Файл: Сборник по материалам xvii международной научнопрактической конференции г. Белгород, 31 августа 2016 г. 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 339

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

68
Другим способом раскрытия содержания правовых дефиниций являет- ся закрепление в нормативном акте своеобразных «глоссариев», в котором даются основные понятия и определения, используемые в данном норматив- но-правовом акте. В качестве примера можно указать статью 129 Трудового кодекса РФ, разъясняющую основные дефиниции оплаты и нормирования труда; статью 346.27 Налогового кодекса РФ раскрывающую основные поня- тия, используемые при исчислении и уплате единого налога на вмененный доход; статью 2 федерального закона от 22.07.2008 года №123-ФЗ «Техниче- ский регламент о требованиях пожарной безопасности», устанавливающие содержание основных понятий, используемых в данном законе.
Часто в нормативном акте содержится прямая ссылка на понятия, уста- новленные в другом нормативном акте. Например, в том же законе №123-ФЗ
«Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» указывает- ся, что для целей настоящего федерального закона используются основные понятия, установленные статьей 2 Федерального закона «О техническом ре- гулировании». В статье 11 Налогового кодекса РФ закреплено, что институ- ты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законо- дательства, используемые в кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не преду- смотрено Налоговым кодексом.
Представляется, что наиболее логичным является закрепление основ- ных понятий и определений именно в «статьях–глоссариях», поскольку поз- воляет несколько упорядочить и разгрузить другие статьи нормативных ак- тов. Другой вариант, требующий своего дальнейшего осмысления – принятие федерального закона – глоссария, включающего в себя все наиболее значи- мые правовые термины и определения.
Развитие системы правовых дефиниций, обусловлено теми же пробле- мами что и право в целом. По мнению Л.В. Смирнова, основные дефекты де- финиций обусловлены относительным консерватизмом права, его отставани- ем от постоянно развивающихся общественных отношений; сложностью опосредуемых в дефинициях событий, явлений окружающего мира, социаль- ных связей; ошибками, допущенными субъектом правотворчества в процессе их конструирования (ошибка в дефиниции)» [5, с. 330]. М.В. Баранова к чис- лу дефектов закрепляемых нормативным правовым актом правовых дефини- ций относит двусмысленность понятийных формулировок, малоинформатив- ность, избыточную детализированность, неточность формулировок, аб- страктность, тавтологичность, отсутствие логики изложения [9 с. 273].
Все эти проблемы, обусловленные качеством правовых дефиниций, несомненно имеют место быть и они должны решаться. Но главным вопро- сом, требующим своего незамедлительного решения, является отсутствие множества необходимых понятий и определений, крайне необходимых для согласованного функционирования правовой системы. Например, статья 16
Жилищного кодекса РФ, в качестве одного из видов жилых помещений вы- деляет «часть жилого дома», не раскрывая этого понятия, что вызвало мно- жество споров, при отграничении этого понятия от понятий «квартиры» и


69
«сблокированного жилого дома». До сих пор данный вопрос противоречиво разрешается в судебных инстанциях субъектов Российской Федерации, вы- нуждая судебные инстанции разграничивать эти дефиниции самостоятельно.
В статье 64 Трудового кодекса РФ устанавливает запрет на ограничение прав не связанных с «деловыми качествами работников», не раскрывая данное по- нятие. Содержание дефиниции было раскрыто только Пленумом Верховного
Суда РФ.
Еще в 2005 году в докладе Совета Федерации Федерального Собрания
РФ «О состоянии законодательства в Российской Федерации», указывалось, что не выработан понятийный аппарат, раскрывающие отдельные категории в вопросах национальной безопасности, приграничного сотрудничества, мо- лодежной политики [8, ст. 1474]. По нашему мнению, такой подход следует признать крайне недостаточным, поскольку не решает проблему не в целом, а отдельные ее проявления. Необходимо, чтобы при разработке и принятии нормативно-правовых актов всех уровней, проводилась экспертиза на нали- чие или отсутствие определения дефиниций в действующей систем законо- дательства, а при отсутствии таковых, они должны раскрываться во вновь принимаемом акте.
Список литературы
1. Алексеев С.С. Общая теория права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Про- спект, 2011. 568 с.
2. Власенко Н.А. Судебные правовые дефиниции: природа, функции, основания деления и виды // Журнал Российского права, 2009, №12, С.58-67 3. Власенко Н.А. Неопределенность в праве: понятие и пути исследования // Рос- сийское правоведение. 2006. № 7. С. 4-13.
4. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Маль- ко. М.: Юристъ, 2004. 776 с.
5. Смирнов Л.В. Типичные дефекты дефиниций в законодательстве Российской
Федерации // Законодательная дефиниция: логико-гносеологические, политико- юридические, морально-психологические и практические проблемы: Матер. Междунар. круглого стола (Черновцы, 21–23.09.2006) / Под ред. В.М. Баранова, П.С. Пацуркивского,
Г.О. Матюшкина. – Нижний Новгород: Юридическая техника, 2007. – 1456 с. –
С. 327–339.
6. Левакин И.В. Современная единая российская федеративная государствен- ность: проблемы и перспективы. Саратов: СГАП, 2000. 244 с.
7. Левакин И.В. Коррупция: социально-экономические и историко-правовые за- кономерности // Российская юстиция. 2013. № 10. С. 34-36.
8. Постановление Совета Федерации Федерального собрания РФ от 16 марта 2007 г. № 92-СФ «О докладе Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации
2006 года “О состоянии законодательства в Российской Федерации”» // Собрание законо- дательства Российской Федерации. 2007. № 13. Ст. 1474.
9. Юридическая техника: курс лекций / Под ред. В.М. Баранова. ‒ Н. Новгород:
Нижегородская академия МВД России, 2015. ‒ 830 с.


70
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ УСЛУГ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
Токарева К.Г.
доцент кафедры гражданского и предпринимательского права, к.ю.н., доцент,
Набережночелнинский филиал ЧОУ ВО «Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова», Россия, г. Набережные Челны
В статье рассматривается понятие общественного питания как подотрасли торговли специализирующейся на изготовлении пищевой продукции и обслуживании процесса по- требления. Перечень услуг, оказываемых предприятиями общественного питания, разно- образен и в отечественной цивилистике не существует единого подхода относительно ви- дов таких услуг. Обобщая мнения различных авторов, сделан вывод относительно клас- сификации услуг общественного питания на общие, специфические и вторичные.
Ключевые слова: общественное питание, подотрасль торговли, оказание услуг, предприятия общественного питания.
Общественное питание представляет собой подотрасль торговли, спе- циализирующаяся на изготовлении пищевой продукции, годной к немедлен- ному потреблению или продаже, и обслуживания процесса потребления. Ос- новные задачи торговли и общественного питания – это достижение сбалан- сированности спроса и предложения на рынке предметов потребления, удо- влетворение спроса потребителей при высоком качестве обслуживания.
Услуги, предоставляемые в сфере общественного питания, удовлетво- ряют определенные потребности человека. В первую очередь, это физиоло- гические потребности, например, чувство голода, жажды. Но зачастую на выбор того или иного предприятия, оказывающего услуги общественного питания, влияет именно подкрепление услуги, или, иначе говоря, то, насколько хорош сервис данного предприятия [5, с. 4].
Взаимоотношения между потребителями и исполнителями в сфере ока- зания услуг общественного питания регулируются Постановлением Прави- тельства РФ от 15 августа 1997 года № 1036 «Об утверждении Правил оказа- ния услуг общественного питания». К отношениям сторон, не урегулирован- ным этими Правилами, применяются Правила продажи отдельных видов то- варов. Таким образом, Правила оказания услуг общественного питания регу- лируют правоотношения с общественным питанием по типу договора воз- мездных услуг (гл. 39 ГК РФ), хотя основу этих правоотношений составляет договор розничной купли-продажи, сопровождающийся предоставлением ряда специфических услуг.
Перечень услуг, оказываемых предприятиями общественного питания, весьма разнообразен. Необходимо отметить, что на законодательном уровне не только отсутствует четкая классификация услуги общественного питания, но и не выработано ее определение. Так, Правила оказания услуг обществен- ного питания, не закрепляя понятие «услуги общественного питания», опре- деляют сферу применения: рестораны, кафе, бары, столовые, закусочные и другие места общественного питания.


71
В связи с этим в отечественной цивилистике до сих пор не существует единого подхода относительно видов услуг, оказываемых предприятиями общественного питания, их характеристик и критериев классификации. Не- которые ученые склонны выделять системы обслуживания в сфере обще- ственного питания, виды сервиса, их преимущества и недостатки, другие напротив, – ограничиваются лишь перечислением предприятий общепита и характеристиками услуг, оказываемых на предприятиях того или иного типа.
Авторами утверждается, что в зависимости от контингента обслужива- емых гостей, категории и оснащения предприятий питания используются различные виды сервиса [2, с. 228]. Среди наиболее распространенных видов сервиса они называет французский, английский, американский, немецкий и русский.
К основным типам предприятий общественного питания следует отно- сить: рестораны, кафе, бары, столовые и прочие. Каждое предприятие оказы- вает определенный комплекс услуг, характерный для предприятий данного типа. Например, закусочная изготавливает, реализует и организует потребле- ние на месте различных блюд и закусок несложного приготовления, бульонов, холодных и горячих напитков, мучных кондитерских изделий и т.п.
[1, с. 81].
По мнению ряда других авторов, перечень услуг, оказываемых пред- приятиями общественного питания, включает услуги питания предприятий различных типов (ресторана, кафе, бара, столовой, закусочной); услуги по изготовлению и реализации кулинарной продукции; услуги по организации потребления и обслуживания торжеств, семейных обедов, участников конфе- ренций, семинаров; доставку продукции по заказам и обслуживание на дому; услуги по организации досуга; информационно-консультационные услуги и прочие, такие как: прокат столового белья и посуды, продажа фирменных значков, сувениров, вызов такси по заказу потребителя и др. [4, с. 185].
М. Николаева подразделяет услуги общественного питания на: произ- водственные – все то, что начинается закупкой продукции и заканчивается полной готовностью блюда (изделия); и на собственно обслуживание, вклю- чающее подготовительные, основные и завершающие операции [3, c. 26].
При этом, под подготовительными автор подразумевает внутреннюю дея- тельность исполнителя (подготовка зала, обслуживания, сервировка и т.д.); под основными операциями – взаимодействие потребителя и исполнителя
(прием заказа, подача, расчет, организация досуга); и под завершающими – внутреннюю деятельность работников общепита.
Обобщая вышеизложенное, услуги общественного питания можно классифицировать как:
1. Общие услуги, присущие всем исполнителям. Среди них услуги пи- тания и услуги по реализации продукции общественного питания. Услуги питания предоставляются путем организации технологического процесса производства непосредственно у исполнителя услуги либо на специализиро- ванных предприятиях общественного питания с последующей доставкой их в доготовочные предприятия, столовые и иные предприятия общественного питания, магазины кулинарии или предприятия розничной торговли. Реали-


72 зация кулинарной продукции и кондитерских изделий является конечным ре- зультатом услуги питания;
2. Специфические услуги, свойственные не всем предприятиям обще- пита, а предприятиям определенных видов, типов, классов. В эту группу вхо- дят услуги по организации обслуживания и потребления и услуги по изго- товлению продукции общественного питания.
Все предприятия общепита в зависимости от вида и комплекса видов услуг общественного питания, предоставляемых потребителям, подразделя- ются на группы:

производственно-обслуживающие предприятия общественного пи- тания – это предприятия, основная деятельность которых направлена на про- изводство (изготовление) кулинарной и кондитерской продукции, а также на обслуживание потребителей с целью создания условий для ее потребления
(рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные);

производственные предприятия общественного питания – предпри- ятия, основная деятельность которых предназначена для производства (изго- товления) кулинарной и кондитерской продукции. Это заготовочные пред- приятия, реализующие свою продукцию производственно-обслуживающим и/или обслуживающим предприятиям;

обслуживающие предприятия – предприятия, основная деятель- ность которых предназначена для реализации кулинарной и кондитерской продукции, изготовленной в производственных или производственно- обслуживающих предприятиях общественного питания (магазины кулина- рии, школьные и гостиничные буфеты и т.д.). Основное отличие услуги, ока- зываемой таким предприятием, от услуги розничной торговли по реализации продукции общественного питания заключается в преобладании в структуре ассортимента продукции, изготовленной предприятиями общепита. И хотя обслуживающие предприятия реализуют и готовые пищевые продукты, та- бачные изделия, произведенные на промышленных предприятиях, удельный вес такой продукции должен быть небольшим [5, с. 25].
3. Вторичные услуги, к которым относятся:
– информационно-консультативные услуги общественного питания – то есть услуги по предоставлению потребителю информации об исполнителе, потребительских свойствах кулинарной и кондитерской продукции, перечне оказываемых услуг, проведение рекламных мероприятий, а также по кон- сультированию или обучению потребителя специалистами;
– услуги по организации досуга – музыкальное обслуживание, прове- дение концертов, программ, предоставление настольных игр, игровых авто- матов, газет, журналов;
– услуги по организации обслуживания и потребления пищи – услуги официанта по обслуживанию на дому, бронирование мест в зале предприятия общественного питания, прием, исполнение заказов и доставка продукции потребителю и др.