ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 245
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По результатам наблюдений выясняется также, какие изменения происходили в живой природе: когда и на каких деревьях раньше всего листья начали менять окраску? Когда появились первые опавшие листья? Когда закончился листопад? С чем связаны эти изменения в жизни растений? Когда и какие птицы первыми улетели на юг? Когда начался массовый отлет птиц? Когда улетели последние перелетные птицы? Почему осенью перелетные птицы улетают на юг? Наблюдались ли эти изменения в природе в прошлом году? Раньше позже или в те же сроки они наступали? Выводы записываются в «Дневник наблюдений».
В течение осени велись наблюдения и за трудом людей. В беседе по этой теме нужно остановиться на следующих моментах: какие осенние виды труда выполняли люди в парках, скверах дворах? Как готовят квартиры к зиме? Когда начали топить в домах? В каком месяце в магазинах было больше всего разнообразных фруктов и овощей? Какой вывод из этого следует? Учащимся сельских школ можно предложить несколько иные вопросы: какие работы проводят осенью на полях? Как подготавливают помещение для зимовки скота? Что делают на приусадебных участках? Как каждый из этих видов труда связан с изменениями в природе? Те же или другие виды труда наблюдали осенью прошлого года?
В течение осени дети вели наблюдения за изменениями в природе отраженными в некоторых народных приметах. Учитель предлагает двум-трем учащимся назвать, по каким приметам они вели наблюдения. Подтвердились ли приметы? О каких других приметах по сравнению с указанными в дневниках узнали учащиеся? Удалось ли их проверить?
В заключение надо выделить такие признаки осени, которые, с одной стороны, повторяются из года в год, с другой — отличают этот сезон от других времен года. Такими признаками являются: похолодание, увеличение облачности и влажности, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, листопад, увядание травянистых растений, исчезновение насекомых, отлет птиц. Основная направленность осеннего труда людей — уборка урожая, очистка парков, скверов, посадка деревьев, утепление квартир, заготовка продуктов.
Во второй части урока выясняются характерные признаки погоды в течение года. Признаки осенней погоды были выяснены в начале урока. Учитель предлагает вспомнить наблюдения за погодой, проведенные зимой прошлого года, и выделить характерные признаки зимней погоды: продолжительность зимы, низкие температуры, примеры преобладающих зимних температур, осадки в виде снега. Аналогично выясняются особенности погоды весны, лета и года в целом в своем крае. Предложенные в учебнике для работы на этом уроке вопросы и задания могут быть использованы для составления характеристики погоды года в целом либо каждого сезона отдельно.
Закрепление материала о характере погоды в течение года в данной местности можно провести в виде игры «Кто самый наблюдательный». Учитель предлагает несколько загадок о временах года.
В заключение дается краткий вывод о погоде в своем крае с перечнем характерных признаков каждого сезона.
Домашнее задание. Подготовить небольшие рассказы о погоде в разные времена года. Прочитать текст в учебнике на с. 46—50. Выполнить задания. Продолжать наблюдения в природе.
ТЕМА УРОКА «ВОДА И ЕЕ СВОЙСТВА»
Цель урока: познакомить учащихся с некоторыми физическими свойствами воды, формировать практические умения работать с лабораторным оборудованием, ставить опыты, вести наблюдения.
Оборудование: на столах учащихся вода в стаканах, глина, соль, пустые стаканы, воронки, фильтровальная бумага; диапозитивы «Вода в природе».
Ход урока. 1-й вариант. В ходе повторения учащиеся рассказывают об особенностях осенней, зимней, весенней и летней погоды в своем крае. При этом коллективно может быть составлен план характеристики погоды: 1. Особенности температуры воздуха. 2. Особенности осадков. Связь температуры воздуха и вида осадков. 3. Другие изменения погоды в данное время года. .
Вариант для фиксированного повторения:
Карточка 1. 1. На карточке дана таблица, в которой уже указано полезное ископаемое. В свободной графе записать свойства полезного ископаемого. 2. Впереди, далеко, до самой линии горизонта пролегла широкая, прямая, как струна, дорога. Машина мчалась быстро, легко, весело, так что справа и слева едва успевали мелькать деревни, перелески', уходящие вдаль совхозные поля. О какой форме поверхности говорится в отрывке? 3. Дополни рисунок стрелками-указателями. Подпиши стороны горизонта: ->- В.
Карточка II. 1. Задание аналогичное, но дано другое полезное ископаемое. 2. Дорога была узкая. В отдельных местах справа от нас виднелся крутой обрыв, и тогда по краю дороги стояли ограждения из камня или бетона. Слева, как стена, стояла каменная громада. После поворота начался спуск, и мы поехали в обратном направлении. Машины шли медленно. О какой форме поверхности говорится в отрывке? 3. Дополни рисунок стрелками-указателями. Подпиши стороны горизонта: 3 <—.
Изучение нового материала можно начать с создания небольшой игровой ситуации: «Итак, мы узнали много интересного о полезных ископаемых. Немало есть и других полезных ископаемых, а среди них одно, без которого трудно представить нашу жизнь. О нем мы и будем говорить сегодня. Отгадайте загадку, и вы назовете это полезное ископаемое: «Я и льдинка голубая, я и капля дождевая, я снежинка вырезная, я по травке разлита. Догадайся, кто же я?»
Затем проводится краткая беседа по вопросам к уроку, данным в учебнике. Учитель дополняет ответы детей. Дополнение можно сделать путем чтения первого абзаца статьи «Вода и ее свойства» или просмотра кадров серии диапозитивов «Вода в природе».
Как и другие полезные ископаемые, вода имеет немало интересных свойств.
Дальнейшая работа может быть проведена в игровой форме: «И вот мы опять с вами исследователи. Теперь к нам в лабораторию поступила вода. Наша задача — изучить ее свойства».
Далее учащиеся выполняют практическую работу в соответствии с инструктажем, данным в учебнике. По мере выявления свойств воды ведется запись на доске. (Свойства лучше всего записать в столбик.)
В связи с тем что в некоторых опытах дети должны пробовать на вкус воду, вода для опытов должна быть питьевая. Чистыми должны быть и стаканы.
Закрепление можно провести по вопросам для повторения, данным в учебнике. Их можно значительно конкретизировать и оживить предложением, привести примеры, где дети в быту, в жизни сталкивались с тем или иным свойством воды. Учащиеся подводятся к выводу, который сравнивается с выводом учебника.
Домашнее задание. Подготовить материал о свойствах воды. Выполнить задания на с. 53—54 учебника.
ТЕМА УРОКА «КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. ОХРАНА ВОДЫ»
Цель урока: дать первоначальное представление о круговороте воды в природе; формулировать знания об охране воды, некоторые практические умения бережного отношения к воде.
Оборудование: штатив, тарелка со снегом или льдом, спиртовка, пустая тарелка, макет обрыва, кинофрагмент «Круговорот воды в природе», диафильм «Вода служит людям».
Ход урока. 1-й вариант. Повторение материала прошлого урока можно провести в ходе фронтальной беседы по следующим вопросам: о каких свойствах воды вы узнали? Как доказать, что вода не имеет формы? Какой опыт помог вам установить, что вода бесцветна? Как определить прозрачность воды? Как определить вкус воды? Каким образом вы узнали, что вода не имеет запаха? (Учитель демонстрирует опыт, доказывающий текучесть воды.) О каком свойстве воды вы узнали из этого опыта? Каким свойством воды вы пользуетесь, когда пьете чай с сахаром? Можете ли вы привести другие примеры, доказывающие, что вода — растворитель? Как очистить воду от мути? Что такое фильтр? Как его изготовить?
Обобщив ответы, учитель демонстрирует классу опыт, показывающий круговорот воды в природе. Учащиеся, наблюдая этот процесс, должны ответить на вопрос: какой путь совершает вода? (Круг.) Если дети не ответят на этот вопрос, ответ дает учитель. Действительно, вода совершает круг, который получил название «круговорот». Слово «круговорот» учитель записывает на доске и говорит, что в природе вода тоже совершает круговорот. Увидеть, как это происходит, поможет кинофрагмент. При просмотре кинофрагмента дети должны обратить внимание на следующее (вопросы и задания записаны на доске): где в природе встречается вода? Проследите путь движения воды в природе. Как школьники помогают очищать водоемы? После просмотра кинофрагмента проводится беседа, в ходе которой дети выясняют, каково значение воды в жизни человека. Учитель дополняет ответы детей, или предлагает с этой целью прочитать в учебнике первые два абзаца статьи «Охрана воды», или демонстрирует диафильм «Вода служит людям». В заключение учащиеся делают вывод о значении воды в жизни человека и природы. Затем в ходе беседы выясняется вопрос, как нужно относиться к воде.
Закрепление знаний можно провести в виде игры: «Сегодня на уроке мы убедились, что вода — путешественница. Давайте совершим путешествие «Следом за каплей». Я начинаю: «Упала капля дождя на землю...»
Дальше продолжают дети, описывая (устно) приключения капли. При этом надо не просто сказать, где бывает капля, но и придумать для нее какие-то приключения. А если капле будет грозить гибель, если ей что-то будет мешать в путешествии, то ей надо помочь.
Возможны другие варианты. Капля могла упасть в речку, на крышу дома и т. п. При таком подходе дети будут говорить о круговороте, начиная с разных его этапов.
Можно предложить классу загадку: «Я и туча, и туман, и ручей, и океан, и летаю, и бегу, и стеклянной быть могу!» После отгадки, что это вода, можно предложить учащимся выделить в ее содержании элементы круговорота, обратить внимание, что в загадке подчеркнуто то, что вода находится в постоянном движении.
Материал о круговороте воды в природе можно использовать во время экскурсий.
Домашнее задание. Подготовить материал о круговороте воды в природе, о значении и охране воды (учебник, с. 54—59).
2-й вариант — с использованием телепередачи «Круговорот воды в природе».
Повторение пройденного и вступление в изучение нового материала проводятся так же, как и в 1-м варианте. До начала телепередачи нужно продемонстрировать и опыт, показывающий процесс круговорота воды. Похожее происходит и в природе. При просмотре телепередачи детям следует обратить внимание на следующее: где человек , (Использует воду? Какое значение имеет вода для природы? Какой бывает вода в природе? Как совершается круговорот воды в природе? 'Как надо беречь воду? Почему к воде нужно относиться бережно? Как надо беречь воду? Почему к воде нужно относиться бережно?
Обычно учитель не вмешивается в ход телепередачи. Все же в исключительных случаях это допустимо. Так, в данной передаче с помощью мультипликации показано, как большими каплями вода течет зря из кранов на кухне, в ванной комнате, из колонки. Эти картины довольно впечатлительны. Впечатление можно усилить отдельными репликами: «Какие нерадивые хозяева в этой квартире!» или «Уходит вода зря, а ведь сколько люди трудились, чтобы она пришла к нам в квартиры чистой, свежей» и т. п. После телепередачи проводится беседа по вопросам, транслируемым на экран, которые дополняются вопросами учителя, данными выше. При разборе вопроса, как совершается круговорот воды в природе, учитель постепенно вычерчивает на доске схему круговорота, а учащиеся работают с аналогичным рисунком в учебнике.
Закрепление может быть проведено, как и в 1-м варианте. Но поскольку на предложенную для закрепления игру может не остаться :Времени, а игровые моменты были в телепередаче, то можно провести беседу по вопросам для повторения в учебнике и подвести детей к выводу.