Файл: Сборник по материалам xvii международной научнопрактической конференции г. Белгород, 31 августа 2016 г. 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 342

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

58
Важно, что постановление высшей судебной инстанции позволяет от- менить решение муниципалитета о передаче взносов жильцов конкретного дома на счет регионального оператора, если, во-первых, оно было принято не собственниками жилья и, во-вторых, этот факт будет подтвержден в суде. То есть, в настоящее время собственники жилья имеют право принять решение о выходе из общего котла, однако этот процесс в регионах занимает не менее двух лет.
В постановлении Конституционного суда РФ отмечено, что очеред- ность проведения капитального ремонта должна определяться на основе оценки объективного состояния домов и может быть оспорена собственни- ками в судебном порядке. Кроме того, введение взносов не отменяет обяза- тельств государства перед жителями домов, требовавших капремонта на мо- мент приватизации жилья, подчеркивается в документе. Такие многоквар- тирные дома должны в первую очередь включаться в региональные про- граммы. При этом для проведения их ремонта из бюджетов всех уровней мо- жет оказываться дополнительная финансовая поддержка. Конституционный суд также рекомендовал законодателю конкретизировать порядок исполне- ния данного обязательства государства. Конечно, в условиях спада производ- ства, дефицита бюджетов различного уровня – от федерального до муници- пального – это будет сделать непросто.
Одной из причин протестных настроений являлось то, что долгое время законодателем не решались, кажущиеся очевидными, вопросы льгот для ин- валидов, семей с детьми – инвалидами, одиноких пенсионеров, которые мо- гут и не увидеть плоды будущего капремонта.
В настоящее время Федеральный закон от 29.06.2015 N 176-ФЗ (ред. от
29.12.2015) «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Феде- рации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» дает пра- во регионам предоставлять компенсации расходов по платежам за капремонт пенсионерам старше 80 лет и снижать размер взносов для инвалидов I и II групп и семей с детьми-инвалидами, а также для людей, достигших возраста
70 лет [7].
Что же дал этот закон собственникам жилых помещений в многоквар- тирных домах? Во – первых, инвалиды I и II группы, а также семьи с детьми- инвалидами получили право на компенсацию расходов по взносам на капи- тальный ремонт в размере 50% от начисленной суммы.
Во – вторых, регионы Российской Федерации получили право вводить дифференцированную плату за капитальный ремонт в зависимости от воз- раста плательщика. Так, например, во Владимирской области закон о ком- пенсации расходов на уплату взносов за капитальный ремонт для пожилых граждан действует с 1 января 2016 года. В регионе установлены компенсации для семей, состоящих исключительно из пенсионеров и неработающих соб- ственников жилья, а также для одиноко проживающих пенсионеров. Граж- дане, достигшие 70-летнего возраста получают компенсации в размере 50% от взноса, а достигшие 80-летнего возраста – 100%. При этом компенсации производятся исходя из установленного регионального стандарта норматив-


59 ной площади жилого помещения (38 квадратных метров для одиноко прожи- вающих, 22 квадратных метра для каждого члена семьи из 2-х человек и 18 квадратных метров на каждого члена семьи из 3-х человек). Меры социаль- ной поддержки распространяются также и на собственников, которые уже имеют льготы по оплате взносов за капитальный ремонт жилья. В их число входят ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла, реабили- тированные лица, инвалиды, ликвидаторы последствий аварии на Черно- быльской АЭС и жители блокадного Ленинграда. Они уже получают ком- пенсацию в размере 50% от величины взноса в пределах социальной нормы жилья. Всего во Владимирской области в настоящее время право на компен- сацию получили 19 000 пенсионеров от 70 до 79 лет и 10 000 пожилых людей старше 80 лет. При этом региональный бюджет понесет увеличение расходов на 45 миллионов рублей.
Необходимо отметить, что Закон не освобождает названных граждан от уплаты взносов на капитальный ремонт. То есть, речь идет не об отмене пла- тежей. Пожилые люди старше 80 получают возврат уплаченной суммы в размере ста процентов. Расходы будут полностью компенсироваться каждый месяц. Граждане старше 70 лет из категории льготников получат возврат средств в размере 50 процентов от каждого ежемесячного взноса. Подчерк- нем, что компенсация начисляется только тем собственникам, кто не имеет долгов и платит своевременно.
Таким образом, нормативная база принципиально новой системы капи- тального ремонта многоквартирных домов продолжает уточняться и совер- шенствоваться.В дальнейшем для решения сложных задач по организации и проведению капитального ремонта потребуются скоординированные усилия местных, региональных и федеральных органов власти. Это, наш взгляд, во – первых, касается более тщательного формирования обязательных требований к капитальному ремонту, включая вопросы энергосбережения, чтобы модер- низация всего жилого фонда носила энергоэффективный характер. А во – вторых, – это создание единой методики проверки сметной стоимости. В свою очередь это означает, что на государственном уровне необходимо раз- работать нормативно правовые акты, предусматривающие методику форми- рования смет.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   16

Список литературы
1. Всеобщая декларация прав человека: 1948–2008 гг. // СПС Консультант Плюс
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г.
№ 51 – ФЗ: с учетом изм., внесенных федеральным законом от 31 дек. 2014 г. № 499-ФЗ //
Рос. газ. – 1994. – 8 дек. – № 238 – 239; Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1994. –
№ 32, ст. 3301.
3. Конституция Российской Федерации, с изменениями от 30.12.2008 // Россий- ская газета. – 21.01.2009.
4. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 дек. 2004 г. № 188 – ФЗ: // Рос. газ. – 2005. – 12 янв. – № 1; Парламент. газ. – 2005. – 15 янв. – № 7-8; Собр. законодатель- ства Рос. Федерации. – 2005. – № 1 (часть I), ст.14.
5. Закон РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Россий- ской Федерации» // СПС Консультант Плюс.

60 6. Федеральный закон от 25.12.2012 N 271-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные ак- ты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законо- дательных актов Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс.
7. Федеральный закон от 29.06.2015 N 176-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные ак- ты Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс.
8. Чиквин А.Б. Проблемы законодательного регулирования организации и прове- дения капитального ремонта многоквартирных жилых домов// Вестник Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. Выпуск № 3 (10). 2015.
9. http://audit.gov.ru/upload/uf/c5d/10-2013.
10. http://council.gov.ru/events/news
К ВОПРОСУ ОБ УЧАСТИИ АРБИТРАЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ
В АРБИТРАЖНЫХ СУДАХ
Мрастьева О.С.
доцент кафедры арбитражного процесса, к.ю.н., доцент,
Саратовская государственная юридическая академия, Россия, г. Саратов
Юсупова А.Н.
доцент кафедры арбитражного процесса, к.ю.н.,
Саратовская государственная юридическая академия, Россия, г. Саратов
В статье анализируются вопрос участия арбитражных заседателей. Привлечение непрофессиональных судей – арбитражных заседателей к осуществлению правосудия способствует повышению эффективности защиты предпринимателей, демократизации су- дебного процесса. Рассматривается вопрос отличия правового статуса арбитражного судьи и заседателей при рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей.
Ключевые слова: арбитражный суд, арбитражные заседатели, профессиональный судья, предпринимательская деятельность, правонарушение.
Мир не стоит на месте: меняется власть, меняются люди, появляются новые потребности, создается совершенно иная обстановка в обществе. Так, в последние десятилетия свое развитие получили экономические отношения, все с большей силой распространилась предпринимательская деятельность среди граждан, более того, находит усиленную поддержку и со стороны гос- ударства. Таким образом, возникает большое количество споров, которые в большей своей части подлежат рассмотрению в арбитражных судах. При разрешении дела, судья достаточно часто сталкивается с проблемой нехватки знаний в той или иной сфере отношений, которая, все же, является для него специфической. Естественно, целесообразно и даже необходимо в таких слу- чаях обращаться к таким лицам, которые обладают необходимыми познани- ями в различных областях отношений, которые связаны с рассмотрением экономических споров. Поэтому в системе арбитражных судов возможно рассмотрение дела с участием арбитражных заседателей, которые призваны


61 наравне с судьями вершить правосудие, даже и, не обладая профессиональ- ными знаниями в области процесса и права.
В соответствии с ФКЗ «О судебной системе в Российской Федерации» судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществле- нию правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей [3].
Таким образом, в арбитражном процессе реализуется положение Кон- ституции РФ, где в статье 32 сказано: «что граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия».
Существует вполне логичное мнение о том, что арбитражные заседате- ли в судебном процессе – разновидность института присяжных [1, с. 155].
В ряде стран к рассмотрению дела в суде привлекаются не просто обычные граждане «с улицы», а люди, которые обладают специальными по- знаниями, высшим образованием. Так можно привести в пример опыт Гер- мании, где существуют суды смешанного типа, в которых участвуют как профессиональные, так и непрофессиональные судьи. Посредством такого рассмотрения дела формируются разнообразные точки зрения на ситуацию, что позволяет наиболее справедливо и эффективно разрешить спор.
Наличие в процессе граждан, то есть арбитражных заседателей, являет- ся явлением прогрессивным, неким новым веянием. Это говорит о том, что государство доверяет гражданам осуществлять правосудие. Значит, что они могут участвовать в деле даже без получения специального образования, без обладания специальных знаний в области политики и права, что является обязательным для профессиональных седей. Здесь обычные люди, хоть в ка- ком-то смысле они не совсем обычны, встают наравне с теми, кто призван государством уже давно вершить правосудие, разрешать споры граждан. Это ведь серьезная деятельность, дело нельзя вот так просто рассмотреть, не об- ладая знаниями закона, но в то же время, нельзя рассмотреть отдельные кате- гории дел без познаний в некоторых областях, например, экономической. Ес- ли такую обязанность, то есть наличие осведомленности, причем профессио- нальной, возложить на судью, то что же выйдет? Это непосильная ноша для человека, помимо того, что они должны рассмотреть достаточно большое ко- личество дел, вникнуть в суть каждого, так еще и каким-то образом получить вот эти необходимые знания в неких других областях, кроме права. Поэтому, введение института арбитражных заседателей вполне обосновано, даже необходимо в нынешнее время, когда так ускоренно развиваются обществен- ная жизнь, предпринимательская деятельность.
Считается, что арбитражный заседатель не обладает познаниями права и процесса, на него такие обязанности не возлагаются, а значит, он будет ру- ководствоваться жизненным опытом, обычаями делового оборота, принци- пами добросовестности, разумности, справедливости.
Из смысла закона выходит, что арбитражные заседатели – граждане
Российской Федерации, наделенные полномочиями по осуществлению пра- восудия при рассмотрении арбитражными судами субъектов РФ в первой ин- станции подведомственных им дел, возникающих из гражданских правоот- ношений.


62
Привлечение непрофессиональных судей – арбитражных заседателей к осуществлению правосудия способствует повышению эффективности защи- ты предпринимателей, демократизации судебного процесса. Практическая реализация данного правового института направлена на повышение качества арбитражного судопроизводства, поскольку позволяет в ряде случаев учиты- вать специфику конкретных правоотношений, а также обычаи делового обо- рота, получившие широкое применение в сфере предпринимательской дея- тельности. Арбитражный заседатель, с одной стороны, выступает в качестве независимого арбитра, которому предстоит вынести решение по данному спору, а с другой, в качестве эксперта в сфере спорных правоотношений, по- скольку выбор арбитражных заседателей предполагает наличие специальных познаний и практики деятельности в данной области, т.е. отсутствие право- вых знаний в данном случае позволяет оценивать факты и обстоятельства рассматриваемого дела с позиции их обоснованности, целесообразности, а также традиций и обычаев предпринимательской деятельности, применение которых предусматривает Гражданский кодекс РФ.
В отличие от профессионального судьи арбитражные заседатели при- нимают решение исключительно в соответствии с внутренним убеждением, поскольку правовой критерий в данном случае отсутствует. В этом и состоит ключевое отличие правового статуса арбитражного судьи и заседателей при рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей [2].
Стоит сказать, что, так как, специфика рассмотрения дел в арбитраж- ных судах носит экономический характер, а именно направлена на защиту нарушенных (оспариваемых) прав предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также содействие укреплению законности и предупреждению правонару- шений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, то и требования к арбитражным заседателям специфические.
Так, если суду необходимы просто специальные познания как таковые, в которых он не компетентен, то можно предположить, что необходимо направить вопрос эксперту или обратиться за помощью к специалисту, но нет, здесь замешана несколько специфическая деятельность, носящая особый характер. Да и при рассмотрении дел в арбитражных судах назначение экс- пертизы возможно лишь по ходатайству сторон и за их счет, причем проце- дура эта достаточно хлопотная, трудоемкая и затратная. Лица, участвующие в деле, даже при очевидности ситуации, когда проведение экспертизы необ- ходимо, не всегда соглашаются. Причины могут быть разные, в том числе и финансовые затруднения. А отсутствие заключения специалиста по отдель- ным делам, соответственно, не самым лучшим образом отражается на каче- стве выносимого решения. Поэтому и необходимо было выделить данный институт в судебном процессе, дабы все решения отвечали тем принципам, которые обеспечивают свое главное предназначение, чтобы оправдалось са- мо обращение в суд, как к некому высшему «лицу», чтобы он разрешил во- прос, который лица самостоятельно не могут решить.