ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 3012
Скачиваний: 156
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(Ответы учеников.)
Следствием критического отношения просветителей к усто- явшимся представлениям об обществе стали значительные успехи в развитии общественных наук. Например, шотландский просве- титель Адам Смит пересмотрел господствовавшие до середины XVIII в. в экономической науке взгляды сторонников протекцио- низма и меркантилизма и создал свою экономическую теорию.
– Проанализируйте таблицу. Основываясь на истории эконо- мического развития разных стран Европы в раннее Новое время, приведите аргументы, подтверждающие правоту теории Адама Смита.
(Демонстрация сравнительной таблицы.)
Взгляды сторонников протекционизма и меркантилизма | Экономическая теория Адама Смита |
и оберегать своих производите- лей и торговцев от конкуренции с иностранными |
свободной конкуренции |
-
Распространение идей Просвещения
Философы-просветители стремились распространить свои взгляды среди как можно более
широких кругов общества, что- бы сформировалось общественное мнение, разделяющее их идеи и ценности.
-
Основываясь на информации, представленной в § 2 (с. 28–30), и материале «Зарождение общественного мне- ния» (с. 35–36), перечислите методы, которые просветите- ли использовали для распространения своих идей.
(Примерныйответ.Методы, которые просветители исполь- зовали для распространения своих идей:
-
издание газет, художественной и научно-популярной лите- ратуры, в которой идеи просветителей излагались простым и доступным языком; -
создание клубов и салонов, научных и литературных об- ществ и кружков, обсуждающих и пропагандирующих идеи философов-просветителей; -
поддержка тесных связей между просветителями разных стран через переписку и личные контакты; -
издание трудов просветителей в странах с менее строгой цензурой в случае их запрета на родине.)
Широкий резонанс получило крупнейшее справочное из- дание «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел», в котором приняли участие известные французские просветители.
– Познакомьтесь с историей издания «Энциклопедии» на с. 33–35 учебника и ответьте на вопросы.
-
Почему «Энциклопедия» подверглась резкой критике со стороны иезуитов и цензурным запретам? -
Как вы думаете, почему, несмотря на содержащуюся в «Эн- циклопедии» резкую критику современных французских порядков, власти в итоге все-таки разрешили довести ее издание до конца? -
Какое влияние на общественное мнение Франции и других стран Европы оказала «Энциклопедия»?
(Задание может выполняться в парах или малых группах.) Поклонниками идей Просвещения во второй половине
XVIII в. стали многие монархи. Они оказывали покровительство знаменитым философам-просветителям и пытались проводить реформы в соответствии с их идеями.
Вопроскклассу
– Как вы думаете, что побуждало монархов оказывать покро- вительство просветителям?
(Примерный ответ. Причины, побуждающие монархов ока- зывать покровительство просветителям:
-
влияние общественного мнения, популярность просвети- телей в придворных кругах; -
многие реформы, которые предлагали просветители (упо- рядочение работы государственного аппарата, избавление
от устаревших обычаев, разработка равных для всех зако- нов) способствовали укреплению государств и личной вла- сти монархов.)
-
Подведение итогов урока
– Основываясь на материале урока, давайте сформулируем основные общие черты мировоззрения философов-просве- тителей XVIII в.
(Формулирование общих выводов.)
Записьвтетради
Мировоззрение философов-просветителей XVIII в.:
-
вера в способность человеческого разума познать и изме- нить к лучшему окружающий мир; -
идея естественных прав человека – права всех людей на жизнь, свободу и собственность; -
неприятие религиозного фанатизма, критическое отноше- ние к влиянию церкви на общественную жизнь; -
стремление к просвещению народа, широкому распростра- нению знаний; -
резкая критика традиций, обычаев и законов, препятствую- щих просвещению и разумному устройству общества.
Домашнее задание
-
Прочитать § 2. -
Выполнить задания 1, 3 и 4 рубрики «Подумайте».
У р о к 3. В поисках путей модернизации
Цели и задачи: сформировать представление о формировании национальных государств и национального самосознания; пока- зать причины и предпосылки этих процессов; дать представление о политике просвещенного абсолютизма; познакомить с рефор- мами представителей просвещенного абсолютизма в разных стра- нах Европы и их результатами.
Планируемые результаты: получить представление о социаль- ной структуре европейского общества и нарастании социальных противоречий в XVIII в.; обосновывать свои суждения; работать с историческими источниками, понимать и интерпретировать со- держащуюся в них информацию; давать определения понятий; делать выводы на основании конкретных фактов; определять спо- собы действий в рамках предложенных условий и требований; строить позитивные отношения в процессе учебной и познава- тельной деятельности; уважать всемирное историческое наследие, культуру разных народов.
Оборудование: учебник; таблицы и дополнительный материал к уроку.
Типурока:урок открытия нового знания.
Ход урока
-
Актуализация знаний
– Используя знания, полученные на уроках всемирной исто- рии в прошлом году, приведите факты, свидетельствующие о том, что в раннее Новое время происходило формирова- ние централизованных национальных государств.
(Ответы учеников.)
-
Мотивационно-целевой этап
В прошлом учебном году вы узнали о том, как большинство государств Европы стали абсолютными монархиями. Напомню знаменитую фразу французского короля Людовика XIV, кото- рому пытались по мере возможности подражать все остальные монархи Европы: «Государство – это