ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 3004
Скачиваний: 156
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Глава I. Рождение нового мира
ЗАДАНИЯ К § 1 «ЕВРОПЕЙСКОЕ ЧУДО»
Выберитеправильный(е)ответ(ы)кзаданиям1–3.
-
Укажите, каково было состояние земельной собственности и общественных отношений в сельском хозяйстве Англии в конце XVII – начале XVIII в., накануне аграрной революции.-
крупное землевладение почти исчезло, большая часть земли находилась в собственности мелких фермеров -
господствовало крупное частное землевладение, ленд- лорды сдавали землю в аренду фермерам, ведущим хо- зяйство с помощью наемных работников-батраков -
господствовало крупное частное землевладение, боль- шинство лендлордов продолжали вести хозяйство ста- рыми методами, на основе барщины и оброка -
крупное землевладение почти исчезло, большая часть земли находилась в собственности свободных крестьян- общинников
-
-
Укажите, какие изменения в положении наемных рабочих произошли в результате появления фабрик по сравнению с ману- фактурами, распространенными в XVI–XVII вв.-
между рабочими установилось разделение труда, они те- перь должны были непрерывно выполнять одну и ту же операцию -
впервые появилось четкое расписание рабочего времени, не зависящее от напряженности работы и количества из- готовленной продукции -
широко распространился женский и детский труд -
значительно увеличилась заработная плата
-
-
В Англии XVIII в. впервые:-
стало широко распространенным огораживание и лише- ние крестьян земли -
началось использование в промышленном производстве паровой машины -
появились мануфактуры -
была построена железная дорога -
появились акционерные общества
-
-
Соотнесите важнейшее технические изобретения и их со- здателей.
1 | Джон Кей | |
2 | Джеймс Харгривс | |
3 | Эдмунд Картрайт | |
4 | Джеймс Уатт | |
5 | Ричард Аркрайт | |
А) универсальная паровая машина Б) механическая прялка
В) прядильная машина с водяным двигателем Г) «летучий челнок» на ручном ткацком станке
Д) механический ткацкий станок с паровым двигателем
ЗАДАНИЯ К § 2 «ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ»
-
Укажите общие черты всех просветительских теорий о ра- зумном устройстве государства.-
равенство всех граждан перед законом -
невмешательство церкви в светскую жизнь -
установление республиканского строя -
свобода слова и печати -
всеобщее избирательное право -
сохранение монархического строя
-
-
Прочитайте отрывок из статьи французского ученого Жана Лерона Д’Аламбера и укажите, к какому знаменитому коллек- тивному научно-просветительскому труду написана эта статья- предисловие.
Труд, первый том которого мы издаем сегодня, ставит перед собой две задачи: <…> он должен показать, насколько это возможно, порядок и взаимосвязь человеческих знаний, <…> он должен содержать в от- ношении каждой науки и каждого искусства – является ли оно сво- бодным или механическим – главные принципы, являющиеся его ос- новой, и наиболее существенные детали, образующие его содержание и сущность.
Кто хотя бы немного размышлял о связи, существующей между от- крытиями, тому легко заметить, что науки и искусства оказывают друг другу взаимную помощь и что они, следовательно, являются звеньями одной цепи. Но часто бывает трудно представить каждую науку и каж- дое искусство в отдельности небольшим количеством правил и общих понятий;
не менее затруднительно заключить в систему, которая отлича- лась бы единством, все бесконечно разнообразные отрасли человеческих знаний.
-
Соотнесите философов эпохи Просвещения и их выска- зывания.
1 | Джон Локк | |
2 | Шарль-Луи де Монтескье | |
3 | Франсуа-Мари Вольтер | |
4 | Жан-Жак Руссо | |
А) «Ни одно правление не нуждается в такой степени в помо- щи воспитания, как республиканское правление. Страх в деспо- тических государствах зарождается сам собою под влиянием угроз и наказаний; честь в монархиях находит себе опору в страстях че- ловека и сама служит им опорой; но политическая добродетель есть самоотверженность – вещь всегда очень трудная».
Б) «Первый, кто огородил клочок земли, осмелился сказать:
«“Эта земля принадлежит мне”, и нашел людей, которые были настолько простодушны, чтобы поверить этому, был истинным основателем гражданского общества. Сколько преступлений, сколько войн, сколько бедствий и ужасов отвратил бы от челове- ческого рода тот, кто, вырвав столбы или засыпав рвы, служив- шие границами, воскликнул бы, обращаясь к людям: “Берегитесь слушать этого обманщика! Вы погибли, если забудете, что плод принадлежит всем, а земля – никому!”
С самого своего возник- новения собственность стала орудием и средством угнетения под- павших под власть собственников масс».
В) «Может ли существовать атеистический народ? Мне ка- жется, что нужно проводить различие между собственно наро- дом и обществом философов, стоящих над народом. Совершен- но очевидно, что во всех странах для черни необходима крепкая узда и что, если бы под управлением Бейля находилось всего пять или шесть сотен крестьян, он не преминул бы возвестить им вознаграждающего и карающего Бога. Но Бейль говорил только об эпикурейцах, которые были людьми богатыми, любя- щими покой, культивирующими все общественные добродете- ли, в особенности дружбу, избегающими затруднений и опасно- стей общественных дел, ведущими, наконец, комфортабельную и невинную жизнь. Мне думается, что, когда таким образом во- прос рассмотрен в его отношении к обществу и политике, спор окончен».
Г) «Хотя люди, когда они вступают в общество, отказываются от равенства, свободы и исполнительной власти, которыми они обладали в естественном состоянии, и передают их в руки обще- ства, с тем чтобы в дальнейшем этим располагала законодатель- ная власть в той мере, в какой этого будет требовать благо обще- ства, все же это делается каждым лишь с намерением как можно лучше сохранить себя, свою свободу и собственность (ведь нельзя предполагать, чтобы какое-либо разумное существо сознательно изменило свое состояние на худшее). <…> И кто бы ни обладал законодательной или верховной властью в любом государстве, он обязан править согласно установленным постоянным законам, провозглашенным народом и известным народу, а не путем им- провизированных указов; править с помощью беспристрастных и справедливых судей, которые должны разрешать споры посред- ством этих законов».
-
Почти все известные философы эпохи Просвещения вы- ступали за строительство правового государства и просвещенного общества посредством постепенных ненасильственных реформ
«сверху». Почему, несмотря на это, распространение их идей ста- ло одной из главных причин Французской революции и вызван- ных ею потрясений?
ЗАДАНИЯ К § 5–6 «МИР ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ»
Выберитеправильный(е)ответ(ы)кзаданиям1–2.
-
Основные отличительные черты литературных произведе- ний, созданных представителями классицизма:-
борьба долга со страстью и личного с общественным как основные темы -
четкое разделение литературных героев на положитель- ных и отрицательных -
воспевание простых естественных чувств, их торжества над холодным разумом -
непременное торжество добродетели и наказание порока в финале -
яркая индивидуальность образов и характеров литера- турных персонажей -
идеализированное изображение людей, их чувств, жиз- ненной обстановки и природы
-
-
Представителями классицизма в драматургии являлись:-
Уильям Шекспир -
Пьер Корнель -
Жан Расин -
Жан-Батист Мольер -
Пьер-Огюстен Бомарше -
Фридрих Шиллер
-
-
Разгадайте кроссворд.
По горизонтали: 2) Архитектурный и художественный стиль, возникший во Франции в начале XVIII в., отличающийся под- черкнутой изысканностью, утонченностью, затейливым де- коративным орнаментом. 3) Построенная при Людовике XIV резиденция французских королей, ставшая архитектурно-ху- дожественным воплощением идей абсолютизма и «галантного века». 4) Французский художник, прозванный «певцом третьего сословия».
По вертикали: 1) Французский драматург и публицист, ав- тор комедий «Севильский цирюльник», «Женитьба Фигаро».
3) Французский живописец, автор картин «Праздник любви»,
«Затруднительное предложение» и других работ, воплощавших дух