ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 3035
Скачиваний: 156
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
События в Версале вызвали широкий общественный подъем в Париже и по всей стране. На следующий день после провозгла- шения Учредительного собрания одна из парижских газет востор- женно констатировала: «Французская революция завершилась, не пролив ни единой капли крови!» Но вскоре стало очевидно, что подобное заявление было преждевременным. О том, как раз- вивались события дальше, мы узнаем на одном из последующих уроков, посвященном Великой французской революции.
-
Подведение итогов урока
Тема для дискуссии. Как вы полагаете, имел ли Людовик XVI возможность предотвратить финансовый кризис 1780-х гг.? Мог ли он избежать революционного взрыва в 1789 г.? Аргументируйте свой ответ.
(Учитель может предложить ученикам разделиться на две группы и заполнить сравнительную таблицу.)
Вопрос | Аргументы «за» | Аргументы «против» |
Мог ли Людовик XVI предотвратить финансо- вый кризис 1780-х гг.? | | |
Мог ли король избежать революционного взрыва в 1789 г.? | | |
Домашнее задание
-
Прочитать § 9. -
Выполнить задания 3 и 5 рубрики «Подумайте».
У р о к 10. Германские земли в XVIII в.
Целиизадачи:сформировать представление о положении Священной Римской империи и германских государств в XVIII в.; подвести к пониманию причин, препятствовавших национально- му объединению Германии; охарактеризовать противоречия ме- жду отдельными германскими государствами; показать причины экономического подъема и роста внешнеполитического влияния
Прусского королевства; познакомить с реформами Фридриха II и подвести к пониманию их последствий.
Планируемые результаты: обосновывать свои суждения; сравнивать, систематизировать, выявлять признаки, особенно- сти; работать с дополнительными источниками информации; да- вать определения понятий; приводить доказательства; объяснять изученные положения на конкретных примерах; делать выводы на основании конкретных фактов; характеризовать исторические процессы и явления, определять их последствия и значение; кор- ректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения; ува- жать всемирное историческое наследие, культуру разных народов.
Оборудование: учебник; таблицы и дополнительный материал к уроку.
Типурока:урок открытия нового знания.
Ход урока
-
Актуализация знаний
-
Вспомните, что представляла собой Священная Римская империя в Средние века и какой она стала после Вестфаль- ского мира. -
Какие земли входили в ее состав? -
Почему в Новое время она стала официально называться Священной Римской империей германской нации?
-
-
Мотивационно-целевой этап
В XVIII в. Священная Римская империя германской нации стала анахронизмом феодальной эпохи, не соответствующим но- вым политическим реалиям. Император не имел реальной вла- сти за пределами своих родовых владений. Входившие в состав империи германские княжества, епископства и вольные города фактически были самостоятельными государствами. Их поддан- ные, хотя и говорили на одном языке, не ощущали себя единым народом. Однако в XVIII столетии появились предпосылки объ- единения германских земель в одно государство, хотя современ- ники не считали это возможным. В начале XVIII в. возникло но- вое государство Королевство Пруссия. Вскоре оно стало самым крупным, могущественным и экономически развитым герман- ским государством, претендовавшим на гегемонию над всеми немецкими землями.
Каковы были причины возвышения Пруссии? Почему госу- дарство Габсбургов не стало центром объединения германских земель? Что препятствовало политическому единству Германии? Об этом мы поговорим на сегодняшнем уроке.
Планурока
-
Священная Римская империя в XVIII в. -
Экономическое развитие германских земель. -
Возвышение Пруссии. -
Правление Фридриха Великого.
-
Работа по теме урока
-
Священная Римская империя в XVIII в.
-
Помимо императора Священной Римской империи един- ственным органом, олицетворявшим единство империи, был рейхстаг – непрерывно заседавшее собрание представителей всех входивших в империю государств.
-
Используя информацию, представленную на с. 108 учебни- ка, заполните таблицу, посвященную структуре и полномо- чиям рейхстага.
«Сословия» рейхстага | Состав | Полномочия |
Совет кур- фюрстов | Семь наиболее могу- щественных имперских князей | Избирали императора, вме- сте с другими «сословиями» утверждали или отклоняли его указы |
Совет кня- зей | Представители князей, графов и архиепископов | Утверждали или отклоняли указы императора, касаю- щиеся войны и мира, новых налогов и законов |
Совет го- родов | Представители вольных городов в составе империи |
Заседавшие в рейхстаге князья и курфюрсты были заинтере- сованы прежде всего в укреплении государственной независи- мости своих владений и усилении собственной власти. Так, еще в XVII в. был принят закон, запрещающий ландтагам– сослов- но-представительным органам германских княжеств – подавать в рейхстаг жалобы на князей. В результате рейхстаг фактически лишился полномочий общеимперской высшей судебной инстан- ции и являлся вывеской, прикрывавшей фиктивное единство им- перии.
Курфюрстами были три архиепископа (Кельна, Майнца и Трира), король Чехии и три германских князя (Пфальца, Сак- сонии и Бранденбурга). После Тридцатилетней войны число курфюрстов увеличилось до девяти – в их число вошли князья Баварии и Ганновера. Некоторые курфюршества, связанные ди- настическими униями с государствами за пределами Священной Римской империи, отстаивали интересы этих государств, нередко противоречащие интересам монархии Габсбургов, занимавших императорский престол.
-
Работая с текстом на с. 109–110 учебника и используя зна- ния, полученные на предыдущих уроках, укажите особен- ности положения крупнейших курфюршеств Священной Римской империи в XVIII в.
(Ответы учеников. Заполнение таблицы.)
Территория курфюршества | Особенности положения |
Чехия | Крупнейшее из государств с преобладающим негер- манским населением в составе Священной Римской империи. Относилось к родовым владениям Габсбургов, поэтому всегда поддерживало их на выборах императора |
Бранденбург | К началу XVIII в. объединился с герцогством Пруссия, не входившим в состав Священной Римской империи, в единое Королевство Пруссия, ставшее сильнейшим из германских государств |
Саксония | При Августе II и Августе III была связана династической унией с Речью Посполитой и отстаивала ее интересы |
Бавария | Противостояла империи Габсбургов из-за претензий на императорскую корону, которой одному из бавар- ских курфюрстов удалось на короткое время овладеть в ходе Войны за австрийское наследство |
Ганновер | С 1714 г. был связан династической унией с Велико- британией, отстаивал ее интересы |
-
Экономическое развитие германских земель
В Германии, как и во всей Европе Нового времени, разви- валась торговля, рос товарообмен между городом и деревней, происходил переход от цехового ремесленного производства к мануфактурам. Однако большинство германских государств значительно отставали в своем социально-экономическом раз- витии от передовых стран Европы.
-
Используя информацию, представленную на с. 113–117 учебника, заполните таблицу (см. с. 80), посвященную факторам, препятствующим социально-экономическому развитию германских земель и мерам властей по их пре- одолению.