Файл: Чернов поурочные разработки по всеобщей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 3035

Скачиваний: 156

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

События в Версале вызвали широкий общественный подъем в Париже и по всей стране. На следующий день после провозгла- шения Учредительного собрания одна из парижских газет востор- женно констатировала: «Французская революция завершилась, не пролив ни единой капли крови!» Но вскоре стало очевидно, что подобное заявление было преждевременным. О том, как раз- вивались события дальше, мы узнаем на одном из последующих уроков, посвященном Великой французской революции.
  1. Подведение итогов урока

Тема для дискуссии. Как вы полагаете, имел ли Людовик XVI возможность предотвратить финансовый кризис 1780-х гг.? Мог ли он избежать революционного взрыва в 1789 г.? Аргументируйте свой ответ.

(Учитель может предложить ученикам разделиться на две группы и заполнить сравнительную таблицу.)


Вопрос

Аргументы

«за»

Аргументы

«против»

Мог ли Людовик XVI предотвратить финансо- вый кризис 1780-х гг.?







Мог ли король избежать революционного взрыва в 1789 г.?






Домашнее задание

    1. Прочитать § 9.

    2. Выполнить задания 3 и 5 рубрики «Подумайте».




У р о к 10. Германские земли в XVIII в.


Целиизадачи:сформировать представление о положении Священной Римской империи и германских государств в XVIII в.; подвести к пониманию причин, препятствовавших национально- му объединению Германии; охарактеризовать противоречия ме- жду отдельными германскими государствами; показать причины экономического подъема и роста внешнеполитического влияния

Прусского королевства; познакомить с реформами Фридриха II и подвести к пониманию их последствий.

Планируемые результаты: обосновывать свои суждения; сравнивать, систематизировать, выявлять признаки, особенно- сти; работать с дополнительными источниками информации; да- вать определения понятий; приводить доказательства; объяснять изученные положения на конкретных примерах; делать выводы на основании конкретных фактов; характеризовать исторические процессы и явления, определять их последствия и значение; кор- ректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения; ува- жать всемирное историческое наследие, культуру разных народов.

Оборудование: учебник; таблицы и дополнительный материал к уроку.

Типурока:урок открытия нового знания.

Ход урока

  1. Актуализация знаний

    1. Вспомните, что представляла собой Священная Римская империя в Средние века и какой она стала после Вестфаль- ского мира.

    2. Какие земли входили в ее состав?

    3. Почему в Новое время она стала официально называться Священной Римской империей германской нации?
  2. Мотивационно-целевой этап


В XVIII в. Священная Римская империя германской нации стала анахронизмом феодальной эпохи, не соответствующим но- вым политическим реалиям. Император не имел реальной вла- сти за пределами своих родовых владений. Входившие в состав империи германские княжества, епископства и вольные города фактически были самостоятельными государствами. Их поддан- ные, хотя и говорили на одном языке, не ощущали себя единым народом. Однако в XVIII столетии появились предпосылки объ- единения германских земель в одно государство, хотя современ- ники не считали это возможным. В начале XVIII в. возникло но- вое государство Королевство Пруссия. Вскоре оно стало самым крупным, могущественным и экономически развитым герман- ским государством, претендовавшим на гегемонию над всеми немецкими землями.

Каковы были причины возвышения Пруссии? Почему госу- дарство Габсбургов не стало центром объединения германских земель? Что препятствовало политическому единству Германии? Об этом мы поговорим на сегодняшнем уроке.
Планурока

    1. Священная Римская империя в XVIII в.

    2. Экономическое развитие германских земель.

    3. Возвышение Пруссии.

    4. Правление Фридриха Великого.
  1. Работа по теме урока

    1. Священная Римская империя в XVIII в.

Помимо императора Священной Римской империи един- ственным органом, олицетворявшим единство империи, был рейхстаг – непрерывно заседавшее собрание представителей всех входивших в империю государств.

  • Используя информацию, представленную на с. 108 учебни- ка, заполните таблицу, посвященную структуре и полномо- чиям рейхстага.





«Сословия» рейхстага

Состав

Полномочия

Совет кур- фюрстов

Семь наиболее могу- щественных имперских князей

Избирали императора, вме- сте с другими «сословиями» утверждали или отклоняли его указы

Совет кня- зей

Представители князей, графов и архиепископов

Утверждали или отклоняли указы императора, касаю- щиеся войны и мира, новых налогов и законов

Совет го- родов

Представители вольных городов в составе империи

Заседавшие в рейхстаге князья и курфюрсты были заинтере- сованы прежде всего в укреплении государственной независи- мости своих владений и усилении собственной власти. Так, еще в XVII в. был принят закон, запрещающий ландтагам сослов- но-представительным органам германских княжеств – подавать в рейхстаг жалобы на князей. В результате рейхстаг фактически лишился полномочий общеимперской высшей судебной инстан- ции и являлся вывеской, прикрывавшей фиктивное единство им- перии.

Курфюрстами были три архиепископа (Кельна, Майнца и Трира), король Чехии и три германских князя (Пфальца, Сак- сонии и Бранденбурга). После Тридцатилетней войны число курфюрстов увеличилось до девяти в их число вошли князья Баварии и Ганновера. Некоторые курфюршества, связанные ди- настическими униями с государствами за пределами Священной Римской империи, отстаивали интересы этих государств, нередко противоречащие интересам монархии Габсбургов, занимавших императорский престол.

  • Работая с текстом на с. 109–110 учебника и используя зна- ния, полученные на предыдущих уроках, укажите особен- ности положения крупнейших курфюршеств Священной Римской империи в XVIII в.


(Ответы учеников. Заполнение таблицы.)


Территория курфюршества

Особенности положения

Чехия

Крупнейшее из государств с преобладающим негер- манским населением в составе Священной Римской империи.

Относилось к родовым владениям Габсбургов, поэтому

всегда поддерживало их на выборах императора

Бранденбург

К началу XVIII в. объединился с герцогством Пруссия, не входившим в состав Священной Римской империи, в единое Королевство Пруссия, ставшее сильнейшим из германских государств

Саксония

При Августе II и Августе III была связана династической унией с Речью Посполитой и отстаивала ее интересы

Бавария

Противостояла империи Габсбургов из-за претензий на императорскую корону, которой одному из бавар- ских курфюрстов удалось на короткое время овладеть в ходе Войны за австрийское наследство

Ганновер

С 1714 г. был связан династической унией с Велико- британией, отстаивал ее интересы
    1. Экономическое развитие германских земель

В Германии, как и во всей Европе Нового времени, разви- валась торговля, рос товарообмен между городом и деревней, происходил переход от цехового ремесленного производства к мануфактурам. Однако большинство германских государств значительно отставали в своем социально-экономическом раз- витии от передовых стран Европы.

  • Используя информацию, представленную на с. 113–117 учебника, заполните таблицу (см. с. 80), посвященную факторам, препятствующим социально-экономическому развитию германских земель и мерам властей по их пре- одолению.