Файл: Формы организации учебной работы по русскому языку Форма обучения это способ организованного взаимодействия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 138

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГЛАВА 12. Понятие о лингвистике как науке и о специфике ее изучения в школе

§ 41. Лингвистика как наука.

Основные разделы науки о языке

Лингвистическая наука представлена в школьном изучении следую­щими разделами, изучающими современный русский литературный язык:

  • фонетикой;

  • лексикологией (в школьном курсе традиционно называемой лек­-
    сикой и включающей материал по лексикологии и фразеологии);

—морфемикой и словообразованием (называемой в разных ком­плексах в зависимости от их специфики или морфемикой, или сло­вообразованием);

  • морфологией;

  • синтаксисом.

Такие разделы, как графика и орфография, обычно изучаются не само­стоятельно, а совмещены с другими разделами. Так, графика традиционно изучается вместе с фонетикой, орфография — на протяжении всего изу­чения фонетики, словообразования и морфологии (учебный комплекс 3 содержит в учебнике 5 класса самостоятельный раздел «Письмо. Орфо­графия», в котором даны определения орфографии и орфограммы, а так­же введены отдельные орфографические правила, однако изучение орфо­графических правил включено и в другие разделы учебника).

Лексикография как самостоятельный раздел не изучается; сведения о словарях представлены (в разной степени по учебным комплексам) в основных разделах.

Стилистика изучается в ходе уроков по развитию речи.

Пунктуация изучается совместно с разделом синтаксиса.

Представление учащихся о лингвистике и о ее разделах формируется специальными параграфами, включающими данный теоретический ма­териал, анализом строения изучаемого курса и сведениями о виднейших лингвистах, предложенными в учебниках по русскому языку.

Комплекс 1 не содержит специально выделенного теоретического ма­териала о предмете лингвистики и об основных разделах науки о языке. Учащиеся могут получить эти сведения, лишь проанализировав структуру учебника. В учебнике 9 класса в разделе «Повторение» содержатся крат­кие сведения о таких выдающихся лингвистах, как Д. Н. Ушаков, Л. В. Щер-ба, А. А. Шахматов, А. М. Пешковский, В. В. Виноградов.

Комплекс 2 в начале основного курса в учебнике по теории содер­жит параграф «Основные разделы науки о языке», в котором сказано,
что наука о языке называется языкознанием (языковедением, лингви-


147

стикой), что в школе изучаются основные разделы лингвистики, имею­щие свой объект изучения: фонетика — звуки речи; морфемика — состав слова; лексика — словарный состав языка; морфология — слова как части речи; синтаксис — словосочетания и предложения. Морфология и синтаксис составляют грамматику. С этими разделами тесно связаны орфография (правила написания слова), пунктуация (правила употребления знаков препинания), орфо­эпия (правила произношения) и стилистика (наука о стилях и стилисти­ческих средствах языка).

В учебнике теории комплекса 2 имеются небольшие статьи о вид­нейших лингвистах с их портретами, описанием сферы их интересов и указанием некоторых их научных трудов. Так, приведены сведения о таких ученых, как М. В. Ломоносов, А. X Востоков, Д. Н. Ушаков, Л. В. Щерба, В. И. Даль, В. В. Виноградов, А. А. Шахматов.

Комплекс 3, как и комплекс 1, не предоставляет специальных све­дений о лингвистике и ее разделах, но содержит статьи о таких лин­гвистах и педагогах, как М. В. Ломоносов, Р. И. Аванесов, Я. К. Грот, В. И. Даль, А. М. Пешковский (в 5 классе), А. X Востоков, И. А. Бодуэн де Куртенэ, Л. В. Щерба (в 6 классе), Ф. И. Буслаев, Д. Н. Ушаков, А. Н. Гвоздев (в 7 классе), И. И. Срезневский, Ф. Ф. Фортунатов, В. И. Чернышев (в 8 классе), Д. Н. Овсяннико-Куликовский, С. И. Абакумов, А. А. Потебня (в 9 классе).

§ 42. Понятие «Современный русский

литературный язык»

Объектом изучения в школе является современный русский

литературный язык.

Современный язык понимается в двух значениях:

  1. язык, понимаемый нами без словаря, — это язык от Пушкина;

  2. язык, употребляемый нами, — это язык конца XX — начала XXI века.
    Необходимость понимания того, что изучается именно современный

язык, связана, в частности, с тем, какие примеры могут быть использо­ваны для иллюстрации тех или иных теоретических понятий лексиколо­гии. Так, по традиции в школьных учебниках часто используются при­меры из русской классической литературы XIX века (особенно в разде­

лах морфологии и синтаксиса). Это вполне оправданно, поскольку из этих текстов можно извлечь множество примеров, соответствующих нор­мам современного языка. Однако с лексикологией дело обстоит ина-

148

че: лексика русского языка подвержена наибольшим изменениям, свя­занным со значительными изменениями политического и экономиче­ского строя в стране, преодолением культурной замкнутости. Многие примеры становятся непригодными или теряют актуальность прямо на глазах. Так, постоянного пересмотра требуют примеры, иллюстрирую­щие устаревшую и новую лексику, современные заимствования.

Русский язык — язык русской нации — принадлежит к группе вос­точнославянских языков.

Литературный язык — язык культуры и язык общения культурных людей. Признаки литературного языка — нормированность и кодифи-цированность.

Литературная норма — совокупность правил выбора и употребления языковых средств в данном обществе в данную эпоху. Она служит еди­нообразию употребления языковых средств (единому произношению, написанию и словоупотреблению), фильтрует поток заимствований, жар­гонизмов, диалектизмов, сдерживает чрезмерно быстрое развитие лите­ратурного языка.

Кодификация — фиксация языковой нормы в письменных и устных источниках (словари, справочники, учебники, речь культурных людей). Литературный язык является частью общенародного языка, вклю­чающего также диалекты, профессиональную лексику, жаргон, город­ские просторечия.

Эти теоретические вопросы нашли следующее отражение в учебных комплексах.

Комплекс 1 материал на эту тему содержит в учебнике 9 класса в обобщающем разделе «Общие сведения о языке». В нем сообщается, что язык возник из потребностей общения в процессе трудовой дея­тельности, что родственные славянские народы имеют родственные языки, возникшие из языка-основы — общеславянского языка, что на­циональный язык формируется одновременно с формированием нации. Про русский язык сообщается, что он является языком межнациональ­ного общения и имеет международное значение. Русский национальный язык неоднороден и в первую очередь включает литературный язык, который имеет письменную и устную формы и определяется системой
норм, описываемых в словарях, справочниках, учебниках. В русском языке можно выделить ряд стилей в зависимости от задачи и ситуации общения: нейтральный, разговорный, научный, публицистический, де­ловой, стиль художественной литературы.

Как мы видим, комплекс 1 включает такие основополагающие поня­тия, как литературный язык и литературная норма, но вводит их только в конце изучения курса русского языка, что делает невозможным опору на эти понятия в процессе изучения основного курса.

149

Комплекс 2 в начале изучения основного курса (5 класс) пред­ставляет параграф «Понятие о литературном языке», а в самом конце теоретического учебника для 5-9 класса содержит небольшой раздел «Общие сведения о языке», в котором сообщается следующее: язык развивается и изменяется, русский язык принадлежит к группе вос­точнославянских языков, до Х1У-ХУ веков существовал общий древ­нерусский язык, русский национальный язык сложился на основе го­воров Москвы, создателем современного русского языка является А. С. Пушкин. Эти сведения, сообщенные после изучения всех раз­делов лингвистики, уже не имеют той познавательной ценности, ко­торую они имели бы при изучении в начале курса.

Понятие же литературного языка введено в 5 классе и представлено следующим образом.

На территории нашей страны не все и не везде говорят по-русски одинаково (отмечены оканье, диалектные слова). Общим для всех явля­ется литературный язык — образцовый язык, нормы которого обяза­тельны для каждого говорящего по-русски. Нормы литературного язы­ка — это общие правила произношения и написания слов, их изменения и соединения друг с другом. В школе изучаются: 1) произносительные нормы; 2) морфологические нормы (правила изменения слов); 3) син­таксические нормы (правила соединения слов); 4) стилистические нор­мы (употребление языковых средств, уместных в определенных ситуа­циях; 5) нормы правописания (орфографические и пунктуационные). Знание норм и умение правильно говорить и писать составляет культу­ру речи — часть общей культуры человека.

В комплексе 2 представлены следующие виды упражнений к этому теоретическому материалу:

/^ Запишите предложения, выбирая слово или форму слова литературного языка: (Стодол, сарай) стоял на просторном (базу, дворе).

Я (кладу, ложу) книгу на место.

Алло! (Здравствуйте, привет), Анна Петровна. Это (Витя, Витька, Ви­тенька).

В задании приведены и другие примеры с диалектными, простореч­ными, стилистически маркированными вариантами.

Исправьте ошибки в употреблении слов:

Чтение играло большое значение в его жизни.

В задании даны и другие предложения с ошибками разного рода: не­правильная сочетаемость, просторечная форма, употребление паронима.

Употребите данные слова в форме род. п. мн. ч.: носки, чулки, апельсины, яблоки, мандарины, помидоры.

Как мы видим, в учебном комплексе 2 разграничены понятия обще­народного и литературного языка и зафиксирован главный признак ли­тературного языка — его нормированность, а практические задания на­правлены на предупреждение или исправление наиболее типичных грамматических или стилистических ошибок, что имеет важное значе­ние для практического изучения норм русского литературного языка.

Комплекс 3 сведения о языке рассредоточивает по учебникам раз­ных классов. Так, в 5 классе сообщается, что у языков есть «языки-род­ственники: ближайшими братьями русского языка являются украинский и белорусский язык». В 7 классе учащиеся из специального параграфа узнают о том, что язык — развивающееся явление (с примерами из ис­тории русского языка). В 8 классе — о том, что все славянские языки восходят к праславянскому языку, который разделился на южную, за­падную и восточную группу (древнерусский язык); древнерусский же язык разделился в Х1У-ХУ веках на русский, украинский и белорус­ский. В 9 классе вводится понятие национального языка, сказано, что национальный язык ведет свою историю с XVII века — времени фор­мирования русской нации и что особенность русского национального языка состоит в том, что он является государственным языком в России. Как мы видим, акцент в комплексе 3 сделан не на литературном язы­ке, а на национальном языке, при этом не ясно, отождествляется ли он с общенародным (в этом случае он не может быть признан государст­венным, так как включает помимо литературного языка диалекты и го­родские просторечия) или же с литературным.

Учителю необходимо опираться на понятия современного русского литературного языка и литературной нормы, особенно при изучении лексикологии: изучение устаревших и новых слов связано с понятием «современный язык», изучение общеупотребительной лексики и лекси­ки ограниченного употребления тесно связано с понятиями «общена­родный язык» и «литературный язык», понятие «литературный язык» используется в учебниках при изучении лексики ограниченного упот­ребления. Все остальные понятия представлены в аспекте изучения норм литературного языка. Поэтому целесообразно во вводных уроках в начале изучения основного курса в 5 классе коснуться данных проблем. Сделать это можно в виде беседы, в которой учитель читает учащимся атрибутированные отрывки из разных текстов: из произведений писате­лей XVIII века (еще лучше написать на доске отрывок церковнославян­ского текста), а затем из произведения А. С. Пушкина; кусочек текста на украинском языке, на диалекте русского языка. После этого учащие­ся вместе с учителем обсуждают вопрос о степени современности дан­ных текстов и об их соответствии нормам литературного языка.



150

151


учебных заведений / под ред. М. М. Разу-

учебных заведений / под ред. М. М. Разу-

учебных заведений / В. Львов; под ред.

учебных заведений / В. Львов; под ред.
Литература

Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык: 5-9 классы / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. М., 2002.

Русский язык: Программы: 5-9 классы: К параллельным стабильным комплек­там учебников, входящих в Федеральный перечень / Сост. Л. М. Рыбченко-ва. М., 2002.

Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян и др. 31-е изд. М., 2004.

Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. Т. Григорян и др. 26-е изд. М., 2004.

Русский язык. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян, Т. А. Ладыженская и др. 26-е изд. М., 2004.

Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко. 27-е изд. М., 2004.

Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко. 26-е изд. М., 2004.

Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова. М., 2002.

Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова. М., 2004.

Бабащева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык: Теория: Учебник для 5-9 клас­сов общеобразовательных учебных заведений. 14-е изд. М., 2004.

Русский язык: Практика: Сборник задач и упражнений: Учебное пособие для

5 класса общеобразовательных учебных заведений / Ред.. А. Ю. Купалова.
10-е изд. М., 2004.

Русский язык: Практика: Сборник задач и упражнений: Учебное пособие для

6 класса общеобразовательных учебных заведений / Ред. Г. К. Лидман-
Орлова. 11-е изд. М., 2004.

Русский язык: Практика: Сборник задач и упражнений: Учебное пособие для

7 класса общеобразовательных учебных заведений / Ред. С. Н. Пимонова.
11-е изд. М., 2004.

Русский язык: Практика: Сборник задач и упражнений: Учебное пособие для

8 класса общеобразовательных учебных заведений / Ред. Ю. С. Пичугов. 9-е
изд. М., 2003.

Русский язык: Практика: Сборник задач и упражнений: Учебное пособие для

9 класса общеобразовательных учебных заведений / Ред. Ю. С. Пичугов. 10-
е изд. М., 2004.


Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учебных заведений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. М. М. Разу­мовской, П. А. Леканта. 9-е изд. М., 2003.

Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных

М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.;

мовской, П. А. Леканта. 7-е изд. М., 2003. Русский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательных

М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.;

мовской, П. А. Леканта. 7-е изд. М., 2003. Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных

М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В.

М. М. Разумовской, П. А. Леканта. 7-е изд. М., 2003. русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных

М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В.

М. М. Разумовской, П. А. Леканта. 6-е изд. М., 2004.

ГЛАВА 13. Теория и методика

изучения фонетики и графики

§ 43. Цели и принципы обучения фонетике и графике

Фонетика — раздел языкознания, изучающий звучащую речь, графика — наука о письме.

Основные цели изучения этих разделов, традиционно изучаемых в школе совместно, таковы:

1) дать учащимся представление о звуковой системе языка:

а) научить их расчленять звучащую речь на звуки, воспринимать
и воспроизводить их вне речевого потока;

б) на этой основе преодолеть возможные представления о тожде­-
стве звука и буквы, научить учащихся видеть соответствия и
несоответствия между произношением и написанием;

в) добиться осознания учащимися основных фонетических процес­-
сов русского языка (без введения соответствующих терминов):
качественная редукция безударных гласных, позиционное оглу­-
шение, озвончение и смягчение, выпадение, диссимиляция со­-
гласных, произношение [в] на месте буквы «г» в словах типа его;

г) использовать осознанные фонетические процессы для обучения вы­
разительному чтению и орфоэпическим нормам русского языка;

2) дать представление о русской графике как науке, устанавливаю­щей общие принципы передачи звучащей речи на письме:

а) закрепить знание алфавита,

б) добиться осознания учащимися количественного соотношения
букв и звуков в русском языке: превосходящее количество глас-