Файл: Сборник по материалам xvii международной научнопрактической конференции г. Белгород, 31 августа 2016 г. 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 334

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

44
Данные нормы регламентируют одно из важнейших политических прав
– право избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассив- ное избирательное право) в органы государственной власти и местного само- управления. Определяются основополагающие начала выборов Президента
РФ (принципы, цензы, регламентация на уровне федерального закона); пол- номочия Президента РФ по назначению выборов в Государственную Думу
РФ и назначению даты новых (досрочных) выборов в случае ее роспуска; выборный порядок формирования Государственной Думы РФ и его регла- ментация на уровне федерального закона; к ведению Совета Федерации отне- сено назначение выборов Президента РФ; предусмотрена возможность фор- мирования выборным путем (на основе федерального конституционного за- кона) Конституционного Собрания.
Несмотря на некоторую «разбросанность» норм избирательного права по тексту Конституции Российской Федерации, это не уменьшает ее значения в качестве первичного и базового источника в сфере избирательного права.
Более систематизированным характером норм в отношении регламен- тации избирательного права отличается Конституция Республики Узбекистан
(принята 8 декабря 1992 года на одиннадцатой сессии Верховного Совета
Республики Узбекистан двенадцатого созыва).
Конституция Республики Узбекистан состоит из разделов (крупных направлений правового регулирования), объединяющих главы (проблемные блоки конституционных институтов), состоящие из статей (правовых сюже- тов, достаточно крупных конкретизированных типичных юридических но- велл, подлежащих конституционному регулированию). В первом разделе
Конституции Республики Узбекистан сформулированы конституционные принципы, имеющие регулирующее значение в отношении ко всему осталь- ному тексту. Аналогично тексту Конституции РФ, провозглашается респуб- ликанская форма правления, демократический режим; утверждается принад- лежность государственной власти народу. Олий Мажлис (высший представи- тельный орган) и Президент Республики избираются народом и выступают от имени народа Узбекистана.
Во втором разделе «Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина» в главе «Политические права» регламентировано право граж- дан Республики участвовать в управлении делами государства непосред- ственно, либо через представителей посредством осуществления самоуправ- ления, проведения референдумов, демократического формирования государ- ственных органов.
В пятом разделе «Организация государственной власти» определяются основополагающие начала выборов Олий Мажлиса и Президента Республики
Узбекистан (принципы, цензы, регламентация на уровне закона и т.д.).
Наибольший интерес представляет глава 23, непосредственно посвя- щенная избирательной системе. Несмотря на то, что состоит она всего лишь из одной статьи (ст.117), здесь последовательно закрепляется право граждан
Узбекистана избирать и быт избранными в представительные органы власти; некоторые принципы избирательного права и гарантии их защиты; регламен-


45 тированы сроки проведения выборов (в первое воскресенье третьей декады декабря), активное избирательное право (с 18 лет), его ограничения. Здесь же регламентирован порядок образования и деятельности Центральной избира- тельной комиссии; а также содержится отсылка на правовое регулирование выборов посредством закона.
Следует заметить, что для конституций советского периода, глава, по- священная основам избирательной системы и основным принципам избира- тельного права, была традиционной. В действующей Конституции Россий- ской Федерации 1993 года она не получила закрепления. Но как считают ис- следователи, наблюдается тенденция к расширению конституционно- правового регулирования выборов. В действующих конституциях некоторых государств, в том числе государств СНГ, сохранились специальные главы ли разделы, посвященные избирательной системе. Помимо рассмотренной выше
Конституции Узбекистана (гл.23 Избирательная система), Конституция Рес- публики Беларусь содержит раздел III «Избирательная система. Референ- дум». Аналогичные структурные единицы существуют в конституциях
Туркменистана (раздел V. Избирательная система. Референдум), Украины
(раздел 3. Выборы. Референдум), в чем в определенной степени можно усмотреть продолжение советской традиции.
Конституция Республики Беларусь также отражает комплексный под- ход к регламентации норм избирательного права. Статьи, посвященные вы- борам, содержатся в ней как в разделах II «Личность, общество, государ- ство», IV «Президент, Парламент, Правительство, Суд Республики Бела- русь», V «Местное управление и самоуправление», так и в специальном раз- деле III «Избирательная система. Референдум».
Так же как и Конституция РФ, Конституция Республики Беларусь ре- гулирует особо важные стороны общественной жизни страны посредством установления общих принципов построения государства и взаимоотношения личности, общества и государства.
В Конституции также закреплен принцип народовластия. Статья 3
Конституции Республики Беларусь провозглашает народ единственным ис- точником государственной власти и носителем суверенитета в Республике
Беларусь. Народ осуществляет свою власть непосредственно через предста- вительные и иные органы и только в тех формах и пределах, которые уста- новлены Конституцией. Статья 37 Конституции закрепляет право граждан
Республики Беларусь участвовать в решении государственных дел как непо- средственно, так и через свободно выбранных представителей.
Проведение референдумов, обсуждение проектов законов и вопросов республиканского и местного значения и другие определенные законом спо- собы являются формами непосредственного участия граждан в управлении делами общества и государства. Непосредственное осуществление власти народа посредством референдума и свободных выборов закрепляют выбор- ный принцип организации государственной власти в стране.
В соответствии с международными стандартами, Конституция Респуб- лики Беларусь гарантирует избирательные права граждан, устанавливая, что


46 граждане Республики Беларусь имеют право свободно избирать и быть из- бранными в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.
Непосредственно вопросам проведения выборов и референдума в
Конституции Республики Беларусь посвящен раздел III «Избирательная система. Референдум» (ст.ст. 64-78). В нем закрепляются основные прин- ципы участия граждан Республики Беларусь в выборах, ограничения в реа- лизации избирательных прав граждан, а также основные положения изби- рательного процесса.
Отдельные статьи Конституции посвящены вопросам проведения вы- боров Президента, а также депутатов Палаты представителей и членов Сове- та Республики Национального собрания Республики Беларусь.
В основном, в конституциях государств-участников СНГ содержатся лишь общие нормы избирательного права (право избирать и быть избран- ным, способы избрания соответствующих выборных органов (президента, парламента), а более подробная регламентация осуществляется на уровне за- конов, избирательных кодексов и т.д. Отсутствие в конституциях разделов или глав об избирательной системе влечет за собой невозможность четкого гарантирования защиты демократических принципов и норм избирательного права в соответствии с международными стандартами в этой сфере [2].
По мнению ученых [1], одним из направлений конституционного ре- формирования в ближайшие годы может стать совершенствование норм, ре- гламентирующих основы избирательной системы, на основе накопленного опыта. В текстах Конституций должны найти отражение основополагающие принципы избирательного права, основы правового статуса органов, обеспе- чивающих проведение референдума и выборов, гарантирующих реализацию права избирать и быть избранным – системы избирательных комиссий и
Центральной Избирательной Комиссии в частности.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Список литературы
1. Головин А. Конституция как источник избирательного права: внутрисистемный анализ // Журнал о выборах. 2010. №3.
2. Казановская Ю.А. Международные стандарты в области прав человека в консти- туционном законодательстве России / в сборнике: Правовая политика и модернизация государственности. Материалы международной научно-практической конференции. 2012.
С. 92-95.
3. Постановление от 22 января 2002 г. № 2-П «По делу о проверке конституционно- сти части второй статьи 69, части 2 статьи 70 и статьи 90 Конституции Республики Татар- стан, а также пункта 2 статьи 4 и пункта 8 статьи 21 Закона Республики Татарстан «О вы- борах народных депутатов Республики Татарстан» в связи с жалобой гражданина
М.М. Салямова» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 6. Ст. 627.

47
ИСПОЛНЕНИЕ И ОТБЫВАНИЕ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ,
АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ
Лядов Э.В.
профессор кафедры уголовно-исполнительного права, канд. юрид. наук, доцент,
Академия ФСИН
России, Россия, г. Рязань
В статье рассматриваются проблемные вопросы исполнения и отбывания наказа- ний, альтернативных лишению свободы и обосновывается необходимость законодатель- ного разрешения отмеченных проблем.
Ключевые слова: штраф, альтернативные наказания, исправительные работы, уго- ловно-исполнительные инспекции, осужденные к исправительным работам, исполнение наказаний, не связанных с лишением свободы.
В настоящее время в России применяется достаточно широкий спектр наказаний, альтернативных лишению свободы, реализация большинства из которых возлагается на уголовно-исполнительные инспекции.
Рассмотрим отдельные проблемные вопросы, связанные с исполнением и отбыванием наказаний, альтернативных лишению свободы.
В системе наказаний, предусмотренных ст. 44 УК РФ, наказание в виде штрафа находится на первом месте. Штраф представляет собой наказание имущественного характера, поскольку затрагивает именно сферу имуще- ственных интересов виновного.
Рассматривая проблемы применения данного наказания, следует согла- ситься с мнением О.В. Борисовой [3, с. 35-36] указывающей, что законода- тель Федеральным законом от 07.12.2011 N 420-ФЗ [10] изменил положения о сроке рассрочки и отсрочки уплаты штрафа в УК РФ и в ст. 398 УПК РФ, определив его в 5 лет вместо прежних трех, однако при этом ч. 2 ст. 31 УИК
РФ не изменена и по-прежнему указывает на три года. По-нашему мнению, такая ситуация ставит в неравное положение осужденных к рассматриваемо- му наказанию, поскольку жизненные обстоятельства, приведшие к невоз- можности единовременной уплаты штрафа могут возникнуть в любой мо- мент, и если их не было на момент рассмотрения дела судом, то это не озна- чает, что они не возникнут после вынесения приговора. Думается, что дан- ный вопрос требует законодательного разрешения и срок рассрочки уплаты штрафа в уголовно-исполнительном законодательстве должен быть анало- гичным уголовному законодательству.
Следующим проблемным аспектом, заслуживающим внимание, явля- ется положение закона, зафиксированное в ч. 2 ст. 88 УК РФ, устанавливаю- щее возможность, по решению суда, взыскания штрафа, назначенного несо- вершеннолетнему осужденному с его родителей или иных законных предста- вителей с их согласия. При этом в п.21 Постановления Пленума Верховного
Суда указывается, что такое решение может быть принято и по их ходатай- ству после вступления приговора в законную силу в порядке, предусмотрен- ном статьей 399 УПК РФ. В любом случае суду следует удостовериться в


48 добровольности согласия и платежеспособности таких лиц, а также разъяснить последствия неисполнения судебного решения о взыскании штрафа [11].
Данная позиция законодателя, думается, является не совсем верной, поскольку при такой формулировке закона несовершеннолетние лица, закон- ные представители которых обладают высоким материальным доходом, ока- зываются в значительно лучшем положении, чем те семейных доход, кото- рых является невысоким, а порой на уровне прожиточного минимума
[6, с. 166]. Помимо этого, думается можно согласиться с мнением Ю.В. Го- лика, который отмечает, что в данном случае мы столкнулись с институтом гражданского права в уголовном праве [4, с. 54]. Штраф является уголовным наказанием и соответственно должен нести определенный карательный за- ряд, но в существующем в настоящий момент воплощении по отношению к несовершеннолетним преступникам он является компенсационной мерой, а компенсационный характер имеет именно гражданско-правовая ответствен- ность. Получается, что при реализации данной нормы уголовной ответствен- ности подвергаются законные представители несовершеннолетнего, что яв- ляется не приемлемым. Следствием такого подхода будет соответственно и очень низкая эффективность данного вида наказания.
Вторым, в лестнице наказаний, предусмотренных ст. 44 УК РФ, стоит наказание в виде лишения права занимать определенные должности или за- ниматься определенной деятельностью.
Остановимся на некоторых проблемных вопросах исполнения и отбы- вания данного вида уголовного наказания.
Во-первых, пунктом «г» ч. 2 ст. 34 УИК РФ установлено, что работода- тель, у которого работает осужденный, обязан в случае увольнения осужден- ного, не отбывшего наказание, внести в его трудовую книжку запись о том, на каком основании, на какой срок и какую должность он лишен права зани- мать или какой деятельностью лишен права заниматься, а в соответствии с ч.2 ст.35 УИК РФ органы, правомочные аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью, не позднее 3 дней после получения копии приговора суда и извещения уголовно-исполнительной инспекции обязаны аннулировать разрешение на занятие той деятельностью, которая запрещена осужденному, изъять соответствующий документ, предоставляющий данно- му лицу право заниматься указанной деятельностью [2, с. 23-31].
Однако следует отметить, что указанные положения закона не исклю- чают полностью возможности устройства лица на работу, на которую, в со- ответствии с приговором суда, он лишен права трудоустройства. Реализация таковой возможна в случае, например, невыполнения администрацией орга- низации требований вышеуказанного пункта «г» ч. 2 ст. 34 УИК РФ [5, с. 20].
О наличии подобных фактов свидетельствуют материалы прокурор- ских проверок. Так, например, прокуратурой Восточного административного округа г. Москвы установлено, что адвокатским бюро «З. и П.» при увольне- нии осужденного В. с должности юриста, в его трудовую книжку не внесена запись об основании увольнения (какую должность он лишен права занимать и на какой срок) [12, с. 22].