Файл: Природоведение особенности курса природоведения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 245

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


По результатам наблюдений выясняется также, какие изменения происходили в живой природе: когда и на каких деревьях раньше всего листья начали менять окраску? Когда появились первые опав­шие листья? Когда закончился листопад? С чем связаны эти изме­нения в жизни растений? Когда и какие птицы первыми улетели на юг? Когда начался массовый отлет птиц? Когда улетели последние перелетные птицы? Почему осенью перелетные птицы улетают на юг? Наблюдались ли эти изменения в природе в прошлом году? Раньше позже или в те же сроки они наступали? Выводы записываются в «Дневник наблюдений».

В течение осени велись наблюдения и за трудом людей. В беседе по этой теме нужно остановиться на следующих моментах: какие осен­ние виды труда выполняли люди в парках, скверах дворах? Как го­товят квартиры к зиме? Когда начали топить в домах? В каком ме­сяце в магазинах было больше всего разнообразных фруктов и ово­щей? Какой вывод из этого следует? Учащимся сельских школ можно предложить несколько иные вопросы: какие работы проводят осенью на полях? Как подготавливают помещение для зимовки скота? Что делают на приусадебных участках? Как каждый из этих видов тру­да связан с изменениями в природе? Те же или другие виды труда наблюдали осенью прошлого года?

В течение осени дети вели наблюдения за изменениями в природе отраженными в некоторых народных приметах. Учитель предлагает двум-трем учащимся назвать, по каким приметам они вели наблю­дения. Подтвердились ли приметы? О каких других приметах по сравнению с указанными в дневниках узнали учащиеся? Удалось ли их проверить?


В заключение надо выделить такие признаки осени, которые, с од­ной стороны, повторяются из года в год, с другой — отличают этот сезон от других времен года. Такими признаками являются: похоло­дание, увеличение облачности и влажности, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, листопад, увядание травянистых растений, исчезновение насекомых, отлет птиц. Основная направлен­ность осеннего труда людей — уборка урожая, очистка парков, скве­ров, посадка деревьев, утепление квартир, заготовка продуктов.

Во второй части урока выясняются характерные признаки погоды в течение года. Признаки осенней погоды были выяснены в начале урока. Учитель предлагает вспомнить наблюдения за погодой, про­веденные зимой прошлого года, и выделить характерные признаки зимней погоды: продолжительность зимы, низкие температуры, при­меры преобладающих зимних температур, осадки в виде снега. Ана­логично выясняются особенности погоды весны, лета и года в целом в своем крае. Предложенные в учебнике для работы на этом уроке вопросы и задания могут быть использованы для составления харак­теристики погоды года в целом либо каждого сезона отдельно.

Закрепление материала о характере погоды в течение года в дан­ной местности можно провести в виде игры «Кто самый наблюдатель­ный». Учитель предлагает несколько загадок о временах года.

В заключение дается краткий вывод о погоде в своем крае с переч­нем характерных признаков каждого сезона.

Домашнее задание. Подготовить небольшие рас­сказы о погоде в разные времена года. Прочитать текст в учебни­ке на с. 46—50. Выполнить задания. Продолжать наблюдения в при­роде.
ТЕМА УРОКА «ВОДА И ЕЕ СВОЙСТВА»

Цель урока: познакомить учащихся с некоторыми физичес­кими свойствами воды, формировать практические умения работать с лабораторным оборудованием, ставить опыты, вести наблюдения.

Оборудование: на столах учащихся вода в стаканах, гли­на, соль, пустые стаканы, воронки, фильтровальная бумага; диапози­тивы «Вода в природе».

Ход урока. 1-й вариант. В ходе повторения учащиеся рас­сказывают об особенностях осенней, зимней, весенней и летней по­годы в своем крае. При этом коллективно может быть составлен план характеристики погоды: 1. Особенности температуры воздуха. 2. Особенности осадков. Связь температуры воздуха и вида осад­ков. 3. Другие изменения погоды в данное время года. .

Вариант для фиксированного повторения:



Карточка 1. 1. На кар­точке дана таблица, в которой уже указано полезное ископаемое. В свободной графе записать свойства полезного ископаемого. 2. Впе­реди, далеко, до самой линии горизонта пролегла широкая, прямая, как струна, дорога. Машина мчалась быстро, легко, весело, так что справа и слева едва успевали мелькать деревни, перелески', уходящие вдаль совхозные поля. О какой форме поверхности говорится в от­рывке? 3. Дополни рисунок стрелками-указателями. Подпиши сторо­ны горизонта: ->- В.

Карточка II. 1. Задание аналогичное, но дано другое полезное ископаемое. 2. Дорога была узкая. В отдельных мес­тах справа от нас виднелся крутой обрыв, и тогда по краю дороги стояли ограждения из камня или бетона. Слева, как стена, стояла ка­менная громада. После поворота начался спуск, и мы поехали в об­ратном направлении. Машины шли медленно. О какой форме поверх­ности говорится в отрывке? 3. Дополни рисунок стрелками-указа­телями. Подпиши стороны горизонта: 3 <—.

Изучение нового материала можно начать с создания небольшой игровой ситуации: «Итак, мы узнали много интересного о полезных ископаемых. Немало есть и других полезных ископаемых, а среди них одно, без которого трудно представить нашу жизнь. О нем мы и бу­дем говорить сегодня. Отгадайте загадку, и вы назовете это полез­ное ископаемое: «Я и льдинка голубая, я и капля дождевая, я снежинка вырезная, я по травке разлита. Догадайся, кто же я?»

Затем проводится краткая беседа по вопросам к уроку, данным в учебнике. Учитель дополняет ответы детей. Дополнение можно сде­лать путем чтения первого абзаца статьи «Вода и ее свойства» или просмотра кадров серии диапозитивов «Вода в природе».

Как и другие полезные ископаемые, вода имеет немало интересных свойств.

Дальнейшая работа может быть проведена в игровой форме: «И вот мы опять с вами исследователи. Теперь к нам в лабораторию поступила вода. Наша задача — изучить ее свойства».

Далее учащиеся выполняют практическую работу в соответствии с инструктажем, данным в учебнике. По мере выявления свойств во­ды ведется запись на доске. (Свойства лучше всего записать в стол­бик.)

В связи с тем что в некоторых опытах дети должны пробовать на вкус воду, вода для опытов должна быть питьевая. Чистыми должны быть и стаканы.

Закрепление можно провести по вопросам для повторения, дан­ным в учебнике. Их можно значительно конкретизировать и оживить предложением, привести примеры, где дети в быту, в жизни сталкивались с тем или иным свойством воды. Учащиеся подводятся к выводу, который сравнивается с выводом учебника.


Домашнее задание. Подготовить материал о свойствах воды. Выполнить задания на с. 53—54 учебника.
ТЕМА УРОКА «КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. ОХРАНА ВОДЫ»

Цель урока: дать первоначальное представление о кругово­роте воды в природе; формулировать знания об охране воды, неко­торые практические умения бережного отношения к воде.

Оборудование: штатив, тарелка со снегом или льдом, спир­товка, пустая тарелка, макет обрыва, кинофрагмент «Круговорот воды в природе», диафильм «Вода служит людям».

Ход урока. 1-й вариант. Повторение материала прошлого урока можно провести в ходе фронтальной беседы по следующим вопросам: о каких свойствах воды вы узнали? Как доказать, что во­да не имеет формы? Какой опыт помог вам установить, что вода бес­цветна? Как определить прозрачность воды? Как определить вкус воды? Каким образом вы узнали, что вода не имеет запаха? (Учи­тель демонстрирует опыт, доказывающий текучесть воды.) О каком свойстве воды вы узнали из этого опыта? Каким свойством воды вы пользуетесь, когда пьете чай с сахаром? Можете ли вы привести дру­гие примеры, доказывающие, что вода — растворитель? Как очистить воду от мути? Что такое фильтр? Как его изготовить?

Обобщив ответы, учитель демонстрирует классу опыт, показываю­щий круговорот воды в природе. Учащиеся, наблюдая этот процесс, должны ответить на вопрос: какой путь совершает вода? (Круг.) Ес­ли дети не ответят на этот вопрос, ответ дает учитель. Действитель­но, вода совершает круг, который получил название «круговорот». Слово «круговорот» учитель записывает на доске и говорит, что в при­роде вода тоже совершает круговорот. Увидеть, как это происходит, поможет кинофрагмент. При просмотре кинофрагмента дети должны обратить внимание на следующее (вопросы и задания записаны на доске): где в природе встречается вода? Проследите путь движения воды в природе. Как школьники помогают очищать водоемы? После просмотра кинофрагмента проводится беседа, в ходе которой дети выясняют, каково значение воды в жизни человека. Учитель допол­няет ответы детей, или предлагает с этой целью прочитать в учебнике первые два абзаца статьи «Охрана воды», или демонстрирует диа­фильм «Вода служит людям». В заключение учащиеся делают вывод о значении воды в жизни человека и природы. Затем в ходе беседы выясняется вопрос, как нужно относиться к воде.

Закрепление знаний можно провести в виде игры: «Сегодня на уроке мы убедились, что вода — путешественница. Давайте совер­шим путешествие «Следом за каплей». Я начинаю: «Упала кап­ля дождя на землю...»


Дальше продолжают дети, описывая (устно) приключения капли. При этом надо не просто сказать, где бывает капля, но и придумать для нее какие-то приключения. А если капле будет грозить гибель, если ей что-то будет мешать в путешествии, то ей надо помочь.

Возможны другие варианты. Капля могла упасть в речку, на кры­шу дома и т. п. При таком подходе дети будут говорить о круговоро­те, начиная с разных его этапов.

Можно предложить классу загадку: «Я и туча, и туман, и ручей, и океан, и летаю, и бегу, и стеклянной быть могу!» После отгадки, что это вода, можно предложить учащимся выделить в ее содержании элементы круговорота, обратить внимание, что в загадке подчеркнуто то, что вода находится в постоянном движении.

Материал о круговороте воды в природе можно использовать во время экскурсий.

Домашнее задание. Подготовить материал о круговороте воды в природе, о значении и охране воды (учебник, с. 54—59).

2-й вариант — с использованием телепередачи «Круговорот воды в природе».

Повторение пройденного и вступление в изучение нового материа­ла проводятся так же, как и в 1-м варианте. До начала телепередачи нужно продемонстрировать и опыт, показывающий процесс кругово­рота воды. Похожее происходит и в природе. При просмотре телепе­редачи детям следует обратить внимание на следующее: где человек , (Использует воду? Какое значение имеет вода для природы? Какой бы­вает вода в природе? Как совершается круговорот воды в природе? 'Как надо беречь воду? Почему к воде нужно относиться бережно? Как надо беречь воду? Почему к воде нужно относиться бережно?

Обычно учитель не вмешивается в ход телепередачи. Все же в ис­ключительных случаях это допустимо. Так, в данной передаче с по­мощью мультипликации показано, как большими каплями вода те­чет зря из кранов на кухне, в ванной комнате, из колонки. Эти карти­ны довольно впечатлительны. Впечатление можно усилить отдель­ными репликами: «Какие нерадивые хозяева в этой квартире!» или «Уходит вода зря, а ведь сколько люди трудились, чтобы она пришла к нам в квартиры чистой, свежей» и т. п. После телепередачи прово­дится беседа по вопросам, транслируемым на экран, которые допол­няются вопросами учителя, данными выше. При разборе вопроса, как совершается круговорот воды в природе, учитель постепенно вы­черчивает на доске схему круговорота, а учащиеся работают с анало­гичным рисунком в учебнике.

Закрепление может быть проведено, как и в 1-м варианте. Но по­скольку на предложенную для закрепления игру может не остаться :Времени, а игровые моменты были в телепередаче, то можно провести беседу по вопросам для повторения в учебнике и подвести детей к выводу.