Файл: Чернов поурочные разработки по всеобщей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 3015

Скачиваний: 156

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Политика Фридриха Великого


Направление политики

Действия Фридриха Великого

Итоги

Внешняя политика

Участие в Войне за ав- стрийское наследство, захват Силезии

Территория Пруссии и ее население были увеличены почти в два раза. Начало конфронтации с Австрией

Участие в Семилетней войне

Победа в войне. Фридрих не допустил реванш Ав- стрии и потерю Пруссией своих территорий

Участие в первом разделе Речи Посполитой

Присоединены новые земли и ликвидирована территориальная раздроб- ленность Пруссии. Смяг- чены австро-прусские противоречия

Экономи- ческая по- литика

  1. Осушение болот и при- влечение колонистов

на новые земли для разви- тия сельского хозяйства, принудительное внедрение посевов картофеля.

  1. Покровительство разви- тию мануфактурного про-

изводства

Экономический подъем Пруссии

Реформы в духе про-

свещенного абсолютиз- ма

  1. Введение свободы веро- исповедания.

  2. Отмена пыток.

  3. Введение всеобщего на- чального образования.

  4. Разграничение судов

и исполнительной власти.

  1. Запрет сгона крестьян

с земли и ограничение бар- щины

  1. Усовершенствована работа государственного аппарата, вырос междуна- родный престиж Пруссии.

  2. Сохранены прежние по- литические и социальные структуры и абсолютная власть короля


  1. Сравните политику Фридриха II и Фридриха-Вильгельма I. Можно ли назвать Фридриха II продолжателем дела своего отца при всех различиях между ними? Аргументируйте свой ответ.

  2. Объясните, почему Фридрих II стал самым почитаемым королем в истории Пруссии и одним из самых популярных не только в Германии, но и за ее пределами германских го- сударственных деятелей.

(Ответы учеников.)
  1. Подведение итогов урока

Давайте попытаемся ответить на вопросы, поставленные в начале урока.

    1. Что препятствовало политическому единству Германии?

    2. Почему государство Габсбургов не стало центром объеди- нения германских земель?

    3. Каковы были причины возвышения Пруссии? (Примерныйответ.1. Отсутствие культурного и религиозно-

го единства германских земель; укрепление абсолютизма в гер- манских государствах, ведущее к росту их политической и эко- номической обособленности; отсутствие политического центра Священной Римской империи германской нации. 2. Император практически не имел реальной власти; рейхстаг состоял из лю- дей, не заинтересованных в национальном объединении Герма- нии; Габсбурги не уделяли достаточного внимания делам земель, не входивших в состав их родовых владений. 3. Политика Гоген- цоллернов, направленная на совершенствование государствен- ного аппарата и армии; привлечение переселенцев; развитие сельского хозяйства и ремесел; благоприятное международное положение, позволявшее Пруссии избежать участия в разори- тельных войнах до середины XVIII в.)
Домашнее задание

  1. Прочитать § 10.

  2. Выполнить задания 2 и 3 рубрики «Подумайте».

  3. Подготовить сообщения по теме следующего урока (груп- повая работа).




У р о к 11. Австрийская монархия Габсбургов в XVIII в.


Целиизадачи:сформировать представление об особенностях геополитического положения монархии Габсбургов; показать факторы, препятствующие объединению ее частей в единое го- сударство с общей системой управления; охарактеризовать фак- торы, препятствующие экономической модернизации владений Габсбургов; познакомить с реформами Марии Терезии и Иоси- фа II; подвести к пониманию причин неприятия реформ Иоси- фа II большинством населения монархии Габсбургов; показать причины и последствия преобразования владений Габсбургов в Австрийскую империю.

Планируемые результаты: обосновывать свои суждения; ра- ботать с дополнительными источниками информации; органи-

зовывать учебное взаимодействие в группе; соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответ- ствии с коммуникативной задачей; давать определения понятий; сравнивать, систематизировать, выявлять признаки, особенно- сти; определять необходимые действия в соответствии с учебной задачей и составлять алгоритм их выполнения; уважать всемирное историческое наследие, культуру разных народов.

Оборудование:учебник; карта Европы XVIII в.; таблицы и до- полнительный материал к уроку.

Типурока:урок открытия нового знания, практикум.

Ход урока

  1. Мотивационно-целевой этап

Полный титул монархов династии Габсбургов к концу XVIII в. звучал так: «Император Священной Римской империи, эрцгер- цог Австрии, король Венгрии, король Богемии, король Хорватии и Славонии
, король Галиции и Лодомерии». Упоминаемые в ти- туле страны были населены народами с разной историей и куль- турой, законами и системой управления, говорившими на раз- личных языках. Тем не менее Габсбургам удалось объединить эти разнородные владения в единое государственное образование – Австрийскую империю.

Насколько успешной оказалась интеграция владений Габс- бургов, вы узнаете на сегодняшнем уроке.
Планурока

    1. Монархия Габсбургов в первой половине XVIII в.

    2. Реформы Марии Терезии и Иосифа II.

    3. Монархия Габсбургов в конце XVIII начале XIX в.
  1. Работа по теме урока

    1. Монархия Габсбургов в первой половине XVIII в.

(Ученики работают над проектами дома, на уроке представля- ют результаты своей работы, отвечают на вопросы учителя и од- ноклассников и анализируют результаты групповой работы.)

Перваягруппа геополитическое положение монархии Габс- бургов.

Втораягруппа экономическое развитие монархии Габсбургов.

Третьягруппа демографическое и социальное развитие мо- нархии Габсбургов.
Вопросыдляпервойгруппы

  1. Почему монархию Габсбургов в XVIII в. часто называют Австрией, хотя эта страна была лишь малой частью их вла- дений?

  2. Как повлияли на внутреннюю политику австрийских Габс- бургов итоги Тридцатилетней войны и Войны за испанское наследство?

  3. Какие территории помимо земель австрийской, чешской и венгерской короны в XVIII в. в разное время находились под властью австрийских Габсбургов?

  4. С какой целью Карл VI издал Прагматическую санкцию и какие последствия она имела?

  5. Кто из европейских монархов не признал Прагматическую санкцию и какая война стала следствием этого?

Вопросыдлявторойгруппы

  1. Какие меры были предприняты для экономической инте- грации различных регионов владений Габсбургов и разви- тия внутренней торговли? Каковы были их итоги?

  2. Что представляли собой попытки колониальной экспансии монархии Габсбургов в XVIII в.? Как вы полагаете, почему они не имели большого успеха?

  3. Какие изменения произошли в XVIII в. в развитии сель- ского хозяйства в разных регионах монархии Габсбургов и какую роль в них играла политика властей?

  4. Какие отрасли промышленного производства во владениях Габсбургов достигли наибольших успехов в переходе от це- хового производства к мануфактурам?

  5. Какие пережитки хозяйственной обособленности отдель- ных регионов под властью Габсбургов сохранились к концу XVIII в.?
Вопросыдлятретьейгруппы

  1. Каковы были причины более быстрого роста населения Вены и других городов Австрии в XVIII в. по сравнению с предыдущим столетием?

  2. Какие последствия для населения Венгрии имела победа Габсбургов над Османской империей в войне Священной лиги конца XVII в.?

  3. Каковы были причины более широких прав венгерского дворянства в сравнении с дворянством, проживающим в других владениях Габсбургов?

  4. Что препятствовало развитию буржуазии в большинстве регионов монархии Габсбургов?

  5. Каковы были различия в положении дворянского и кре- стьянского сословий в разных регионах, находящихся под властью Габсбургов?
    1. Реформы Марии Терезии и Иосифа II

Как вы помните, на первые годы царствования Марии Тере- зии пришлась Война за австрийское наследство,