ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 367

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Часть II. ВИЛИР-практика


Эта часть содержит методологические и методические основания ВИЛИР-терапии. Основываясь на идеях различных школ, ссылки на которые указаны в тексте в списке литературы в конце книги, мы разработали серию программ для самостоятельной работы. Принципы организации, модели работы, примеры программ представлены ниже.

Сущность ВИЛИР-терапии.

Рабочее название терапии: «терапия разотождествления». «ВИЛИР» – аббревиатура, которая рассмотрена в разделе «философские основания». Мы полагаем, что отождествление с личностью, ролевым репертуаром, мышлением, эмоциональной или поведенческой сферой, мировоззрением, системой ценностей (целей смыслов), любыми видами идентичности лежат в основе нарушений адаптации. Человек может себя идентифицировать с нацией, расой, профессией, телом, религией, но он должен помнить, что он – не набор идей. Он тот – кто эти идеи создает и управляет ими.

Считается, что «развитый человек» обладает «зрелой личностью». На деле «личность» обладает человеком. Он перестает понимать, что является автором, конструктором личности, мировоззрения и отождествляется с процессом мышления или системой представлений о себе (мире).

В соответствии с идеей разотождествления сконструированы упражнения, задача которых «разлепить» состояние и настроение, цели и желания, личность и тело, человека и личность и так далее. «Ввести расстояние» между различными личностными детерминантами, чтобы человек мог «рассмотреть их по отдельности» и разотождествиться с ними.

Актуальность ВИЛИР-терапии.

В настоящее время русскоязычный рынок психологических услуг перенасыщен представителями разных школ и направлений, некоторые из которых не декларируют свои цели, происхождение инструментов, не имеют этического кодекса. Множество специалистов без специального образования предлагают психологические услуги, не отвечая за последствия непрофессиональной помощи. Некоторые не знают, представителями какого направления сами являются и не могут классифицировать собственные инструменты даже на уровне «простых понятий»: аналитические, экспрессивные и так далее. В среде информационных услуг появился новый термин «инфоцыгане».


Известны случаи, когда «псевдоспециалисты» наносили существенный вред, дискредитируя психологическое консультирование, психокоррекцию, немедицинскую психотерапию как социальный институт.

Некоторые люди избегают обращаться за помощью, так как «наслышаны» о работе «психологов». Некоторые люди и раньше избегали обращаться за помощью, так как испытывают трудности при необходимости «открываться перед чужими» или им трудно сосредоточиться на мыслях и ощущениях в присутствии третьих лиц. Для этой категории клиентов, которые готовы взять на себя ответственность за решение проблемы, но нуждаются в уединении или не доверяют специалистам, разработан наш подход. Учитывая текущую ситуацию, мы разработали метод самостоятельной работы, который может восприниматься как «относительно безопасный».

Во-первых, в каждой программе указаны школы, на идеях которых сконструированы инструменты. Клиент может обратиться к источникам и удостовериться, что такие школы и подходы существуют и признаны профессиональным сообществом.

Во-вторых, детально описана аудитория, показания к применению, противопоказания, предостережения, отказ от ответственности, из которых понятно, кому такой метод не подойдет, кому противопоказан, кому не поможет.

В-третьих, административные и теоретические части программ будут находиться в открытом доступе. До начала работы с программой потенциальный клиент сможет проконсультироваться у независимых специалистов.

В-четвертых, в открытом доступе находится около ста видеолекций автора, из которых клиент может почерпнуть необходимую информацию о том, насколько ему близко мировоззрение автора. Видеолекции включают в себя широкий круг тем, связанных с различными аспектами жизни человека: его состояние, настроение, доминирующие эмоции, деятельность, роли, сценарии, установки, мотивацию, цели, смыслы, ресурсы, продуктивность, активность и так далее.

В ВИЛИР-терапии предпринята попытка соблюсти принцип «максимальной открытости»: доступна биография автора, мировоззрение, книги, статьи, лекции. Сохранена возможность обратной связи: можно задавать вопросы в блоге, где наглядно подтверждена экспертность автора, можно обратиться через закрытые каналы связи.



Процедура апробации

Масштабной апробации не было, так как проект относительно новый, программы разрабатываются в течение последнего года. Отдельные клиенты, проходившие некоторые программы, дали положительную обратную связь. Бывают неприятные воспоминания, «негативные» инсайты, разочарования, иногда возникает сопротивление. Это является «нормальной частью работы», для таких состояний есть отдельные техники, например, по работе с образом сопротивления. В целом, фокус-группа разделилась на «два лагеря»:

1. Те, кто принципиально не хочет работать самостоятельно. Как правило, это немного «рентные» клиенты (по терминологии Столина В.В. и Бодалёва А.А. [2]). Они могут себе позволить оплачивать работу специалиста и не видят смысла «заставлять себя делать уроки».

2. Те, кто заинтересовался работой, среди них:

- «просто интересно»,

- «всерьёз намерен».

Критика в основном по латентным признакам (цветовое оформление буклетов и рабочих тетрадей, неудобство в связи с форматом рабочей тетради).

Методические основания ВИЛИР-терапии


Пошаговая мультифокусная инструкция в любой программе в ВИЛИР-подходе состоит из трёх частей:

- административной,

- теоретической,

- практической.

В административной части представлены разделы:

- описание целевой аудитории,

- противопоказания,

- предостережение,

- отказ от ответственности,

- права на использование,

- информированное согласие.

В теоретической части представлены разделы:

- методические рекомендации по выполнению программы,

- содержание буклета,

- описание проблемы,

- состояние проблемы,

- подходы к проблеме,

- подходы к решению проблемы.

- модель решения проблемы в рамках ВИЛИР-подхода.

В методических рекомендациях представлена общая инструкция к программе. Описана скорость прохождения программы при выборе различных видов расписания и глубины погружения. Описаны варианты прохождения: поверхностное, среднее, глубинное. Инструкции для разных видов прохождения, инструкции по саморегуляции, мотивированию на продолжение, описание уровня необходимости и будущей пользы.

Количество разделов меняется от темы к теме. Применительно к теме «Пренатальные травмы» в теоретической части содержится 22 кратких раздела (по 700-1000 знаков, чтение занимает 1-2 минуты): 1. «Описание буклета». 2. «История проблемы». 3. «Подходы к проблеме». 4. «Причины токсикоза». 5. «Если зародыш не чувствует». 6. «Психологическая травма и зародыш». 7. «Агрессия и гиперопека». 8. «Состояние проблемы». 9. «Травма и сценарий». 10. «Формирование сценария». 11. «Симптомы травматизированного сценария». 12. «Виды пренатальных травм». 13. «Типы пренатальных травм». 14. «Симптомы пренатальной травмы». 15. «Косвенные признаки пренатальной травмы». 16. «Экзистенциальная тревожность». 17. «Эмоциональная тупость». 18. «Травма рождения». 19. «Травма пребывания в утробе». 20. «Надо ли работать с «пренаталом»?». 21. «Содержание пренатальной травмы». 22. «14-фокусная модель работы».

Минимум теории в целях информирования с указанием источников. Максимум точек зрения во избежание трансляции ограниченной парадигмы. В данном случае мы ориентируемся на подход к работе с травмой Гнездилова А.В. [3], согласно которому необходимо избегать навязывания стереотипов, несвойственных конкретному человеку образов и моделей.


Модель может меняться в зависимости от проблемы. Применительно к теме «Пренатальные травмы» предлагается 14-фокусная модель работы:

1. Формулирование ожиданий от работы с темой.

2. Демифологизация (прояснение) темы рождения.

3. Символизация сопротивления, травмы, себя в травме.

4. Анализ травмы, состояния, образа себя.

5. Анализ сценарных выборов.

6. Анализ вторичной травматизации.

7. Анализ вторичных выгод.

8. Работа над качеством жизни.

9. Осознавание изменений.

10. Фиксация изменений.

11. Преобразование дефекта в ресурс.

12. Перемоделирование ситуации.

13. Моделирование нескольких сценариев будущего.

14. Сравнение ожиданий с результатом.

«Демифологизация темы» означает прояснение собственных представлений и избавление от заблуждений относительно темы. Слово «миф» использовано в значении «личностный миф» согласно работам Лосева А.Ф. [8].

После описания мультифокусной модели предлагается методика работы, которая включает несколько разделов, ориентированных на отдельные «фронты работы». К методике прилагаются: цель, задачи, предполагаемый результат.

Первое упражнение – всегда формулирование ожиданий. Упражнение представлено в виде неоконченных предложений, закончив которые клиент формулирует ожидания, цель, задачи, проблемы, описывает ожидаемые изменения представлений, состояния. В конце программы завершающая техника измеряет воплощение ожиданий в баллах.

В программе «Пренатальные травмы» представлено 55 коротких упражнений для самостоятельной работы. Из них:

- 5 эссе (описать свои представления по заданной теме),

- 5 символизаций (представить образ чего-либо – события, состояния),

- 15 арт-терапевтических техник (нарисовать / слепить символ или образ),

- 3 диалога (с символами или воображаемыми участниками),

- 13 упражнений на анализ (неоконченные предложения, сравнение ответов из ранних упражнений, оценка суждений, изменений),

- 2 упражнения на самоанализ (описание своих мыслей, чувств, ощущений по указанному поводу),

- 12 техник на моделирование (угрозы, сценариев будущего и так далее).

Разделение условное, например, некоторые техники символизации одновременно требуют анализа или рисования (лепки).

Техники короткие (для неоконченных предложений – 5-7 вопросов).

Последние техники программы направлены на оценку работы по программе в общем, перемоделирование прошлого, преобразование дефекта в ресурс, осознавание и фиксацию изменений, оценку соответствия ожиданиям в баллах.