Файл: Формы организации учебной работы по русскому языку Форма обучения это способ организованного взаимодействия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«...пишутся с буквой 3 перед гласными и звонкими согласными и с бук­вой С перед глухими согласными»).

Сопоставление правописания этих приставок, с одной стороны, и правописание приставки С- и корневых морфем, оканчивающихся на 3-, базирующееся на основном принципе русской орфографии, с другой стороны, поможет усвоить эти разные основания и «развести» их в соз­нании учащегося.

Последний этап работы может заключаться в следующем поисковом моменте.

В словах безвкусный и безэ/сизненный (бесшумный, расщепить) в пер­вом случае корень начинается с глухого согласного: без[фкус]ный, а во втором случае на стыке приставки и корня в результате ассимиляции по месту образования произносится не [з + ж] ([с + ш], [с + ш']), а [ж] ([ш], [ш']). Таким образом, существующее правило необходимо подвергнуть корректировке: «Приставки на 3- пишутся с буквой 3 перед буквами, обозначающими гласные и звонкие согласные звуки, и с буквой С перед буквами, обозначающими глухие согласные».

План урока может выглядеть следующим образом:

  1. Организационный момент— 1-2 мин.

  2. Проверка домашнего задания — 10 мин.

135



  1. Объяснение нового материала — 10 мин.

  2. Закрепление нового материала — 20 мин.

  3. Подведение итогов урока и задание на дом — 3 мин.
    (Подробнее о содержании каждого структурного элемента урока

см. §35, с. 121-125.)

Ход урока.

Собственно с этого момента и начинается описательная часть кон­спекта урока, которая может иметь форму: а) прямого обращения к уча­щимся или б) записи действий учителя (запись от первого лица):

а) — Откройте тетради, запишите тему урока;

б) — Прошу учащихся открыть тетради и записать тему урока.

Далее подробно описывается, как будет проверяться домашнее зада­ние, как и в какой форме будет проводиться опрос, намечаются ученики, которые будут вызваны (в конспект можно записывать и ожидаемые от­веты учащихся, то есть четкие, правильные формулировки правил, опре­делений и т. д.), сообщается, в какой степени понадобится при объясне­нии нового материала учебник и сколько времени нужно отвести на рабо­
ту с ним, приводится фактический материал (предложения, упражнения, задания), который будет предложен учащимся в ходе урока, фиксируются формулировки выводов, подробно расписывается домашнее задание.

Приложения.

Если предполагается давать на доске какую-либо схему (схемы), ис­пользовать в ходе урока раздаточный материал или планируется в ос­тавшееся от урока время сделать упражнение, например, игрового ха­рактера, то весь указанный материал помещается в приложении к ос­новной части конспекта.

Образцы подробных планов уроков можно найти в различных мето­дических разработках по русскому языку. При работе над собственным конспектом урока студенту-практиканту помогут методические и ди­дактические материалы, как универсальные, так и сопровождающие каждый учебный комплекс (см. список литературы к главе 6, с. 66-72).

Литература

ВласенковА. И. Общие вопросы методики русского языка в средней школе. М, 1973.

Никитина Е. И. Связный текст на уроках русского языка. М., 1966.

Панов Б. Т. Типы и структура уроков по русскому языку. М., 1986.

Текучее А. В. Методика русского языка в средней школе. М., 1980.

Сонкина А. С. Обучение студентов планированию материалов по русскому язы­ку // Русский язык в школе. 1966. № 5.

Блинов Г. И., Панов Б. Т. Практические и лабораторные задания по методике русского языка. М., 1986.

136

Канарская О. В. Уроки русского языка в форме дидактической игры: Книга для

учителя. СПб., 1994. Хрестоматия по методике русского языка: Организация учебного процесса по

русскому языку в школе / Сост. Б. Т. Панов, Л. В. Яковлева. М., 1991.

ГЛАВА 11. Оптимизация

учебного процесса

Цель педагогической деятельности любого учителя — достижение оп­тимального уровня обучения. Оптимальный уровень — это не идеальный уровень, а наилучший из возможных для данного учителя и данного уче­ника и ученического коллектива. Оптимизация — это достижение мак­симально возможного качества обучения в конкретных условиях.

§ 38. Критерии оптимальности учебного процесса

Критериями оптимальности являются результат, эффективность и мотивация.

Образовательная деятельность целенаправленна: она ориентирована

на достижение определенных результатов. Это, во-первых, образова­тельный результат, который состоит в получении определенных знаний и выработке соответствующих умений и навыков. Нормативные доку­менты (ГОС, программы) регулируют обязательный минимум уровня знаний, умений и навыков, но верхняя граница образовательного ре­зультата остается открытой. Во-вторых, образовательная деятельность имеет воспитательные цели: в результате ее осуществления у учащегося должны быть сформированы определенные привычки, интересы, систе­ма ценностей. Образование направлено также на развитие психики учащегося: его интеллекта, речи, внимания, памяти, воли. И, наконец, образовательная деятельность должна способствовать телесному и пси­хическому оздоровлению учащегося. Обучение может быть оценено как качественное, если достигнутый результат соответствует поставленной цели. Критерий качества — это отношение результата к цели. Если ре­зультат нашего обучения конкретного ученика не соответствует постав­ленной нами цели, то обучение проведено некачественно.

Эффективность — это отношение результата к затратам. Если ре­зультат достигается ценой непомерных усилий учащихся (и/или учите­ля), то учение не может быть признано эффективным.

Мотивация — это положительная реакция учащегося на процесс обучения, его хорошее, комфортное самочувствие, его желание учиться.

137


Выделяют три критерия оптимизации:

  1. достижение максимальных для конкретных условий результатов,

  2. соответствие этих результатов поставленным целям,

  3. отсутствие несообразных затрат времени и усилий как со стороны
    учащегося, так и со стороны учителя.

Добиться оптимальности обучения можно при выполнении следую­щих принципов:

  1. системный подход к процессу обучения: система не означает мак­-
    симального привлечения всех известных форм и методов работы над
    материалом для повышения эффективности, в системе главное — со-
    стыкованность этих элементов;

  2. конкретный подход к условиям обучения: при выборе форм и ме­-
    тодов работы необходимо учесть характер материала, класса / ученика и
    возможности самого учителя;


  3. контакт учителя и учеников.


Оптимизация процесса обучения связана с активизацией учебной деятельности. Под активизацией понимают деятельность учителя, на­правленную на повышение интереса, возбуждение активности, творче­ского подхода к обучению у учащихся. Учитель, вызвав определенными средствами интерес у учащихся и поставив перед ними конкретную за­дачу, должен снизить полноту управления ими и предоставить учени­кам некоторую самостоятельность.

Но увеличение самостоятельности, снижение руководящей роли учителя способно привести к увеличению активности учащегося только в том случае, если у учащегося присутствует достаточная мотивация -интерес к проблеме и желание ее решить. При отсутствии такой моти­вации оставшийся без «поводыря» ученик просто перестает участвовать в учебном процессе.

Кроме того, активизация учебного процесса невозможна без учета индивидуальности учащегося или всего коллектива. Так, необходим учет имеющихся знаний, умений и навыков, а также учет объективных и субъективных факторов, связанных с закономерностями восприятия и мышления, психическими процессами и свойствами личности ученика.

Коротко рассмотрим эти психофизиологические процессы.

§ 39. Психофизиологические закономерности восприятия и усвоения информации

Существуют определенные закономерности восприятия и усвое­ния информации, которые необходимо учитывать для оптимизации учебного процесса.

138

Общие психофизиологические данные

Необходимым условием успешной работы учеников является здоро­вый сон, свежий воздух, движение и положительные эмоции. Нехватка получаса сна снижает работоспособность подростка на 30%. Ребенок каждый день должен проводить 2,5 часа на свежем воздухе и при этом активно двигаться.

Несмотря на известное деление людей на «сов» и «жаворонков», со­вместный режим их функционирования в учебном заведении позволяет сделать такой вывод: наибольшая работоспособность приходится на следующие часы: 8-12, 17-19.

Среди рабочих дней недели также выделяются более продуктив­ные — это вторник, среда и пятница, и менее продуктивные — это по­недельник и четверг.

При планировании урока необходимо учитывать выводы психологов о том, что существуют пики концентрации и спада внимания. Так, при 45-минутном уроке пиков концентрации внимания бывает два: на 12-20
минуте и на 25-35 минуте. Эти пики целесообразно использовать для главной цели данного урока. Например, если планируется урок объяс­нения нового материала, то время до первого пика (10-12 минут) ра­зумно использовать для проверки домашней работы и/или создания проблемной ситуации, а сам пик концентрации внимания (12-20 мину­ты) использовать для объяснения нового материала. Этап некоторого спада внимания можно занять упражнениями по образцу репродуктив­ного характера, а более сложные упражнения отнести на второй пик — 25-35 минуты. Иначе говоря, на первый пик лучше поместить основную теоретическую работу, а на второй — основную практическую.

Особенности восприятия информации

Человек воспринимает основную информацию о мире следующими способами: зрением (визуальная система восприятия), на слух (аудиаль-ная система восприятия), в ощущениях (кинестетическая система воспри­ятия), обонятельно и осязательно. Эти способы восприятия называют­ся репрезентативными системами. Сенсорная система, которую человек использует активнее других, называется предпочтительной репрезента­тивной системой этого человека. Исследователи, работающие в психо­технологиях нейролингвистического программирования (НЛП), активно разрабатывают приемы, позволяющие учесть и использовать предпочти­тельную репрезентативную систему (основной канал восприятия ин­формации) учащегося в учебном процессе. Так, они утверждают, что опре­делить тип каждого человека можно даже по тому, какие речевые предика­ты использует человек при общении. Если он часто употребляет слова посмотрите, выглядят, отражаются, ясно, вид, цвет, красочный, то

139

он визуал. Если человек часто употребляет слова расскажите, слышится, звучит, громко, эхо, то он аудиал. Если человек постоянно использует слова чувствую, переживаю, тепло, сильно, ощущение, то он кинестетик. Исследования показывают, что ученики начальной школы в основном кинестетики, средней — более аудиальны, старшей — более визуальны.

Если при общении с человеком использовать свойственные ему ре­чевые предикаты, то у собеседника возникает ощущение, что с ним го­ворят на одном языке. Это значительно упрощает контакт, раскрепоща­ет общение. Знания такого рода незаменимы при индивидуальном