Файл: Природоведение особенности курса природоведения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 247

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В заключение экскурсии проводится итоговая беседа по вопросам: как вы понимаете, что такое поле? С какими культурными расте­ниями полей вы познакомились? О каких сорняках узнали? Поче­му их называют сорняками? Что делают люди осенью на поле?

Домашнее задание. Наблюдения, сделанные на экскурсии, записать в дневник наблюдений. По материалу экскурсии можно дать задания для наблюдений. На выходные дни дети с родителя­ми часто выезжают за город. Можно предложить им обратить вни­мание, как выглядят поля в колхозах и совхозах. Что на них выращи­вают? Есть ли сорняки на полях? Если есть, то какие? Что делают люди на полях?

ТЕМА ЭКСКУРСИИ «РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ ЛУГА» (вариант II)

Цель экскурсии: дать представление о луге, познакомить учащихся с кормовыми и ядовитыми растениями луга, некоторыми животными луга, провести наблюдения за трудом людей на лугу.

Ход экскурсии. Экскурсия начинается с наблюдения луга и последующего выяснения, что такое луг. Какой вид имеет этот луг сейчас? Если луг производственный, то на нем за лето уже про­ведено один-два укоса. К осени на нем трава снова отрастает. Она обычно, пока держится тепло, бывает зеленой. Если на лугу трава не скашивалась, к осени такой луг имеет буровато-зеленый цвет созревших метелок, колосьев и т. п. злаковых растений, плодов других цветковых. Можно увидеть и цветущие растения: кульбабу, ясгребинку, клевер, повторно зацветший одуванчик и др. Дети, конечно, не назовут эти растения, но скажут, что есть еще цветущие растения. Нужно отметить, что луга очень красивы, особенно летом, когда много цветущих трав, а над ними ярких бабочек и других насе­комых. Выслушав ответы, учитель обобщает их и дает задание понаблюдать, какие растения растут на лугу. Учащиеся могут узнать и назвать некоторые растения: одуванчик, клевер, нивяник. Эти растения цветут осенью, поэтому дети их узнают. Учителю следует познакомить учащихся с другими растениями луга (хотя бы с одним из злаков). Это могут быть ежа или мятлик, тимофеевка или тря­сунка (в быту называют клопики). Цветущим можно найти мышиный горошек. Все они хорошие кормовые травы. На лугах есть ядови­тые растения. Среди них нетрудно отыскать лютики, хотя они и не цветут уже осенью. Они постоянные обитатели лугов.

Итак, луг — это место, где растут только травянистые растения.

Затем следует выяснить, каких животных можно увидеть на лугу. Учащиеся могут наблюдать разных насекомых, птиц. Можно увидеть вырытые кучи земли: здесь живут кроты.

Далее проводятся наблюдения за трудом людей на лугах, за использованием лугов. Возможно, что на лугу пасут скот. Бывает, что осенью скот выгоняют с пастбищ на производственные луга. Часто на лугах бывает сложено сено в стога, скирды, значит, здесь заготавливают корм для скота. Осенью проводят подкормку лугов, так что имеется вероятность наблюдать этот вид труда, который можно рассматривать также и как мероприятие по охране лугов. Если луговые травы за лето скашивают несколько раз, то рекомен­дуется оставлять отдельные участки луга нескошенными, чтобы на них созрели, а затем рассеялись семена. Иногда осенью делают посев трав. Никаких сборов на экскурсии не делается.



В заключение проводится итоговая беседа по следующим воп­росам: как вы понимаете, что такое луг? С какими кормовыми растениями вы познакомились? О каких ядовитых растениях узна­ли? Что делают люди осенью на лугах?

Домашнее задание. Наблюдения, сделанные на экскур­сии, записать в дневник наблюдений. Для индивидуальных наблюдений можно предложить обратить внимание, как выглядят луга в других местах. Есть ли на них те же растения, которые наблю­дали на этом лугу? Что люди делают на лугах?
ТЕМА ЭКСКУРСИИ <РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ ЛЕСА (ПАРКА, СКВЕРА)» (вариант III)

Цель экскурсии: дать представление о лесе, познакомить учащихся с некоторыми растениями леса (деревьями, кустарниками, травами), некоторыми животными леса; по возможности провести наблюдения за мероприятиями по охране леса.

Оборудование: коробки или корзинки, секатор, нож у учителя.

Ход экскурсии. Экскурсия начинается с наблюдения леса издали. Учащимся задают следующие вопросы: как вы понимаете,

что такое лес? Какой вид имеет лес? (Листья на деревьях изме­нили окраску, поэтому лес сейчас очень красивый.) Можно подроб­нее поговорить о красоте леса.

«А теперь войдем в лес. Посмотрите вокруг: какие растения вы видите в лесу?» Дети узнают многие деревья, называют и показы­вают их. Нужно познакомить дополнительно хотя бы еще с одним незнакомым раньше деревом.

«Итак, в лесу растут деревья. Какие вы еще группы растений знаете? (Кустарники, травянистые растения.) Походите вокруг и выясните, нет ли здесь кустарников». В лесу из кустарников можно встретить орешник, иву, можжевельник, калину, малину, а в парке (сквере) — сирень, акацию, спирею.

Следует познакомить детей хотя бы с одним новым для них кустарником. Аналогично учащиеся осматривают травянистые расте­ния, находят среди них знакомые. Если таких не окажется, учи­телю следует познакомить учащихся хотя бы с одним травянистым растением леса.

Для закрепления знаний о растениях леса можно провести игру «От какого дерева лист». Учитель дает задание собрать осенние листья, при этом наблюдать, с какого дерева упали эти листья. Одно­временно сам собирает листья тех растений, которые предполагает включить в игру. Объявив игру, учитель показывает лист, учащиеся должны назвать дерево. Возможен другой вариант: учитель показы­вает лист, учащиеся находят в своих сборах такой же, называют дере­во, находят его и по сигналу (на счет один-два-три) бегут к этому дереву.


После игры детям следует предложить понаблюдать за живот­ными. Они могут увидеть каких-то птиц. И конечно, немало можно отыскать насекомых. Последние могут быть на растениях; если покопаться, то под листьями можно увидеть различных жуков; в воздухе летают разные мошки. Осенью нередко можно увидеть па­утину. Это — свидетельство того, что в лесу живут пауки. В пар­ках сейчас нередки белки. Значит, в лесу живут разные животные.

Немало можно увидеть и в лесах, и в парках свидетельств деятельности человека по охране природы. В лесах это различные объявления, указатели, шлагбаумы, закрывающие въезд в лес, спе­циальные стоянки для машин, площадки для отдыха и т. п. В парках надо обратить внимание на таблички, указатели. Здесь уже могут быть развешаны кормушки, дуплянки. В последних птицы зимой будут укрываться от непогоды.

В заключение экскурсии проводится итоговая беседа по сле­дующим вопросам: как вы понимаете, что такое лес? Какие расте­ния вы наблюдали в лесу? Каких животных вы встретили в лесу? О каких мероприятиях по охране леса вы узнали?

Домашнее задание. Наблюдения, сделанные на экскур­сии, записать в дневник наблюдений. Провести самостоятельные аналогичные наблюдения в лесу (парке, сквере). Обратить внимание, какие там есть указатели.
ТЕМА УРОКА «РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ ЛЕСА» (вариант I)

Цель урока: дать первоначальное понятие о лесе, познако­мить с типами лесов, наиболее типичными представителями расти­тельного и животного мира, охраной лесов и их представителей.

Оборудование: гербарий растений леса (демонстрацион­ный и раздаточный материал), таблицы «Лиственный лес», «Хвой­ный лес», «Смешанный лес», диапозитивы «Охрана природы», диа­фильм «Картины природы и труда в лесной полосе».

Ход урока. Повторение материала прошлого урока можно провести в форме индивидуального опроса: 1. Что такое плодоро­дие почвы? Как оно создается? 2. Виды почв и их особенности. 3. Почвы нашего края. Их использование. 4. Охрана почв.

Изучение нового материала начинается с сообщения темы урока и с рассказа детей о том, как они представляют себе лес, где они видели лес, какой он. Выслушав ответы детей, учитель гово­рит: «Вы рассказали о разных лесах. (Коротко можно повторить сказанное детьми.) А что же общего у всех лесов, о которых вы говорили? (В лесу обязательно растут деревья.) Значит, лесом можно назвать место, где растет много разных деревьев. Какие деревья вы встречали в лесах?» Дети называют деревья, которые они видели в лесах своей области
, находят их на таблицах, а ветки — в герба­рии. Обычно дети с этой задачей справляются неплохо. Далее учитель спрашивает: «Какие еще растения растут в лесу? (В лесу растут кустарники и травы.) Какие вы знаете кустарники леса?» На этот вопрос детям обычно ответить труднее, чем о составе деревь­ев. Если учащиеся затрудняются назвать кустарники, учитель гово­рит, что в наших лесах из кустарников растут орешник, шиповник, малина, можжевельник (показ гербариев и таблиц). «Какие из названных деревьев и кустарников хвойные, а какие — листвен­ные? Такой лес, где растут лиственные и хвойные растения, называют смешанным. Есть чисто сосновые или чисто еловые леса. Такие леса называют хвойными. Есть леса, состоящие только из лиственных пород. Это лиственные леса. Рассмотрите рисунки учебника. Покажи­те на них хвойный, лиственный, смешанный лес».

Какие вы знаете травянистые растения леса? Если дети за­трудняются ответить на этот вопрос, то можно назвать и показать мох, кислицу, мятлик лесной, сныть или дягиль, ландыш.

Для закрепления знаний о растениях леса можно провести работу по таблице «Смешанный лес». Для характеристики леса по таблице можно дать следующие вопросы: что изображено на таблице? Поче­му такой лес называют смешанным? Какие растения растут в лесу, изображенном на картине?

Далее учитель продолжает, что, кроме растений, в лесу живут различные животные. По просьбе учителя дети называют животных леса. Они обязательно назовут из зверей белку, лису, зайца, лося, из птиц могут назвать дятла, из насекомых — муравьев, ос. Затем рассказывают то, что им известно об этих животных. Учитель при необходимости может дополнить знания детей о животных леса. Закрепление по этой части урока можно провести в ходе чтения в учебнике статьи «Животные леса» и сопоставления текста с рисунками.

Как же люди используют леса? Отвечая на этот вопрос, дети рас­скажут много интересного, приведут конкретные примеры из жизни.

В заключение учитель рассказывает об охране лесов.

Закрепление материала можно провести в ходе демонстрации диафильма «Картины природы и труда в лесной полосе». При этом в 1-м фрагменте упускаются кадры, раскрывающие особенности местонахождения лесной полосы, время года, почв. 2-й фрагмент демонстрируется полностью. 3-й фрагмент не демонстрируется. Перед демонстрацией диафильма ставятся вопросы: о каких лесах рассказывает диафильм? Какие растения растут в лесу? Какие жи­вотные живут в лесу?