Файл: Чернов поурочные разработки по всеобщей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 3012

Скачиваний: 156

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

(Ответы учеников.)

Следствием критического отношения просветителей к усто- явшимся представлениям об обществе стали значительные успехи в развитии общественных наук. Например, шотландский просве- титель Адам Смит пересмотрел господствовавшие до середины XVIII в. в экономической науке взгляды сторонников протекцио- низма и меркантилизма и создал свою экономическую теорию.

Проанализируйте таблицу. Основываясь на истории эконо- мического развития разных стран Европы в раннее Новое время, приведите аргументы, подтверждающие правоту теории Адама Смита.

(Демонстрация сравнительной таблицы.)


Взгляды сторонников протекционизма и меркантилизма

Экономическая теория Адама Смита

  1. Главный источник богатства общества и государства – золото и другие драгоценные металлы. Необходимо, чтобы импорт дра- гоценных металлов превышал их экспорт.

  2. Государство должно ограничи- вать ввоз иностранных товаров

и оберегать своих производите- лей и торговцев от конкуренции с иностранными

  1. Главный источник богатства производительный труд. Чем больше людей занимается им, тем богаче общество.

  2. Важнейшим фактором повы- шения производительности явля- ется разделение труда.

  3. Конкуренция является стиму- лом совершенствования произ- водительности труда. Поэтому государство должно не мешать

свободной конкуренции
    1. Распространение идей Просвещения

Философы-просветители стремились распространить свои взгляды среди как можно более
широких кругов общества, что- бы сформировалось общественное мнение, разделяющее их идеи и ценности.

  • Основываясь на информации, представленной в § 2 (с. 28–30), и материале «Зарождение общественного мне- ния» (с. 35–36), перечислите методы, которые просветите- ли использовали для распространения своих идей.

(Примерныйответ.Методы, которые просветители исполь- зовали для распространения своих идей:

  1. издание газет, художественной и научно-популярной лите- ратуры, в которой идеи просветителей излагались простым и доступным языком;

  2. создание клубов и салонов, научных и литературных об- ществ и кружков, обсуждающих и пропагандирующих идеи философов-просветителей;

  3. поддержка тесных связей между просветителями разных стран через переписку и личные контакты;

  4. издание трудов просветителей в странах с менее строгой цензурой в случае их запрета на родине.)

Широкий резонанс получило крупнейшее справочное из- дание «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел», в котором приняли участие известные французские просветители.

– Познакомьтесь с историей издания «Энциклопедии» на с. 33–35 учебника и ответьте на вопросы.

  1. Почему «Энциклопедия» подверглась резкой критике со стороны иезуитов и цензурным запретам?

  2. Как вы думаете, почему, несмотря на содержащуюся в «Эн- циклопедии» резкую критику современных французских порядков, власти в итоге все-таки разрешили довести ее издание до конца?

  3. Какое влияние на общественное мнение Франции и других стран Европы оказала «Энциклопедия»?

(Задание может выполняться в парах или малых группах.) Поклонниками идей Просвещения во второй половине



XVIII в. стали многие монархи. Они оказывали покровительство знаменитым философам-просветителям и пытались проводить реформы в соответствии с их идеями.

Вопроскклассу

Как вы думаете, что побуждало монархов оказывать покро- вительство просветителям?

(Примерный ответ. Причины, побуждающие монархов ока- зывать покровительство просветителям:

  1. влияние общественного мнения, популярность просвети- телей в придворных кругах;

  2. многие реформы, которые предлагали просветители (упо- рядочение работы государственного аппарата, избавление

от устаревших обычаев, разработка равных для всех зако- нов) способствовали укреплению государств и личной вла- сти монархов.)
  1. Подведение итогов урока

Основываясь на материале урока, давайте сформулируем основные общие черты мировоззрения философов-просве- тителей XVIII в.

(Формулирование общих выводов.)
Записьвтетради

Мировоззрение философов-просветителей XVIII в.:

  1. вера в способность человеческого разума познать и изме- нить к лучшему окружающий мир;

  2. идея естественных прав человека права всех людей на жизнь, свободу и собственность;

  3. неприятие религиозного фанатизма, критическое отноше- ние к влиянию церкви на общественную жизнь;

  4. стремление к просвещению народа, широкому распростра- нению знаний;

  5. резкая критика традиций, обычаев и законов, препятствую- щих просвещению и разумному устройству общества.
Домашнее задание

  1. Прочитать § 2.

  2. Выполнить задания 1, 3 и 4 рубрики «Подумайте».





У р о к 3. В поисках путей модернизации


Цели и задачи: сформировать представление о формировании национальных государств и национального самосознания; пока- зать причины и предпосылки этих процессов; дать представление о политике просвещенного абсолютизма; познакомить с рефор- мами представителей просвещенного абсолютизма в разных стра- нах Европы и их результатами.

Планируемые результаты: получить представление о социаль- ной структуре европейского общества и нарастании социальных противоречий в XVIII в.; обосновывать свои суждения; работать с историческими источниками, понимать и интерпретировать со- держащуюся в них информацию; давать определения понятий; делать выводы на основании конкретных фактов; определять спо- собы действий в рамках предложенных условий и требований; строить позитивные отношения в процессе учебной и познава- тельной деятельности; уважать всемирное историческое наследие, культуру разных народов.

Оборудование: учебник; таблицы и дополнительный материал к уроку.

Типурока:урок открытия нового знания.

Ход урока

  1. Актуализация знаний

Используя знания, полученные на уроках всемирной исто- рии в прошлом году, приведите факты, свидетельствующие о том, что в раннее Новое время происходило формирова- ние централизованных национальных государств.

(Ответы учеников.)
  1. Мотивационно-целевой этап

В прошлом учебном году вы узнали о том, как большинство государств Европы стали абсолютными монархиями. Напомню знаменитую фразу французского короля Людовика XIV, кото- рому пытались по мере возможности подражать все остальные монархи Европы: «Государство это