Файл: Формы организации учебной работы по русскому языку Форма обучения это способ организованного взаимодействия.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 141
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ударение
Комплекс 1 сообщает, что ударение — это произнесение одного из слогов в слове с большей силой, чем остальные. Комплекс 2 содержит следующую информацию: ударение — это произношение одного из слогов в слове с большей силой и длительностью; гласный в ударном слоге произносится «отчетливо и ясно», в безударном — «неясно»; в русском
173
языке ударение не закреплено за определенным слогом, может переходить в слове с одного слога на другой (зáнял — занялá), позволяет различать слова (зáмки — замк ú) формы слова (лéса — лесá). Комплекс 3 представляет тот же объем информации, но использует некоторые термины. Так, в нем сообщается, что русскому языку свойственно силовое ударение, при котором ударный слог отличается от безударного болей силой; русское ударение свободное, разноместное — может падать на любой слог; подвижное — может передвигаться в одном и том же слове с одного слога на другой.
Объяснение данного материала целесообразно проводить в форме беседы с учащимися. Учащимся можно задать вопрос о том, может ли в русском слове ударение падать на первый (второй, третий, последний) слог, предложить им привести примеры, спросить их о том, знают ли они языки с фиксированным местом ударения (французский, польский). После этого на доске можно написать слово, позволяющее поставить ударение на разных словах (формы одного слова или омографы), например воды, замок, попросить прочитать всеми возможными способами и сделать вывод о подвижности и смыслоразличительных свойствах ударения в русском языке. Возможность смыслоразличения надо связать с разно-местностью русского ударения, спросив, может ли различать слова или формы слов ударение, если оно всегда стоит на одном и том же слоге.
Изучение данной темы надо связать с уже описанной темой «Безударные гласные». Так, на доске можно написать в транскрипции некоторое искусственное слово, не существующее в языке и содержащее гласные [а], [и], [ы], например [ат'икама], и попросить поставить уда
рение во всех возможных местах. Таких вариантов будет 4 — по числу гласных. После этого надо написать слово, содержащее звуки [о] или [э], например [ат'икома], и предложить поставить ударение. В этом случае возможен только один вариант — ударение на [о], поскольку звуки [о] и [э] в русских словах (не считая незначительного числа заимствований, например какао) могут быть произнесены только в ударном слоге. Таким образом можно повторить или обобщить материал об «акающем» и «икающем» характере русского языка — нейтрализации гласных (фонем) после твердых и после мягких согласных.
Комплекс 3, помимо словесного ударения, вводит также понятия логического смыслового ударения.
Орфоэпия
Термин «орфоэпия» употребляется в лингвистике в двух значениях: 1) совокупность норм литературного языка, касающихся звукового оформления значимых единиц; среди таких норм различают: а) нормы, связанные с произношением фонем в определенных позициях; б) нормы,
174
допускающие существование вариативных грамматических форм; в) нормы суперсегментной фонетики (ударение и интонация);
2) наука, которая изучает варьирование произносительных норм литературного языка и вырабатывает произносительные рекомендации (орфоэпические правила).
Различия между этими определениями следующее: во втором понимании из области орфоэпии исключаются те произносительные нормы, которые связаны с действием фонетических законов: редукция гласных, позиционное озвончение / оглушение согласных и др. К сфере орфоэпии при этом понимании относят лишь такие произносительные нормы, которые допускают вариативность в литературном языке, например реализация <а> после шипящих ([жарá], но [жысм'úн]).
Учебные комплексы определяют орфоэпию как науку о произношении, то есть в первом значении. Таким образом, к сфере орфоэпии, по этим комплексам, принадлежат все произносительные нормы русского языка: реализация гласных в безударных слогах, оглушение / озвончение согласных в определенных позициях, мягкость согласного перед согласным и др. Из норм, допускающих вариативность произношения в одной и той же позиции, изучаются следующие.
Комплекс 1
на полях учебника и в заданиях приводит отдельные заимствованные слова, в которых согласный перед [э] произносится мягко и твердо (например, му[з']ей, но фо[нэ]тика, [тэ]ннис); представлены некоторые слова с проставленными ударениями (сантиметр, портфель)', приводится список слов, в которых сочетания чт и чн произносятся как [шт] и [шн] (чтобы, конечно, скучный, пустячный, скворечник, яичница). В конце учебника приведен словарик «Произноси правильно!» из 60 слов.
Комплекс 2 также приводит отдельные слова с твердым и мягким согласным перед [э] (ши[н']ель, но сви[тэ]р), приводит отдельные слова с ударениями в них (формы глаголов звонить, начать)', кроме того, при изучении разных тем приводятся транскрипции слов с разными согласными перед мягкими ([з]бить, но [п'йу]), однако внимание на этом не акцентируется.
Комплекс 3 определяет орфоэпию как раздел науки о языке, изучающий правильное произношение звуков, слов и ударение в словах и вводит понятие орфоэпической нормы, которую нужно не только соблюдать (вслушиваясь в речь дикторов, актеров, чтецов), но и пропагандировать, ссылаясь на авторитет «Орфоэпического словаря» под редакцией Р. И. Аванесова. Представленный материал аналогичен комплексам 1 и 2: произношение согласного перед [э] (ин[д]екс, бу[т]ерброд, но к[р']ем, [т']ермин); произношение групп чт и чн ([шт]о, ску[шн]о, но сер-Де[ч'н]о, кирпи[ч'н]ый), приведено произношение слова Бог — [бох].
175
В отличие от комплексов 1 и 2, в комплексе 3 сказано, что некоторые слова допускают вариативность произношения, например прог[р]есс и прог[р']есс, двое[ч'н]ик и двое[шн]ик, до[щ'] и до[шт'], до[ж'ж']и и до[жд']и. Произношение согласных перед мягкими также не систематизировано, но может быть извлечено из примеров к разным темам ([с']вить, гру[с']ть, [т']вердый).
В конце учебника приведен «Орфоэпический словарик» из 100 слов.
Кроме того, комплекс 3 предлагает производить дополнительно к фонетическому (см. с. 186-187) орфоэпический разбор «тогда, когда в слове возможна или допущена ошибка в произношении или ударении». Порядок разбора таков:
-
Подумать и решить, может ли слово звучать по-другому. -
Посмотреть в словаре или спросить у учителя, как правильно. -
Произнести слово правильно, записать с пометами произношения
и ударения.
Например, красивее — ударение всегда на втором слоге; коне[шн]о.
Формулирование первого пункта разбора представляется некорректным, поскольку практически любое слово можно произнести по-другому, если произнести его неправильно; если слово не допускает вариативного произношения в литературном языке, то при фонетическом разборе ученик, «подумав и решив» или «посмотрев в словаре», должен привести этот единственно верный произносительный вариант. Орфоэпический же разбор дополнительно к фонетическому необходим тогда, когда слово допускает вариативность в произношении.
§ 46. Умения и навыки по фонетике, методы их формирования
В курсе фонетики, графики и орфоэпии ученики должны приобрести следующие умения и навыки:
-
расчленять звучащую речь на звуки, отвлекшись от графического
облика слова; -
грамотно произносить звуки вне звучащей речи, не используя при
этом названия букв; -
называть по порядку все звуки, из которых состоит то или иное
слово; -
характеризовать звуки по следующим признакам: гласные — по
ударности / безударности, согласные — по глухости / звонкости (с ука-
занием парности), твердости / мягкости (с указанием парности), -
описывать фонетические процессы в слове: реализацию гласных
в безударных слогах, позиционное озвончение / оглушение, смягчение;
176
-
проводить соответствие между звуковым и графическим обли-
ком слова: указать, какими буквами обозначены звуки в слове;
-
разделять слово на фонетические слоги;
-
группировать слова с общностью фонетических признаков, на
пример с подвижным ударением или с подвергшимися оглушению со-
гласными;
-
делать фонетический разбор слова.
Курс фонетики призван также решить ряд проблем, сопряженных с развитием речи: обратить внимание учащихся на звучащую речь с точки зрения дикции и интонирования.
Методом формирования умений и навыков являются упражнения.
Для формирования указанных умений могут быть использованы следующие типы упражнений:
1) произнести звуки без опоры на написанный текст
-
изолированно, -
в слове с опорой на изображение реалии, называемой опреде-
ленным словом;
-
проанализировать артикуляцию произносимых звуков; -
описать фонетические различия между словами, различающимися
одним звуком (например, твердым и мягким парным согласным); -
затранскрибировать:
— отдельные звуки в слове (например, только гласные или только
согласные),
-
слово, -
фразу;
5) прочитать транскрипцию, идентифицировать ее, перевести в гра-
фический облик:
— слово,
—фразу;
6) дать правильные названия букв алфавита:
-
изолированно, -
в слове, -
в форме исправления «допущенных учеником» ошибок;
-
расположить слова по алфавиту; -
описать позиционные фонетические изменения в слове:
-
изменение (редукция) гласных в безударных слогах, -
оглушение / озвончение согласных, -
ассимиляция по способу и месту образования (без употребления
термина),
— диссимиляция (без употребления термина),
— позиционное смягчение;
177
9) указать способы обозначения мягкости:
— в языке,
— в конкретных словах;
-
определить количество звуков и букв в слове; -
из ряда единиц выбрать единицы с определенными фонетически
ми признаками (например, слова, содержащие только мягкие согласные); -
сгруппировать единицы по общности фонетических признаков
(например, разделить слова на группы по месту ударения); -
сгруппировать единицы по общности графических признаков (на
пример, разделить слова на группы по способу обозначения мягкости,
значению йотированных гласных букв); -
разделить слова на фонетические слоги и на слоги для переноса; -
указать место ударения в слове; -
привести примеры слов с заданными фонетическими характери-
стиками; -
сделать фонетический разбор слова.
Упражнения могут содержать эвристические задания, например, на анализ артикуляционных различий при произношении гласных и согласных, выявление смыслоразличительной функции звуков в сильной позиции (фонем), смыслоразличительную роль ударения.
Приведем примеры упражнений по фонетике, графике и орфо