Файл: Чернов поурочные разработки по всеобщей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 3024

Скачиваний: 156

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Японии.

Послушайте отрывок одной из первых его статей. (Учитель или выбранный им ученик зачитывает отрывок.)

Рабочий материал

Состоящий на содержании у люда – правит им, правящий людом – кормится от него, это всеобщий долг. Средь четырех сословий служилые мужи управляют земледельцами, земледельцы содержат служилых, и эти два сословия стоят выше ремесленников и торговцев. Непонимание этих истин было причиною беспорядков минувших эпох, злосчастия сёгунов в ратном деле, гибели домов служилых мужей.

Предполагалось, что законы сегуната Токугава укрепят суще- ствующий сословный строй и воспрепятствуют любым отклоне- ниям от сложившихся традиционных порядков. Изоляция Япо- нии от внешнего мира, казалось бы, должна была способствовать отсутствию каких-либо перемен в жизни общества.

Как развивалось японское общество в таких условиях? Уда- валось ли сёгунам сохранить незыблемость феодального строя? Об этом вы расскажете в ваших сообщениях.
Планурока

    1. Структура японского общества в эпоху Эдо.

    2. Жизнь японской деревни в эпоху Эдо.

    3. Развитие городов в эпоху Эдо.

    4. Политика сёгунов и попытки реформ.
  1. Работа по теме урока

(Ученики работают над проектами дома, на уроке представля- ют результаты своей работы, отвечают на вопросы учителя и од- ноклассников и анализируют результаты групповой работы.)

Перваягруппа структура японского общества в эпоху сё- гуната Токугава. Втораягруппа перемены в жизни японской деревни.

Третьягруппа перемены в жизни
горожан.

Четвертаягруппа попытки правительства сёгуната Токуга- ва преодолеть нарастающий социально-экономический кризис.
    1. Структура японского общества в эпоху Эдо
Вопросыизаданиедляпервойгруппы

  1. Какие меры предпринимало правительство сёгуна для контроля над императорским двором, предотвращения возможных мятежей знати и волнений среди низших со- словий?

  2. В чем выражалось привилегированное положение самурай- ского сословия в эпоху Эдо?

  3. В Японии эпохи Эдо существовала поговорка: «Крестьянин что кунжутное семечко, чем больше жмешь, тем больше масла». Объясните ее значение.

  4. Какая категория населения Японии находилась вне четырех основных сословий и каково было ее положение?
    1. Жизнь японской деревни в эпоху Эдо
Вопросыизаданиедлявторойгруппы

  1. Кто такие «новые помещики» и каким образом их появле- ние способствовало размыванию традиционной сословной структуры японского общества?

  2. Каковы были причины и последствия массового обнища- ния крестьян и самураев?

  3. Каковы были причины отказа многих крестьян от тради- ционного рисоводства в пользу разведения технических культур или огородничества?

  4. Укажите схожие черты зарождения капиталистических отно- шений в деревне в странах Западной Европы в позднее Сред- невековье и раннее Новое время и в Японии в эпоху Эдо.
    1. Развитие городов в эпоху Эдо
Вопросыдлятретьейгруппы

  1. Какие изменения в быту и образе жизни городского насе- ления Японии произошли в XVIII в.?

  2. Каким образом развитие ремесел и торговли и рост уров- ня жизни горожан способствовали размыванию сословной структуры японского общества и кризису традиционных представлений о положении сословий?

  3. Кто такие ронины? Почему эти представители самурайско- го сословия имели невысокий статус в обществе и не поль-



Разложение традиционной сословной структуры японского общества

Реформы налогообложения, борьба против коррупции, излишеств и роскоши, при- нудительное возвращение крестьян из городов

Многие обнищавшие самураи и покинувшие деревни крестьяне овладевали новыми профессиями, чуждыми их сословиям

Массовое обнищание самураев, рост количества ронинов

Рост уровня жизни ремесленников

и торговцев и повышение их престижа в обществе (ранее считались низшими сословиями по сравнению не только

с самураями, но и с крестьянами)

Сокращение доходов князей

Сокращение доходов госу- дарственного бюджета

Реформы не могли предотвратить кризис феодального общества

Обогащение наиболее предпри- имчивых крестьян и разорение большинства крестьянства

178

Глава IV. Традиционные общества Востока

Основные изменения в социально-экономической жизни японского общества в XVIII в.


Политическая стабильность после установления сёгуната Токугава, отсутствие внешних и внутренних войн


Экономический подъем, складывание единого общенационального рынка


Падение цен на рис


Развитие товарно-денежных отношений в деревне


Рост благосостояния горожан, развитие ремесел и торговли


зовались уважением со стороны других самураев? Что спо- собствовало росту численности ронинов?

  1. Что способствовало превращению Эдо в центр политиче- ской жизни Японии, Киото в центр культурной жизни, а Осаки – в центр экономической жизни?
    1. Политика сёгунов и попытки реформ
Вопросыдлячетвертойгруппы

  1. С какой европейской страной Япония, несмотря на поли- тику самоизоляции, поддерживала торговые и культурные связи? В чем они выражались?

  2. Какие меры были предприняты правительством сёгуна для ликвидации дефицита государственного бюджета, возник- шего в результате падения цен на рис?

  3. Какие меры предпринимались правительством сёгуна для предотвращения массового разорения крестьянства и са- мураев?

  4. Почему проводимые реформы не предотвратили нараста- ния социально-экономического кризиса японского обще- ства? Обоснуйте свое мнение.
  1. Подведение итогов урока

(Ученики (при консультативной помощи учителя) представ- ляют основные выводы в виде схемы (см. с. 178).)
Домашнее задание


    1. Прочитать § 20.

    2. Выполнить задания 1, 3 и 6 рубрики «Проверьте себя».