ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 384
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Из обид и дурных сновидений, из побед или новых стремлений, из потраченных сил, чужих мнений, из наследства других поколений, или только энергий планет?...» … «Состоим из людского тепла» (Soul Anna).
«Гнусность, мерзость, эгоизм. Честность, смелость, героизм»… «Из девчонок и мальчишек, из отцов и матерей, из бабуль и дедусей»… «Из того, что говорим, из того, что уши слышат, из того, что глазки видят»… «Из того, что сотворим» «Из того, что я любим»… «Из кино, легенд, и сказки, красок, глины, и замазки»… «Жизнь для нас сплошной экстрим, из него мы состоим» (Краснов Олег).
Из известной песни на стихи Я. Халемского мы узнаём: мальчишки сделаны «Из веснушек и хлопушек, из линеек и батареек, из пружинок и картинок, из стекляшек и промокашек», девчонки сделаны «из цветочков и звоночков, из тетрадок и переглядок, из платочков и клубочков, из загадок и мармеладок».
«Мы созданы из вещества того же, что наши сны» (Уильям Шекспир, «Буря»).
Согласно данным портала space.com исследование — состава более чем 150 000 звёзд показало, что галактики, наша планета, люди и всё окружающее нас создано на 97 процентов из одних и тех же элементов, из «звездной пыли».
«Человек — это часть целого, которое мы называем Вселенной, часть, ограниченная во времени и в пространстве. Он ощущает себя, свои мысли и чувства как нечто отдельное от всего остального мира, что является своего рода оптическим обманом. Эта иллюзия стала темницей для нас, ограничивающей нас миром собственных желаний и привязанностью к узкому кругу близких нам людей. Наша задача — освободиться из этой тюрьмы, расширив сферу своего участия до всякого живого существа, до целого мира, во всем его великолепии. Никто не сможет выполнить такую задачу до конца, но уже сами попытки достичь эту цель являются частью освобождения и основанием для внутренней уверенности» (высказывание Альберта Эйнштейна).
В разных концепциях человек предстает как биологический вид (тело, представляющее определенную «породу» в животном мире), как структура-носитель каких-либо функций, как объект внешних воздействий (культурно-исторических, общественно-политических, трудовых и других отношений).
Человек, как носитель мировой воли, объективированная (воплощенная в объекте) часть мировой воли. Концепция предложена Артуром Шопенгауэром в его философском трактате «Мир как воля и представление».
Человек, как носитель разума
. Homo Sapiens — человек разумный. Происхождение термина приписывают шведскому биологу Карлу Линнею.
Человек, как носитель речи. Homo Symbolicus — человек символический (производящий символы, говорящий). Термин предложен Эрнстом Кассирером, представителем Марбургской школы неокантианства.
Человек, как производитель объектов. Homo Faber — человек творящий (производящий). Философская концепция, сформулированная немецкими философами Ханной Арендт и Максом Шелером, восходящая к трудам Платона или ранее.
Человек, как механическое устройство. Homo Machina — человек-машина. Эту идею проповедовал шведский медик и биолог, представитель механистической физиологии Ларс Руберг.
Человек как тело (биологический вид).
Удивительно, что человек, который назван «разумным», определяется не как «разум», «сознание» — как «организм». Удивительно и то, на разных уровнях обобщения в качестве критериев для обобщения выбраны разномастные и разношерстные категории: структура (хорда), функция (млекопитание), группа (люди). Не связанные между собой критерии составляют единую классификацию. Имеет ли смысл процедура выделения базового качества, определяющего человека?
Разумный человек может потерять разум, но мы не перестаем называть его человеком, просто приписываем ему новый атрибут (сумасшедший, безумный). Создающий человек может утратить трудоспособность, но мы не перестаем называть его человеком, просто приписываем ему новый атрибут (инвалид, недееспособный). Человек может умереть (утратить тело), но мы не перестаем считать его человеком, просто приписываем ему новый атрибут (мертвый, умерший).
Разум или речь является исключительными качествами человека? Можем мы утверждать, что дельфины не разумны и не общаются? Можем мы быть уверены, что рыбка-строитель не созидает, а райской птице не ведомо чувство эстетического наслаждения? Зачем искать исключительно человеческое качество (свойство, функцию)? Может, стоит использовать то, что отличает не людей вообще, а конкретного человека? Ориентируяcь на функцию, можно называть людей, посвятивших свою жизнь пению, Homo Cantus (лат. «человек поющий»). Называть игроманов или командных спортсменов Homo Ludum (лат. «человек играющий»). За основу взять состояние ума: Homo Miseriae (лат. «человек страдающий»), Homo Confusus (лат. «человек запутавшийся», термин предложен психолингвистом Т. Черниговской), Homo Atheus (лат. «человек неверующий»). За основу взять темперамент, стихию, происхождение, например, Homo Sanguineum (лат. «сангвиник» или «человек крови»), Homo Ignis (лат. «огненный человек»), Homo Deus (лат. «человек божественный», название книги Юваля Ноя Харари, израильского военного историка-медиевиста).
Что если человек — это не единый вид, а множество видов, зависящих от совокупности представлений о себе и о человеческом?
Существует ли универсальный атрибут, однозначно определяющий человека вообще? Попытки выделить системообразующее, главное, основное, исключительное свойство, качество, делающее человека человеком, не приводят к успеху, так как люди отличаются друг от друга. Для каждого человека (группы людей) сущностный атрибут будет своим, отличным от атрибутов других людей. Почему так сложно выделить сущностную характеристику абстрактного человека? Вероятно потому, что не существует абстрактных людей, все люди конкретны, и содержание реальности разных людей различно и зависит от того, с чем сам человек себя отождествляет (как он себя идентифицирует).
Приписывать отличительные атрибуты можно бесконечно, так как бесконечно количество видов деятельности, качеств, свойств. Любой атрибут можно подвергнуть критике, использовав его противоположное значение. Если человека человеком делает разум, то, назвав человека разумным, мы понимаем, что есть неразумные или безумные люди, которых мы не можем исключить из числа людей. Мы допускаем вероятность существования других созданий, обладающих разумом, например, дельфинов. Назвав человека творцом, создающим, мы понимаем, что существуют бездействующие, неподвижные люди (например, в вегетативном состоянии), и мы не можем исключить их из числа людей. Мы не можем исключить из числа создающих, например, плодоносящие деревья или плетущих паутины шелкопрядов и пауков. Таким образом, любой атрибут, может быть, отвергнут как (1) имеющий свою противоположность, (2) исключительно человеческий. Приписанный человеку атрибут сужает, ограничивает область «человеческого», исключая людей, не обладающих данным атрибутом, из области людей.
В попытке найти наивысший уровень абстракции (конечный или изначальный термин, всеохватное и всеобъясняющее слово) для всех качеств, свойств, видов деятельности, проявлений сугубо человека, мы, последовательно отвергнув все характеристики через дихотомии, придем к нулю, к отсутствию какого-либо объяснительного слова. Человек — это человек. Это «Я», не имеющее необходимо качеств, свойств, атрибутов до тех пор, пока «Я» не включается в какую-либо реальность, роль, отношения. Существование атрибута, исчерпывающе выражающего сущность человека, невозможно.
Мы исключим из рассмотрения материалистические, телесные концепции человека (медицинские, биологические, механистические) и сфокусируемся на человеке, как сознающем существе.
Существует ли человек без каких-либо атрибутов, характеристик, отношений? Кто есть человек вне контекста, вне социальной роли, вне культурно-исторической реальности, вне трудовых и социальных отношений? Существует ли человек вне реальности, вне социальной среды, вне деятельности? Существует. Если мы наделяем нечто качествами, свойствами, атрибутами, то это нечто существует. Иначе ЧЕМУ бы мы приписывали различные характеристики, отличительные свойства, принадлежность к какой-то области, виду, группе?
«Чистый» вариант индивидуального сознания, когда человек осознает себя как «себя» и по выбору может:
???? отождествляться с идеями, деятельностью, местами, людьми, группами, ролями, функциями, областями реальности,
???? разотождествляться (отсоединяться) от мыслей, эмоций, состояний, переживаний, действий, ролей, других людей или групп.
«Я» — это существование до присвоения атрибутов, оно не содержит в себе ничего, пока нечто (качество, свойство, опыт и т.д.) не будет присоединено к «Я».
В книге «Нектар Бессмертия. Беседы о Вечном» представитель школы Адвайта, индийский мистик Шри Нисаргадатта Махарадж говорит о состоянии, которое переведено на русский язык как «Я-естьность».
В западном мире широко распространены представления о том, что человек — это «личность». Обсуждаются понятия «зрелая личность», «гармоничная личность», «здоровая личность». Отсутствие личности признаётся патологией. Из психоанализа к нам пришли такие термина как «расщепление личности», «раздвоение личности», «распад личности».
Что такое личность? Согласно психоаналитической теории это три компонента: «эго», «супер-эго», «ид». Транзактный анализ (Эрик Берн) предлагает такие компоненты личности: «родитель», «взрослый», «ребёнок». Юнгианский анализ предлагает нам в качестве личности систему архетипов из коллективного бессознательного. Гуманистическая теория личности предлагает толковать личность, как иерархию мотивов, стремление к самоактуализации, реализации. Когнитивная теория предлагает нам понимать личность как совокупность личностных конструктов, образованных предшествующим опытом. Существуют другие теории личности, которые рассматривают человека через призму поведения, деятельности, ценностей, установок, диспозиций, генетики, генеалогии и так далее. Большинство теорий берут один из множества аспектов жизни и пытаются сделать его смыслообразующим для человека как такового.
Борис Ломов предлагает системный подход к личности, указывая на три ее уровня: поведенческий, познавательный, эмоциональный. Теории личности предполагают, что человек — это личность, и пытаются дать «исчерпывающее описание человека».
Слово «личность» не всегда звучало гордо. В античном мире слово «личность» означало «личина», «маска», «роль». Этот термин пришёл с театральных подмостков. Личностями называли маски, которые актеры прикладывали к лицам, когда изображали богов, императоров, шутов и другие роли. Люди знали, что есть «Я» и есть «личина» — роль, которую я играю. С веками «Я» постепенно заменилось маской.
Согласно определению ЭГО — то, что осознаётся как «Я». Кем осознаётся? «Я» не осознаётся, «Я» осознаёт. В книге индийского мудреца Бхагавана Шри Рамана «Маха-йога» представлен термин «бэзэгостность». Автор детально описывает, как создаётся и функционирует ЭГО. Эго — это продукт мыслительной деятельности, система представлений о себе. Но есть тот, кто создаёт эту систему представлений. Помимо прочего ВИЛИР-терапия направлена от разотождествление с ЭГО, растворение личности, индивидуальности, самооценки.
В книге «Кто я? Священный поиск» французский философ Жан Кляйн описывает происхождение иллюзии предметного мира. В числе примеров он ссылается на язык народа нутка (индейские племена, проживающие преимущественно на территории Канады). У них нет существительных, лишь глаголы и наречия. Лингвисты переводят слова языка нутка как существительные, но в оригинале они звучат как глаголы или отглагольные существительные. Как если бы слово «голова» у них звучало как «головление», «человек» — «человечение».
Человек представляется «бытием» или «существованием», обладающим потенциалом создавать, обладать. Бытие, существование до присвоения атрибутов является «Я», «чистое сознание». Шри Нисаргадатта Махарадж различает «чистое сознание» и «сознание, осознающее существование». «Я» и «Я есть» — разные состояния сознания. Они существуют «до личности».
Наше сознающее «Я» обрастает личностью, которая не равна «Я», в ходе воспитания, обучения, накопления и преобразования опыта. Личность — это реактивное новообразование на «Я». Клубок из защитных механизмов, мировоззрения, представлений и так далее.
Можно ли изобрести «правильную» теорию личности, которая будет наиболее полно отражать любого человека? Нет. Личность любого человека состоит из большого количества идей и отношений, проявляющихся на когнитивном (мыслительном), аффективном (эмоциональном) и поведенческом уровнях (в соответствии с системной концепцией личности Б.Ф. Ломова). В нее входят коллективный человеческий опыт, семейные сценарии, инстинкты тела, состояния, роли, игры, самооценка, «я»-концепция, ценности, установки, диспозиции, ситуации, события, явления, люди, группы, предметы и многое другое.