Файл: Природоведение особенности курса природоведения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 249

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Домашнее задание то же, что и в 1-м варианте.
ТЕМА УРОКА «МЕСТНЫЙ ВОДОЕМ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ» (экскурсия)

Цель экскурсии: познакомить учащихся с типом водоема, его использованием в данной местности, с растениями и животны­ми водоема, охраной данного водоема и его обитателями.

Оборудование: сачки, стеклянные банки, компас.

Ход экскурсии. Вначале учитель сообщает, что на экскур­сии к водоему дети получат представление о данном водоеме, узна­ют, какие живут в нем растения и животные, как он используется на­селением. На месте экскурсии учитель предлагает учащимся опре­делить, что это за водоем (река, озеро, пруд). Дети показывают водо­ем, его берега. Учащиеся без труда ответят на этот вопрос, скажут и название водоема, если оно есть. Эти данные им знакомы из жиз­ненного опыта. По заданию учителя дети наблюдают и определяют с помощью компаса, какие берега у данного водоема (например, се­верные крутые, южные пологие, западные покрыты лесом и т. п.), у ре­ки или ручья с помощью учителя определяют правый и левый берег, а по компасу — направление течения реки. Наблюдают, какая вода в озере (ручье, реке) — чистая, прозрачная или мутная. По резуль­татам наблюдений делают вывод. Он может быть примерно таким: итак, перед нами озеро Голубое (река, пруд). Оно не очень большое, так как мы видим все берега. Северный берег крутой, западный, вос­точный и южный — пологие. На северном и восточном берегу лес, на западном — наше село, а на южном берегу пляж и зона отдыха. Во­да в озере чистая, прозрачная. Через нее хорошо видно дно.

Затем дети знакомятся с растениями, населяющими водоем. В прибрежной части можно найти осоку, рогоз, камыши. Все эти расте­ния высокие, у них длинные листья. Нижняя часть этих растений обычно находится в воде. Надо предупредить детей, чтобы они бы­ли осторожны с осокой, так как о ее листья можно поранить руку. С сухого берега или мостков можно заглянуть в воду, и дети увидят, что и в воде есть растения. Среди растений, живущих под водой, уча­щиеся могут увидеть пучки водорослей, заросли элодеи. По возмож­ности их надо осторожно достать сачком из воды и понаблюдать, что, вытащенные из воды, они потеряли свою форму, затем снова опус­тить в воду. На поверхности воды можно увидеть ряску. На мелких водоемах в отдельных местах она может сплошь покрывать воду. На воде можно увидеть плоские блестящие листья кувшинок и кубышек. После наблюдений нужно сделать вывод, что в данном водоеме есть разные растения. Они растут у самого берега и на глубине, совсем закрыты водой или находятся на ее поверхности. Все водные расте­ния охраняются, а кувшинки и кубышки относятся к особо охраняе­мым растениям — они охраняются законом. Поэтому собирать их нельзя. Бессмысленно собирать водные растения еще и потому, что они очень быстро вянут и теряют свою привлекательность.


Затем учащиеся проводят наблюдения за животными. На мно­гих водоемах можно увидеть уток. В воде дети увидят мальков рыб, моллюсков (прудовиков, улиток). Зачерпнув воду из водоема в стек­лянные банки и посмотрев ее на свет, учащиеся заметят мелкие дви­жущиеся организмы — рачки. На поверхности воды можно увидеть водомерок, в прибрежной части — лягушек.

Итак, в воде живут разные животные: рыбы, лягушки, рачки, прудовики, жуки-плавуны. Несколько водных животных можно со­брать с помощью сачков, рассмотреть и снова опустить в воду. Затем ведутся наблюдения за тем, как используется; водоем мест­ным населением (в водоеме купаются, берут воду для Полива, сти­рают белье и т. п.).

Надо обратить внимание и на охранные мероприятия: позна­комиться с объявлениями, указателями, возможно, в данной мест­ности существуют запреты на ловлю рыб, охоту на водоплавающих птиц и т. д.

В заключение составляется характеристика водоема по следую­щему плану: 1. Тип и название. 2. Особенности берегов, воды. 3. Рас­тения водоема. 4. Животные водоема. 5. Использование водоема че­ловеком в быту, в хозяйственной деятельности. 6. Охрана водоема.

Домашнее задание. Записать данные наблюдений, про­веденных на экскурсии, в «Дневник наблюдений». Подготовиться от­вечать об особенностях нашего водоема.
ТЕМА УРОКА «ВОДОЕМЫ НАШЕГО КРАЯ»

Цель урока: дать представление об источнике, ручье, реке, озере, море; познакомить с водоемами своей области, их использо­ванием, охраной природы.

Оборудование: транспарант к кодоскопу «Образование источника», кинофрагменты «Источник», «Река», «Озеро», «Море», диапозитивы «Охрана природы» (кадры 18, 19), таблицы «Источ­ник», «Река», «Озеро», «Море», модель обрыва.

Ход урока. Повторение материала можно провести в форме индивидуального опроса по следующим заданиям: 1. Рассказать о свойствах воды. 2. Собрать установку для опыта, демонстрирую­щего круговорот воды. Рассказать о круговороте воды в опыте. 3. На­чертить на доске схему круговорота воды в природе. Рассказать о круговороте воды в природе. Учитель вызывает сразу трех учащих­ся. Второй ученик собирает установку для опыта. Третий чертит схе­му на доске. В это время первый ученик отвечает. Затем отвечает вто­рой ученик. Заметим, что он не должен проводить опыт, а только со­бирает установку.

Вариант для фиксированного повторения: Карточка I. 1. Пере­числи свойства —————— (пишется название одного из полезных ископаемых, свойства которого изучались на уроке). 2. Тень от солн­ца падает на восток. Какое это время дня? Подчеркни: утро, полдень, вечер. 3. Покажи стрелками, где на листе бумаги условно обозначают север, юг, запад, восток. Карточка II. 1. Задание аналогичное, берет­ся другое полезное ископаемое. 2. Тень от солнца падает на запад. Какое это время дня? Подчеркни: утро, полдень, вечер. 3. Покажи стрелками следующее расположение предметов. Предметы по отно­шению к школе расположились так: к северу — спортплощадка, к за­паду—жилой дом, к югу—дом-магазин, к востоку—сквер.



Изучение нового материала можно начать с беседы, во время ко­торой выяснить, где в природе дети встречали воду. Из ответов учитель выделяет, что в природе воду можно встретить в реке, ручье, озе­ре и т. д. Это все водоемы. Слово «водоем» записывается на доске. Как вы понимаете, что такое водоем? Дети пытаются раскрыть сущ­ность этого понятия. Учитель, обобщая ответы детей, дает первона­чальное определение этого понятия. Водоем — это углубление на по­верхности земли, заполненное водой. Какой водоем мы наблюдали на экскурсии? Каковы его особенности? Класс кратко характеризует особенности наблюдаемого водоема. Ниже раскрываем методику формирования представлений об источнике, ручье, реке, озере, море. Учитель исключает из этого перечня тот водоем, который был изучен на экскурсии, о нем уже говорилось в самом начале изучения нового материала. Знакомство с каждым новым типом водоема должно идти в сравнении с предыдущим и с тем, который наблюдали на экскурсии.

Вспомните, что происходит с водой, выпавшей на землю в виде осадков. (Испаряется, стекает по склону в водоемы, просачивается в землю.) С помощью транспаранта «Образование источников» (кадр 1) и рисунка учебника учитель дает первоначальное представ­ление о слоях земли: почве, песке, глине. Значит, вода, попав на зем­лю, должна пройти эти слои. Как же пропускают воду почва, песок, глина? Учитель демонстрирует опыт (см. учебник) и подводит детей к выводу, что песок и почва хорошо пропускают воду, а глина плохо. Затем учитель возвращается к транспаранту. В ходе беседы просле­живается проникновение воды через почву, песок. Вода дошла до глины и остановилась. Может ли она беспредельно накапливаться здесь? (Не может.) Вода начинает искать выход. Она стекает по слою глины в ту сторону, куда он наклонен. Если слой глины имеет выход на поверхность земли, что чаще всего бывает на обрывах, вода выходит на поверхность. Образуется родник, или его еще называют ключом или источником.

Это объяснение можно сопровождать работой с транспарантом. Источники дают начало маленьким ручьям, они, сливаясь, образуют большие ручьи, а затем реки. (Слова «источник», «ручей», «река» за­писываются на доске под словом «водоем».) Как все это происходит в природе, дети смотрят в кинофрагменте. При просмотре они обра­щают внимание на то, как образуются реки, как определяют правый и левый берег реки
, ручья, чем отличается ручей от реки Обобщая ответы детей, учитель уточняет, что действительно ручей, как прави­ло, меньше реки, он также менее глубокий. Реки больше и глубже ручьев. Но река и ручей — это вытянутые водоемы, вода в них течет в одном направлении, у реки и у ручья два берега — правый и левый. Затем учитель обращает внимание на изображение рек на карте.


Далее учащимся предлагается посмотреть карту своей области и ответить на вопрос, есть ли реки в области, где они живут. Можно познакомить с названием одной-двух рек и показать их на карте. Сле­дует показать иллюстрации рек своей области из краеведческих из­даний, зачитать эмоциональные описания местных рек.

«О каких водоемах вы еще знаете?» Из ответов детей учитель вы­деляет, что есть еще озера и моря. «Кто из вас видел озеро, море? Рас­скажите о них». Учащиеся рассказывают о своих наблюдениях озер, морей. Даже если рассказы учащихся будут неполными, неточными, они дадут учителю сведения, на которые он может опираться при объяснении материала об озерах, морях. Затем классу демонстри­руется кинофрагмент «Озеро. Море». Предварительно перед учащи­мися можно поставить следующие вопросы: что собой представляет озеро? Чем озеро отличается от реки? Что представляет собой море? Чем море отличается от озера? После демонстрации кинофрагмента по этим вопросам проводится беседа. Если нет возможности проде­монстрировать кинофрагменты, то эту же работу можно провести по таблицам или репродукциям. При работе с пособиями классу мож­но дать следующие вопросы и задания: чем отличается озеро от реки? Сравните их на картине. Если видели озеро, сравните свои наблюде­ния с тем, что изображено на таблицах.

Выслушав ответы детей, учитель говорит, что озера в отличие от рек не бывают такими длинными. У реки два берега, а у озера кру­гом берега. Можно обойти все озеро и снова прийти на то место, отку­да начинали путь. По глубине озера бывают очень глубокие и мелкие. Учитель знакомит детей с обозначением озер на карте, не называя их. Учащиеся находят на карте различные озера. Учитель обращает вни­мание на то, что форма изображенных на карте озер различна, по-разному и окрашены некоторые озера (среди голубой окраски нанесе­ны темно-синие пятна). Форма изображенного на карте озера во мно­гих случаях соответствует той форме, которую озеро имеет на самом деле. Окраской обозначена глубина озера. Чем темнее окраска, тем глубже озеро или какая-то его часть. Значит, по изображению на кар­те можно узнать глубину и форму озера. Во многих местах люди соз­дают искусственные озера. Их называют прудами, водохранилищами.

Далее продолжается беседа по формированию знаний о море. Уча­щихся следует подвести к выводу, что моря больше озер. Наблюдать у морей можно лишь один берег — тот, с которого ведется наблю­дение или к которому приближается пароход, лодка, находящиеся в море. Учитель предлагает учащимся рассмотреть моря на карте и знакомит с их обозначением. Море нельзя обойти по берегу, как озе­ро: море соединяется с другим морем или даже океаном. Учитель на­зывает одно-два озера своей области, а если есть, то и море, показы­вает их