключение дается первоначальное понятие о болоте. В ходе беседы надо обратить внимание на разреженность растений, наличие неболь­ших озер, общий бурый тон окраски, на большую влажность. Для убедительности последнего факта можно привести такие примеры: когда идешь по болоту, в след быстро набирается вода; если сжать в кулаке комок мха, то выжимается вода и т. п.

Затем учитель знакомит с несколькими растениями болота (деревьями, кустарниками, травами) и животными. Методика озна­комления та же, что и при изучении растений и животных леса.

Важным материалом, планируемым для изучения на уроке, яв­ляется использование болот человеком, роль болот в природе, охрана болот.

В местностях, где дети имеют возможность бывать на болотах, вопрос об использовании человеком болот разбирается в ходе бесе­ды. В других случаях эти знания дети получают со слов учителя или в ходе чтения статьи учебника.

Люди добывают на болотах торф, который применяется как топливо, в качестве подстилки животным на фермах, как удобре­ние и т. д. На болотах собирают грибы, ягоды — ценные продукты питания. Затем учитель рассказывает, что болота имеют большое значение в природе. Здесь селится немало ценных и даже редких птиц, таких, как журавли. В болотах берут начало многие ручьи и реки, поэтому болота называют еще хранителями воды на земле. Долгое время болота осушали с целью увеличения количества па­хотных земель. Это привело к обмелению некоторых рек, ручьев, к сильному сокращению числа болотных птиц и других животных, к исчезновению большого количества ягодных растений. Болота — это часть природы. Они подлежат охране. Ученые установили, что на территории нашей страны не менее 100 болот должны быть остав­лены в неприкосновенности. Охраняются и отдельные представи­тели болотных растений (росянка, белокрыльник), животных (жу­равли).



Закрепление рекомендуется организовать по вопросам для повто­рения из учебника или провести игру, предложенную для урока по теме «Растения и животные луга». Только называться она должна «Что мы увидели на болоте». По ходу игры на доске заполняется та­кая таблица:

Растения болота

Животные болота








Можно предложить классу загадку с последующим объяснением ответа:

Не вода, не суша —

На лодке не уплывешь

И ногами не пройдешь. (Болото.)

В заключение делается вывод, который сравнивается с выво­дом учебника.

Домашнее задание. Знать материал о болотах, их ис­пользовании и охране (учебник, с. 95—101). Выполнить задания учебника. Прочитать статью «Полезный или вредный». Узнать, какие мероприятия по охране болот проводятся в вашем крае.
ТЕМА УРОКА «РАСТЕНИЯ ЛЕСА (ИЛИ ЛУГА, ИЛИ БОЛОТА)»

(работа с раздаточным материалом)

Цель урока: познакомить с представителями растений леса, изучить их особенности; научить детей отличать эти растения и правильно называть их.

Оборудование: пять-шесть видов растений леса своего края (раздаточный гербарный материал деревьев, кустарников, трав), таблицы «Смешанный лес», «Лиственный лес», «Хвойный лес».

Ход урока. Во вводной беседе выясняется, что такое лес. (Какие бывают леса? (Смешанные, лиственные, хвойные.) Почему они так называются? Какие леса преобладают в нашей области? 'Какие растения растут в лесах нашей области? Дети перечисляют растения леса, которые им известны. На уроке они подробнее познакомятся с некоторыми из этих растений. Учащиеся последовательно изучают одно растение за другим по следующему плану: бназвание растения (дерево, кустарник или трава, для деревьев и кустарников—лиственные или хвойные), особенности частей растения. Деревья и кустарники в классе обычно представлены ветками, поэтому для рассматривания растения целиком можно воспользоваться таблицами, рисунками учебника и гербария. По­казать это можно на примере изучения березы.

Учитель предлагает найти в раздаточном гербарном материале ветки березы. Какие части можно рассмотреть на ветке? (Листья, стебли.) Какие листья у березы? (Учащиеся рассказывают о форме листа.) Учитель уточняет, что листья березы похожи на округлую пластинку, заостренную в верхней части, и предлагает учащимся вопросы: «Береза—лиственное или хвойное растение? Что можно сказать о стебле ветки березы? (Стебель тонкий,