Файл: Чернов поурочные разработки по всеобщей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 3002

Скачиваний: 156

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


к принципиальному изменению расстановки сил в мире и Великобритания оставалась сильнейшей колониальной державой?

(Ответы учеников.)

Дополнительный материал

Колонизация Австралии и Океании

Хотя эпоха Великих географических открытий завершилась в XVII в., но обширное пространство Мирового океана оставалось неисследован- ным европейцами. Ученые предполагали, что существует неведомая Юж- ная земля материк, окружающий Южный полюс.

В начале XVII в. голландскими мореплавателями был открыт новый материк Австралия. Но он не заинтересовал европейцев, и они име- ли смутные представления о его размерах и очертаниях. В 1768–1771 гг. британская научно-исследовательская экспедиция под командованием Джеймса Кука впервые обследовала восточное побережье Австралии и объ- явило его владением британской короны. Эта экспедиция открыла пролив, разделяющий Новую Зеландию на два острова и несколько островов.

В исследованиях Кука большую помощь оказали аборигены недавно открытого британцами острова Таити. Жители Таити и других островов Океании умели строить парусные корабли и совершать морские путе- шествия на довольно большие расстояния. У них не было письменно- сти и карт, и они ориентировались в море только по Солнцу и звездам. Из рассказов таитянского жреца Кук узнал о множестве островов и архи- пелагов в южной части Тихого океана. В Европе эту территорию назвали Полинезией (от древнегреческого «много островов»).

Следующая экспедиция Кука состоялась в 1772–1775 гг. и была по- священа поиску Южной земли. В ходе этой экспедиции были открыты новые острова Океании, но главная цель – пробиться через льды к бере- гам Антарктиды – не была достигнута. Вопрос о существовании южно- го материка остался открытым, но было установлено, что даже если он
и существует, то не представляет интереса для колониальной экспансии. Во время третьей экспедиции 1776–1779 гг. Кук открыл новые ост- рова Полинезии, включая Гавайский архипелаг. Эта экспедиция была последней, так как Кук погиб в стычке с аборигенами Гавайев, произо-

шедшей в результате конфликта из-за украденного ими баркаса.

После утраты Великобританией североамериканских колоний, слу- живших, в том числе, местом ссылки осужденных преступников, ан- глийские тюрьмы оказались переполнены. Большинство заключенных составляли бедняки, осужденные за мелкие кражи – британские законы крайне сурово карали любое покушение на чужую собственность. В этих условиях британским правительством было принято решение о нача- ле колонизации Австралии. В 1788 г. прибывшей в Австралию партией каторжников было основано первое поселение колонистов на этом кон- тиненте Сидней-Коув (позднее г. Сидней). В начале население коло- нии состояло только из каторжников и охранявших их солдат, но уже в 1790-е гг. в Австралию прибыли первые свободные фермеры.

Помимо разрешения проблемы перенаселенности британских тюрем британская колонизация Австралии преследовала цель создать базу в Тихом океане для противодействия французской экспансии.

Укажите на карте острова и земли, открытые британскими мореплавателями во второй половине XVIII в.
  1. Подведение итогов урока

(Формулирование основных выводов при консультативной помощи учителя.)

Основныевыводы

    1. Главные причины колониальной экспансии европейских держав – развитие мирового рынка, стремление контроли-


ровать важнейшие торговые пути, потребность в источни- ках сырья и рынках сбыта, вызванная развитием капитали- стических отношений в Европе.

    1. Соперничество европейских держав в борьбе за колонии стало одним из главных факторов международной поли- тики XVIII в.

    2. Победу в этом соперничестве во второй половине XVIII в. одержала Великобритания.

    3. Победа США в Войне за независимость принципиально не изменила соотношения сил между колониальными дер- жавами, но стала первой в истории антиколониальной ре- волюцией.
Домашнее задание

  1. Прочитать § 21.

  2. Выполнить задания 1 и 3 рубрики «Подумайте».




У р о к 24. Повторение, обобщение и систематизация знаний по главе IV


Целиизадачи:обобщить и систематизировать знания учащих- ся об истории стран Азии и колониальной политике европейских государств в XVIII в.; развивать познавательную активность; определить степень усвоения изученного материала.

Планируемыерезультаты:развивать коммуникативные дей- ствия, направленные на систематизацию знаний по изученной теме, мотивацию к обучению; применять основные исторические и хронологические понятия; устанавливать синхронистические связи в истории стран Западной Европы и России; осознавать уровень и качество усвоения учебного материала; владеть общи- ми приемами решения учебных задач; устанавливать причинно- следственные связи; осуществлять анализ объектов и явлений.

Оборудование:учебник; пакеты с тестовыми заданиями.

Типурока:урок развивающего контроля.

Ход урока

  1. Мотивационно-целевой этап

Мы изучили историю стран Востока в XVIII в., узнали о том, как развивались Индия, Китай, Персия и Япония в условиях на- раставшего отставания в социально-экономическом развитии от стран Западной Европы и активной колониальной экспансии. Сегодня мы проверим, насколько хорошо вы усвоили знания по этой теме.
  1. Работа по теме урока
Вариант1

Отметьтеверный(е)ответ(ы).

    1. Государственное образование, завоеванное Китаем в XVIII в.:

      1. Тибет

      2. Вьетнам

      3. Бирма

      4. Сиам

    1. Первое индийское государство, покоренное британской Ост-Индской компанией:

      1. Майсур

      2. Хайдарабад

      3. Бенгалия

      4. Маратхская конфедерация

    2. Резиденцией японского императора был город:


      1. Эдо

      2. Киото

    1. Во время правления Селима III:

  1. Осака

  2. Нагасаки

    1. ОсманскаяимперияпотерпелапоражениеввойнесРоссией

    2. Османская империя потеряла контроль над Венгрией

    3. была предпринята попытка военной реформы и создания регулярной армии

    4. был упразднен корпус янычаров

    5. ОсманскаяимперияучаствовалаввойнепротивФранцуз- ской республики

    6. в Турции наступила эпоха тюльпанов

    1. Афганистан в разное время находился под властью:

      1. империиВеликихМоголов

      2. Китая

      3. империиНадир-шаха

      4. Маратхской конфедерации

      5. британской Ост-Индской компании

    2. Капская колония в Африке до конца XVIII в. принадлежала:

      1. Португалии

      2. Испании

      3. Франции

      4. Голландии

    1. Канада стала британской колонией в результате:

      1. Войны за испанское наследство

      2. «Войны за ухо Дженкинса»

      3. Семилетнейвойны

      4. войн против революционной Франции

    2. Эпохой тюльпанов был назван период правления:

      1. Надир-шаха в Персии

      2. АхмедаIIIвОсманскойимперии

      3. Селима III в Османской империи

      4. Канси в Китае

    1. Потерпев поражение в войне за независимость США Вели- кобритания помимо тринадцати восставших колоний потеряла также:

      1. Канаду

      2. Ньюфаундленд

      3. Флориду

      4. все принадлежащие ей острова Вест-Индии

    2. Роберт Клайв был:

      1. первым генерал-губернатором всех британских владений в Индии

      2. первымгубернаторомБенгалииикомандующимбритан-