Файл: Формы организации учебной работы по русскому языку Форма обучения это способ организованного взаимодействия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
контакте. При общении же с классом необходимо иметь в виду, во-первых, возрастные особенности коллектива и, во-вторых, необходимость использования и аудиальной информации (устный рассказ — объяснение учителя, беседа), и визуальной информации (запись на доске, средства наглядности — таблицы, алгоритмы) для того, чтобы учащиеся с разными предпочтительными репрезентативными системами могли извлечь для себя всю необходимую информацию. В среднем человек с первого предъявления воспринимает 12-15% информации, полученной в аудиальной форме, и 25% информации, полученной в зрительной форме. Если же оба эти канала используются одновременно, то человек может воспринять до 65% информации.

Выявлены следующие закономерности восприятия визуальной информации.

Во-первых, текст, напечатанный в столбик, считывается медлен­ней, чем тот же текст, написанный более широким планом.

Во-вторых, печатный шрифт с четко выраженными углами счи­тывается на 30% быстрее, чем рукописный текст или шрифт со сглаженными углами.

Написанная на доске буква высотой в 1 см хорошо видна на рас­стоянии 4 женских или 3 мужских шагов.

С точки зрения привлечения внимания небезразлично, в какой части доски расположена информация: 33% внимания принадлежит правому верхнему углу, 23 — правому нижнему, 28 — левому верхнему, 16% — левому нижнему.

В восприятии текста большую роль играют цвета печати и фона. Наи­более хорошо воспринимаются черные буквы на белом фоне, потом следуют черные буквы на цветном фоне.

Особенности памяти и мышления

Различают четыре вида памяти:

Оперативная память удерживает часть сообщения 6-12 секунд; она используется, например, при одновременном слушании и конспектиро­вании сказанного учителем.

140

Кратковременная память обеспечивает узнавание элементов и поня­тий и длится 15-20 секунд.

Переходная память длится от 5 минут до 24 часов.

Долговременная память длится дольше, в том числе и пожизненно.

Задачей учебного процесса является закрепление значимой учебной информации в долговременной памяти.

Структура памяти складывается из следующих звеньев: восприятие информации, ее запечатление, хранение, воспроизведение и исполь­
зование.

О закономерностях восприятия информации уже говорилось. Ска­жем несколько слов о запечатлении и хранении информации.

Психологи выделяют три уровня человеческого мышления:

  1. наглядно-действенное; основная единица наглядно-практического
    мышления — действие;

  2. образно-художественное; основная единица — образ;

  3. словесно-понятийное, логическое мышление; основная единица —
    понятие.

Согласно исследованиям психологов и физиологов, левое полушарие мозга человека отвечает за логическое мышление, правое — за образ­ное. У одних людей (48%) больше развито левое полушарие; эти люди мыслят преимущественно логически. У других (52%) больше развито правое полушарие, и они мыслят преимущественно образно. При этом примерно половина логически мыслящих людей способна подключать в процессе мыслительной деятельности и образное мышление, и наобо­рот. Встречаются случаи равного развития полушарий (амбидекстрия).

Долгое время психологи и философы утверждали, что мышление представляет собой иерархическое построение и что при переходе к логическому мышлению образное «выключается». Однако в 70-80-е годы появилось большое количество исследований (работы Л. Л. Гуровой, Я. А. Пономаревой, С. Л. Рубинштейна, Н. И. Жинкина, В. П. Зинченко и др.), доказывающих, что образные компоненты оказывают большое влия­ние на продуктивность мышления в процессе обучения. Так, например, исследования показали, что при самостоятельной выработке способов решения той или иной конкретной задачи определяющим фактором ока­зывается уровень развития образных компонентов в структуре интеллек­та. Это заставляет по-новому взглянуть на процесс обучения, который обычно носит преимущественно вербальный характер.

Использование при обучении комбинации логического и образного мышления дает следующие преимущества:

1) кратковременная память человека способна одномоментно опери­ровать количеством элементов около 7, причем информация при этом. Удерживается до 20 секунд; координация вербальных и образных ком-

141
понентов позволяет укрупнять информационные блоки и сокращать время изучения материала;

  1. использование чувственно-наглядных образов способствует активи­-зации, повышению исходного энергетического уровня за счет увеличения
    разноуровневости в мыслительных процессах (чувственно-наглядные обра­-зы конкретнее понятийных структур);

  2. у детей разного возраста рисование (создание образов) не только
    закрепляет опыт, но и символически осмысляет его.


Отсюда следуют важные практические выводы: учебник с картин­ками лучше, чем без картинок (что очевидно); схемы, таблицы, пикто­граммы, цветные выделения — все помогает укрупнить объем запо­минаемой информации.

Запоминание может быть произвольным (осмысленным) и непро­извольным. Непроизвольное в нашем сознании связано с отсутствием цели запоминания и усилия запоминания. Непроизвольному запоми­нанию способствует необычность формы изложения. Известно, что осмысленное запоминание значительно экономнее неосмысленного, однако после 20 минут напряженного внимания восприятие притупля­ется, и тогда целесообразно использовать средства включения непро­извольного запоминания.

Хорошо запоминается информация, вызывающая аналогии с чем-нибудь знакомым. Значительно способствуют запоминанию мнемони­ческие правила. К закономерностям запоминания относится, напри­мер, тот факт, что существительные запоминаются лучше, чем глаго­лы и прилагательные.

§ 40. Мотивация

Мотивация — это, как уже было сказано, положительная реакция учащегося на процесс обучения, его хорошее, комфортное самочувст­вие, желание учиться. Проблемами мотивации обучения (в литературе по педагогике используется также оборот мотивация на обучение) ак­тивно занимаются многие нетрадиционные педагогические технологии, например нейролингвистическое программирование.

Желание учиться связано с четким осознанием ребенком того, что ему дает обучение. Осознание цели обучения должно быть обязательно заявлено в позитиве. Так, ученик не должен говорить Я не хочу быть неграмотным. Формулирование цели необходимо провести в позитиве. Ученики могут по-разному определять цели своей учебы, например: Я хочу быть грамотным, или Я хочу хорошо владеть русским языком, или даже Я хочу получать хорошие оценки, чтобы меня не ругали. Эту цель надо укрупнить — перевести в метацель, заставив ученика осоз-

142

нать, что это ему даст. Ученик должен прийти к выводу, что конечная цель его обучения — хорошее самочувствие, успех, уверенность в себе, перспективы.

Помимо мотивации обучения вообще, важна мотивация обучения на каждом конкретном уроке. Мотивация дается учителем в начале урока в формулировании цели урока и создании проблемной ситуации. В кон­це урока учитель должен подвести итоги, в идеале — сформулировать, где будут применены полученные знания и умения.


Для создания мотивации обучения чрезвычайно важно то, как про­исходит общение учеников и учителя. Для положительной мотивации ученик должен чувствовать, что учитель считает его не только объектом преподавания, но и личностью и верит в его успех. Выставление оценок согласно нормам оценки знаний, умений и навыков влечет за собой не­вольное сравнение успехов учеников между собой, но для создания пра­вильной мотивации необходимо сравнивать успехи ученика не с успеха­ми других, а с его собственным прошлым состоянием: в конце ответа или письменной работы целесообразно, кроме отметки, вербально отметить, как вы оцениваете данный ответ по сравнению с другими ответами этого же ученика.

Учитель постоянно должен задавать себе три вопроса: каков я как информатор, организатор учебного процесса и мастер общения? Провал каждого из звеньев не позволит учителю добиться оптимальных резуль­татов в его преподавании.

Литература

Басова Н. В. Педагогика и практическая психология. Ростов-н/Д., 2000.

Павлова М. А. Интенсивный курс повышения грамотности с помощью НЛП.

М., 2000.

Бэндлер Р. Используйте свой мозг для изменения. СПб., 1995.

Льюис Б., Пуселик Ф. Магия нейролингвистического программирования без

тайн. СПб., 1995.

Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина. М., 1982.

Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.

Шаталов В. Ф. Куда и как исчезли тройки. М., 1979.

Шамова Т. И. Активизация учения школьников. М., 1982.

Гончаров В. С. Типы мышления и образная деятельность. Свердловск, 1988. Методики изучения вербального и невербального интеллекта у взрослых людей.

Л., 1988. Исследование проблем психологии творчества / Под ред. Я. А. Пономарева. М., 1983.

Основы педагогического мастерства / Под ред. И. Я. Зязюна. М., 1989. Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. М., 1967.

143

Леонтьев А. А. Педагогическое общение. М, 1978.

Кап-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Книга для учителя. М., 1987.

Бойцов Б. В., Крянев Ю. В., Кузнецов М. А. Философия качества // Стандарты


и качество. 1997. № 9. С. 38 - 12.

Жинкин Н. И. Язык. Речь. Творчество. М., 1998.

Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения

школьников. М., 1984.

Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.

ТЕОРИЯ и МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛОВ

НАУКИ о ЯЗЫКЕ и

РАЗВИТИЯ РЕЧИ