Файл: Совершенствование планирования и организации логистических процессов в организации (подразделениях).doc
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 1067
Скачиваний: 37
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Стратегия логистики заключается в эффективном управлении материальными и сопутствующими потоками. Так же логистическая система организации должна быть клиентоориентированной. Исходя из этих двух пунктов, можно сформулировать главную цель логистики: доставка продукции соответствующего количества и качества точно в срок и при минимальных затратах на снабжение, производство, сбыт и транспортировку, а также на получение, обработку и передачу информации [14].
По сути, объектом логистического управления в организации являются потоковые процессы и любые процессы, связанные с перемещениемзрения цепи таких операций однородны и отличаются от иной совокупности операций. Выделим основные функции логистики (рисунок 1).
Рисунок 1 - Основные функции логистики в организации
Для достижения основной цели логистики необходимо реализовать следующие подцели:
- Налаживание системы учета затрат и объема выполнения логистических операций с помощью установления эффективного порядка контроля в организации;
- Реорганизация организационной структуры организации;
- Организация логистического менеджмента в организации.
Стратегия логистики должна руководствоваться следующими принципами:
- Эффективность – в производстве должно участвовать только то, что несет дополнительную ценность для конечного потребителя, все остальное должно быть исключено из всех аспектов цепочки поставок;
- Отзывчивость – вся цепочка поставок компании напрямую зависит от интересов потребителей;
- Быстрота реакции – вся цепочка должна быть способной быстро адаптироваться к любым изменениям;
- Безопасность – гарантия того, что товар безопасен для использования и безопасность людей и сохранность экологии не ущемляются [14].
Кроме перечисленных общих свойств логистическая система обладает еще специфическими свойствами, к которым относятся:
- стохастичность выполняемой логистической функции, которая обусловлена использованием запасов для трансформации их в готовый продукт, необходимый рынку в конкретное время, в определенном месте;
- многофункциональность реализуются в логистической системе через планирование, организацию, учет, контроль и др.;
- адаптивность проявляется в приспособляемости к требованиям рынка;
- инерционность логистической системы заключается в том, что она не может приостановить свою деятельность в одночасье.
1.2 Сущность, функции и виды логистических систем
Понятие логистической системы является частным по отношению к общему понятию системы. Система– множество элементов, находящихся в связях друг с другом, образующих единую целостность, единство.
Классификация систем представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 – Классификация систем
Выделим пять свойств системы:
- целостность и членимость, т.е. система состоит из элементов;
- наличие связей, между элементами системы должны существовать связи более мощные, чем связи отдельных элементов с внешней средой, иначе система не сможет существовать;
- организация, т.е. связи должны быть упорядочены, представлять определенную структуру.
При формировании межэлементных связей образуется определенная структура системы. В зависимости от вида организации из комбинации элементов и их связей можно создавать различные структуры. Любой элемент системы обладает определенным количеством свойств, одни из которых при формировании межэлементных связей подавляются, другие усиливаются. Это дает основание к возникновению систематизирующих факторов. Таким образом, система может разрушиться не только из-за внешних воздействий, когда они сильнее внутренних связей системы, но и из-за износа и перерождения внутренних связей [5].
Кроме того, можно выделить еще следующие принципы:
- вхождение в систему высшего порядка;
- интегративные качества, т.е. присущие системе в целом, но не присущие ни одному из ее элементов в отдельности.
Примеры систем: ручка, человеческий организм, логистическая система. Логистические системы относятся к сложным, динамическим (стохастическим), открытым (адаптирующимся) системам.
Рассмотрим последний пример, т.е. логистическую систему «организации»:
- совокупность элементов: закупка, склады, запасы, транспорт, кадры, сбыт, обслуживание производства;
- существуют связи – как внутренние, так и с внешней средой;
- связи упорядочены, причем они обычно имеют циклический характер, т.к. отражают стадии последовательной передачи материального потока между контактирующими подсистемами, а также внешней средой;
- организация входит в состав логистической цепи, которая, в свою очередь, может быть частью логистического объединения на государственном или международном уровне;
- интегративное свойство: способность доставить нужный товар в определенное время, в указанное место, необходимого количества и качества, с минимальными затратами, а также способность адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды (изменение спроса, выход из строя технических средств и т.д.).
Под логистической системой понимают совокупность функционально соотнесенных элементов, нацеленную на выполнение основной задачи логистики – доставку товара необходимого количества и качества в нужные время и место с минимальными затратами.
Логистическая система представляет собой упорядоченную структуру, в которой осуществляются планирование и реализация движения и развития совокупного ресурсного потенциала, организованного в виде логистического потока, начиная с отчуждения ресурсов у окружающей среды вплоть до реализации конечной продукции. Логистическая система может допускать относительную изолированность от внешней среды в информационном аспекте, в материально-энергетическом аспекте её границы должны быть абсолютно проницаемы.
Выделяют три вида логистических систем:
- логистические системы с прямыми связями (потребитель – производитель);
- логистические системы эшелонированные (производитель – посредник(и) – потребитель);
- гибкие логистические системы (производитель – (посредник) – потребитель).
Логистические системы делятся на макро- и микросистемы. Рассмотрим классификацию логистических систем по институциональному признаку на рисунке 3.
Рисунок 3 - Классификация логистических систем по институциональному признаку
Макрологические системы представляют собой определенную инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран. Это крупная система управления материальными потоками, охватывающая промышленные организации, посреднические, торговые, транспортные организации. Микрологистические системы – включают технологически связанные производства, объединенные общей инфраструктурой. Они объединяются в макрологистику на базе товарно-денежных отношений.
Первый, самый низкий уровень касается микрологистических подсистем. В любой организации создаются внутриорганизационные логистические подсистемы снабжения, распределения, а для производственных организаций - еще и логистическая подсистема поддержки производства, для организаций непроизводственной сферы - подсистема поддержки операционной деятельности.
Микрологистическая система охватывает логистическую деятельность организации и является сочетанием вышеуказанных подсистем. В данной системе решаются вопросы координации ее отдельных функциональных элементов, в частности: процессов планирования производства и сбыта; транспортных. складских и погрузочно-разгрузочных работ.
Третий уровень охватывает сферу межорганизационный кооперации, к которой можно отнести кооперации производственных, торговых, логистических предприятий или всех вместе. Металогистичные системы интегрируют логистические процессы смежных предприятий путем заключения договоров, контрактов и др.
Четвертый уровень предполагает логистическую кооперацию мета логистических систем в пределах интегрированного логистического цепи или отдельного региона.
Макро логистическая система интегрирует логистические потоки в масштабах экономики всей страны. Макро логистических системами являются национальные транспортные системы, информационные системы, системы национальной безопасности, системы стратегических запасов, системы обороны и т.
В условиях глобализации мировой экономики, усиление европейской интеграции актуальными становятся процессы формирования международных макро логистических систем, построение которых происходит в аспекте горизонтальной или вертикальной интеграции. Аспект горизонтальной интеграции присущ международным транспортным системам, информационным системам, системам безопасности и полно реализован в среде стран Европейского Союза. Например, создание единого воздушного пространства ЕС. Вертикальная интеграция реализуется при построении систем дистрибуции глобальных фирм. Некоторые ученые называют глобальные логистические системы мета логистичными .
При формировании макро логистической системы, которая охватывает несколько стран, необходимо преодолеть трудности, связанные с правовыми, экономическими особенностями международных экономических отношений и ряд других барьеров. Формирование этой системы требует реализации межгосударственных программ, предусматривающих создание единого экономического пространства,
рынка капиталов, информации, трудовых ресурсов. Чаще всего критерии формирования макрологистических систем определяются экологическими, социальными, военными, политическими и другими целями. Например, для улучшения экологической ситуации в регионе может быть создана Макрологистическая система оптимизации транспортных (грузовых) региональных потоков, решающая задачи оптимизации маршрутов, решение транспортных потоков, переключение с одного вида транспорта на другой. Функционирование макрологистических систем зависит от наличия полноценной национальной логистической инфраструктуры.
В мета, мезо, макрологистических системах основу связи между элементами составляет договор. В микрологистических системах элементы тесно связаны внутриорганизационными отношениями
Формирование логистических систем должно быть направлено на достижение целей хозяйствования. Под экономической надёжностью логистических систем подразумевается их свойство достигать планируемых экономических показателей, способствующих достижению цели, обслуживаемой и обслуживающей систем.
Стоит при этом подчеркнуть, что в современных компаниях процесс планирования относится к общей функции управления (рисунок 4).
Рисунок 4 - Процесс управления системой логистики в компании
В зависимости от оптимизации определенной сферы логистической деятельности, снабжения, распределения или утилизации, возможно отнесение логистической системы к тому или иному виду.
Кроме того, детальные классификации логистических систем в основу берут:
- Фазовую принадлежность - подсистемы снабжения, производства, сбыта, переработки и утилизации отходов и др.;
- Функциональный признак - подсистемы реализации заказа, транспортировки, формирования запасов, складирования, упаковки, обслуживания клиентов, информационные и т.д.;
- Функции управления - подсистемы логистического планирования, логистического контроля, стратегического и оперативного логистического управления;
- Административно-территориальное деление - районные, городские, областные, республиканские;
- Отраслевые признаки: межотраслевые, отраслевые (машиностроительные, строительные, торговые и др.)
- Степен глобализации - государственные, межгосударственные, трансконтинентальные.
Выбор типа логистической системы зависит от комплекса выполняемых функций и критериев, которые ее характеризуют: степень надежности поставок; минимальная продолжительность транспортировки; минимальные транспортные расходы; гибкость системы; обеспечение хранения грузов; скорость обработки заказов;