Файл: Чернов поурочные разработки по всеобщей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 3049

Скачиваний: 156

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Дополнительный материал

Дехристианизация

В первый год революции Учредительное собрание приняло законы о национализации церковной собственности и обязательной присяге духовенства на верность французскому государству, что привело к ост- рому конфликту с католической церковью. Папа римский резко осудил эти законы, французское духовенство раскололось на «присягнувших» и «неприсягнувших» священников, причем первых оказалось абсолют- ное меньшинство и они не пользовались авторитетом у прихожан. В об- ществе укрепилось мнение, что церковь является контрреволюционной силой, поэтому необходимо всецело бороться с ее влиянием.

После свержения монархии были приняты законы о введении госу- дарственной регистрации рождений, смертей и браков взамен церковной. Активная поддержка духовенством контрреволюционных мятежей спо- собствовала ужесточению антицерковной политики. В период якобин- ской диктатуры происходило множество актов вандализма в отношении католических соборов, монастырей и других святынь. В ноябре 1793 г.

Парижская коммуна издала декрет о запрете публичного католического богослужения и закрытии всех церквей. Представители радикального крыла якобинцев во главе с Ж.-Р. Эбером выступали за упразднение хри- стианской религии и предлагали заменить ее так называемым Культом Разума, основанным на почитании республиканских добродетелей.

Сторонники Культа Разума устраивали всевозможные парады и карнавалы, высмеивающие и пародирующие католические обряды, принуждали священников публично отрекаться от веры. Широкое рас- пространение получили церемонии почитания «мучеников революции» (в первую очередь Марата), призванных заменить христианских свя- тых. Самой грандиозной церемонией сторонников Культа Разума стал

«Фестиваль свободы»,
проведенный в соборе Парижской Богоматери 10 ноября 1793 г. с коронацией «богини Разума», которую аллегорически изображала театральная актриса.

Но не все якобинцы поддерживали деятельность сторонников Куль- та Разума. Робеспьер и его окружение, одобряя борьбу против католи- ческой церкви, выступали против нападок на веру в Бога как таковую.

«Идея Верховного Существа и бессмертие души это беспрерывный призыв к справедливости, следовательно, это идея социальная и рес- публиканская», заявлял Робеспьер. В конце 1793 г. Конвент принял декрет, осуждающий вандализм в отношении храмов и другие меры

«противоречащие свободе культов», а после осуждения и казни Эбера и его сторонников Культ Разума был окончательно запрещен.

Робеспьер и его сторонники попытались создать новую граждан- скую религию культ Верховного существа. В июне 1794 г. на Марсо- вом поле в Париже состоялось грандиозное празднество, посвященное новой религии. Были торжественно сожжены чучела Эгоизма и Атеизма и поднята на пьедестал статуя Мудрости. Однако новый культ не вызвал энтузиазма ни у кого, кроме самого Робеспьера и его ближайшего окру- жения, и сошел на нет после падения якобинской диктатуры.

При термидорианцах положение католической церкви несколько улучшилось, были разрешены публичные богослужения. Но все приня- тые ранее антиклерикальные законы оставались в силе.

В начале 1794 г., когда поражения на фронтах сменились победами, а контрреволюционные восстания были практически подавлены, среди якобинцев оформилось три противостоящих друг другу течения.



(Демонстрация и анализ таблицы (см. с. 133).)

Вопросыкклассу

  1. Почему сторонники Робеспьера одержали победу в проти- востоянии с «бешеными» и «умеренными»?

  2. Почему разногласия среди якобинцев привели к казням противников победившей фракции по сфабрикованным обвинениям в контрреволюционных заговорах?

(Примерный ответ. 1. Контроль над Комитетом общественно- го спасения позволил Робеспьеру и его сторонникам контроли- ровать Революционный трибунал и весь репрессивный аппарат.


Параметры сравнения

«Бешеные»

Сторонники Робеспьера

«Умеренные»

Лидер(ы)

Ж.-Р. Эбер

М. Робеспьер,

Л.-А. Сен-Жюст, Ж. Кутон

Ж. Дантон

Полити- ческая програм- ма

Ужесточение мер против спекулянтов, уравнительный пере- дел собственности

Сохранение ре- волюционной диктатуры

Отмена макси- мума цен, отказ от чрезвычай- ных мер

Особен- ности по- ложения

Опирались на под- держку парижских санкюлотов, контро- лировали Париж- скую коммуну

Контролиро- вали Комитет общественного спасения

Пользовались поддержкой

«новых богачей», желавших свобо-

ды торговли

2. Сумев удержать власть с помощью террора и репрессий, якобин- цы стали использовать их в качестве универсального средства для решения любых проблем, в том числе внутренних разногласий.)


Робеспьер превратился в настоящего диктатора ни в Яко- бинском клубе, ни в Конвенте никто не пытался ему возражать. Но растущее недовольство политикой террора, в том числе среди самих монтаньяров, каждый из которых в любой момент мог стать жертвой ложного обвинения в заговоре, делало его положение крайне непрочным.
    1. Термидорианский переворот и его последствия

К лету 1794 г. в результате новых военных побед войска иностранных держав были окончательно изгнаны с территории Франции. Казалось, что настало время для отмены чрезвычай- ного законодательства и вступления в силу Конституции. Однако Робеспьер и его сторонники не собирались этого делать.

10 июня Конвент по инициативе Робеспьера принял декрет о реорганизации Революционного трибунала, согласно которому обвиняемые лишались права на защиту, а смертная казнь стала единственным наказанием, предусмотренным для «врагов наро- да». После принятия этого закона за полтора месяца по надуман- ным обвинениям было казнено более тысячи человек.

В таких условиях среди депутатов Конвента сложился заговор против Робеспьера, приведший к перевороту 9 термидора второго года республики.

Дополнительный материал

Термидорианский переворот

В конце июля 1792 г. Робеспьер и его сторонники получили сведения о готовящемся
заговоре с участием депутатов Конвента и членов Комитета общественного спасения, но они не знали имена заговорщиков. 26 июля,

выступая в Конвенте, Робеспьер заявил, что среди депутатов есть преда- тели и враги свободы. Стремясь испугать заговорщиков, он добился про- тивоположного результата – теперь и непричастные к заговору депутаты, опасаясь стать жертвами террора, поддержали противников Робеспьера.

На следующий день, 27 июля 1794 г. (по новому календарю 9 терми- дора второго года), несколько депутатов обвинили Робеспьера в деспо- тизме и тирании. Председатель Конвента отказался предоставить слово обвиняемому и большинством голосов Конвент принял постановление об аресте Робеспьера, Сен-Жюста и Кутона.

В поддержку Робеспьера выступила Парижская коммуна. Послан- ный ею отряд национальной гвардии отбил арестованных у конвоя по до- роге в тюрьму и доставил в здание Коммуны. Затем сторонники Робес- пьера от имени Парижской коммуны призвали санкюлотов к восстанию против Конвента.

Год назад подобное развитие событий привело бы к неминуемой победе Робеспьера, ведь тогда по призыву Парижской коммуны были свергнуты и король, и жирондисты. Но после репрессий против сторон- ников Эбера и «бешеных» она утратила авторитет среди санкюлотов. На призыв Коммуны прибыло лишь несколько немногочисленных от- рядов национальной гвардии, да и они к вечеру разошлись. Конвент тем временем объявил Робеспьера и всех его сторонников вне закона, что означало их немедленную казнь без суда после ареста.

В ночь на 10 термидора здание Парижской