Файл: Чернов поурочные разработки по всеобщей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 3048

Скачиваний: 156

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
коммуны было штурмом взято лояльными Конвенту частями национальной гвардии. Спустя не- сколько часов Робеспьер, Сен-Жюст, Кутон и девятнадцать их сторон- ников были казнены на гильотине.

Вопроскклассу

Почему Робеспьеру и его сторонникам не удалось предот- вратить переворот и оказать ему сопротивление?

(Ответы учеников.)

После термидорианского переворота депутаты Конвента стремились избежать как нового революционного взрыва и про- должения политики террора, так и возвращения Старого порядка. При этом они хотели добиться стабилизации политического по- ложения в стране и сохранить власть в своих руках.

ходе рассказа учителя ученики заполняют таблицу.)

Основные события политической жизни Франции от переворота 9 термидора до роспуска Конвента


Период

Событие

Последствия

Вторая половина 1794 г.

Реорганизация, а затем ликвидация Революци- онного трибунала

Рост влияния противников яко- бинцев, в том числе сторонников реставрации монархии

Освобождение боль- шинства политзаклю- ченных




Период

Событие

Последствия




Закрытие Якобинского клуба

Окончательное поражение сто- ронников продолжения револю- ционных преобразований

Отмена максимума цен

Рост цен на продовольствие, угроза голода среди городской бедноты

Весна 1795 г.

Восстания городской бедноты, требующей

«хлеба и Конституции 1793 г.»

Восстания стали поводом для ре- прессий против сторонников монтаньяров

Лето 1795 г.

Смерть малолетнего сына Людовика XVI, считавшегося монархи- стами законным коро- лем Людовиком XVII

Утрата возможности компромис- са с монархистами – восстанов- ление монархии во главе с Лю- довиком XVII при сохранении власти в руках термидорианцев

Принятие новой Кон- ституции

Конституция закрепила респуб- ликанский строй и вернула раз- деление властей

Октябрь 1795 г.

Самороспуск Конвента перед выборами в но- вый Законодательный корпус

Депутаты Конвента зарезервиро- вали за собой 2/3 мест в Законо- дательном корпусе, что лишало монархистов возможности побе- дить на выборах

Восстание в Париже, организованное монар- хистами

Восстание было подавлено арми- ей под командование Наполеона Бонапарта


(Демонстрация и анализ таблицы.)

Органы власти Французской Республики согласно конституции 1795 г.

Ветвь власти

Орган власти

Состав и порядок избрания

Полномочия

Исполни-

Дирек-

Состояла из пяти

Не имела влияния на за-

тельная власть

тория

человек, избира- лась Законода- тельным корпусом

конодательство, была под- чинена Законодательному корпусу

Законо-

Законо-

Совет старейшин

Депутаты избирались

дательная власть

датель- ный корпус

на основе высокого имуще- ственного ценза.

Закон мог вступить в силу

только с одобрения обеих

Совет пятисот










палат

– Работая с информацией, представленной на с. 174–175 учебника (пп. 7–8 «Шаткий режим Директории», «Бона- парт приходит к власти»), ответьте на следующие вопросы.

  1. Каковы причины сохранения угрозы реванша якобинцев и монархистов во второй половине 1790-х гг., несмотря на репрессии против них?

  2. Что побудило часть членов Директории по собственной инициативе добровольно отказаться от власти, передав ее Бонапарту?

  3. Почему государственный переворот 9 ноября 1799 г. счита- ется концом истории первой республики, хотя официально Франция после этого оставалась республикой на протяже- нии пяти лет?


(Примерныйответ.1. Низкий авторитет Директории, ее не- способность справиться с экономическим кризисом, наладить снабжение продовольствием городского населения и обеспечить политическую стабильность, постоянные нарушения Конститу- ции. 2. Заинтересованность в твердой власти, способной избавить страну от угрозы и новых революционных потрясений, и рестав- рации монархии. 3. Вся полнота реальной власти была сосредо- точена в руках первого консула, а республиканский строй стал фикцией.)
    1. Революция и культура

– Работая с информацией, представленной на с. 175–178 учебника, заполните таблицу, посвященную деятелям французской науки и культуры в эпоху революции.

Деятель науки / культуры

Сфера деятельности

Деятельность в годы революции

Николя де Кон- дорсе

Математи- ка, филосо- фия

Участвовал в разработке единой си- стемы мер и весов. Создал философ- ский труд «Эскиз исторической карти- ны прогресса человеческого разума». Стал жертвой якобинского террора

Антуан Лоран Лавуазье

Химия

Открыл закон сохранения веществ. Участвовал в разработке единой си- стемы мер и весов. Стал жертвой яко- бинского террора

Луи Бертолле

Химия

Открыл новое взрывчатое вещество бертолетову соль

Клод Шапп

Механика

Изобрел семафорный телеграф

Клод Жозеф Руже де Лиль

Поэзия, му- зыка

Автор текста и музыки «Марсельезы», ставшей гимном Французской рево- люции





Деятель науки / культуры

Сфера деятельности

Деятельность в годы революции

Жак Луи Давид

Живопись

Автор картин, посвященных ярким сюжетам Французской револю-

ции – «Клятва в зале для игры в мяч»,

«Смерть Марата»



  1. Подведение итогов уроков

Назовите важнейшие достижения Великой французской революции и ее негативные последствия.

ходе ответов учеников заполняется следующая таблица.)


Достижения Французской революции

Негативные последствия Французской революции

  1. Провозглашено равенство всех граждан перед законом.

  2. Ликвидирован сеньоральный по- рядок в деревне.

  3. Окончательное оформление еди- ной французской нации.

  4. Отделение церкви от государства впервые в истории Европы.

  5. Централизация государственного управления, ликвидация внутренних таможенных пошлин, введение еди- ной системы мер и весов  развитие капиталистических отношений.

  6. Провозглашение принципов не- рушимости прав человека и свободы делать все, что не ущемляет права другого, ставших основой современ- ной политической системы.

  7. Большое идейно-политическое

влияние на другие страны Европы

  1. Гибель множества невинных людей в результате террора.

  2. Франции была вовлечена в многолетние войны с евро- пейскими странами.

  3. В ходе антицерковных кам- паний и разрушения «памятни- ков тирании» уничтожено мно- жество памятников искусства

и архитектуры.

  1. Экономический кризис, упадок развития промышлен- ности.

  2. Раздача крестьянам кон- фискованных земель аристо- кратов-эмигрантов привела

к консервации крестьянского землевладения и препятство- вала развитию капиталистиче-

ских отношений

Домашнее задание

    1. Прочитать § 14–15.

    2. Выполнить задания 3 и 5 рубрики «Проверьте себя» и зада- ния 2 и 3 рубрики «Подумайте».