Файл: Чернов поурочные разработки по всеобщей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 3052

Скачиваний: 156

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

У р о к 17. Европа в годы Французской революции


Цели и задачи: познакомить с реакцией общественного мне- ния и властей стран Европы на события Французской революции; охарактеризовать основные события войн первой и второй анти-

французских коалиций; показать цели Франции и ее противников в этих войнах; подвести к пониманию причин первых поражений и последующих побед армии революционной Франции; охарак- теризовать влияние Французской революции на политическое развитие других стран Европы.

Планируемые результаты: обосновывать свои суждения; да- вать определения понятий; работать с дополнительными источ- никами информации; приводить доказательства; устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения; сравнивать, классифицировать и обобщать фак- ты и явления; ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; корректно и ар- гументированно отстаивать свою точку зрения; уважать всемир- ное историческое наследие, культуру разных народов.

Оборудование:учебник; карта «Войны революционной Фран- ции»; таблицы и дополнительный материал к уроку.

Типурока:урок открытия нового знания.

Ход урока

  1. Мотивационно-целевой этап

Как вы знаете, одним из последствий Французской револю- ции стала война молодой республики против коалиции европей- ских монархий. В начале войны французская армия находилась
в трудном положении многие офицеры-дворяне переходили на сторону противника, значительную часть войск составляли не- обученные добровольцы, в тылу вспыхивали контрреволюцион- ные восстания, из-за тяжелой экономической ситуации в респуб- лике невозможно было наладить нормальное снабжение армии.

Однако в итоге Франция смогла не только изгнать врагов со своей территории и подавить все контрреволюционные мяте- жи, но и расширить границы государства и завоевать целый ряд соседних государств. О том, каким образом ей удалось достичь таких военных успехов, мы выясним на сегодняшнем уроке.
Планурока

    1. Европа в первые годы Французской революции.

    2. Война первой антифранцузской коалиции.

    3. Война второй антифранцузской коалиции.
  1. Работа по теме урока

    1. Европа в первые годы Французской революции

Реакция европейских держав на начало Французской револю- ции была противоречивой. С первых дней после взятия Бастилии события во Франции вызвали тревогу практически у всех монар-

хов Европы. Однако до 1792 г. они старались проводить осторож- ную политику и призывы французских эмигрантов-роялистов к военной интервенции с целью восстановления абсолютизма поначалу не встречали поддержки.

  • Работая с информацией, представленной на с. 185–188 учебника (п. 1 «Монархи против революции»), заполните таблицу, посвященную отношению сильнейших европей- ских держав к революционной Франции в 1789–1792 гг.




Страна

Причины враждебности Французской революции

Причины отказа от войны с Францией

Вели- кобри- тания

  1. Была заинтересована

в ослаблении Франции как своего главного соперника, независимо от государствен- ного строя.

  1. Опасалась, что радикаль- ные идеи французских рево- люционеров окажут влияние на общественное настроение

События во Франции вы- звали симпатии у широких слоев общества, в том числе и у некоторых лидеров пар- тии вигов

Им- перия Габс- бургов

Волнения в зависимых

от Габсбургов германских княжествах и итальянских государствах, восстание

в Австрийских Нидерландах и движение «якобинцев»

в Венгрии, вдохновленные примером Франции

Император Леопольд II был сторонником идей Просве- щения, большинство привер- женцев которых приветство- вали события Французской революции

Прус- сия

Опасалась, что идеи якобин- цев распространятся в гер- манских землях

Было необходимо урегулиро- вать другие внешнеполитиче- ские вопросы (противоречия с Россией и империей Габс- бургов; участие во втором разделе Речи Посполитой)

Россия

Опасалась, что идеи ограни- чения власти монарха и отме- ны дворянских привилегий распространятся в России

и соседних государствах

Было необходимо урегули- ровать другие внешнеполи- тические вопросы (войны

с Османской империей

и Швецией, второй раздел Речи Посполитой)


(Рассказ учителя в пределах материала учебника.)

Вопросыкклассу

  1. Что стало причиной объявления Францией войны «королю Богемии и Венгрии»?

  2. Какие события стали главным поводом для этого?

(Примерныйответ.1. Причина заинтересованность в вой- не как короля, так и республиканцев-жирондистов. 2. Повод:

1) согласие императора Священной Римской империи на фор- мирование в германских землях армии французских эмигрантов- роялистов во главе с принцем Конде; 2) совместная декларация Леопольда II и Фридриха-Вильгельма II о готовности использо- вать войска для защиты монархии во Франции.)
    1. Война первой антифранцузской коалиции

Главной проблемой французской армии в начале войны стало падение дисциплины из-за массового недоверия солдат к офице- рам, в которых они видели скрытых роялистов. Действительно, в то время некоторые военачальники (в том числе и популярный в первый год революции Лафайет) переходили на сторону врага и сдавались в плен.

Формировавшиеся отряды добровольцев, в которых коман- диров выбирали сами солдаты, в отличие от регулярной армии обладали высоким боевым духом, но отличались слабой военной подготовкой.

Вопроскклассу

– Какие меры были предприняты властями Французской республики для разрешения этих проблем? Чтобы ответить на этот вопрос вспомните материал прошлого урока.

(Примерный ответ. Меры для повышения боеспособности республиканской армии и укрепления дисциплины:

  1. в воинских частях введены должности комиссаров Конвен- та с целью контроля действий командования и предупре- ждения возможной измены;

  2. чтобы компенсировать недостатки боевой подготовки ар- мии ее численным перевесом, было объявлено о всеобщей воинской мобилизации.)


Во время якобинской диктатуры большую роль в укреплении боеспособности армии сыграл уполномоченный Комитета обще- ственного спасения по военным вопросам Лазар Карно. По его инициативе:

  1. произошло слияние подразделений старой королевской армии с отрядами добровольцев;

  2. офицеры стали назначаться командованием из кандидатов, выбранных солдатами.

Офицером мог стать человек любого социального происхо- ждения, но в интересах кадровых офицеров одна треть командных должностей замещалась не по выборам, а по старшинству.

На командные должности могли избираться только офицеры, занимавшие должность одним рангом ниже.

Вопроскклассу

Какова была цель этих реформ? (Установлениедоверитель- ных отношений между солдатами и офицерами при сохране- нии должного уровня профессионализма командного состава.)

Впрочем, результат эти меры дали не сразу и в первый год существования новой революционной армии ей пришлось пере- жить тяжелые поражения.

(В ходе рассказа учителя и демонстрации основных военных действий на карте ученики заполняют таблицу.)

Основные события войны первой антифранцузской коалиции


Дата

Событие

Значение и последствия

20 апреля

1792 г.

Франция объявила войну

«королю Богемии и Венгрии»

Начало войны. Следуя условиям соглашения

1791 г., в войну с Францией

вступила также Пруссия

Весна- лето

1792 г.

Попытка наступления фран- цузских войск в Южных Ни-

дерландах

Разгром французской ар- мии, наступление австро-

прусских войск на Париж

20 сен- тября 1792 г.

Сражение при Вальми

Первая победа армии ре- волюционной Франции

и переход ее в контрнаступ-

ление

Конец 1792

начало

1793 г.

Французские войска заня- ли Южные Нидерланды, части территорий на Рейне

и Швейцарии

Присоединение к Франции Бельгии, Савойи, Ниццы

и Майнца

Февраль 1793 г.

Франция объявила войну Великобритании и Нидер-

ландам

Окончательное склады- вание антифранцузской коалиции

Март

1793 г.

Франция объявила войну

Испании

Лето 1793 г.

Массовые контрреволюци- онные восстания во Фран- ции. Союз повстанцев

со странами антифранцуз- ской коалиции. Французская армия отступила из Бельгии, а британские, австрийские

и испанские войска вступили

на территорию Франции

Французская республика оказалась в критическом положении. Но благодаря массовой мобилизации смогла к концу года пода- вить большинство восста- ний и добиться перелома в военных действиях

Декабрь 1793 г.

Французская армия взяла занятый английскими вой- сками Тулон

Начало военной карьеры молодого офицера Напо- леона Бонапарта, разра- ботавшего план военной

операции





Дата

Событие

Значение и последствия

1794 г.

Освобождена вся территория Французской республики

Перенос военных действий на территорию соседних государств

Апрель 1795 г.

Подписан мирный договор с Пруссией

Распад антифранцузской коалиции. Франция вновь присоединила Австрийские Нидерланды. Голландия стала зависимой от Фран- ции Батавской республикой

Май 1795 г.

Подписан мирный договор с Голландией

Июль 1795 г.

Подписан мирный договор с Испанией




1796 г.

Поход армии Бонапарта в Италию

Разгром австрийских войск, французская армия заняла Сардинское королевство

и другие государства север-

ной Италии

1797 г.

Подписан мирный договор с империей Габсбургов

Присоединение к Франции германских земель на Рей- не. Государства северной Италии стали профран- цузскими «республиками- сестрами». Единственным воюющим с Францией государством осталась Ве- ликобритания


Дополнительный материал

Профранцузские «республики-сестры»

Первой из провозглашенных в завоеванных Францией странах фор- мально независимых республик стала Батавская республика в Нидер- ландах. Она была названа по имени германского племени батавов, насе- лявшего эту территорию в античную эпоху. По именам древних народов назывались и все учрежденные впоследствии профранцузские республики. Еще до Французской