Файл: Руководство для учителей 7 класса общеобразовательной школы Рекомендовано Министерством образования и науки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 342

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Р.А.
Кадиркулов, Н.К. Беристемова
ИНФОРМАТИКА
МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО
для учителей 7 класса общеобразовательной школы
Рекомендовано
Министерством образования и науки
Республики Казахстан
АЛМАТЫКIТАП БАСПАСЫ
2021

2
Кадиркулов Р.А. и др.
Информатика: Методическое руководство для учителей 7 класса общеобразователь- ной школы / Р.А. Кадиркулов, Н.К. Беристемова. – Алматы: АЛМАТЫКІТАП БАСПАСЫ,
2021. – 143 с.
© Кадиркулов Р.А., Беристемова Н.К., 2021
© ТОО «АЛМАТЫКІТАП БАСПАСЫ», 2021

3
Предисловие
Лидер нации Н.А. Назарбаев в статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» определил направления развития народа как духовное воссоздание нации. «...именно конкурентоспособность человека, а не наличие минеральных ресурсов, становится фактором успеха нации. Поэтому любому казахстанцу, как и нации в целом, необходимо обладать набором качеств, достойных ХХІ века. И среди безусловных предпосылок этого выступают такие факторы, как компьютерная грамотность, знание иностранных языков, культурная открытость».
Компьютерная грамотность – личностное качество, которое успешно применяется во всех сферах, в каждодневной жизни человека как неотьемлемая часть информационных технологий.
Развивать компьютерную грамотность у учеников – это значит обучить их правильному использованию информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе и в жизни.
Методическое руководство учебного предмета «Информатика» для 7 класса подготовлено в помощь учителям. В соответствии с требованиями программы обновленного содержания в него включены примерное тематическое планирование, указания по организации обучения и оценивания учащихся, раскрыты цели и задачи каждого урока, методы и приемы обучения, оценивание достижений учеников, даны долгосрочный и краткосрочный планы уроков.
Содержание каждой темы и структура учебника направлены на самостоятельное освоение учебного материала и заданий учениками, на развитие практико-ориентированного мышления, раскрытие тем урока, по каждой теме даны проблемные вопросы, теоретическая информация, практические задания, дополнительная информация, задания, предназначенные для исследования и проектирования.
Ожидается, что учителя будут использовать различные стратегии преподавания и обучения: выслушивание мнения каждого учащегося и признание важности использования уже имеющихся знаний и пониманий с целью их развития; стимулирующее и развивающее обучение с помощью тщательно подобранных заданий и видов деятельности; моделирование стратегий решения проблем на примерах, понятых учащимися; поддержка обучения учащихся посредством «оценивания для обучения»; поощрение исследовательской деятельности и активного обучения, основанного на исследованиях и творчестве.
Авторы предлагаемого Методического руководства надеются, что оно окажется полезным и поможет учителю в проведении уроков информатики.


4
Учебные цели и задачи предмета «Информатика»
Основной целью изучения предмета «Информатика» является обеспечение учащихся базовыми знаниями, умениями и навыками в области компьютерных систем, информационных процессов, компьютерного мышления для эффективного использования современных информационных технологий на практике.
Это обосновано тем, что информационно-коммуникационные технологии становятся неотъемлемой частью нашей повседневной жизни и постепенно проникают во все сферы человеческой деятельности. Использование средств ИКТ ускоряет и облегчает процесс работы с различными видами информации, представленными в цифровой форме.
Одним из приоритетных направлений образования в ряде стран выступает формирование у учащихся информационно-коммуникационных компетенций. С одной стороны, овладение учащимися данных компетенций является требованием времени, с другой стороны, это требование вызвано тем, что информационно-коммуникационные технологии становятся новым инструментарием при изучении других учебных предметов, предоставляя ресурсы и технические средства для интеграции с различными образовательными областями.
Объектом изучения информатики являются структура информации и методы ее обработки.
Во всех заданиях последовательно рассматривается информация и методы ее обработки, они логически структурированы и взаимосвязаны.
Основные задачи программы:

понимание учащимися роли процессов информационного общества, использование информационных технологий в различных областях человеческой деятельности, их техническое оснащение и перспективы;

формирование у обучающихся понимания роли информационных процессов в обществе, технических возможностей и перспектив использования информационных технологий в различных сферах человеческой деятельности;

развитие умений эффективно использовать информационные технологии в повседневной жизни, в учебе и дальнейшей трудовой деятельности;

усвоение обучающимися базовых принципов работы компьютеров для анализа системы, разработки решения, формирования программного приложения и оценки своей продукции;

развитие умения решать разнообразные задачи посредством анализа, абстракций, моделирования и программирования;

развитие у обучающихся логического, алгоритмического, а также вычислительного мышления, включающего способность к обобщению и аналогии, разложению задачи на составные части и выделению общих закономерностей, нахождению эффективных и рациональных способов решения поставленных задач;

формирование у обучающихся информационной культуры – соблюдение общепринятых правил, учет интересов личности и всего казахстанского общества;

обогащение понятийного аппарата по предмету и овладение обучающимися академическим языком.
Обучение информатике даст возможность учащимся:

использовать вычислительные умения и навыки моделирования в различных ситуациях;

понять, что системы моделируются посредством абстракции с помощью алгоритмов и программирования;

использовать знания, полученные в процессе изучения информатики для развития науки, техники, медицины, образования и развития культуры;

применить навыки программирования для создания приложений, которые могут как автоматизировать какой-то текущий процесс, так и приведут к возникновению новых идей.
1.
Через изучение курса информатики учащиеся поймут, что
1) навыки вычислительного мышления и моделирования, приобретенные в курсе информатики, могут быть использованы при анализе различных ситуаций;
2) системы могут быть смоделированы посредством абстракции, алгоритмов и программирования;


5 3) применение знаний из курса информатики может иметь важное влияние на развитие науки, техники, медицины, образования и культуры;
4) использование навыков программирования позволяет создавать приложения, которые могут улучшить текущую деятельность, и дает возможность для появления новых идей.
Педагогические подходы к организации учебного процесса
1.
На современном этапе одним из приоритетных направлений в образовании выступает принцип, согласно которому учащиеся должны «научиться учиться» и стать самостоятельными, мотивированными, заинтересованными, уверенными, ответственными и интеллектуально развитыми личностями.
Ожидается, что учителя воспитывают и развивают эти качества учащихся посредством использования различных методик преподавания и обучения, которые включают в себя:
1) выслушивание мнения учащегося и признание важности использования имеющихся знаний, умений и навыков для дальнейшего их развития;
2) стимулирующее и развивающее обучение учащихся с помощью тщательно подобранных заданий и видов деятельности;
3) моделирование и сопровождение примерами стратегий решения задач, понятным для учащихся способом;
4) поддержку обучения учащихся посредством «оценивания для обучения»;
5) поощрение исследовательской деятельности учащихся и активного обучения, основанного на анализе и решении задач;
6) развитие критического мышления учащихся;
7) организацию индивидуальной, парной, групповой деятельности учащихся и работы всем классом.
2.
Педагогические подходы:
1) дифференцированный подход позволяет активно развивать творческое и критическое мышление учащихся, найти иные подходы к мотивации обучения, способствует творческому развитию личности;
2) деятельностный подход позволяет направить обучение на исполнительскую деятельность, формирующую ключевые информационные и коммуникационные компетенции на основе максимальной самостоятельной познавательной деятельности учащихся;
3) личностно-ориентированный подход предполагает равноправное взаимодействие учителя и ученика в процессе достижения образовательных целей. Позволяет решать следующие образовательные задачи: разрушение барьеров между учеником и преподавателем; установление диалогических отношений; содействие проявлению личностных качеств, творческих способностей, стремлению к сотрудничеству и социальной активности;
4) компетентностный подход предполагает не усвоение учащимися отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе;
5) интегративный подход позволит тесно связать предмет «Информатика» со многими другими учебными предметами;
6) системный подход в обучении «Информатике» заключается в том, что изучаемые разделы курса рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи.
3.
Реализация этих подходов осуществляется через
1) работу в группах, где команды учащихся выполняют общий проект. Сотрудничество играет важную роль, так как все программные продукты создаются группами людей, каждый из которых вносит свой вклад в общий проект;
2) стимулирование научно-исследовательской деятельности. Изучение конкретных учебных примеров, которые способствуют развитию аналитических, практических, коммуникационных (публичное выступление) навыков и использованию теории, методов и принципов для решения практических задач;
3) проблемно-ориентированное обучение – способность изобретательского решения проблемы;


6 4) применение критического мышления при сборе, обработке, сохранении и передаче информации, способность использовать только «высококачественную» информацию;
5) проектную работу – способность планировать дальнейшую работу, ставить цели, получать необходимую информацию из различных источников, представлять и доказывать гипотезу, проводить эксперименты, представлять результаты проделанной работы, анализировать и оценивать, а также умело защищать свой проект;
6) поощрение учащихся к применению приобретенных навыков в различных жизненных ситуациях;
7) постановку открытых задач, которые требуют творческого подхода и интерпретации;
8) использование задач, интегрированных с другими предметными областями, с целью демонстрации прикладного характера предмета «Информатика».
4.
Учащиеся развивают навыки использования информационно-коммуникационных технологий на протяжении изучения курса по предмету путем поиска, создания и обработки информации, сотрудничества и обмена информацией и идеями, оценивания и совершенствования своей работы, используя широкий ряд оборудований и приложений.
5.
Учебная программа по предмету «Информатика» включает следующие навыки использования ИКТ:
1) применение и развитие компьютерных моделей для имитации реальных жизненных систем и ситуаций, а также изучение данных ситуаций для их дальнейшего понимания;
2) использование программного обеспечения для обработки текстов, таблиц, изображений, создания анимации, обработки аудио и видео материалов для решения практических задач;
3) разработку программ на языке высокого уровня, что требует логических и вычислительных способностей;
4) творческий подход в использовании средств ИКТ при решении практических задач;
5) сбор материала и обмен опытом с помощью электронных средств, что позволяет проводить совместную групповую работу над определенной темой;
6) навыки самостоятельного обучения и профессионального развития;
7) укрепление личных ценностей и жизненных приоритетов, с учетом собственной точки зрения на такие проблемы, как плагиат, вирусы, компьютерная зависимость и т. д.;
8) развитие коммуникативных навыков, которые включают отбор материалов из различных источников для определенной цели и аудитории.
6.
Предмет «Информатика» должен демонстрировать примеры использования компьютеров в преподавании и обучении.
Базовое содержание учебного предмета «Информатика» для 7 класса включает
следующие разделы:
1) «Устройство компьютера». Виды памяти компьютера (оперативное запоминающее устройство, постоянное запоминающее устройство, внешняя память, кэш-память);
2) «Программное обеспечение». Сравнение размеров файлов разных форматов, хранящих одинаковую информацию. Сжатие информации, программы-архиваторы. Создание и распаковка архивов;
3) «Компьютерные сети». Назначение, классификация компьютерных сетей (по масштабу, по топологии, по принадлежности);
4) «Представление и измерение информации». Единицы измерения информации, перевод из одних единиц измерения информации в другие;
5) «Создание и преобразование информационных объектов». Создание, редактирование и форматирование таблиц в текстовом процессоре. Электронные таблицы, основные понятия электронных таблиц. Ввод, редактирование и форматирование данных, маркер заполнения. Типы данных. Ввод формул. Условное форматирование. Создание диаграмм;
6) «Алгоритмы и программирование». Программирование разветвляющихся алгоритмов, вложенных и составных условий. Чтение и запись файлов;
7) «Информационная безопасность». Защита информации от вредоносных программ.


7
Подходы к оцениванию учебных достижений
1. Оценивание результатов изучения учебного предмета «Информатика» осуществляется с применением системы критериального оценивания.
2. Критериальное оценивание – процесс оценивания, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными заранее известными всем участникам учебного процесса (учащимся, администрации школы, педагогическому коллективу, родителям и иным законным представителям) критериями оценивания, соответствующими целям и содержанию основного среднего образования, способствующими формированию учебно-познавательных способностей учащихся.
3. Критериальное оценивание основано на взаимосвязи преподавания, обучения и оценивания.
4. Результаты критериального оценивания используются для эффективного планирования и организации образовательного процесса.
5. Система критериального оценивания в основной школе включает формативное оценивание и суммативное оценивание.
6. Формативное оценивание – оценивание, которое определяет уровень освоения знаний и сформированности навыков учащихся в повседневной работе на уроке и/или дома и осуществляет оперативную взаимосвязь между учащимся и учителем в ходе обучения, позволяет учащимся понимать, насколько правильно они выполняют задания в период изучения нового материала и достигают целей и ожидаемых результатов обучения.
7. Суммативное оценивание – оценивание, которое определяет уровень освоения знаний и сформированности навыков учащихся по завершении изучения разделов учебной программы за четверть.
Особенности учебника
Основное содержание учебника направлено на освоение учениками основ науки информатики, информационной культуры, личностное и интеллектуальное развитие, профессиональную ориентацию. В обновленном содержании учебника авторами учитывался мировой опыт обучения, направленный на получение знаний по предмету информатика.
Ученикам даются задания на развитие логического и критического мышления.
Интерактивное обучение и создание проектов направлены на групповую и индивидуальную работу учеников.
С помощью учебника ученики научатся переводить единицы мер информации с одной в другую, познакомятся с памятью компьютера, форматами файлов, архивированием, компьютерной сетью и ее классификацией, с мерами защиты компьютера от вирусов, форматированием электронных таблиц, автоматическим заполнением таблиц, условным форматированием, созданием диаграмм, моделированием, программированием линейных и разветленных структур.
Благодаря развитию критического мышления на основе знания, понимания и применения, познавательной ступени таксономии Блума, ученики при работе с учебником глубоко освоят теоретический материал.
Анализ заданий поможет глубоко понять и осмыслить учебный материал, собрать из отдельных частей целое, определить их взаимосвязь.
Задания на Синтез помогут ученикам научиться формулировать мысли, анализировать материал по новому, предлагать свои идеи, модели, проекты. Каждый урок представляет собой иллюстрированную статью с подробным описанием и примерами. В конце урока есть возможность задать вопрос через специальную форму комментариев.
Новым подходом в обучении является задача научить учеников правильно излагать свои мысли, высказывать свое мнение, вступать в диалог, составлять планы, схемы в виде проектов.
Критерием оценивания достижений учеников являются знание, понимание, применение, свободное высказывание мнений, проявления своего «я».