ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 3002
Скачиваний: 156
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
к принципиальному изменению расстановки сил в мире и Великобритания оставалась сильнейшей колониальной державой?
(Ответы учеников.)
Дополнительный материал
Колонизация Австралии и Океании
Хотя эпоха Великих географических открытий завершилась в XVII в., но обширное пространство Мирового океана оставалось неисследован- ным европейцами. Ученые предполагали, что существует неведомая Юж- ная земля – материк, окружающий Южный полюс.
В начале XVII в. голландскими мореплавателями был открыт новый материк – Австралия. Но он не заинтересовал европейцев, и они име- ли смутные представления о его размерах и очертаниях. В 1768–1771 гг. британская научно-исследовательская экспедиция под командованием Джеймса Кука впервые обследовала восточное побережье Австралии и объ- явило его владением британской короны. Эта экспедиция открыла пролив, разделяющий Новую Зеландию на два острова и несколько островов.
В исследованиях Кука большую помощь оказали аборигены недавно открытого британцами острова Таити. Жители Таити и других островов Океании умели строить парусные корабли и совершать морские путе- шествия на довольно большие расстояния. У них не было письменно- сти и карт, и они ориентировались в море только по Солнцу и звездам. Из рассказов таитянского жреца Кук узнал о множестве островов и архи- пелагов в южной части Тихого океана. В Европе эту территорию назвали Полинезией (от древнегреческого «много островов»).
Следующая экспедиция Кука состоялась в 1772–1775 гг. и была по- священа поиску Южной земли. В ходе этой экспедиции были открыты новые острова Океании, но главная цель – пробиться через льды к бере- гам Антарктиды – не была достигнута. Вопрос о существовании южно- го материка остался открытым, но было установлено, что даже если он
и существует, то не представляет интереса для колониальной экспансии. Во время третьей экспедиции 1776–1779 гг. Кук открыл новые ост- рова Полинезии, включая Гавайский архипелаг. Эта экспедиция была последней, так как Кук погиб в стычке с аборигенами Гавайев, произо-
шедшей в результате конфликта из-за украденного ими баркаса.
После утраты Великобританией североамериканских колоний, слу- живших, в том числе, местом ссылки осужденных преступников, ан- глийские тюрьмы оказались переполнены. Большинство заключенных составляли бедняки, осужденные за мелкие кражи – британские законы крайне сурово карали любое покушение на чужую собственность. В этих условиях британским правительством было принято решение о нача- ле колонизации Австралии. В 1788 г. прибывшей в Австралию партией каторжников было основано первое поселение колонистов на этом кон- тиненте – Сидней-Коув (позднее г. Сидней). В начале население коло- нии состояло только из каторжников и охранявших их солдат, но уже в 1790-е гг. в Австралию прибыли первые свободные фермеры.
Помимо разрешения проблемы перенаселенности британских тюрем британская колонизация Австралии преследовала цель – создать базу в Тихом океане для противодействия французской экспансии.
– Укажите на карте острова и земли, открытые британскими мореплавателями во второй половине XVIII в.
-
Подведение итогов урока
(Формулирование основных выводов при консультативной помощи учителя.)
Основныевыводы
-
Главные причины колониальной экспансии европейских держав – развитие мирового рынка, стремление контроли-
ровать важнейшие торговые пути, потребность в источни- ках сырья и рынках сбыта, вызванная развитием капитали- стических отношений в Европе.
-
Соперничество европейских держав в борьбе за колонии стало одним из главных факторов международной поли- тики XVIII в. -
Победу в этом соперничестве во второй половине XVIII в. одержала Великобритания. -
Победа США в Войне за независимость принципиально не изменила соотношения сил между колониальными дер- жавами, но стала первой в истории антиколониальной ре- волюцией.
Домашнее задание
-
Прочитать § 21. -
Выполнить задания 1 и 3 рубрики «Подумайте».
У р о к 24. Повторение, обобщение и систематизация знаний по главе IV
Целиизадачи:обобщить и систематизировать знания учащих- ся об истории стран Азии и колониальной политике европейских государств в XVIII в.; развивать познавательную активность; определить степень усвоения изученного материала.
Планируемыерезультаты:развивать коммуникативные дей- ствия, направленные на систематизацию знаний по изученной теме, мотивацию к обучению; применять основные исторические и хронологические понятия; устанавливать синхронистические связи в истории стран Западной Европы и России; осознавать уровень и качество усвоения учебного материала; владеть общи- ми приемами решения учебных задач; устанавливать причинно- следственные связи; осуществлять анализ объектов и явлений.
Оборудование:учебник; пакеты с тестовыми заданиями.
Типурока:урок развивающего контроля.
Ход урока
-
Мотивационно-целевой этап
Мы изучили историю стран Востока в XVIII в., узнали о том, как развивались Индия, Китай, Персия и Япония в условиях на- раставшего отставания в социально-экономическом развитии от стран Западной Европы и активной колониальной экспансии. Сегодня мы проверим, насколько хорошо вы усвоили знания по этой теме.
-
Работа по теме урока
Вариант1
Отметьтеверный(е)ответ(ы).
-
Государственное образование, завоеванное Китаем в XVIII в.:
-
Тибет -
Вьетнам -
Бирма -
Сиам
-
Первое индийское государство, покоренное британской Ост-Индской компанией:-
Майсур -
Хайдарабад -
Бенгалия -
Маратхская конфедерация
-
-
Резиденцией японского императора был город:
-
Эдо -
Киото
-
Во время правления Селима III:
-
Осака -
Нагасаки
-
ОсманскаяимперияпотерпелапоражениеввойнесРоссией -
Османская империя потеряла контроль над Венгрией -
была предпринята попытка военной реформы и создания регулярной армии -
был упразднен корпус янычаров -
ОсманскаяимперияучаствовалаввойнепротивФранцуз- ской республики -
в Турции наступила эпоха тюльпанов
-
Афганистан в разное время находился под властью:-
империиВеликихМоголов -
Китая -
империиНадир-шаха -
Маратхской конфедерации -
британской Ост-Индской компании
-
-
Капская колония в Африке до конца XVIII в. принадлежала:
-
Португалии -
Испании -
Франции -
Голландии
-
Канада стала британской колонией в результате:-
Войны за испанское наследство -
«Войны за ухо Дженкинса» -
Семилетнейвойны -
войн против революционной Франции
-
-
Эпохой тюльпанов был назван период правления:-
Надир-шаха в Персии -
АхмедаIIIвОсманскойимперии -
Селима III в Османской империи -
Канси в Китае
-
-
Потерпев поражение в войне за независимость США Вели- кобритания помимо тринадцати восставших колоний потеряла также:-
Канаду -
Ньюфаундленд -
Флориду -
все принадлежащие ей острова Вест-Индии
-
-
Роберт Клайв был:-
первым генерал-губернатором всех британских владений в Индии -
первымгубернаторомБенгалииикомандующимбритан-
-