Файл: Природоведение особенности курса природоведения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 248

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
иллюстрации в краеведческих изданиях, зачитывает отрывки описания их.

В заключение нужно акцентировать внимание на охране водоемов по материалам кинофрагментов, использовать материал учебника и продемонстрировать кадр 17 из серии диапозитивов «Охрана при­роды». Если учитель не имеет возможности провести изучение нового материала с использованием кинофрагмента, то следует использо­вать таблицы, картины.

Для закрепления материала предлагаем несколько вариантов.

1-й вариант. На доске вычерчены контуры реки, озера, моря. Ученикам предлагается определить, что это за водоемы, и объяснить свой ответ.

2-й вариант. Игровые ситуации.

1. Отгадайте загадки. Объясните свой ответ.

2. Путешествие по реке. Учащиеся должны рассказать, что они видят справа (правый берег), слева (левый берег), какими видят берега, назвать притоки и т. д. Дети могут также включить в рассказ-путешествие какие-то эмоциональные устные описания, возможно, приключения и т. п. Но во всех случаях ученик должен показать знание, как определить правый и левый берег и приток, показать их на схеме реки, на таблице.

Путешествие по озеру. В ходе игры должно быть выделено, что берега озера замкнуты.

Путешествие по морю. Берег моря обязательно где-то пре­рывается. Здесь море соединяется с другим морем или океаном.

Домашнее задание. Подготовить материал об особен­ностях водоемов и водоемах нашей области (учебник, с. 59—64). Выполнить задания учебника, с. 64. Вести наблюдения в природе. Обратить внимание, какими отходами загрязняется местный водоем: отходами промышленных предприятий, стоками с животноводческих ферм, бытовыми отходами и т. п.
ТЕМА УРОКА «ПОЧВА И ЕЕ СОСТАВ»

Цель урока: дать первоначальные понятия о почве, ее сос­таве; формировать практические умения постановки опытов, наблю­дений, работы с лабораторным оборудованием.

Оборудование: на каждой парте почва обычная и прока­ленная, два стакана с водой, пустой стакан; на столе учителя про­каленная почва, жестяная банка, спиртовка, спички, стекло, за­жим или деревянная бельевая прищепка, коллекции почвы и ее со­става.

Ход урока. Повторение материала прошлого урока можно провести по следующим вопросам и заданиям: что такое водоем? Какие вы знаете водоемы? Как образуются источники? Как вы представляете себе реку? Пользуясь схемой реки, расскажите о ее частях. Чем река отличается от ручья? Что представляет собой озеро? Чем озеро отличается от реки? Что собой представляет море? Чем море отличается от озера? Как изображаются разные водоемы на карте? Покажите их. На этот вопрос учащиеся должны только найти на карте, показать и сказать: это река, это озеро, это море. Какие водоемы есть в нашей области? Отвечая на этот вопрос, дети дают названия одного-двух водоемов. Как охраняются водоемы? По­чему водоемы надо охранять?


Вариант для фиксированного повторения: Карточка I. 1. Какие полезные ископаемые используются в строительстве? Подчеркни: каменный уголь, известняк, железная руда, песок, гранит. 2. Ту­ристы утром отправились в поход. Солнце им светило в лицо. В каком направлении шел отряд? 3. Покажи стрелками связи в природе: идет снег температура воздуха — 15° идет дождь водоем покрыт льдом (на карточке стрелки не даются).

Карточка II. 1. Какие полезные ископаемые используются как топливо? Подчеркни: нефть, алюминиевая руда, торф, глина, камен­ный уголь. 2. Туристы вечером возвращались из похода. Солнце светило им в лицо. В каком направлении они возвращались? 3. По­кажи стрелками связи в природе: исчезли насекомые, улетают птицы, цветут растения, осыпались плоды и семена (на карточке стрелки не даются).

Могут быть также использованы карточки, предложенные для предыдущих уроков.

Изучение нового материала начинается с сообщения, что сегодня предстоит познакомиться с почвой, ее свойствами и составом. На доске заранее начерчена таблица, которая заполняется в процессе изучения нового материала и к концу урока имеет следующий вид:

Состав почвы

Свойства почвы

Остатки растений, животных

Вода

Воздух

Песок, глина

Минеральные соли

Пропускает воду лучше, чем глина, но хуже, чем песок



К классу можно обратиться со следующим вопросом: где вы видели почву? (На даче, в поле, огороде; почву привезли к нашему дому, потом ее разровняли по поверхности участка и посадили деревья, цветы и т. д.) Итак, растения растут там, где есть почва. Из чего же состоит почва? Каковы ее свойства? Чтобы ответить на эти вопросы, надо провести ряд наблюдений и опытов с почвой. Рассмотрите почву, какого она цвета? (Почва серая, черная и т. п.) Какие частички можно увидеть в почве? Дети рассматривают почву и находят в ней корешки растений, их листья, части животных (крылья, ножки и т. п.). Некоторые из этих остатков начали гнить. Затем учитель насыпает почву в жестяную банку и ставит ее над пламенем спиртовки. Над почвой устанавливают холодное стекло. Стекло можно зажать в штативе, держать зажимом или просто бельевой прищепкой. Учащиеся наблюдают, что над почвой поднима­ется пар, а на стекле образуются капельки воды. Пока идет даль­нейший процесс прокаливания почвы, учитель обращается к классу с вопросом: откуда на стекле появилась вода? (Вода была в почве.) Какой вывод о почве можно сделать из этого опыта? (В почве есть вода.) Наблюдайте, что дальше происходит с почвой в нашем опыте. Дети видят, что над почвой поднимается дым. Значит, в почве что-то горит. А что может гореть в почве? (Корешки, листочки расте­ний, остатки животных и др.) Значит, в почве горят еще не успевшие до конца сгнить остатки растений и животных, т. е. в почве есть перегной. Обратите теперь внимание на прокаленную почву, как изменился ее цвет. (Она стала светлая.) Значит, перегной придает почве темный цвет. Для обнаружения в почве воздуха учащиеся бросают в стакан с водой комочки почвы и видят, что из почвы через воду идут пузырьки воздуха. Значит, в почве есть воздух. Затем уча­щиеся проделывают лабораторные опыты по обнаружению в почве песка и глины. Для большей наглядности для этого опыта лучше взять предварительно прокаленную почву. Прокалить ее можно дома на сковородке или в другой чугунной, железной посуде. Учащиеся опускают почву в стакан с водой, размешивают ее стеклянной палоч­кой. Когда смесь в стакане отстоится, учащиеся увидят, что на дно оседают какие-то частички. Можно слить мутную воду в другой ста­кан и рассмотреть осадок. Дети увидят, что осадок состоит из песка. В другом стакане, куда слили мутную воду из первого стакана, тоже вскоре появится осадок. Учащиеся сливают воду, рассматривают осадок. Он состоит из более мелких частичек, чем в первом стакане. Это глина. Делается вывод, что в почве есть песок и глина. Затем учитель берет на стекло немного воды, в которой размешивалась почва, прогревает стекло на пламени спиртовки. На стекле остается белое пятно. Учитель поясняет, что это различные соли. Их называют минеральными солями (запись на доске), и они необходимы для питания растений.



Некоторые этапы описанной выше практической работы могут быть организованы как самостоятельная работа учащихся с исполь­зованием инструктажа, данного в учебнике.

В ходе закрепления учащиеся повторяют свойства почвы. Для беседы можно использовать вопросы в учебнике для повторения.

Закрепление может быть проведено также в ходе работы уча­щихся с одной из коллекций почв и ее состава. Учитель предлагает рассмотреть почву и назвать ее состав. В заключение урока делает­ся вывод, который сравнивается с выводом в учебнике.

Домашнее задание. Знать состав и свойства почвы (учеб­ник, с. 65—67). Выполнить задания учебника на с. 67.
ТЕМА УРОКА «ПОЧВА НАШЕГО КРАЯ»

Цель урока: познакомить с типами почв и с почвами своего края, дать первоначально понятие о почве и ее плодородии.

Оборудование: коллекции почвы и ее состава, образцы почв (не более трех типов), диапозитивы «Охрана природы».

Ход урока. В ходе фронтальной беседы повторяются свойства почвы. При этом учащиеся не только должны назвать элемент, сос­тавляющий почву, но и рассказать, каким образом это было иссле­довано. На доске вычерчена основа таблицы о составе и свойст­вах почвы. Ученик, назвавший элемент почвы, записывает его в таблицу.

Изучение нового материала начинается с формирования перво­начального понятия «плодородие почвы». Учитель напоминает, что при изучении состава почвы были обнаружены остатки растений и животных. Что же происходит с этими остатками? ('Они гниют.) Так, в почве образуется перегной. (Запись на доске.) Мы обнаружили также в почве минеральные соли. Минеральные соли образуются тогда, когда какая-то часть перегноя перегнивает совсем. Мине­ральные соли необходимы для питания растений. Значит, чем больше в почве перегноя, тем она плодороднее. Плодородие — основное свойство почвы. В таблицу, которая заполнялась на доске во время опроса, в графу «Свойства» записывается слово «плодородие». От содержания перегноя зависит цвет почвы. Чем в почве больше перегноя, тем она темнее.

Затем учитель демонстрирует образцы почв. В связи с тем что на территории Российской Федерации наиболее распространенными почвами являются черноземные, подзолистые, торфяные, поэтому ре­комендуется с ними и познакомить учащихся. Учитель демонстри­рует последовательно образцы почв, предлагает учащимся срав­нить их по цвету, дает названия и кратко характеризует их особен­ности. Для этой характеристики вполне достаточно материала, данного в учебнике. Затем учитель сообщает, каких почв больше всего в данной области, приводит примеры, какие урожаи получают люди на таких почвах. Значит, ценность почвы в том, что на ней рас­тут растения.


Итак, мы узнали о некоторых свойствах почвы, о том, что на ней растут растения. Как бы вы сказали, что такое почва? Дети попы­таются дать это определение, но, как правило, оно бывает нечетким. Но такая попытка активизирует внимание учащихся. Определение почвы дает учитель. Можно предложить прочитать определение почвы в учебнике.

Переходом к ознакомлению с охраной почв может послужить следующее задание: подумайте, что было бы, если бы почва вдруг исчезла, разрушилась. Обобщая ответы, учитель подводит детей к пониманию, что почвы надо охранять. От чего же надо охранять почвы? Большой враг почвы — овраги. Используя таблицу «Овраг», учитель рассказывает об их образовании.

Надо рассказать учащимся, что улучшают почву дождевые черви.

Люди ведут борьбу с оврагами — их засыпают, закрепляют. О том, как ведется закрепление оврагов, можно выяснить в ходе рабо­ты с таблицей, рисунком учебника.

Другой враг почвы — ветер. Сильные ветры могут унести слой почвы до 25 см. Следует предложить детям отложить на линейке это расстояние, поставить линейку вертикально и посмотреть, что это за слой.

Закрепление материала можно провести в виде своеобразной игры. Класс делится на три группы. Каждой группе дается свое задание-загадка: 1. Почему почву называют «чудесная кладовая»? 2. Демонстрируется кадр 14 из серии диапозитивов «Охрана при­роды». Какую работу выполняют люди? Какое отношение она имеет к почве? 3. Расскажите о том, какую пользу приносят дождевые черви. Учитель дает на обдумывание 2 мин. Дети могут посове­щаться, чтобы сформулировать ответ. Отвечает один из группы. Ребята из двух других групп — жюри. Они должны оценить правильность и полноту ответа.

Домашнее задание. Подготовить материал о почве, ви­дах почв, охране почв (учебник, с. 67—71). Выполнить задания учебника.
ТЕМА ЭКСКУРСИИ «РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ ПОЛЯ» (вариант I)

Цель экскурсии: дать представление о поле, познакомить учащихся с культурными растениями поля, сорняками, некоторыми животными поля, провести наблюдения за трудом людей в поле.

Оборудование: совки или лопатки для выкапывания расте­ний, нож и гербарная папка у учителя.

Примечание. В условиях крупных городов экскурсию можно провести на станции юннатов, ВВЦ.

Ход экскурсии. Экскурсия начинается с наблюдений поля и последующего выяснения, что такое поле. Какой вид имеет это поле сейчас? (Оно большое, уходит до самого леса, ровное. Нужно, чтобы дети отметили красоту поля. Если сейчас трудно сказать, что поле красивое, по возможности надо вспомнить, каким оно было в тече­ние лета.) Выслушав ответы детей, учитель обобщает их и говорит, что на полях люди выращивают различные растения — хлебные, овощные или растения, идущие на корм скоту. Что же выращи­вается на этом поле? Если на поле росли зерновые, то по стерне,
оставшимся колоскам можно определить, какие здесь росли расте­ния. Можно понаблюдать и как они были посеяны. На оставшейся стерне можно увидеть четкие рядки. Возможно, экскурсия проходит на поле, где выращивается картофель или капуста. Среди растений картофеля еще можно найти отдельные зеленые экземпляры и рассмотреть их. Надо показать и как растут клубни картофеля в почве. С этой целью осторожно совком или лопаткой отгрести почву от клубней, рассмотреть их, а затем клубни снова закрыть почвой. Если на поле идет уборка картофеля, то есть возможность показать все гнездо. Здесь также надо обратить внимание на способ посадки картофеля (рядами). Если на поле растет капуста, то обратить внимание, что крайние листы капусты зеленые, а в середине расте­ния — тугие кочаны. Хорошо просматривается и рядовой способ посадки капусты. Учитель обращает внимание, что среди культур­ных растений можно увидеть осот, пастушью сумку, сурепку и др.

Эти растения случайно попали на поля. Они засоряют посевы куль­турных растений. Их так и называют — сорняки. Затем учащиеся выкапывают несколько сорняков для работы в классе.

Если учитель не уверен, что учащиеся выкопают растения пра­вильно, нужно показать, как это делается. Учащиеся наблюдают, как правильно надо выкапывать растения, затем выкапывают сами, отряхивают корни от почвы и закладывают в гербарные папки. Предварительно корни растений можно обмыть водой, просушить газетой или тряпкой. Все растение при этом мочить не следует. Надо выкапывать лишь определенное количество экземпляров сорня­ков, необходимых для изучения на следующем уроке.

Дальше следует выяснить, каких животных можно встретить в поле. Прежде всего можно наблюдать птиц, которые осенью при­летают на поля кормиться. На цветущих растениях (а осенью на поле могут цвести некоторые сорняки, отдельные растения картофеля, клевер, бобы и др.) можно увидеть насекомых: бабочек, пчел, шмелей, мух. На почве встречаются разные жуки, муравьи. Если раскопать почву, то в ней можно найти дождевых червей.

Затем следует провести наблюдения за видами труда, выполня­емыми на поле.