ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 247
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В заключение экскурсии проводится итоговая беседа по вопросам: как вы понимаете, что такое поле? С какими культурными растениями полей вы познакомились? О каких сорняках узнали? Почему их называют сорняками? Что делают люди осенью на поле?
Домашнее задание. Наблюдения, сделанные на экскурсии, записать в дневник наблюдений. По материалу экскурсии можно дать задания для наблюдений. На выходные дни дети с родителями часто выезжают за город. Можно предложить им обратить внимание, как выглядят поля в колхозах и совхозах. Что на них выращивают? Есть ли сорняки на полях? Если есть, то какие? Что делают люди на полях?
ТЕМА ЭКСКУРСИИ «РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ ЛУГА» (вариант II)
Цель экскурсии: дать представление о луге, познакомить учащихся с кормовыми и ядовитыми растениями луга, некоторыми животными луга, провести наблюдения за трудом людей на лугу.
Ход экскурсии. Экскурсия начинается с наблюдения луга и последующего выяснения, что такое луг. Какой вид имеет этот луг сейчас? Если луг производственный, то на нем за лето уже проведено один-два укоса. К осени на нем трава снова отрастает. Она обычно, пока держится тепло, бывает зеленой. Если на лугу трава не скашивалась, к осени такой луг имеет буровато-зеленый цвет созревших метелок, колосьев и т. п. злаковых растений, плодов других цветковых. Можно увидеть и цветущие растения: кульбабу, ясгребинку, клевер, повторно зацветший одуванчик и др. Дети, конечно, не назовут эти растения, но скажут, что есть еще цветущие растения. Нужно отметить, что луга очень красивы, особенно летом, когда много цветущих трав, а над ними ярких бабочек и других насекомых. Выслушав ответы, учитель обобщает их и дает задание понаблюдать, какие растения растут на лугу. Учащиеся могут узнать и назвать некоторые растения: одуванчик, клевер, нивяник. Эти растения цветут осенью, поэтому дети их узнают. Учителю следует познакомить учащихся с другими растениями луга (хотя бы с одним из злаков). Это могут быть ежа или мятлик, тимофеевка или трясунка (в быту называют клопики). Цветущим можно найти мышиный горошек. Все они хорошие кормовые травы. На лугах есть ядовитые растения. Среди них нетрудно отыскать лютики, хотя они и не цветут уже осенью. Они постоянные обитатели лугов.
Итак, луг — это место, где растут только травянистые растения.
Затем следует выяснить, каких животных можно увидеть на лугу. Учащиеся могут наблюдать разных насекомых, птиц. Можно увидеть вырытые кучи земли: здесь живут кроты.
Далее проводятся наблюдения за трудом людей на лугах, за использованием лугов. Возможно, что на лугу пасут скот. Бывает, что осенью скот выгоняют с пастбищ на производственные луга. Часто на лугах бывает сложено сено в стога, скирды, значит, здесь заготавливают корм для скота. Осенью проводят подкормку лугов, так что имеется вероятность наблюдать этот вид труда, который можно рассматривать также и как мероприятие по охране лугов. Если луговые травы за лето скашивают несколько раз, то рекомендуется оставлять отдельные участки луга нескошенными, чтобы на них созрели, а затем рассеялись семена. Иногда осенью делают посев трав. Никаких сборов на экскурсии не делается.
В заключение проводится итоговая беседа по следующим вопросам: как вы понимаете, что такое луг? С какими кормовыми растениями вы познакомились? О каких ядовитых растениях узнали? Что делают люди осенью на лугах?
Домашнее задание. Наблюдения, сделанные на экскурсии, записать в дневник наблюдений. Для индивидуальных наблюдений можно предложить обратить внимание, как выглядят луга в других местах. Есть ли на них те же растения, которые наблюдали на этом лугу? Что люди делают на лугах?
ТЕМА ЭКСКУРСИИ <РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ ЛЕСА (ПАРКА, СКВЕРА)» (вариант III)
Цель экскурсии: дать представление о лесе, познакомить учащихся с некоторыми растениями леса (деревьями, кустарниками, травами), некоторыми животными леса; по возможности провести наблюдения за мероприятиями по охране леса.
Оборудование: коробки или корзинки, секатор, нож у учителя.
Ход экскурсии. Экскурсия начинается с наблюдения леса издали. Учащимся задают следующие вопросы: как вы понимаете,
что такое лес? Какой вид имеет лес? (Листья на деревьях изменили окраску, поэтому лес сейчас очень красивый.) Можно подробнее поговорить о красоте леса.
«А теперь войдем в лес. Посмотрите вокруг: какие растения вы видите в лесу?» Дети узнают многие деревья, называют и показывают их. Нужно познакомить дополнительно хотя бы еще с одним незнакомым раньше деревом.
«Итак, в лесу растут деревья. Какие вы еще группы растений знаете? (Кустарники, травянистые растения.) Походите вокруг и выясните, нет ли здесь кустарников». В лесу из кустарников можно встретить орешник, иву, можжевельник, калину, малину, а в парке (сквере) — сирень, акацию, спирею.
Следует познакомить детей хотя бы с одним новым для них кустарником. Аналогично учащиеся осматривают травянистые растения, находят среди них знакомые. Если таких не окажется, учителю следует познакомить учащихся хотя бы с одним травянистым растением леса.
Для закрепления знаний о растениях леса можно провести игру «От какого дерева лист». Учитель дает задание собрать осенние листья, при этом наблюдать, с какого дерева упали эти листья. Одновременно сам собирает листья тех растений, которые предполагает включить в игру. Объявив игру, учитель показывает лист, учащиеся должны назвать дерево. Возможен другой вариант: учитель показывает лист, учащиеся находят в своих сборах такой же, называют дерево, находят его и по сигналу (на счет один-два-три) бегут к этому дереву.
После игры детям следует предложить понаблюдать за животными. Они могут увидеть каких-то птиц. И конечно, немало можно отыскать насекомых. Последние могут быть на растениях; если покопаться, то под листьями можно увидеть различных жуков; в воздухе летают разные мошки. Осенью нередко можно увидеть паутину. Это — свидетельство того, что в лесу живут пауки. В парках сейчас нередки белки. Значит, в лесу живут разные животные.
Немало можно увидеть и в лесах, и в парках свидетельств деятельности человека по охране природы. В лесах это различные объявления, указатели, шлагбаумы, закрывающие въезд в лес, специальные стоянки для машин, площадки для отдыха и т. п. В парках надо обратить внимание на таблички, указатели. Здесь уже могут быть развешаны кормушки, дуплянки. В последних птицы зимой будут укрываться от непогоды.
В заключение экскурсии проводится итоговая беседа по следующим вопросам: как вы понимаете, что такое лес? Какие растения вы наблюдали в лесу? Каких животных вы встретили в лесу? О каких мероприятиях по охране леса вы узнали?
Домашнее задание. Наблюдения, сделанные на экскурсии, записать в дневник наблюдений. Провести самостоятельные аналогичные наблюдения в лесу (парке, сквере). Обратить внимание, какие там есть указатели.
ТЕМА УРОКА «РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ ЛЕСА» (вариант I)
Цель урока: дать первоначальное понятие о лесе, познакомить с типами лесов, наиболее типичными представителями растительного и животного мира, охраной лесов и их представителей.
Оборудование: гербарий растений леса (демонстрационный и раздаточный материал), таблицы «Лиственный лес», «Хвойный лес», «Смешанный лес», диапозитивы «Охрана природы», диафильм «Картины природы и труда в лесной полосе».
Ход урока. Повторение материала прошлого урока можно провести в форме индивидуального опроса: 1. Что такое плодородие почвы? Как оно создается? 2. Виды почв и их особенности. 3. Почвы нашего края. Их использование. 4. Охрана почв.
Изучение нового материала начинается с сообщения темы урока и с рассказа детей о том, как они представляют себе лес, где они видели лес, какой он. Выслушав ответы детей, учитель говорит: «Вы рассказали о разных лесах. (Коротко можно повторить сказанное детьми.) А что же общего у всех лесов, о которых вы говорили? (В лесу обязательно растут деревья.) Значит, лесом можно назвать место, где растет много разных деревьев. Какие деревья вы встречали в лесах?» Дети называют деревья, которые они видели в лесах своей области
, находят их на таблицах, а ветки — в гербарии. Обычно дети с этой задачей справляются неплохо. Далее учитель спрашивает: «Какие еще растения растут в лесу? (В лесу растут кустарники и травы.) Какие вы знаете кустарники леса?» На этот вопрос детям обычно ответить труднее, чем о составе деревьев. Если учащиеся затрудняются назвать кустарники, учитель говорит, что в наших лесах из кустарников растут орешник, шиповник, малина, можжевельник (показ гербариев и таблиц). «Какие из названных деревьев и кустарников хвойные, а какие — лиственные? Такой лес, где растут лиственные и хвойные растения, называют смешанным. Есть чисто сосновые или чисто еловые леса. Такие леса называют хвойными. Есть леса, состоящие только из лиственных пород. Это лиственные леса. Рассмотрите рисунки учебника. Покажите на них хвойный, лиственный, смешанный лес».
Какие вы знаете травянистые растения леса? Если дети затрудняются ответить на этот вопрос, то можно назвать и показать мох, кислицу, мятлик лесной, сныть или дягиль, ландыш.
Для закрепления знаний о растениях леса можно провести работу по таблице «Смешанный лес». Для характеристики леса по таблице можно дать следующие вопросы: что изображено на таблице? Почему такой лес называют смешанным? Какие растения растут в лесу, изображенном на картине?
Далее учитель продолжает, что, кроме растений, в лесу живут различные животные. По просьбе учителя дети называют животных леса. Они обязательно назовут из зверей белку, лису, зайца, лося, из птиц могут назвать дятла, из насекомых — муравьев, ос. Затем рассказывают то, что им известно об этих животных. Учитель при необходимости может дополнить знания детей о животных леса. Закрепление по этой части урока можно провести в ходе чтения в учебнике статьи «Животные леса» и сопоставления текста с рисунками.
Как же люди используют леса? Отвечая на этот вопрос, дети расскажут много интересного, приведут конкретные примеры из жизни.
В заключение учитель рассказывает об охране лесов.
Закрепление материала можно провести в ходе демонстрации диафильма «Картины природы и труда в лесной полосе». При этом в 1-м фрагменте упускаются кадры, раскрывающие особенности местонахождения лесной полосы, время года, почв. 2-й фрагмент демонстрируется полностью. 3-й фрагмент не демонстрируется. Перед демонстрацией диафильма ставятся вопросы: о каких лесах рассказывает диафильм? Какие растения растут в лесу? Какие животные живут в лесу?