ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 411
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Познать себя» — это опознать себя как «Я». Как источник, творца, причинное начало. «Я» — это «Я». «Я» и ничего больше. Не «Я» + личность + предназначение + миссия + судьба + талант + способности + потенциал. Просто «Я» без дополнений, без атрибутов, без качеств и отношений. «Я» — это осознавание того, что вы — это НЕЧТО, а не НИЧТО. Вы есть. Вы существуете.
Самопознание — это путь к пониманию того, что вы — это вы и ничего больше, остальное — атрибуты, которыми вы управляете, которые вы выбираете, осваиваете, присваиваете, отторгаете, привлекаете, отпускаете, с которыми вы отождествляетесь, разотождествляетесь, освобождаетесь по желанию или против воли. Поиск «СЕБЯ» не имеет ничего общего с поиском «того самого, что делает вас индивидуальным, уникальным», особенного, отличного от других.
Уникальность образуется сочетанием дополнительных к «Я» атрибутов. Атрибуты не являются уникальными. Большинство людей на планете, за исключением удаленных от «цивилизации» племен, оперируют универсальным набором атрибутов личности, внешности, способностей (умный, сильный, красивый, быстрый, образованный, успешный и т.д.), семейных, социальных и профессиональных ролей. Поэтому уникальность образуется не «УНИКАЛЬНЫМ АТРИБУТОМ», которого нет у других, а уникальным сочетанием атрибутов, которые есть у многих (потенциально — у всех).
Люди отождествляются с атрибутами, то есть приравнивают «Я» к свойствам, качествам, способностям, ролям, предметам, явлениям, функциям. Познать себя — значит увидеть, опознать, ощутить существование, бытие, самость, чувство «Я» за ворохом атрибутов.
Самообладание — это эффект от самопознания. Обладать собой — значит принять идею своего существования. «Я есмь». «Я» — бытие вне атрибутов.
Внешнее проявление самообладания — такие признаки, как невозмутимость, умение сохранять ясность, указывают, что чужие оценки, оскорбления не могут вас «уничтожить», «рассоздать». Вы — это вы, ВЫ ЕСТЬ, что бы об этом не думали или говорили другие.
Выгодные для поставщиков смыслов предложения поиска себя, предназначения, определения смысла жизни, расчета кармы, нахождении СЕБЯ, обездвиживают человека, приводят к ничегонеделанию, которое объясняется «потерей себя», «отсутствием смысла».
Когда вам предлагают НАЙТИ СЕБЯ, вам указывают на то, что вы ПОТЕРЯЛИ СЕБЯ. Потерять себя невозможно.
Выражаясь метафорически, возможно перепутать координаты местоположения, но невозможно потерять местоположение. Даже если вы не знаете, где вы (кто вы), вы есть.
Таким образом мы считаем, что первая стадия познания – САМОПОЗНАНИЕ или «обретение себя».
Как только человек становится источником познания, он может начать усваивать и воспринимать знания, работать с ними.
Познание как ПРОЦЕСС распознавания данных может идти в противоположных направлениях: приближение и удаление.
ПРИБЛИЖЕНИЕ. Для того, чтобы «познать суть», «увидеть как есть», необходимо «слиться» с объектом познания, усвоить его, инкорпорировать, стать с ним «единым целым». Познание как безусловное «впитывание», «инкорпорирование реальности». Можно толковать как «вмещение в себя» реальности, усвоение реальности, овладение реальностью, ассимиляция реальности, синтез с реальностью.
Понимание — процесс из следующих стадий:
- распознавание реальности,
- выбор интересующей части реальности,
- контакт с выбранной частью,
- присвоение (делание ее частью своей реальности).
Присвоение — основной компонент понимания, его завершающую стадию, мы понимаем, как «делание частью своей реальности».
Такой тип познания (этап познания) еще называют в противовес объяснению в философии называют пониманием. Иногда называют непосредственным восприятием, хотя иногда этот термин понимают иначе: воспринимать органами чувств минуя технические средства приспособления, что не гарантирует понимания и познания.
УДАЛЕНИЕ. Для того, что определить объект познания, присвоить ему место в системе координат, в картине реальности, от объекта необходимо наоборот удалиться, рассмотреть его со стороны. Такой тип познания (этап познания) еще называют объяснением. Вы классифицируете объект, определяете его категорию, вид, класс, расположение, назначение, важность.
Сравнивая с процессом понимания в лингвистическом смысле, как преднамеренным, осознанным набором мыслительных операций, направленных на «размещение воспринятого объекта» в иерархии знаний. Вы
воспринимаете объект органами чувств, определяете его принадлежность к какому-то типу, виду, размещаете полученную категорию в иерархии категорий, соотносите с какой-либо областью знаний. Таким образом, вы все больше отдаляетесь от воспринятого объекта, так как располагаете его на другом конце абстракций. Количество уровней абстрагирования (масштаба удаления от объекта) зависит от количества промежуточных данных на цепи от вашей ментальной реальности до объекта. Самые образованные и подкованные ученые могут быть наиболее далеки от изучаемых объектов, так как их уровень абстракции (абстрагирования, удаления) очень велик и включает большое количество промежуточных оценочных звеньев, таких как: домен → царство → тип → класс → подкласс → отряд → семейство → вид → представитель. То есть, они понимают карася не как карася, а как «представителя рода карасей семейства карповых, отряда карпообразных, класса лучеперых рыб, типа хордовых, царства животных домена эукариотов».
В результате принципиально разных способов понимания мы должны получать принципиально разные концепты в сознании. Можно было бы сказать, что при непосредственном восприятии мы видим объект больше как «функцию», а при логической категоризации — больше как «структуру».
Примечательной является «мудрость нашей речи». Мы используем в речи такие обороты как «в первом приближении», пытаясь указать на поверхностное ознакомление. Мы не говорим «в первом удалении». А если используем выражение «абстрагируясь от сказанного» обычно имеем в виду не увеличение степени понимания, а «отдаление от данных, исключение их из области рассмотрения.
Познание как РЕЗУЛЬТАТ распознавания данных является не динамическим процессом, а статической характеристикой, результатом двух процессов – удаления и приближения.
СИНТЕЗ. Вы познали данное (область реальности), когда усвоили его непосредственно, как концепт, как суть, и когда вы разместили его в «библиотеке знаний», определили его место в иерархии данных, присвоили ему удельный вес, относительную значимость, соотношение с другими усвоенными данными.
Вы можете его видеть как структуру и функцию, непосредственно и опосредованно, «вблизи» и «вдали».
1.9. Теория памяти
Мы привыкли считать память «персональным», «индивидуальным» хранилищем данных о предшествующем жизненном пути. Однако, если вдуматься, все что происходило с нами в реальности, происходило не только с нами. Если мы видели проезжающий мимо автомобиль, это данное запечатлеется как минимум у еще одного участника — водителя проезжавшего мимо нас автомобиля. Если мы помним, как ходили в театр, то это воспоминание является частью опыта театральной труппы и других зрителей. Чтобы с нами не происходило в реальности, всегда найдутся другие участники этой реальности, которые запечатлеют момент в своем «хранилище данных». Если мы в полном одиночестве смотрим фильм, его видел, смотрит или увидит кто-то еще, в нем снимались актеры, и этот фильм является частью и их памяти также. Если мы в одиночестве гуляем пол лесу, эти же деревья увидит и запомнит другой гуляющий. Все наши данные не являются «персональными», их всегда запечатлевает кто-то еще. Можно было бы предположить, что птицы, рыбы, звери, насекомые не имеют памяти, и если мы посетили место, на которое ранее не ступала нога человека, то оно будет «уникальным воспоминанием», не хранящемся более ни в чьем банке данных. И все же, большая часть опыта является совместным, а не уникальным. Если и есть места на земле, где не ступала нога человека, то их не помнит ни один человек. А если все же не только люди обладают памятью, то наша память может быть не только «коллективной», но и «всеобщей». Например, некоторые ученые полагали и полагают до сих пор, что память имеет молекулярную основу и обусловлена химическими процессами, вызывающими перестройку РНК, при этом аналогичные фрагменты цепочки РНК можно увидеть у совершенно различных существ. Теорию «заражения чужой памятью» рассматривали ученые многих стран включая СССР. Впоследствии эту теорию вытеснили теории о межнейронных связях головного мозга, как субстрате памяти. Однако «место», где записываются данные, биологический «жесткий диск» так и не найден. Нейронные связи — это всего лишь объяснительная модель, предполагается, что они хорошо изучены с точки зрения электрохимического обмена, но как именно они (сами нейроны или их отростки — аксоны и дендриты) хранят «кино жизни» — картинки, запахи, звуки, ощущения веса, скорости, верха или низа, положения собственного тела и другие — неизвестно. Что касается объемов памяти — они весьма отличаются от человека к человеку. Есть люди, которые имеют обширное «психологическое прошлое» и могут вспоминать события из реальности за большой промежуток времени, есть люди, которые не могут вспомнить, выключили ли они утюг пять минут назад. Примечательно то, что в гипнотическом трансе многие пациенты с «плохой памятью» легко воспроизводят запечатленное в любой период жизни.