ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 249
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Домашнее задание то же, что и в 1-м варианте.
ТЕМА УРОКА «МЕСТНЫЙ ВОДОЕМ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ» (экскурсия)
Цель экскурсии: познакомить учащихся с типом водоема, его использованием в данной местности, с растениями и животными водоема, охраной данного водоема и его обитателями.
Оборудование: сачки, стеклянные банки, компас.
Ход экскурсии. Вначале учитель сообщает, что на экскурсии к водоему дети получат представление о данном водоеме, узнают, какие живут в нем растения и животные, как он используется населением. На месте экскурсии учитель предлагает учащимся определить, что это за водоем (река, озеро, пруд). Дети показывают водоем, его берега. Учащиеся без труда ответят на этот вопрос, скажут и название водоема, если оно есть. Эти данные им знакомы из жизненного опыта. По заданию учителя дети наблюдают и определяют с помощью компаса, какие берега у данного водоема (например, северные крутые, южные пологие, западные покрыты лесом и т. п.), у реки или ручья с помощью учителя определяют правый и левый берег, а по компасу — направление течения реки. Наблюдают, какая вода в озере (ручье, реке) — чистая, прозрачная или мутная. По результатам наблюдений делают вывод. Он может быть примерно таким: итак, перед нами озеро Голубое (река, пруд). Оно не очень большое, так как мы видим все берега. Северный берег крутой, западный, восточный и южный — пологие. На северном и восточном берегу лес, на западном — наше село, а на южном берегу пляж и зона отдыха. Вода в озере чистая, прозрачная. Через нее хорошо видно дно.
Затем дети знакомятся с растениями, населяющими водоем. В прибрежной части можно найти осоку, рогоз, камыши. Все эти растения высокие, у них длинные листья. Нижняя часть этих растений обычно находится в воде. Надо предупредить детей, чтобы они были осторожны с осокой, так как о ее листья можно поранить руку. С сухого берега или мостков можно заглянуть в воду, и дети увидят, что и в воде есть растения. Среди растений, живущих под водой, учащиеся могут увидеть пучки водорослей, заросли элодеи. По возможности их надо осторожно достать сачком из воды и понаблюдать, что, вытащенные из воды, они потеряли свою форму, затем снова опустить в воду. На поверхности воды можно увидеть ряску. На мелких водоемах в отдельных местах она может сплошь покрывать воду. На воде можно увидеть плоские блестящие листья кувшинок и кубышек. После наблюдений нужно сделать вывод, что в данном водоеме есть разные растения. Они растут у самого берега и на глубине, совсем закрыты водой или находятся на ее поверхности. Все водные растения охраняются, а кувшинки и кубышки относятся к особо охраняемым растениям — они охраняются законом. Поэтому собирать их нельзя. Бессмысленно собирать водные растения еще и потому, что они очень быстро вянут и теряют свою привлекательность.
Затем учащиеся проводят наблюдения за животными. На многих водоемах можно увидеть уток. В воде дети увидят мальков рыб, моллюсков (прудовиков, улиток). Зачерпнув воду из водоема в стеклянные банки и посмотрев ее на свет, учащиеся заметят мелкие движущиеся организмы — рачки. На поверхности воды можно увидеть водомерок, в прибрежной части — лягушек.
Итак, в воде живут разные животные: рыбы, лягушки, рачки, прудовики, жуки-плавуны. Несколько водных животных можно собрать с помощью сачков, рассмотреть и снова опустить в воду. Затем ведутся наблюдения за тем, как используется; водоем местным населением (в водоеме купаются, берут воду для Полива, стирают белье и т. п.).
Надо обратить внимание и на охранные мероприятия: познакомиться с объявлениями, указателями, возможно, в данной местности существуют запреты на ловлю рыб, охоту на водоплавающих птиц и т. д.
В заключение составляется характеристика водоема по следующему плану: 1. Тип и название. 2. Особенности берегов, воды. 3. Растения водоема. 4. Животные водоема. 5. Использование водоема человеком в быту, в хозяйственной деятельности. 6. Охрана водоема.
Домашнее задание. Записать данные наблюдений, проведенных на экскурсии, в «Дневник наблюдений». Подготовиться отвечать об особенностях нашего водоема.
ТЕМА УРОКА «ВОДОЕМЫ НАШЕГО КРАЯ»
Цель урока: дать представление об источнике, ручье, реке, озере, море; познакомить с водоемами своей области, их использованием, охраной природы.
Оборудование: транспарант к кодоскопу «Образование источника», кинофрагменты «Источник», «Река», «Озеро», «Море», диапозитивы «Охрана природы» (кадры 18, 19), таблицы «Источник», «Река», «Озеро», «Море», модель обрыва.
Ход урока. Повторение материала можно провести в форме индивидуального опроса по следующим заданиям: 1. Рассказать о свойствах воды. 2. Собрать установку для опыта, демонстрирующего круговорот воды. Рассказать о круговороте воды в опыте. 3. Начертить на доске схему круговорота воды в природе. Рассказать о круговороте воды в природе. Учитель вызывает сразу трех учащихся. Второй ученик собирает установку для опыта. Третий чертит схему на доске. В это время первый ученик отвечает. Затем отвечает второй ученик. Заметим, что он не должен проводить опыт, а только собирает установку.
Вариант для фиксированного повторения: Карточка I. 1. Перечисли свойства —————— (пишется название одного из полезных ископаемых, свойства которого изучались на уроке). 2. Тень от солнца падает на восток. Какое это время дня? Подчеркни: утро, полдень, вечер. 3. Покажи стрелками, где на листе бумаги условно обозначают север, юг, запад, восток. Карточка II. 1. Задание аналогичное, берется другое полезное ископаемое. 2. Тень от солнца падает на запад. Какое это время дня? Подчеркни: утро, полдень, вечер. 3. Покажи стрелками следующее расположение предметов. Предметы по отношению к школе расположились так: к северу — спортплощадка, к западу—жилой дом, к югу—дом-магазин, к востоку—сквер.
Изучение нового материала можно начать с беседы, во время которой выяснить, где в природе дети встречали воду. Из ответов учитель выделяет, что в природе воду можно встретить в реке, ручье, озере и т. д. Это все водоемы. Слово «водоем» записывается на доске. Как вы понимаете, что такое водоем? Дети пытаются раскрыть сущность этого понятия. Учитель, обобщая ответы детей, дает первоначальное определение этого понятия. Водоем — это углубление на поверхности земли, заполненное водой. Какой водоем мы наблюдали на экскурсии? Каковы его особенности? Класс кратко характеризует особенности наблюдаемого водоема. Ниже раскрываем методику формирования представлений об источнике, ручье, реке, озере, море. Учитель исключает из этого перечня тот водоем, который был изучен на экскурсии, о нем уже говорилось в самом начале изучения нового материала. Знакомство с каждым новым типом водоема должно идти в сравнении с предыдущим и с тем, который наблюдали на экскурсии.
Вспомните, что происходит с водой, выпавшей на землю в виде осадков. (Испаряется, стекает по склону в водоемы, просачивается в землю.) С помощью транспаранта «Образование источников» (кадр 1) и рисунка учебника учитель дает первоначальное представление о слоях земли: почве, песке, глине. Значит, вода, попав на землю, должна пройти эти слои. Как же пропускают воду почва, песок, глина? Учитель демонстрирует опыт (см. учебник) и подводит детей к выводу, что песок и почва хорошо пропускают воду, а глина плохо. Затем учитель возвращается к транспаранту. В ходе беседы прослеживается проникновение воды через почву, песок. Вода дошла до глины и остановилась. Может ли она беспредельно накапливаться здесь? (Не может.) Вода начинает искать выход. Она стекает по слою глины в ту сторону, куда он наклонен. Если слой глины имеет выход на поверхность земли, что чаще всего бывает на обрывах, вода выходит на поверхность. Образуется родник, или его еще называют ключом или источником.
Это объяснение можно сопровождать работой с транспарантом. Источники дают начало маленьким ручьям, они, сливаясь, образуют большие ручьи, а затем реки. (Слова «источник», «ручей», «река» записываются на доске под словом «водоем».) Как все это происходит в природе, дети смотрят в кинофрагменте. При просмотре они обращают внимание на то, как образуются реки, как определяют правый и левый берег реки
, ручья, чем отличается ручей от реки Обобщая ответы детей, учитель уточняет, что действительно ручей, как правило, меньше реки, он также менее глубокий. Реки больше и глубже ручьев. Но река и ручей — это вытянутые водоемы, вода в них течет в одном направлении, у реки и у ручья два берега — правый и левый. Затем учитель обращает внимание на изображение рек на карте.
Далее учащимся предлагается посмотреть карту своей области и ответить на вопрос, есть ли реки в области, где они живут. Можно познакомить с названием одной-двух рек и показать их на карте. Следует показать иллюстрации рек своей области из краеведческих изданий, зачитать эмоциональные описания местных рек.
«О каких водоемах вы еще знаете?» Из ответов детей учитель выделяет, что есть еще озера и моря. «Кто из вас видел озеро, море? Расскажите о них». Учащиеся рассказывают о своих наблюдениях озер, морей. Даже если рассказы учащихся будут неполными, неточными, они дадут учителю сведения, на которые он может опираться при объяснении материала об озерах, морях. Затем классу демонстрируется кинофрагмент «Озеро. Море». Предварительно перед учащимися можно поставить следующие вопросы: что собой представляет озеро? Чем озеро отличается от реки? Что представляет собой море? Чем море отличается от озера? После демонстрации кинофрагмента по этим вопросам проводится беседа. Если нет возможности продемонстрировать кинофрагменты, то эту же работу можно провести по таблицам или репродукциям. При работе с пособиями классу можно дать следующие вопросы и задания: чем отличается озеро от реки? Сравните их на картине. Если видели озеро, сравните свои наблюдения с тем, что изображено на таблицах.
Выслушав ответы детей, учитель говорит, что озера в отличие от рек не бывают такими длинными. У реки два берега, а у озера кругом берега. Можно обойти все озеро и снова прийти на то место, откуда начинали путь. По глубине озера бывают очень глубокие и мелкие. Учитель знакомит детей с обозначением озер на карте, не называя их. Учащиеся находят на карте различные озера. Учитель обращает внимание на то, что форма изображенных на карте озер различна, по-разному и окрашены некоторые озера (среди голубой окраски нанесены темно-синие пятна). Форма изображенного на карте озера во многих случаях соответствует той форме, которую озеро имеет на самом деле. Окраской обозначена глубина озера. Чем темнее окраска, тем глубже озеро или какая-то его часть. Значит, по изображению на карте можно узнать глубину и форму озера. Во многих местах люди создают искусственные озера. Их называют прудами, водохранилищами.
Далее продолжается беседа по формированию знаний о море. Учащихся следует подвести к выводу, что моря больше озер. Наблюдать у морей можно лишь один берег — тот, с которого ведется наблюдение или к которому приближается пароход, лодка, находящиеся в море. Учитель предлагает учащимся рассмотреть моря на карте и знакомит с их обозначением. Море нельзя обойти по берегу, как озеро: море соединяется с другим морем или даже океаном. Учитель называет одно-два озера своей области, а если есть, то и море, показывает их