Файл: Образования московский финансовопромышленный университет синергия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 174
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
47
- представляет собой государственное учреждение;
- наряду с органами судебной и законодательной власти является элементом системы органов государственной власти (государственного аппарата);
- характеризуется наличием полномочий государственно-властного характера;
- занимается решением задач, определенных государством;
- наделен соответствующими компетенциями;
- его деятельность отличается исполнительно-распорядительным подзаконным характером;
- деятельность осуществляется организованным коллективом людей
(государственных служащих);
- занимается осуществлением управленческой деятельности в соответствии с предметной специализацией;
- занимается осуществлением деятельности в различных формах
(правотворческой, правоприменительной, договорной);
- распоряжается широким арсеналом способов и средств осуществления деятельности;
- характеризуется структурой, внутренней организацией;
- характеризуется административной правосубъектностью;
- осуществляет деятельность в пределах определенных территорий;
- является подконтрольным и подотчетным органам представительной власти по конкретным вопросам, а также вышестоящим органам исполнительной власти.
Административная правоспособность (правосубъектность) органов исполнительной власти начинается в момент обретения юридической силы
(издания)правовых актов относительно их образования с закреплением компетенций и оканчивается ввиду их ликвидации.
Система федеральных органов исполнительной власти состоит из министерств Российской Федерации (федеральных министерств) и иных
48 федеральных органов исполнительной власти (государственных комитетов
Российской Федерации, федеральных комиссий России, федеральных служб
России, российских агентств, федеральных надзоров России, а также
Управления делами
Президента
Российской
Федерации).
Общие признаки, характерные для правового положения государственных комитетов и федеральных министерств, можно систематизировать следующим образом:
- их перечень устанавливает Президент РФ;
- они являются центральными органами исполнительной власти и осуществляют свою деятельность в соответствии со своей компетенцией в государственных масштабах;
- большинство их осуществляет деятельность под непосредственным руководством Правительства РФ;
- положения о федеральных министерствах, государственных комитетах утверждает Президент либо по его поручению Правительство РФ;
- министров и председателей государственных комитетов назначает
Президент РФ;
- государственные комитеты и министерства наделены определенной долей самостоятельности при осуществлении взаимоотношений с нижестоящими однопрофильными органами, между собой, Правительством, соответствующими органами других ветвей власти.
Территориальные органы ведомств и министерств Российской
Федерации являются элементами системы органов исполнительной власти
Российской Федерации. Они осуществляют свою деятельность под руководством соответствующих центральных органов федеральной исполнительной власти.
Вопросы осуществления деятельности территориальными органами, находящиеся в компетенции субъектов
Федерации, решаются во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти этих субъектов.
49
Территориальные органы осуществляют деятельность в соответствии с
Конституцией
РФ, законами
Российской
Федерации, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями
Правительства РФ и руководствуются правовыми актами ведомств и министерств Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Федерации.
Создает, реорганизует и ликвидирует территориальные органы соответствующий центральный орган федеральной исполнительной власти при согласовании с администрациями городов федерального значения, автономных округов, автономных областей, областей, краев.
Основные функции и задачи территориальных органов определены в соответствии с задачами и функциями соответствующих ведомств и министерств Российской Федерации, учитывая конкретные особенности регионов осуществления их деятельности.
Общие функции и задачи определяет
Постановление
Совета
Министров – Правительства РФ № 491 «О порядке создания и деятельности территориальных органов министерств и ведомств Российской Федерации»
1
В субъектах Федерации федеральные органы могут создавать свои территориальные органы. В России в соответствии со ст. 12 Конституции РФ признано и гарантировано местное самоуправление, которое является самостоятельным в пределах своих полномочий, а органы местного самоуправления не являются элементами системы органов государственной власти. Конституция РФ закрепляет ряд норм, которые обеспечивают самостоятельное решение вопросов местного значения, осуществляемое в городских, сельских поселениях и на других территориях, учитывая исторические и иные местные традиции (гл. 8).
1
О порядке создания и деятельности территориальных органов министерств и ведомств
Российской Федерации [Текст]: постановление Правительства РФ от 27 мая 1993 г.№ 491 //
Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 22. Ст. 2032.
50
Органами местного самоуправления осуществляется самостоятельное управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, установление местных налогов и сборов, а также решение вопросов местного значения. Конституционная модель местного самоуправления в самых общих чертах является одной из основ конституционного строя России.
Как публичная власть, наиболее приближенная к населению, местное самоуправление осуществляет обеспечение защиты интересов граждан, основанных на их совместном проживании в пределах определенной территории, при неизбежном взаимодействии жителей данной территории. По этим причинам местное самоуправление – это одна из фундаментальных основ системы народовластия в РФ. Наряду с этим, местное самоуправление признано государством и гарантировано им в качестве формы самоорганизации граждан в целях решения вопросов местного значения, обеспечения потребностей каждого человека в отдельности и населения муниципального образования в целом.
Система органов местного самоуправления представлена как представительными, так и исполнительными органами местного самоуправления: советами, собраниями, комитетами, главами муниципальных образований, администрациями
1
Структуру администраций муниципальные образования определяют самостоятельно в соответствии с объѐмами предметов и полномочий ведения
2
В качестве примера рассмотрим структуру администрации г. Омска, представленную на рисунке 3.
1
Система муниципального управления в схемах [Текст]: учебное пособие / В.Б. Зотов, В.И.
Голованов. изд. 4-е, перераб. и доп. Москва : Юстицинформ, 2018. С. 101.
2
Об утверждении структуры Администрации города Омска // Третья столица [Текст]: постановление Омского городского Совета от 6 фев. 2019 г. № 426 // Третья столица. 2019.
№ 6.
51
Р
ис
ун
ок
3
. С
тр ук ту ра а
дми ни ст ра ци и г.
О
мс к
52
В соответствии с действующим законодательством любое муниципальное образование и возглавляющий их орган местного самоуправления в пределах своих полномочий, предоставленных законом, осуществляет самостоятельную деятельность, не имея при этом над собой вышестоящих органов. Однако данное конституционное положение не говорит о самоустранении государства от государственного руководства сложными и многообразными процессами деятельности и организации всех звеньев местного самоуправления в нашей стране.
На сегодняшний день модель взаимодействия местного самоуправления и органов государственной власти развита и конкретизирована ФЗ № 131 и принятыми на его основе в субъектах РФ законами о местном самоуправлении
(рисунок 4).
Рисунок 4. Состав правовой базы взаимодействия органов государственного и муниципального управления
На федеральном уровне и уровне субъектов РФ государством определяется, создается и постоянно совершенствуется законодательная база
Конституция Российской Федерации
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и другие федеральные законы
Указы президента РФ, постановления
Правительства РФ
Конституции, уставы субъектов РФ, законы и другие правовые акты органов государственной власти субъектов РФ
Уставы муниципальных образований, правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления
53 в различных аспектах деятельности и организации всех звеньев системы местного самоуправления, определяются его определенные рамки, способствующие упорядочиванию системы. С одной стороны, федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ регламентируются и перечисляются предметы ведения местного самоуправления, а с другой – устанавливаются полномочия органов федеральной государственной власти и государственной власти субъектов РФ в части местного самоуправления.
Отдельными государственными полномочиями может быть наделена вся система органов местного самоуправления субъекта РФ, или исполнительные органы местного самоуправления всех муниципальных образований, или исполнительные органы местного самоуправлении в конкретном муниципальном образовании.
Подводя итоги второй главы, можно сделать следующие выводы.
Современный этап публичного управления в России характеризуется появлением новых институтов, которые прямо или косвенно перебирают либо получают через процедуру делегирования, определенный набор функций, который в силу объективных и / или субъективных обстоятельств не могут эффективно выполнять органы государственной власти. Такими институтами, как правило, выступают общественные организации: отраслевые объединения, политические партии, крупные бизнес-объединения, профессиональные объединения, союзы и т. д. По сути перечень таких объединений создает отдельный вид субъектов публичного управления, которые активно влияют на развитие общества. Все эти изменения обязывают рассматривать процесс трансформации государственного управления в современные модели социального регулирования, учитывая новые реалии.
Несмотря на то, что система государственного и муниципального управления прошла длительный процесс развития, изменений в сторону увеличения эффективности такого управления не происходило. Начиная с 1917 года управление государством проходило под лозунгом: «Основа эффективного управления государство – удовлетворение интересов правящей элиты».
54
Сегодня в большинстве развитых стран, в которых произошла трансформация государственного управления и публичного администрирования, наблюдается тенденция перехода к гораздо более современной модели публичного управления. Поэтому считаем необходимым разработать новую Концепцию стратегии государственной кадровой политики с учетом необходимости концептуализации идей, положений и уточнения понятий и формирования принципиально новых подходов к вопросам взаимодействия различных ветвей власти в условиях глобализационных процессов. При разработке Концепции следует учитывать зарубежный опыт, в частности, в системе органов государственного управления большинства зарубежных государств на примере стран США, Японии, Германии,
Европейского Союза.
55
1 2 3 4 5 6 7
ГЛАВА 3. МОДЕЛЬ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО И
МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ
ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1. Анализ административных и правовых аспектов взаимодействия между органами государственной власти и муниципального управления в
Омской области
Переходя к рассмотрению основных аспектов данной работы, необходимо, по нашему мнению, сделать акцент на том, что согласно действующему сегодня в России законодательству за субъектами закреплены все права самостоятельного образования и формирования органов государственной власти.
Аналогичную формулировку также закрепляет Федеральный закон от
06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»
1
Все субъекты нашей страны располагают в полной мере всеми соответствующими правами формировать систему органов на местах, согласно тому, как утверждены основы конституционности строя в РФ, учитывая при этом и придерживаясь своих особенностей в соответствии с управленческими целями.
1
Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации [Текст]: федер. закон от
18 октяб. 1999 г. № 184-ФЗ (ред. от 27 дек. 2019) // Собр. Законодательства Рос. Федерации.
1999. № 42. Ст. 5005.
56
Структуру исполнительных органов в составе государственной власти в субъекте РФ определяет высшее должностное лицо в этом субъекте, руководствуясь его уставом и Конституцией станы
1
Омская область занимает двадцать восьмое место по территории субъектов Федерации, ее площадь занимает 0,82 % (141 140 км²) территории страны. Протяженность региона – 600 км с юга на север, 300 км с запада на восток. На территории 424 муниципальных образований: 1 городской округ, 32 муниципальных района, 26 городских и 365 сельских поселений.
Муниципалитеты представляют все возможное в многонациональной
России разнообразие культурных, религиозных традиций, бытовых укладов – от староверов до шаманов и буддистов, от латгальцев до сибирских татар, которые зачастую живут в соседних поселениях.
В Омской области на сегодняшний день система и структура исполнительной власти основана на положениях Конституции РФ а также правовых и нормативных актах, которые регламентируют основы определения правового статуса и организацию каких-либо в рамках правового поля взаимоотношений между органами власти. Основные среди них представлены Уставом Омской области
2
, Законом Омской области от
05.12.2003 № 483-ОЗ «О Правительстве Омской области»
3
, Указом Губернатора
Омской области от 25.10.2007 № 125 «О некоторых вопросах, связанных с формированием структуры органов исполнительной власти Омской области»
4
В области существует постоянно действующий представительный и законодательный орган государственной власти – Законодательное Собрание
1
Чернова, Э.Р. Правовое регулирование организации органов исполнительной власти субъектов РФ [Текст] / Э.Р. Чернова // Инновационная наука. 2015. № 10-2. С. 202.
2
Устав (Основной Закон) Омской области от 26 дек. 1995 г. № 193 (с изм. на 26 фев. 2020 г.)
[Текст] // Ведомости Законодательного Собрания Омской области. 1995. № 6. Ст. 155.
3
О Правительстве Омской области (принят Постановлением ЗС Омской области от 2 дек.
2003 г. № 342) [Текст]: закон Омской области от 5 дек. 2003 г. № 483-ОЗ // Ведомости
Законодательного Собрания Омской области. 2003. № 4 (37). Ст. 2059.
4
О некоторых вопросах, связанных с формированием структуры органов исполнительной власти Омской области [Текст]: указ Губернатора Омской области от 25 октяб. 2007 г. № 125
// Сборник правовых актов органов исполнительной власти Омской области. 2007. № 5(24).
Ст. 13.