ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 244
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Закрепление можно также провести, работая с загадкой: «Богатырь стоит богат, угощает всех ребят: Ваню — земляникой, Таню — костяникой, Машеньку — орешком, Петю — сыроежкой». После того как загадка отгадана, учитель предлагает объяснить, почему дети решили, что загадка о лесе. О каких растениях сказано в загадке? Найдите их в гербарии. Почему земляника, костяника, сыроежка и орешки названы угощением?
В конце урока делается вывод.
Домашнее задание. Подготовить материал о лесе, его значении, растениях и животных леса, охране лесов (учебник, с. 72—81). Выполнить задания учебника. Прочитать статью «Полезный или вредный».
ТЕМА УРОКА «РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ ЛУГА» (вариант 2)
Цель урока: дать первоначальное понятие о луге, познакомить с наиболее типичными представителями растительного и животного мира, охраной лугов, растений и животных луга.
Оборудование: таблица «Луг», гербарий растений луга (демонстрационный и раздаточный материал), диапозитивы «Растения и животные луга».
Ход урока. Повторение проводится так же, как в предыдущем уроке.
Изучение нового материала начинается с беседы, опирающейся на наблюдения, проводимые на экскурсии, и жизненный опыт детей, по следующим вопросам: как вы себе представляете луг? Где вы видели луга? Что можно сказать о красоте луга? Какой труд людей наблюдали на лугах?
Учитель демонстрирует кадр 1 из серии диапозитивов «Растения и животные луга» или таблицу «Луг», предлагает сравнить свои представления о луге с тем, что изображено на кадре (таблице), затем дает первоначальное понятие о луге. Луг—это местность, на которой растут только травянистые растения. Луга часто располагаются по берегам рек, озер.
Какие травянистые растения вы наблюдали на лугу? Дети могут назвать несколько растений, при этом часто дают бытовые названия. Учитель выделяет из названных 4—5 травянистых растений, в том числе хотя бы одно ядовитое (лютик, чемерица), демонстрирует их в гербарии, на таблице или кадрах диапозитивов «Растения, и животные луга». При этом, если растение знакомо учащимся, им предлагается самим узнать и назвать его. Все называемые учителем растения дети должны найти на иллюстрации в учебнике, на раздаточном гербарном материале. Затем разбираются особенности (цвет, форма, сравнительная величина) растения в целом и его частей.
Демонстрируя незнакомое растение, учитель сначала предлагает вспомнить, видели ли они это растение на лугу
, затем дает его название, а в ходе беседы разбираются особенности (см. выше) каждого из незнакомых растений в сравнении с известным.
При разборе особенностей растений луга надо обязательно обратить внимание, что их стебли и листья зеленые, мягкие, сочные. Эту особенность луговых растений и использует человек. Продолжая, учитель рассказывает, что во второй половине июня луговые травы начинают цвести. В это время люди скашивают траву, а затем сушат ее на воздухе. Так получают сено. Сено складывают в большие кучи (показ на таблице), которые называют стогами. Кто знает, куда идет сено? (Сено запасают на зиму, и зимой его скармливают скоту.) На некоторых лугах устраивают выгоны для скота.
Далее учитель продолжает, что на лугу обитает большое число животных. Учащиеся сами по своим наблюдениям могут назвать некоторых животных — обитателей лугов. На лугах живут птицы, с цветка на цветок перелетают насекомые: бабочки, шмели, пчелы, осы, много на лугах жуков, в почве живут дождевые черви и кроты. Называя то или иное животное, следует демонстрировать соответствующие кадры диапозитивов (10—15) или показывать животных на таблице. Учащиеся в это время работают с рисунками учебника. В ходе беседы разбираются и некоторые отличительные особенности этих животных по сравнению с другими.
В заключение дается материал об использовании, охране лугов и их обитателей. Сначала надо предложить самим детям на основании наблюдений и жизненного опыта рассказать об этом. Обобщение и дополнение может сделать учитель либо предложить прочитать в учебнике материал об использовании и охране лугов. Учитель точно указывает часть статьи для чтения.
Закрепление рекомендуется провести в ходе беседы по вопросам для повторения, затем подвести учащихся к выводу.
Следующий вариант повторения в виде игровой ситуации «Что мы увидели на лугу». Выбирается жюри.
Учитель. Вот мы пришли на луг.
1-й у ч е н и к. Я вижу на лугу. . .
Дает название одного растения и одного животного. Показывает их в гербарии, на таблице и др., затем записывает в заранее заготовленную на доске таблицу:
Растения луга | Животные луга |
| |
|
2-й ученик. Я вижу на лугу. . .
Дает уже другое название растения и животного и выполняет то же, что и 1-й ученик.
Так последовательно выступают несколько человек. Ответы учащихся оценивает жюри по 5-балльной системе. В заключение определяются три призовых места.
Затем делается вывод по уроку, который сравнивается с выводом учебника.
Домашнее задание. Знать материал о луге, его обитателях, об использовании и охране лугов (учебник, с. 82—88). Выполнить задания учебника, вести наблюдения в природе. Прочитать в учебнике статью «Полезный или вредный».
ТЕМА УРОКА «РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ БОЛОТА» (вариант III)
Цель урока: дать первоначальное понятие о болоте, познакомить с наиболее типичными представителями растительного и животного мира болот, с использованием и охраной болот.
Оборудование: гербарий растений болота (демонстрационный и раздаточный материал), таблица «Болото».
Ход урока. Повторение проводится так же, как в предыдущем уроке.
Изучение нового материала начинается с беседы, опирающейся на жизненный опыт детей, по следующим вопросам: как вы себе представляете болото? Где в нашей местности вы видели болота? Как люди используют болота?
Учитель демонстрирует таблицу, предлагает рассказать о болоте, изображенном на таблице, сравнить его с тем, что видели сами. В заключение дается первоначальное понятие о болоте. В ходе беседы надо обратить внимание на разреженность растений, наличие небольших озер, общий бурый тон окраски, на большую влажность. Для убедительности последнего факта можно привести такие примеры: когда идешь по болоту, в след быстро набирается вода; если сжать в кулаке комок мха, то выжимается вода и т. п.
Затем учитель знакомит с несколькими растениями болота (деревьями, кустарниками, травами) и животными. Методика ознакомления та же, что и при изучении растений и животных леса.
Важным материалом, планируемым для изучения на уроке, является использование болот человеком, роль болот в природе, охрана болот.
В местностях, где дети имеют возможность бывать на болотах, вопрос об использовании человеком болот разбирается в ходе беседы. В других случаях эти знания дети получают со слов учителя или в ходе чтения статьи учебника.
Люди добывают на болотах торф, который применяется как топливо, в качестве подстилки животным на фермах, как удобрение и т. д. На болотах собирают грибы, ягоды — ценные продукты питания. Затем учитель рассказывает, что болота имеют большое значение в природе. Здесь селится немало ценных и даже редких птиц, таких, как журавли. В болотах берут начало многие ручьи и реки, поэтому болота называют еще хранителями воды на земле. Долгое время болота осушали с целью увеличения количества пахотных земель. Это привело к обмелению некоторых рек, ручьев, к сильному сокращению числа болотных птиц и других животных, к исчезновению большого количества ягодных растений. Болота — это часть природы. Они подлежат охране. Ученые установили, что на территории нашей страны не менее 100 болот должны быть оставлены в неприкосновенности. Охраняются и отдельные представители болотных растений (росянка, белокрыльник), животных (журавли).
Закрепление рекомендуется организовать по вопросам для повторения из учебника или провести игру, предложенную для урока по теме «Растения и животные луга». Только называться она должна «Что мы увидели на болоте». По ходу игры на доске заполняется такая таблица:
Растения болота | Животные болота |
| |
|
Можно предложить классу загадку с последующим объяснением ответа:
Не вода, не суша —
На лодке не уплывешь
И ногами не пройдешь. (Болото.)
В заключение делается вывод, который сравнивается с выводом учебника.
Домашнее задание. Знать материал о болотах, их использовании и охране (учебник, с. 95—101). Выполнить задания учебника. Прочитать статью «Полезный или вредный». Узнать, какие мероприятия по охране болот проводятся в вашем крае.
ТЕМА УРОКА «РАСТЕНИЯ ЛЕСА (ИЛИ ЛУГА, ИЛИ БОЛОТА)»
(работа с раздаточным материалом)
Цель урока: познакомить с представителями растений леса, изучить их особенности; научить детей отличать эти растения и правильно называть их.
Оборудование: пять-шесть видов растений леса своего края (раздаточный гербарный материал деревьев, кустарников, трав), таблицы «Смешанный лес», «Лиственный лес», «Хвойный лес».
Ход урока. Во вводной беседе выясняется, что такое лес. (Какие бывают леса? (Смешанные, лиственные, хвойные.) Почему они так называются? Какие леса преобладают в нашей области? 'Какие растения растут в лесах нашей области? Дети перечисляют растения леса, которые им известны. На уроке они подробнее познакомятся с некоторыми из этих растений. Учащиеся последовательно изучают одно растение за другим по следующему плану: бназвание растения (дерево, кустарник или трава, для деревьев и кустарников—лиственные или хвойные), особенности частей растения. Деревья и кустарники в классе обычно представлены ветками, поэтому для рассматривания растения целиком можно воспользоваться таблицами, рисунками учебника и гербария. Показать это можно на примере изучения березы.
Учитель предлагает найти в раздаточном гербарном материале ветки березы. Какие части можно рассмотреть на ветке? (Листья, стебли.) Какие листья у березы? (Учащиеся рассказывают о форме листа.) Учитель уточняет, что листья березы похожи на округлую пластинку, заостренную в верхней части, и предлагает учащимся вопросы: «Береза—лиственное или хвойное растение? Что можно сказать о стебле ветки березы? (Стебель тонкий,