ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 3049
Скачиваний: 156
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Дополнительный материал
Дехристианизация
В первый год революции Учредительное собрание приняло законы о национализации церковной собственности и обязательной присяге духовенства на верность французскому государству, что привело к ост- рому конфликту с католической церковью. Папа римский резко осудил эти законы, французское духовенство раскололось на «присягнувших» и «неприсягнувших» священников, причем первых оказалось абсолют- ное меньшинство и они не пользовались авторитетом у прихожан. В об- ществе укрепилось мнение, что церковь является контрреволюционной силой, поэтому необходимо всецело бороться с ее влиянием.
После свержения монархии были приняты законы о введении госу- дарственной регистрации рождений, смертей и браков взамен церковной. Активная поддержка духовенством контрреволюционных мятежей спо- собствовала ужесточению антицерковной политики. В период якобин- ской диктатуры происходило множество актов вандализма в отношении католических соборов, монастырей и других святынь. В ноябре 1793 г.
Парижская коммуна издала декрет о запрете публичного католического богослужения и закрытии всех церквей. Представители радикального крыла якобинцев во главе с Ж.-Р. Эбером выступали за упразднение хри- стианской религии и предлагали заменить ее так называемым Культом Разума, основанным на почитании республиканских добродетелей.
Сторонники Культа Разума устраивали всевозможные парады и карнавалы, высмеивающие и пародирующие католические обряды, принуждали священников публично отрекаться от веры. Широкое рас- пространение получили церемонии почитания «мучеников революции» (в первую очередь Марата), призванных заменить христианских свя- тых. Самой грандиозной церемонией сторонников Культа Разума стал
«Фестиваль свободы»,
проведенный в соборе Парижской Богоматери 10 ноября 1793 г. с коронацией «богини Разума», которую аллегорически изображала театральная актриса.
Но не все якобинцы поддерживали деятельность сторонников Куль- та Разума. Робеспьер и его окружение, одобряя борьбу против католи- ческой церкви, выступали против нападок на веру в Бога как таковую.
«Идея Верховного Существа и бессмертие души – это беспрерывный призыв к справедливости, следовательно, это идея социальная и рес- публиканская», – заявлял Робеспьер. В конце 1793 г. Конвент принял декрет, осуждающий вандализм в отношении храмов – и другие меры –
«противоречащие свободе культов», а после осуждения и казни Эбера и его сторонников Культ Разума был окончательно запрещен.
Робеспьер и его сторонники попытались создать новую граждан- скую религию – культ Верховного существа. В июне 1794 г. на Марсо- вом поле в Париже состоялось грандиозное празднество, посвященное новой религии. Были торжественно сожжены чучела Эгоизма и Атеизма и поднята на пьедестал статуя Мудрости. Однако новый культ не вызвал энтузиазма ни у кого, кроме самого Робеспьера и его ближайшего окру- жения, и сошел на нет после падения якобинской диктатуры.
При термидорианцах положение католической церкви несколько улучшилось, были разрешены публичные богослужения. Но все приня- тые ранее антиклерикальные законы оставались в силе.
В начале 1794 г., когда поражения на фронтах сменились победами, а контрреволюционные восстания были практически подавлены, среди якобинцев оформилось три противостоящих друг другу течения.
(Демонстрация и анализ таблицы (см. с. 133).)
Вопросыкклассу
-
Почему сторонники Робеспьера одержали победу в проти- востоянии с «бешеными» и «умеренными»? -
Почему разногласия среди якобинцев привели к казням противников победившей фракции по сфабрикованным обвинениям в контрреволюционных заговорах?
(Примерный ответ. 1. Контроль над Комитетом общественно- го спасения позволил Робеспьеру и его сторонникам контроли- ровать Революционный трибунал и весь репрессивный аппарат.
Параметры сравнения | «Бешеные» | Сторонники Робеспьера | «Умеренные» |
Лидер(ы) | Ж.-Р. Эбер | М. Робеспьер, Л.-А. Сен-Жюст, Ж. Кутон | Ж. Дантон |
Полити- ческая програм- ма | Ужесточение мер против спекулянтов, уравнительный пере- дел собственности | Сохранение ре- волюционной диктатуры | Отмена макси- мума цен, отказ от чрезвычай- ных мер |
Особен- ности по- ложения | Опирались на под- держку парижских санкюлотов, контро- лировали Париж- скую коммуну | Контролиро- вали Комитет общественного спасения | Пользовались поддержкой «новых богачей», желавших свобо- ды торговли |
2. Сумев удержать власть с помощью террора и репрессий, якобин- цы стали использовать их в качестве универсального средства для решения любых проблем, в том числе внутренних разногласий.)
Робеспьер превратился в настоящего диктатора – ни в Яко- бинском клубе, ни в Конвенте никто не пытался ему возражать. Но растущее недовольство политикой террора, в том числе среди самих монтаньяров, каждый из которых в любой момент мог стать жертвой ложного обвинения в заговоре, делало его положение крайне непрочным.
-
Термидорианский переворот и его последствия
К лету 1794 г. в результате новых военных побед войска иностранных держав были окончательно изгнаны с территории Франции. Казалось, что настало время для отмены чрезвычай- ного законодательства и вступления в силу Конституции. Однако Робеспьер и его сторонники не собирались этого делать.
10 июня Конвент по инициативе Робеспьера принял декрет о реорганизации Революционного трибунала, согласно которому обвиняемые лишались права на защиту, а смертная казнь стала единственным наказанием, предусмотренным для «врагов наро- да». После принятия этого закона за полтора месяца по надуман- ным обвинениям было казнено более тысячи человек.
В таких условиях среди депутатов Конвента сложился заговор против Робеспьера, приведший к перевороту 9 термидора второго года республики.
Дополнительный материал
Термидорианский переворот
В конце июля 1792 г. Робеспьер и его сторонники получили сведения о готовящемся
заговоре с участием депутатов Конвента и членов Комитета общественного спасения, но они не знали имена заговорщиков. 26 июля,
выступая в Конвенте, Робеспьер заявил, что среди депутатов есть преда- тели и враги свободы. Стремясь испугать заговорщиков, он добился про- тивоположного результата – теперь и непричастные к заговору депутаты, опасаясь стать жертвами террора, поддержали противников Робеспьера.
На следующий день, 27 июля 1794 г. (по новому календарю 9 терми- дора второго года), несколько депутатов обвинили Робеспьера в деспо- тизме и тирании. Председатель Конвента отказался предоставить слово обвиняемому и большинством голосов Конвент принял постановление об аресте Робеспьера, Сен-Жюста и Кутона.
В поддержку Робеспьера выступила Парижская коммуна. Послан- ный ею отряд национальной гвардии отбил арестованных у конвоя по до- роге в тюрьму и доставил в здание Коммуны. Затем сторонники Робес- пьера от имени Парижской коммуны призвали санкюлотов к восстанию против Конвента.
Год назад подобное развитие событий привело бы к неминуемой победе Робеспьера, ведь тогда по призыву Парижской коммуны были свергнуты и король, и жирондисты. Но после репрессий против сторон- ников Эбера и «бешеных» она утратила авторитет среди санкюлотов. На призыв Коммуны прибыло лишь несколько немногочисленных от- рядов национальной гвардии, да и они к вечеру разошлись. Конвент тем временем объявил Робеспьера и всех его сторонников вне закона, что означало их немедленную казнь без суда после ареста.
В ночь на 10 термидора здание Парижской