Файл: Формы организации учебной работы по русскому языку Форма обучения это способ организованного взаимодействия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 141

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ударение

Комплекс 1 сообщает, что ударение — это произнесение одного из слогов в слове с большей силой, чем остальные. Комплекс 2 содержит следующую информацию: ударение — это произношение одного из сло­гов в слове с большей силой и длительностью; гласный в ударном слоге произносится «отчетливо и ясно», в безударном — «неясно»; в русском

173







языке ударение не закреплено за определенным слогом, может перехо­дить в слове с одного слога на другой áнял занялá), позволяет раз­личать слова (зáмки замк ú) формы слова (лéса лесá). Комплекс 3 представляет тот же объем информации, но использует некоторые тер­мины. Так, в нем сообщается, что русскому языку свойственно силовое ударение, при котором ударный слог отличается от безударного болей силой; русское ударение свободное, разноместное — может падать на любой слог; подвижное — может передвигаться в одном и том же слове с одного слога на другой.

Объяснение данного материала целесообразно проводить в форме бе­седы с учащимися. Учащимся можно задать вопрос о том, может ли в русском слове ударение падать на первый (второй, третий, последний) слог, предложить им привести примеры, спросить их о том, знают ли они языки с фиксированным местом ударения (французский, польский). После этого на доске можно написать слово, позволяющее поставить уда­рение на разных словах (формы одного слова или омографы), например воды, замок, попросить прочитать всеми возможными способами и сде­лать вывод о подвижности и смыслоразличительных свойствах ударения в русском языке. Возможность смыслоразличения надо связать с разно-местностью русского ударения, спросив, может ли различать слова или формы слов ударение, если оно всегда стоит на одном и том же слоге.

Изучение данной темы надо связать с уже описанной темой «Без­ударные гласные». Так, на доске можно написать в транскрипции не­которое искусственное слово, не существующее в языке и содержащее гласные [а], [и], [ы], например [ат'икама], и попросить поставить уда­
рение во всех возможных местах. Таких вариантов будет 4 — по чис­лу гласных. После этого надо написать слово, содержащее звуки [о] или [э], например [ат'икома], и предложить поставить ударение. В этом слу­чае возможен только один вариант — ударение на [о], поскольку звуки [о] и [э] в русских словах (не считая незначительного числа заимствова­ний, например какао) могут быть произнесены только в ударном слоге. Таким образом можно повторить или обобщить материал об «акающем» и «икающем» характере русского языка — нейтрализации гласных (фо­нем) после твердых и после мягких согласных.

Комплекс 3, помимо словесного ударения, вводит также понятия ло­гического смыслового ударения.

Орфоэпия

Термин «орфоэпия» употребляется в лингвистике в двух значениях: 1) совокупность норм литературного языка, касающихся звукового оформления значимых единиц; среди таких норм различают: а) нормы, связанные с произношением фонем в определенных позициях; б) нормы,

174

допускающие существование вариативных грамматических форм; в) нормы суперсегментной фонетики (ударение и интонация);

2) наука, которая изучает варьирование произносительных норм ли­тературного языка и вырабатывает произносительные рекомендации (ор­фоэпические правила).

Различия между этими определениями следующее: во втором пони­мании из области орфоэпии исключаются те произносительные нормы, которые связаны с действием фонетических законов: редукция гласных, позиционное озвончение / оглушение согласных и др. К сфере орфо­эпии при этом понимании относят лишь такие произносительные нор­мы, которые допускают вариативность в литературном языке, например реализация <а> после шипящих ([жарá], но [жысм'úн]).

Учебные комплексы определяют орфоэпию как науку о произноше­нии, то есть в первом значении. Таким образом, к сфере орфоэпии, по этим комплексам, принадлежат все произносительные нормы русского языка: реализация гласных в безударных слогах, оглушение / озвонче­ние согласных в определенных позициях, мягкость согласного перед согласным и др. Из норм, допускающих вариативность произношения в одной и той же позиции, изучаются следующие.

Комплекс 1

на полях учебника и в заданиях приводит отдельные за­имствованные слова, в которых согласный перед [э] произносится мягко и твердо (например, му[з']ей, но фо[нэ]тика, [тэ]ннис); пред­ставлены некоторые слова с проставленными ударениями (сантиметр, портфель)', приводится список слов, в которых сочетания чт и чн про­износятся как [шт] и [шн] (чтобы, конечно, скучный, пустячный, скво­речник, яичница). В конце учебника приведен словарик «Произноси пра­вильно!» из 60 слов.

Комплекс 2 также приводит отдельные слова с твердым и мягким согласным перед [э] (ши[н']ель, но сви[тэ]р), приводит отдельные слова с ударениями в них (формы глаголов звонить, начать)', кроме того, при изучении разных тем приводятся транскрипции слов с разными соглас­ными перед мягкими ([з]бить, но [п'йу]), однако внимание на этом не акцентируется.

Комплекс 3 определяет орфоэпию как раздел науки о языке, изу­чающий правильное произношение звуков, слов и ударение в словах и вводит понятие орфоэпической нормы, которую нужно не только соблю­дать (вслушиваясь в речь дикторов, актеров, чтецов), но и пропаганди­ровать, ссылаясь на авторитет «Орфоэпического словаря» под редакци­ей Р. И. Аванесова. Представленный материал аналогичен комплексам 1 и 2: произношение согласного перед [э] (ин[д]екс, бу[т]ерброд, но к[р']ем, [т']ермин); произношение групп чт и чн ([шт]о, ску[шн]о, но сер-Де[ч'н]о, кирпи[ч'н]ый), приведено произношение слова Бог — [бох].

175


В отличие от комплексов 1 и 2, в комплексе 3 сказано, что некоторые слова допускают вариативность произношения, например прог[р]есс и прог[р']есс, двое[ч'н]ик и двое[шн]ик, до[щ'] и до[шт'], до[ж'ж']и и до[жд']и. Произношение согласных перед мягкими также не системати­зировано, но может быть извлечено из примеров к разным темам ([с']вить, гру[с']ть, [т']вердый).

В конце учебника приведен «Орфоэпический словарик» из 100 слов.

Кроме того, комплекс 3 предлагает производить дополнительно к фонетическому (см. с. 186-187) орфоэпический разбор «тогда, когда в слове возможна или допущена ошибка в произношении или ударении». Порядок разбора таков:

  1. Подумать и решить, может ли слово звучать по-другому.

  2. Посмотреть в словаре или спросить у учителя, как правильно.

  3. Произнести слово правильно, записать с пометами произношения
    и ударения.


Например, красивее — ударение всегда на втором слоге; коне[шн]о.

Формулирование первого пункта разбора представляется некоррект­ным, поскольку практически любое слово можно произнести по-друго­му, если произнести его неправильно; если слово не допускает вариа­тивного произношения в литературном языке, то при фонетическом разборе ученик, «подумав и решив» или «посмотрев в словаре», должен привести этот единственно верный произносительный вариант. Орфо­эпический же разбор дополнительно к фонетическому необходим тогда, когда слово допускает вариативность в произношении.

§ 46. Умения и навыки по фонетике, методы их формирования

В курсе фонетики, графики и орфоэпии ученики должны приобрести следующие умения и навыки:

  1. расчленять звучащую речь на звуки, отвлекшись от графического
    облика слова;

  2. грамотно произносить звуки вне звучащей речи, не используя при
    этом названия букв;

  3. называть по порядку все звуки, из которых состоит то или иное
    слово;

  4. характеризовать звуки по следующим признакам: гласные — по
    ударности / безударности, согласные — по глухости / звонкости (с ука­-
    занием парности), твердости / мягкости (с указанием парности),


  5. описывать фонетические процессы в слове: реализацию гласных
    в безударных слогах, позиционное озвончение / оглушение, смягчение;

176


  1. проводить соответствие между звуковым и графическим обли­-
    ком слова: указать, какими буквами обозначены звуки в слове;

  1. разделять слово на фонетические слоги;

  1. группировать слова с общностью фонетических признаков, на­
    пример с подвижным ударением или с подвергшимися оглушению со­-
    гласными;

  1. делать фонетический разбор слова.

Курс фонетики призван также решить ряд проблем, сопряженных с развитием речи: обратить внимание учащихся на звучащую речь с точки зрения дикции и интонирования.

Методом формирования умений и навыков являются упраж­нения.

Для формирования указанных умений могут быть использованы сле­дующие типы упражнений:

1) произнести звуки без опоры на написанный текст


  • изолированно,

  • в слове с опорой на изображение реалии, называемой опреде­-
    ленным словом;




  1. проанализировать артикуляцию произносимых звуков;

  2. описать фонетические различия между словами, различающимися
    одним звуком (например, твердым и мягким парным согласным);

  3. затранскрибировать:

отдельные звуки в слове (например, только гласные или только
согласные),


  • слово,

  • фразу;

5) прочитать транскрипцию, идентифицировать ее, перевести в гра-­
фический облик:

слово,

фразу;

6) дать правильные названия букв алфавита:

  • изолированно,

  • в слове,

  • в форме исправления «допущенных учеником» ошибок;




  1. расположить слова по алфавиту;

  2. описать позиционные фонетические изменения в слове:




  • изменение (редукция) гласных в безударных слогах,

  • оглушение / озвончение согласных,

  • ассимиляция по способу и месту образования (без употребления
    термина),

диссимиляция (без употребления термина),
— позиционное смягчение;

177

9) указать способы обозначения мягкости:
— в языке,

— в конкретных словах;

  1. определить количество звуков и букв в слове;

  2. из ряда единиц выбрать единицы с определенными фонетически­
    ми признаками (например, слова, содержащие только мягкие согласные);

  3. сгруппировать единицы по общности фонетических признаков
    (например, разделить слова на группы по месту ударения);

  4. сгруппировать единицы по общности графических признаков (на­
    пример, разделить слова на группы по способу обозначения мягкости,
    значению йотированных гласных букв);

  5. разделить слова на фонетические слоги и на слоги для переноса;

  6. указать место ударения в слове;

  7. привести примеры слов с заданными фонетическими характери­-
    стиками;

  8. сделать фонетический разбор слова.

Упражнения могут содержать эвристические задания, например, на анализ артикуляционных различий при произношении гласных и со­гласных, выявление смыслоразличительной функции звуков в сильной позиции (фонем), смыслоразличительную роль ударения.

Приведем примеры упражнений по фонетике, графике и орфо­