Файл: Сборник по материалам xvii международной научнопрактической конференции г. Белгород, 31 августа 2016 г. 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 336

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

83 управления. Кроме того, закон предусматривает право любого лица обра- титься за копией муниципального правового акта. Копия может быть приоб- ретена за плату, установленную органом местного самоуправления. Копии некоторых муниципальных правовых актов могут быть получены бесплатно.
Закон 2001 г. определяет не только собственно порядок опубликования муниципального правового акта, но и содержит иные положения, в том числе о возлагаемой на орган местного самоуправления обязанности по хранению копии подзаконного акта, о праве любого лица обратиться в орган местного самоуправления за получением копии муниципального правового акта, об условиях реализации этого права, об обязанности органа местного само- управления хранить список (register) муниципальных правовых актов издан- ных им согласно закону и об условиях доступа заинтересованных лиц к это- му списку и др.
Порядок опубликования муниципальных правовых актов в Республике
Ирландия регулируется не только в Законе 2001 г., но и по ряду специальных вопросов (ограничение скорости движения, правила эксплуатация стоянок такси и др.) в иных законодательных актах, например, Законе о дорожном движении 2004 г. [11] и Законе о регулировании такси 2013 г. (далее – Закон
2013 г.) соответственно. Статья 25(15) Закона 2013 г. в отношении публично- го уведомления об опубликовании муниципального правового акта устанав- ливает следующее: «после принятия муниципального правового акта … должно быть опубликовано уведомление о его принятии в одной или не- скольких газетах, распространяемых в районе, к которому относится муни- ципальный правовой акт, а также на вебсайте соответствующего местного органа» [12]. Ранее, в частности, в Законе 2001 г., обязанность опубликова- ния уведомления о вступлении в силу муниципального правового акта на вебсайте органа местного самоуправления на соответствующий орган не воз- лагалась. Вышеизложенное позволяет говорить о новом порядке опублико- вания муниципальных правовых актов и уведомления о их подготовке.
Что касается обзора практики по изучаемому в статье вопросу, то в этом отношении необходимо отметить следующее:
1) нам не удалось обнаружить в работах современных ирландских ав- торов, в том числе и в самом основательном исследовании по проблемам местного управления Ирландии [9], описания случаев использования мини- стром на практике процедуры одобрения муниципального правового акта в соответствии со статей 201 Закона 2001 г. Скорее всего, такая процедура предусмотренная в законе, в последние годы фактически не используется;
2) на практике уведомление о принятии муниципального правового акта может быть опубликовано как в местной газете, так и в общенациональ- ной, т.е. в данном контексте общенациональная газета приравнивается к местной, что не должно вероятно, вызывать критических замечаний;
3) на практике в уведомлении о принятии муниципального правового акта нередко указывается не только адрес резиденции местного органа, но и структурное подразделение органа в которое рекомендуется обратиться
(например, приемная, отдел дорожного движения, отдел охраны окружаю-


84 щей среды и транспорта и др.). Иногда в уведомлении указываются местные библиотеки, которые в стране официально рассматриваются в качестве важ- ных информационных центров [6, с. 45];
4) в уведомлениях о принятии муниципальных правовых актов указы- ваются не только часы и дни работы органов местного самоуправления, но и с недавнего времени их вебсайты (что, как уже отмечалось ранее, предусмот- рено, в частности, в Законе 2013 г.), а также, хотя и относительно редко, кон- тактные телефоны и адреса электронной почты соответствующих органов;
5) как видно из материалов, опубликованных в официальном вестнике
Республики Ирландия «Iris Oifigiuil» (в котором за первое полугодие 2015 г. приводится 20 уведомлений о принятии и вступлении в силу муниципальных правовых актов), оплата за получение заверенной копии муниципального правового акта составляет от 3 до 20 евро [10]. Примерно в половине случаев сумма оплаты составляет 10 евро. Изготовление копий некоторых муници- пальных правовых актов осуществляется бесплатно.
На основе приведенных выше данных можно констатировать, что на практике в уведомлениях о принятии муниципальных правовых актов неред- ко дается несколько больше информации, чем требует закон, что в таком случае создает дополнительные удобства для населения.
В Ирландии в отличие от России нет единого списка муниципальных правовых актов. В соответствии с Законом 2001 г. каждый орган местного самоуправления должен хранить списки принятых им муниципальных пра- вовых актов. По мере необходимости любое лицо может обратиться за офи- циально заверенной копией муниципального правового акта. Кроме того, со- гласно статье 203 Закона 2001 г. местный орган по требованию суда обязан подготовить подлинную копию муниципального правового акта, и такая ко- пия должным образом выполненная и заверенная «является доказательством муниципального правового акта пока не обнаружится иное» [8].
В результате проведенного исследования можно прийти к следующим выводам:
1. В Республике Ирландия порядок опубликования муниципальных правовых актов регулируется на уровне закона, что подчеркивает их значи- тельный статус.
2. Регламентация процедуры опубликования муниципального правово- го акта сопровождается положениями закона, которые имеют к ней танген- сальное отношение. Это следует отнести к особенностям регулирования по- рядка обнародования муниципальных правовых актов в Республике Ирлан- дия, что в определенной степени обусловлено спецификой используемой юридической техники.
3. Процедура принятия уведомлений о вступлении муниципального правового акта в силу, как и система уведомлений о разработке и принятии муниципальных правовых актов, повышает уровень информированности населения о деятельности органов местного самоуправления, обеспечивает населению контроль над правотворческой деятельностью и создает необхо- димые условия для осуществления гарантий прав местного самоуправления и субъективных прав членов местной общности.


Список литературы
1.
Актуальные проблемы муниципального права: учебник для магистрантов / отв.
ред. Г.Н. Чеботарев. М.: Норма: ИНФРА-М, 2015. 304 с.
2.
Актуальные проблемы муниципального права: учебник для магистров, обуча- ющихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / под ред. Л.Т. Чихладзе, Е.Н. Ха- зова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. 559 с.
3.
Рассолов М.М. Теория государства и права: учебник для вузов. М.: Юрайт,
2010. 635 с.
4.
Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и
А.В. Малько. М.: Юристъ, 2005. 768 с.
5.
Штокало В.А., Штокало С.В. Муниципальные правовые акты в Республике
Ирландия: некоторые вопросы обеспечения эффективности правотворчества. // Современ- ные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 7-5. С. 82-84.
6.
Штокало С.В. Компетенция местного самоуправления в Республике Ирландия
// Нравственные императивы в праве. 2016. № 1. С. 35-51.
7.
Bunreacht na hÉireann Constitution of Ireland. Dublin: The Stationery Office, 2013.
239 р.
8.
Local
Government
Act
2001.
URL: http://www.irishstatutebook.ie/2001/en/act/pub/0037/ (дата обращения: 23.08.2016).
9.
Local Government in Ireland. Inside Out. Dublin: Institute of Public Administration,
2004. 610 р.
10. Iris Oifigiuil. 2015. Nos 1-52. URL: http://www.irisoifigiuil.ie/archive/2015/ (дата обращения: 23.08.2016).
11. Road
Traffic
Act
2004.
URL: http://www.irishstatutebook.ie/eli/2004/act/44/enacted/en/html (дата обращения: 23.08.2016).
12. Taxi
Regulation
Act
2013.
URL: http://www.irishstatutebook.ie/eli/2013/act/37/section/25/enacted/en/html#sec25 (дата обраще- ния: 23.08.2016).

86
СЕКЦИЯ «ВОЕННОЕ ДЕЛО»
ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОНЯТИЯ «ПАТРИОТИЗМ»
Волков С.С.
профессор кафедры автомобильной техники, д-р физ.-мат. наук, профессор,
Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, Россия, г. Рязань
Пузевич Н.Л.
начальник кафедры автомобильной техники, канд. техн. наук, доцент,
Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, Россия, г. Рязань
Демихов С.В.
зам. начальника кафедры автомобильной техники, канд. техн. наук, доцент,
Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, Россия, г. Рязань
Васильченков В.Ф.
доцент кафедры автомобильной техники, д-р техн. наук, профессор,
Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, Россия, г. Рязань
Проведен анализ и рассмотрено содержание определения понятия «патриотизм».
Обсуждены критерии определения патриотизма. Предложено расширенное определение понятия «патриотизм» и сформулированы некоторые положения, уточняющие позиции патриота.
Ключевые слова: патриотизм, патриот, народ, государство, определение, критерии, исторические примеры, патриотическая позиция.
Со всё более усложняющимся международным положением естествен- ным образом возникает вопрос о руководящей идее в России, вокруг которой объединились бы столь разнообразные ведущие силы нашего народа. Это во- прос имеет выраженный социально-политический характер и решается все- гда с учетом конкретной исторической ситуации внутри страны и за рубе- жом. Одной из основных особенностей состояний нашего государства явля- ется результат длительной многолетней целевой хаотизации всех сфер его социально-экономического устройства. Главными лозунгами при этом явля- лись и остаются «реформы» и «права личности» с диверсификацией форм и направлений деятельности. Реформами изменяется базис социально- экономического механизма, а «правами человека» с «реформами» формиру- ют новую надстройку к базису. Целью данной работы является анализ кон- цептуальных проблем формирования личности молодого поколения, прини- мающего на себя обязанности защитника Родины, нашего государства, а также формирования нового социально-экономического устройства нашего


87 государства. Даная работа посвящена только одной узкой, но очень важной теме – патриотизму.
В настоящее время широко обсуждаемыми проблемами объединения общества, народа нашей страны являются темы патриотизма и православия.
Религиозные темы представляются особо сложными и для целей объедине- ния больше популистскими особенно в нашей многоконфессиональной стране, да еще с большой атеистической компонентой.
Тема патриотизма кажется, на первый взгляд, самой благодатной, пер- спективной и результативной. Альтернативой патриотизму являются космо- политизм, либерализм, крайний интернационализм и прямая враждебность.
Эти вопросы в России стояли, стоят и, видимо, стоять будут еще долгие го- ды. Об этом писали в прошлых веках Михаил Васильевич Ломоносов
(1711-1765), Дмитрий Иванович Менделеев (1835-1907), Николай Яковлевич
Данилевский (1822-1885) и другие. Определение патриотизму дается тоже, как будто, простое и конкретное: «патриотизм – это любовь к Родине». Од- нако это определение представляет собой только лингвистическую расшиф- ровку понятия «патриотизм», без определения смысла понятия. Например, как «либерал – это член либеральной партии, вольнодумец, человек, склон- ный к излишнему попустительству» [1]. Любовь – понятие очень широкое, до неопределенности. В словаре определение патриотизму дается краткое и то- же нуждающееся в расшифровке: «патриот – земляк, соотечественник, чело- век, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины» [1]. А может ли быть патриот, не совершивший подвиги? Может, все же, не жертвы нужны
Отечеству от человека, а исполнение каких-то обязанностей, какой-то обяза- тельной формы поведения? Как в религии: человек родился и сразу грешен перед Господом Богом, и искупает эти грехи всю свою жизнь. Объяснение смысла словосочетания «любовь к Родине» оказывается неоднозначным и сложным. Даже в словаре Владимира Ивановича Даля [2] по этому вопросу нет сведений. На прямые вопросы как должна выражаться «любовь к Ро- дине» и какие критерии оценки «любви к Родине» – можно получить от ре- спондентов самые разнообразные ответы. Из них выделяются ряд групп.
Первая группа – пожалуй, самая большая, это ответы лирические, критиче- ские, нейтральные неопределенного содержания; вторая группа – диплома- тичные ответные вопросы, с пожеланиями уточнения поставленных вопро- сов; третья группа – ответы в духе словарного определения с желанием вы- полнения полезных действий с частными пояснительными примерами, например, подвигов Александра Матросова, Зои Космодемьянской, Олега
Кошевого, или действий в неопределенной форме. В большинстве случаев преобладает объяснение смысла патриотизма как состояния готовности к са- мопожертвованию в неопределенной форме.
Что касается критериев оценки патриотизма или «любви к Родине», то ответы возникают в виде экспромта. Проблема критериев патриотизма в ли- тературе обсуждалась в опосредованной, неопределенной и экстремальной формах, например, как в определении «готовый на жертвы и совершающий


88 подвиги» [1]. И тут же возникает много вопросов: что можно считать жерт- вами, непрерывно или разово их вносить, а если не совершил подвиг, какие критерии жертв и подвигов? В качестве ярко выраженных приводятся при- меры жертвования жизнью или выполнения действий, несовместимых с без- опасностью для жизни. Опосредованными и тоже наглядными являются примеры жизней выдающихся людей: руководителей, ученых, деятелей ис- кусства, литературы, знатных рабочих и сельских тружеников.
По Ф.А. Брокгаузу и И.Ф. Ефрону [3]: «Патриотизм, любовь к отече- ству, вытекающая из сознания солидарности интересов граждан данного гос- ударства или интересов нации». В таком определении подчеркивается проти- воречивость понятия «патриотизм» на межгосударственном или на межнаци- ональном уровне, хотя выражение «любовь к Родине» в любом случае со- держит такую противоречивость. Она наглядно выражается разным по сути патриотизмом граждан двух государств, находящихся в военном противосто- янии. Фашисты по отношению к своим странам тоже считали себя патриота- ми. Этот предельный случай с фашистской Германией немного проясняет проблему тем, что после нескольких десятилетий руководство ФРГ признало преступный характер своих фашиствующих «патриотов». Одновременно этот пример подчеркивает очень сложный характер содержания понятия «патрио- тизм». В рамках данной работы мы обозначим только некоторые контуры этой проблемы.
Все разнообразие людей, которых однозначно считают патриотами объединяются, характеризуются одним критерием – они в течение своей жизни принесли Родине пользы больше, чем потребовалось затрат на их со- держание. При этом считаем, что понятия «польза» и «затраты» есть суммы материальных и духовных ценностей. В простейшем материальном исчисле- нии такой критерий определяется просто: отношением произведенного чело- веком материального продукта к материальным затратам государства на его содержание [17].
Однако чисто материальные оценки сводят вопрос к одной из форм вульгарного материализма, пропагандируемой сторонниками либерально- рыночной экономики в течение уже более 20 лет в интерпретации специаль- но для российской экономики периода перевода общественной собственно- сти в частную форму. Устранение ими духовной компоненты подтверждает- ся их лозунгом «разрешено все то, что не запрещено». Реально в отношении
«польза / затраты» как в числителе, так и в знаменателе присутствует состав- ляющая духовных ценностей двух категорий – затраты, оцениваемые относи- тельными экономическими категориями, и затраты, не оцениваемые матери- альными категориями. Например, лекции, книги, произведения искусства, концертные номера, музыкальные произведения и другие могут быть оцене- ны теми же экономическими критериями, какими оцениваются материальные продукты – в частности, нормо-часами, деньгами и т.д. Эти две составляю- щие позволяют получить рассматриваемое отношение «польза / затраты» вплоть до численного значения.
Не оцениваемые материально-денежными категориями духовные за- траты государства на развитие личности и отдача личности обществу могут