ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 435
Скачиваний: 14
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сумма всех «следовательно» должна позволить сформулировать задачи исследований. Формулировки задач должны быть помещены в конце первой главы (в конце анализа состояния вопроса) как выводы из этой главы.
-
Элементы понятийного аппарата, формулируемые
по результатам анализа состояния вопроса
По результатам анализа состояния вопроса (исходных данных и известных решений) могут быть обоснованы и сформулированы элементы понятийного аппарата исследований, которые следует рассматривать как инструменты исследований. Это противоречия, гипотезы и задачи работы.
-
Противоречие
Противоречие (диалектическое) — взаимодействие противоположных, взаимно исключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и вэаимопро- никновении, выступая источником самодвижения и развития объективного мира и познания [15].
Выражая сущность закона единства и борьбы противоположностей, категория «противоречие» занимает центральное место в материалистической диалектике.
Ещё в глубокой древности Платон так характеризовал значение противоречий: «Истина достижима посредством сведения противоречия сторон в единое целое».
К. Маркс: «Сосуществование двух взаимно противоречащих сторон, их борьба и слияние в новую категорию составляют сущность диалектического движения» [15].
Пример противоречия. Диссертация на тему «Методика производственной практики студентов вуза на основе системного подхода». Противоречие: «Методика организации самостоятельной работы на практике должна содержать формальные правила выполнения этой работы, но формализации самостоятельной работы студентов не должно быть». Второй пример из диссертации на тему «Исследование тепловых условий сварки и наплавки алюминиевой шихты жидким присадочным материалом». Противоречие: «Шихта для модифицирования металла при литье должна быть в виде микрочастиц, но она должна быть в виде крупногабаритного монолита».
Противоречие рождает гипотезу и может непосредственно влиять на формулировки задач работы.
-
Гипотеза
Гипотеза — научно обоснованное предположение о закономерной (причинной) связи явлений; один из методов познания; форма развития науки. Гипотеза проверяется практикой. Обоснованная и проверенная опытом гипотеза превращается в достоверное знание, в теорию. Использование гипотезы в ... обучении способствует развитию у учащихся логического мышления, воображения, овладению элементами творческой деятельности. (Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. — М. : Большая Российская Энциклопедия, 2003. — С. 53.)
Гипотеза — научное допущение или предположение, истинностное значение которого неопределённо. Различают гипотезу как метод развития научного знания, включающий в себя выдвижение и последующую экспериментальную проверку предположений, и как структурный элемент научной теории [15].
Оба эти определения понятия «гипотеза» свидетельствуют о том, что гипотеза должна быть, во-первых, научно обоснованной, а во-вторых — это предположение, которое не является истинным, истинность его надо доказывать или опровергать [11, с. 220—227].
Относительно научности гипотезы хорошо сказал член-корреспондент РАО, профессор А.А. Вербицкий: «Где можно найти аргументы в пользу выдвижения той или иной гипотезы исследования? Они должны являться результатом тщательного теоретико-методологического и теоретического анализа имеющейся литературы по теме исследования, своего профессионального и исследовательского опыта, экспериментального наблюдения.» (Вербицкий, А.А. Как подготовить диссертацию к защите // Высшее образование сегодня. — № 4. — 2008. — С. 54—59). Следовательно, гипотеза должна формулироваться именно при изучении состояния исследуемого вопроса, а не во введении, как это часто делают, просто декларируя её.
Пример гипотезы. Диссертация на тему «Методика производственной практики студентов вуза на основе системного подхода». Гипотеза: «Эффективность производственной практики как вида обучения можно повысить, если самостоятельную работу студентов на практике организовать в соответствии с правилами системного подхода и если
в структуру практики ввести системно-критический анализ объектов профессиональной деятельности».
Второй пример из диссертации на тему «Исследование тепловых условий сварки и наплавки алюминиевой шихты жидким присадочным материалом». Гипотеза: «Качество алюминиевых шихтовых материалов можно повысить, если получать шихту в виде микрослитков, которые затем, перед использованием для литья, сваривать между собой в крупногабаритные монолиты».
Гипотезу необходимо проверять и доказывать её правильность или несостоятельность. Необходимость этого доказательства должна быть сформулирована в виде одной или нескольких задач исследований.
-
Задача
Задача — то, что требует исполнения, решения (Ожегов, С.И. Словарь русского языка. Изд. 16. — М. : Русский язык, 1984).
Для нашего случая примем более удобное определение: задача — это действие, которое нужно совершить, чтобы достигнуть цели. Из этого вытекает основное правило формулировки задач: задача — это действие. Основная ошибка при формулировках задач: в качестве задач исследований указывают действия по проведению анализа состояния вопроса, которые являются средством для формулировок задач, а не задачами исследований, или действия, посвящённые проверке достижения цели (например, опытное опробование результатов работы или определение её эффективности). Такие действия отличаются от задач исследований тем, что они являются обязательными при любой теме работы и отличаться друг от друга будут лишь конкретизацией области анализа или проверки в зависимости от темы. Формулировки этих действий могут являться предметными заголовками главы, посвящённой анализу состояния вопроса и разделов этой главы, а не формулировками задач работы. Формулировки задач можно получить из формулировки гипотезы или, если гипотеза не выдвигалась, из анализа известных решений (из суммы этапов «следовательно» этого анализа).
-
Системная схема раздела «Состояние вопроса»
Таким образом, учитывая связи между элементами анализа состояния вопроса, можно представить этот раздел работы в виде следующей системной схемы (рис. 8).
Следует отметить, что не все элементы понятийного аппарата должны обязательно присутствовать в диссертационной работе. Их необходимость зависит от особенностей темы диссертационной работы и от наличия или отсутствия данных об аналогичных исследованиях, на которые можно опереться как на аргументы, позволяющие или затрудняющие планирование исследований. Об этом свидетельствует и мнение А.А. Вербицкого, высказанное им в цитируемой выше статье: «В некоторых случаях гипотеза может отсутствовать в диссертациях...».
Рис. 8. Системная схема раздела «Состояние вопроса»
Надо помнить, что элементы аппарата исследований — это инструменты, с помощью которых эти исследования будут проводиться. Но не брать же с собой на работу все известные инструменты! Если надо забивать гвозди, без молотка, конечно, не обойтись, а вот пилу таскать с собой на эту работу никто, наверное, не будет.
Задача 3, её содержание и порядок решения
Найти в выбранной диссертационной работе раздел «Состояние вопроса» и провести его анализ.
Порядок решения задачи
-
Определить, соответствует ли название и содержание главы 1 сущности и назначению раздела «Состояние вопроса», анализировались ли исходные данные и известные решения. Описать и оценить методику анализа. -
Проверить, какие элементы понятийного аппарата сформулированы на основе анализа и как они аргументированы. Оценить правильность их формулировок. -
Определить наличие и правильность формулировок задач диссертационной работы и установить, вытекают ли эти задачи из анализа состояния вопроса, есть ли причинно-следственные связи задач с результатами анализа исходных данных и известных решений, формулировками противоречий и гипотезы, являются ли формулировки задач выводами из результатов анализа. -
Построить системную схему раздела «Состояние вопроса».
Пример решения задачи
В качестве примера рассмотрим диссертационную работу на тему «Совершенствование технологии аналитической деятельности руководителя по управлению образовательной системой на базе информационных средств».
-
Первая глава этой диссертации имеет предметный заголовок: «Аналитическая деятельность управления как педагогическая проблема». В ней проведён анализ подходов и состояния аналитической деятельности управления образовательной системой, выявлены сущность, принципы, критерии, уровни и недостатки этой деятельности.
По содержанию эта глава вполне соответствует сущности раздела «Состояние вопроса». Анализировались исходные данные (современное состояние управления образовательными учреждениями) и известные решения (литературные данные). Однако эти разделы в главе выделены не явно, применённая методика анализа не системна и не направлена на аргументацию элементов понятийного аппарата исследований.
-
Сформулировано противоречие, которое изложено в формулировке проблемы исследования во введении. С анализом состояния вопроса оно практически не связано и, по сути, противоречием не является, поскольку в этой формулировке нет противоположных, взаимно исключающих сторон. Также во введении приведена гипотеза. Аргументация противоречий, гипотезы и задач работы имеется в главе 1 лишь частично и не связана с формулировками этих элементов понятийного аппарата исследований. Положения гипотезы сформулированы так, что они практически не требуют доказательств, т. е. гипотезой эту формулировку считать нельзя. -
В главе 1 имеются выводы, которые построены методологически правильно, но с задачами работы практически не связаны. Формулировки задач, показанные во введении, с материалом анализа, проведённого в главе 1, не имеют явно выраженных причинно-следственных связей. Сами формулировки задач изложены правильно и показывают действия, которые надо совершить для достижения цели. Однако первая из задач: «Изучить методологические подходы к аналитической деятельности управления в педагогической науке...» задачей не является, так как это средство для постановки задач. Такая задача изначально должна ставиться при любой теме исследований, отличаться в разных работах она будет лишь конкретизацией направления анализа. Обращает на себя внимание совершенно правильный вывод автора: «Неумение осуществлять системный анализ приводит к непониманию сущности всех функций управления, образовательного процесса и в конечном итоге — к авторитаризму, деградации системы управления.». Однако в диссертации системный подход к анализу состояния вопроса практически не виден. -
Строим системную схему главы 1 анализируемой диссертационной работы.