Файл: Формы организации учебной работы по русскому языку Форма обучения это способ организованного взаимодействия.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«...пишутся с буквой 3 перед гласными и звонкими согласными и с буквой С перед глухими согласными»).
Сопоставление правописания этих приставок, с одной стороны, и правописание приставки С- и корневых морфем, оканчивающихся на 3-, базирующееся на основном принципе русской орфографии, с другой стороны, поможет усвоить эти разные основания и «развести» их в сознании учащегося.
Последний этап работы может заключаться в следующем поисковом моменте.
В словах безвкусный и безэ/сизненный (бесшумный, расщепить) в первом случае корень начинается с глухого согласного: без[фкус]ный, а во втором случае на стыке приставки и корня в результате ассимиляции по месту образования произносится не [з + ж] ([с + ш], [с + ш']), а [ж] ([ш], [ш']). Таким образом, существующее правило необходимо подвергнуть корректировке: «Приставки на 3- пишутся с буквой 3 перед буквами, обозначающими гласные и звонкие согласные звуки, и с буквой С перед буквами, обозначающими глухие согласные».
План урока может выглядеть следующим образом:
135
см. §35, с. 121-125.)
Ход урока.
Собственно с этого момента и начинается описательная часть конспекта урока, которая может иметь форму: а) прямого обращения к учащимся или б) записи действий учителя (запись от первого лица):
а) — Откройте тетради, запишите тему урока;
б) — Прошу учащихся открыть тетради и записать тему урока.
Далее подробно описывается, как будет проверяться домашнее задание, как и в какой форме будет проводиться опрос, намечаются ученики, которые будут вызваны (в конспект можно записывать и ожидаемые ответы учащихся, то есть четкие, правильные формулировки правил, определений и т. д.), сообщается, в какой степени понадобится при объяснении нового материала учебник и сколько времени нужно отвести на рабо
ту с ним, приводится фактический материал (предложения, упражнения, задания), который будет предложен учащимся в ходе урока, фиксируются формулировки выводов, подробно расписывается домашнее задание.
Приложения.
Если предполагается давать на доске какую-либо схему (схемы), использовать в ходе урока раздаточный материал или планируется в оставшееся от урока время сделать упражнение, например, игрового характера, то весь указанный материал помещается в приложении к основной части конспекта.
Образцы подробных планов уроков можно найти в различных методических разработках по русскому языку. При работе над собственным конспектом урока студенту-практиканту помогут методические и дидактические материалы, как универсальные, так и сопровождающие каждый учебный комплекс (см. список литературы к главе 6, с. 66-72).
Литература
ВласенковА. И. Общие вопросы методики русского языка в средней школе. М, 1973.
Никитина Е. И. Связный текст на уроках русского языка. М., 1966.
Панов Б. Т. Типы и структура уроков по русскому языку. М., 1986.
Текучее А. В. Методика русского языка в средней школе. М., 1980.
Сонкина А. С. Обучение студентов планированию материалов по русскому языку // Русский язык в школе. 1966. № 5.
Блинов Г. И., Панов Б. Т. Практические и лабораторные задания по методике русского языка. М., 1986.
136
Канарская О. В. Уроки русского языка в форме дидактической игры: Книга для
учителя. СПб., 1994. Хрестоматия по методике русского языка: Организация учебного процесса по
русскому языку в школе / Сост. Б. Т. Панов, Л. В. Яковлева. М., 1991.
ГЛАВА 11. Оптимизация
учебного процесса
Цель педагогической деятельности любого учителя — достижение оптимального уровня обучения. Оптимальный уровень — это не идеальный уровень, а наилучший из возможных для данного учителя и данного ученика и ученического коллектива. Оптимизация — это достижение максимально возможного качества обучения в конкретных условиях.
§ 38. Критерии оптимальности учебного процесса
Критериями оптимальности являются результат, эффективность и мотивация.
Образовательная деятельность целенаправленна: она ориентирована
на достижение определенных результатов. Это, во-первых, образовательный результат, который состоит в получении определенных знаний и выработке соответствующих умений и навыков. Нормативные документы (ГОС, программы) регулируют обязательный минимум уровня знаний, умений и навыков, но верхняя граница образовательного результата остается открытой. Во-вторых, образовательная деятельность имеет воспитательные цели: в результате ее осуществления у учащегося должны быть сформированы определенные привычки, интересы, система ценностей. Образование направлено также на развитие психики учащегося: его интеллекта, речи, внимания, памяти, воли. И, наконец, образовательная деятельность должна способствовать телесному и психическому оздоровлению учащегося. Обучение может быть оценено как качественное, если достигнутый результат соответствует поставленной цели. Критерий качества — это отношение результата к цели. Если результат нашего обучения конкретного ученика не соответствует поставленной нами цели, то обучение проведено некачественно.
Эффективность — это отношение результата к затратам. Если результат достигается ценой непомерных усилий учащихся (и/или учителя), то учение не может быть признано эффективным.
Мотивация — это положительная реакция учащегося на процесс обучения, его хорошее, комфортное самочувствие, его желание учиться.
137
Выделяют три критерия оптимизации:
Добиться оптимальности обучения можно при выполнении следующих принципов:
Оптимизация процесса обучения связана с активизацией учебной деятельности. Под активизацией понимают деятельность учителя, направленную на повышение интереса, возбуждение активности, творческого подхода к обучению у учащихся. Учитель, вызвав определенными средствами интерес у учащихся и поставив перед ними конкретную задачу, должен снизить полноту управления ими и предоставить ученикам некоторую самостоятельность.
Но увеличение самостоятельности, снижение руководящей роли учителя способно привести к увеличению активности учащегося только в том случае, если у учащегося присутствует достаточная мотивация -интерес к проблеме и желание ее решить. При отсутствии такой мотивации оставшийся без «поводыря» ученик просто перестает участвовать в учебном процессе.
Кроме того, активизация учебного процесса невозможна без учета индивидуальности учащегося или всего коллектива. Так, необходим учет имеющихся знаний, умений и навыков, а также учет объективных и субъективных факторов, связанных с закономерностями восприятия и мышления, психическими процессами и свойствами личности ученика.
Коротко рассмотрим эти психофизиологические процессы.
§ 39. Психофизиологические закономерности восприятия и усвоения информации
Существуют определенные закономерности восприятия и усвоения информации, которые необходимо учитывать для оптимизации учебного процесса.
138
Общие психофизиологические данные
Необходимым условием успешной работы учеников является здоровый сон, свежий воздух, движение и положительные эмоции. Нехватка получаса сна снижает работоспособность подростка на 30%. Ребенок каждый день должен проводить 2,5 часа на свежем воздухе и при этом активно двигаться.
Несмотря на известное деление людей на «сов» и «жаворонков», совместный режим их функционирования в учебном заведении позволяет сделать такой вывод: наибольшая работоспособность приходится на следующие часы: 8-12, 17-19.
Среди рабочих дней недели также выделяются более продуктивные — это вторник, среда и пятница, и менее продуктивные — это понедельник и четверг.
При планировании урока необходимо учитывать выводы психологов о том, что существуют пики концентрации и спада внимания. Так, при 45-минутном уроке пиков концентрации внимания бывает два: на 12-20
минуте и на 25-35 минуте. Эти пики целесообразно использовать для главной цели данного урока. Например, если планируется урок объяснения нового материала, то время до первого пика (10-12 минут) разумно использовать для проверки домашней работы и/или создания проблемной ситуации, а сам пик концентрации внимания (12-20 минуты) использовать для объяснения нового материала. Этап некоторого спада внимания можно занять упражнениями по образцу репродуктивного характера, а более сложные упражнения отнести на второй пик — 25-35 минуты. Иначе говоря, на первый пик лучше поместить основную теоретическую работу, а на второй — основную практическую.
Особенности восприятия информации
Человек воспринимает основную информацию о мире следующими способами: зрением (визуальная система восприятия), на слух (аудиаль-ная система восприятия), в ощущениях (кинестетическая система восприятия), обонятельно и осязательно. Эти способы восприятия называются репрезентативными системами. Сенсорная система, которую человек использует активнее других, называется предпочтительной репрезентативной системой этого человека. Исследователи, работающие в психотехнологиях нейролингвистического программирования (НЛП), активно разрабатывают приемы, позволяющие учесть и использовать предпочтительную репрезентативную систему (основной канал восприятия информации) учащегося в учебном процессе. Так, они утверждают, что определить тип каждого человека можно даже по тому, какие речевые предикаты использует человек при общении. Если он часто употребляет слова посмотрите, выглядят, отражаются, ясно, вид, цвет, красочный, то
139
он визуал. Если человек часто употребляет слова расскажите, слышится, звучит, громко, эхо, то он аудиал. Если человек постоянно использует слова чувствую, переживаю, тепло, сильно, ощущение, то он кинестетик. Исследования показывают, что ученики начальной школы в основном кинестетики, средней — более аудиальны, старшей — более визуальны.
Если при общении с человеком использовать свойственные ему речевые предикаты, то у собеседника возникает ощущение, что с ним говорят на одном языке. Это значительно упрощает контакт, раскрепощает общение. Знания такого рода незаменимы при индивидуальном
Сопоставление правописания этих приставок, с одной стороны, и правописание приставки С- и корневых морфем, оканчивающихся на 3-, базирующееся на основном принципе русской орфографии, с другой стороны, поможет усвоить эти разные основания и «развести» их в сознании учащегося.
Последний этап работы может заключаться в следующем поисковом моменте.
В словах безвкусный и безэ/сизненный (бесшумный, расщепить) в первом случае корень начинается с глухого согласного: без[фкус]ный, а во втором случае на стыке приставки и корня в результате ассимиляции по месту образования произносится не [з + ж] ([с + ш], [с + ш']), а [ж] ([ш], [ш']). Таким образом, существующее правило необходимо подвергнуть корректировке: «Приставки на 3- пишутся с буквой 3 перед буквами, обозначающими гласные и звонкие согласные звуки, и с буквой С перед буквами, обозначающими глухие согласные».
План урока может выглядеть следующим образом:
-
Организационный момент— 1-2 мин. -
Проверка домашнего задания — 10 мин.
135
-
Объяснение нового материала — 10 мин. -
Закрепление нового материала — 20 мин. -
Подведение итогов урока и задание на дом — 3 мин.
(Подробнее о содержании каждого структурного элемента урока
см. §35, с. 121-125.)
Ход урока.
Собственно с этого момента и начинается описательная часть конспекта урока, которая может иметь форму: а) прямого обращения к учащимся или б) записи действий учителя (запись от первого лица):
а) — Откройте тетради, запишите тему урока;
б) — Прошу учащихся открыть тетради и записать тему урока.
Далее подробно описывается, как будет проверяться домашнее задание, как и в какой форме будет проводиться опрос, намечаются ученики, которые будут вызваны (в конспект можно записывать и ожидаемые ответы учащихся, то есть четкие, правильные формулировки правил, определений и т. д.), сообщается, в какой степени понадобится при объяснении нового материала учебник и сколько времени нужно отвести на рабо
ту с ним, приводится фактический материал (предложения, упражнения, задания), который будет предложен учащимся в ходе урока, фиксируются формулировки выводов, подробно расписывается домашнее задание.
Приложения.
Если предполагается давать на доске какую-либо схему (схемы), использовать в ходе урока раздаточный материал или планируется в оставшееся от урока время сделать упражнение, например, игрового характера, то весь указанный материал помещается в приложении к основной части конспекта.
Образцы подробных планов уроков можно найти в различных методических разработках по русскому языку. При работе над собственным конспектом урока студенту-практиканту помогут методические и дидактические материалы, как универсальные, так и сопровождающие каждый учебный комплекс (см. список литературы к главе 6, с. 66-72).
Литература
ВласенковА. И. Общие вопросы методики русского языка в средней школе. М, 1973.
Никитина Е. И. Связный текст на уроках русского языка. М., 1966.
Панов Б. Т. Типы и структура уроков по русскому языку. М., 1986.
Текучее А. В. Методика русского языка в средней школе. М., 1980.
Сонкина А. С. Обучение студентов планированию материалов по русскому языку // Русский язык в школе. 1966. № 5.
Блинов Г. И., Панов Б. Т. Практические и лабораторные задания по методике русского языка. М., 1986.
136
Канарская О. В. Уроки русского языка в форме дидактической игры: Книга для
учителя. СПб., 1994. Хрестоматия по методике русского языка: Организация учебного процесса по
русскому языку в школе / Сост. Б. Т. Панов, Л. В. Яковлева. М., 1991.
ГЛАВА 11. Оптимизация
учебного процесса
Цель педагогической деятельности любого учителя — достижение оптимального уровня обучения. Оптимальный уровень — это не идеальный уровень, а наилучший из возможных для данного учителя и данного ученика и ученического коллектива. Оптимизация — это достижение максимально возможного качества обучения в конкретных условиях.
§ 38. Критерии оптимальности учебного процесса
Критериями оптимальности являются результат, эффективность и мотивация.
Образовательная деятельность целенаправленна: она ориентирована
на достижение определенных результатов. Это, во-первых, образовательный результат, который состоит в получении определенных знаний и выработке соответствующих умений и навыков. Нормативные документы (ГОС, программы) регулируют обязательный минимум уровня знаний, умений и навыков, но верхняя граница образовательного результата остается открытой. Во-вторых, образовательная деятельность имеет воспитательные цели: в результате ее осуществления у учащегося должны быть сформированы определенные привычки, интересы, система ценностей. Образование направлено также на развитие психики учащегося: его интеллекта, речи, внимания, памяти, воли. И, наконец, образовательная деятельность должна способствовать телесному и психическому оздоровлению учащегося. Обучение может быть оценено как качественное, если достигнутый результат соответствует поставленной цели. Критерий качества — это отношение результата к цели. Если результат нашего обучения конкретного ученика не соответствует поставленной нами цели, то обучение проведено некачественно.
Эффективность — это отношение результата к затратам. Если результат достигается ценой непомерных усилий учащихся (и/или учителя), то учение не может быть признано эффективным.
Мотивация — это положительная реакция учащегося на процесс обучения, его хорошее, комфортное самочувствие, его желание учиться.
137
Выделяют три критерия оптимизации:
-
достижение максимальных для конкретных условий результатов, -
соответствие этих результатов поставленным целям, -
отсутствие несообразных затрат времени и усилий как со стороны
учащегося, так и со стороны учителя.
Добиться оптимальности обучения можно при выполнении следующих принципов:
-
системный подход к процессу обучения: система не означает мак-
симального привлечения всех известных форм и методов работы над
материалом для повышения эффективности, в системе главное — со-
стыкованность этих элементов; -
конкретный подход к условиям обучения: при выборе форм и ме-
тодов работы необходимо учесть характер материала, класса / ученика и
возможности самого учителя; -
контакт учителя и учеников.
Оптимизация процесса обучения связана с активизацией учебной деятельности. Под активизацией понимают деятельность учителя, направленную на повышение интереса, возбуждение активности, творческого подхода к обучению у учащихся. Учитель, вызвав определенными средствами интерес у учащихся и поставив перед ними конкретную задачу, должен снизить полноту управления ими и предоставить ученикам некоторую самостоятельность.
Но увеличение самостоятельности, снижение руководящей роли учителя способно привести к увеличению активности учащегося только в том случае, если у учащегося присутствует достаточная мотивация -интерес к проблеме и желание ее решить. При отсутствии такой мотивации оставшийся без «поводыря» ученик просто перестает участвовать в учебном процессе.
Кроме того, активизация учебного процесса невозможна без учета индивидуальности учащегося или всего коллектива. Так, необходим учет имеющихся знаний, умений и навыков, а также учет объективных и субъективных факторов, связанных с закономерностями восприятия и мышления, психическими процессами и свойствами личности ученика.
Коротко рассмотрим эти психофизиологические процессы.
§ 39. Психофизиологические закономерности восприятия и усвоения информации
Существуют определенные закономерности восприятия и усвоения информации, которые необходимо учитывать для оптимизации учебного процесса.
138
Общие психофизиологические данные
Необходимым условием успешной работы учеников является здоровый сон, свежий воздух, движение и положительные эмоции. Нехватка получаса сна снижает работоспособность подростка на 30%. Ребенок каждый день должен проводить 2,5 часа на свежем воздухе и при этом активно двигаться.
Несмотря на известное деление людей на «сов» и «жаворонков», совместный режим их функционирования в учебном заведении позволяет сделать такой вывод: наибольшая работоспособность приходится на следующие часы: 8-12, 17-19.
Среди рабочих дней недели также выделяются более продуктивные — это вторник, среда и пятница, и менее продуктивные — это понедельник и четверг.
При планировании урока необходимо учитывать выводы психологов о том, что существуют пики концентрации и спада внимания. Так, при 45-минутном уроке пиков концентрации внимания бывает два: на 12-20
минуте и на 25-35 минуте. Эти пики целесообразно использовать для главной цели данного урока. Например, если планируется урок объяснения нового материала, то время до первого пика (10-12 минут) разумно использовать для проверки домашней работы и/или создания проблемной ситуации, а сам пик концентрации внимания (12-20 минуты) использовать для объяснения нового материала. Этап некоторого спада внимания можно занять упражнениями по образцу репродуктивного характера, а более сложные упражнения отнести на второй пик — 25-35 минуты. Иначе говоря, на первый пик лучше поместить основную теоретическую работу, а на второй — основную практическую.
Особенности восприятия информации
Человек воспринимает основную информацию о мире следующими способами: зрением (визуальная система восприятия), на слух (аудиаль-ная система восприятия), в ощущениях (кинестетическая система восприятия), обонятельно и осязательно. Эти способы восприятия называются репрезентативными системами. Сенсорная система, которую человек использует активнее других, называется предпочтительной репрезентативной системой этого человека. Исследователи, работающие в психотехнологиях нейролингвистического программирования (НЛП), активно разрабатывают приемы, позволяющие учесть и использовать предпочтительную репрезентативную систему (основной канал восприятия информации) учащегося в учебном процессе. Так, они утверждают, что определить тип каждого человека можно даже по тому, какие речевые предикаты использует человек при общении. Если он часто употребляет слова посмотрите, выглядят, отражаются, ясно, вид, цвет, красочный, то
139
он визуал. Если человек часто употребляет слова расскажите, слышится, звучит, громко, эхо, то он аудиал. Если человек постоянно использует слова чувствую, переживаю, тепло, сильно, ощущение, то он кинестетик. Исследования показывают, что ученики начальной школы в основном кинестетики, средней — более аудиальны, старшей — более визуальны.
Если при общении с человеком использовать свойственные ему речевые предикаты, то у собеседника возникает ощущение, что с ним говорят на одном языке. Это значительно упрощает контакт, раскрепощает общение. Знания такого рода незаменимы при индивидуальном