ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 377
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5. Приписанное данное. При этой ошибке происходит искажение источника данных. Вы можете ошибочно приписывать происхождение той или иной информации не тем людям (не тем событиям, явлениям). Например, вы точно помните, что именно подруга рассказала вам про новую книгу, тогда как это был коллега. Или вы помните сцену нападения из кино, тогда как увидели ее в новостях. Степень вреда от искажения источника данных вы можете оценить по рекламе. Когда приятная девушка в белом халате рекомендует с экрана «пить йогурт с пробиотиками», вы интуитивно приписываете данные о пользе пробиотиков врачам, хотя они никакого отношения к йогуртам не имеют, и многие врачи считают эту категорию продуктов небезопасной, а то и откровенной вредящей здоровью.
Описанные ошибки имеют отношение к реальным данным (фактам, событиям), которые были восприняты, размещены или извлечены с искажениями. Совокупность этих ошибок понимания и атрибуции приводит к завалам и нагромождениям лжи, формированию заблуждений, распространяющихся на все сферы жизни, неспособности понимать, запоминать, разбираться.
Как следствие: тотальное замешательство, недоверие, неспособность учиться.
Есть отдельный вид «хорошей памяти», при котором с помощью многократного повторения или в соответствии с неуправляемой способностью запоминать большие объемы недавно увиденного (услышанного) удается ненадолго удержать в сознании неосмысленные и непонятые данные. Механическое запоминание приводит к механическому воспроизведению, но не становится частью «памяти», частью «банка данных». Такие авто-данные со временем выветриваются. Отличник, легко декламирующий дефиниции интегралов, логарифмов, и «щелкающий» задачки, как «орешки», спустя пару десятилетий даже приблизительно не может объяснить, что такое логарифм или интеграл, где, как и зачем он применяется. Такая «память» похожа на запечатление фрагмента иностранного текста на языке, которые вы не понимаете, но можете воспроизвести звучание этого фрагмента. Таким же образом мы можем напевать услышанные мелодии. Однако, не имея никакой опоры для понимания (например, названия нот, аккордов, тональность, название инструментов, стиля, жанра) спустя время мы не может воспроизвести («вспомнить») эту мелодию.
Мы полагаем, что не существует плохой или хорошей памяти (за исключение экстраординарных случаев и ситуаций «повреждения носителя», например нарушения мозговой деятельности при эпилепсии, черепно-мозговых травмах,
химическое отравлениях, вызывающих нарушение нервной проводимости и подобное). Мы полагаем, что «плохая память», как и «низкий интеллект» — это маленький объем внимания, обуславливающий бедную реальность и скромные способности по обработке данных, приводящие к ошибочной атрибуции в виде:
- неверной категории,
- неверного времени,
- неверной последовательности,
- неверной относительной значимости,
- ошибочного включения лишних данных,
- ошибочного игнорирования существенных данных,
- присвоения неверного источника происхождения данных.
1.10. Теория ЭТИКИ
«Что такое хорошо, что такое плохо» – предмет многочисленных религиозных, философских споров.
Мы толкует этику как такое отношение и поведение, которое осуществляется для наибольшего блага (наименьшего вреда) наибольшего количества участников (наибольшей области реальности). То, что обеспечивает «в среднем» наилучшее выживание наибольшему количеству.
Понятии «добра» и «зла» активно формировали и трансформировали последние пару тысяч лет. В античном мире таких понятий не существовало, как абсолютов. Были слова «благо» и «вред», как относительные понятия. Добро – это когда я смогу победить тебя, зло – это когда ты сможешь победить мня. На древнееврейском и арамейском слово «ГРЕХ» означало «промах мимо цели».
В течение веков, особенно в средневековье формировались и оттачивались абсолютные понятия хорошего и плохого. В новом завете впервые появляется христианский декалог (заповеди), в которых указано, что такое абсолютное зло и смертные грехи. Привычные «не убий», «не укради» мы видим только в этическом декалоге, в ритуальном декалоге на месте десятой заповеди «Не возжелай жены ближнего…» значится «Не вари козлёнка в молоке матери его».
Вот выдержки из «Морального кодекса строителя коммунизма»:
- Нетерпимость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов.
- Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.
Правила хорошего меняются от веры к вере, от строя к срою, от времени к времени, от эпохи к эпохе.
Ключевые понятия, которыми оперирует «хорошее», «приемлемое», «правильное» – это мораль, нравственность, нормы, этикет, этика, духовность.
Мораль – утвержденный в конкретной группе свод правил. Мораль дословно – «соответствующее закону».
Нравственность – интроецированный свод правил, который воспринят и осуществляется на деле.
Нравственность от слова «нрав», «норов» – совокупность «внутренних качеств». Аналог «характера». Есть второе значение слова нравственность – свод правил, в этом значении нравственность аналогична морали (от moris – «обычай, воля, закон»).
Духовность – то, что не «телесность». Есть интересы тела (талия, бюст, пресс, секс, красивая одёжка, вкусная еда). Есть интересы духа. Память, сознание, мышление, мировоззрение, установки, цели, ценности, смыслы.
Духовный человек может быть аморальным в представлениях морализатора.
Человек на пути «духовного развития» может проходить стадию морали («читаю чужие правила»), стадию морализаторства («навязываю правила другим»), стадию нравственности («применяю чужие правила как свои»), стадию этики («не нуждаюсь в правилах, руководствуюсь ситуацией и целесообразностью»). Может не проходить эти стадии, может застрять на одной из них.
На этапе морализаторства «начинающий духовный человек» преследует окружение с целью «заставить» принять кодекс, который он сам не может принять (поэтому и навязывает его другим).
На этапе этики человек оставляет других в покое, оставляет за ними право на самостоятельную эволюцию сознания, перестает «вещать от имени бога» (церкви, партии, товарищеского суда), но может заставить других действовать в трудной ситуации, если это необходимо для наибольшего блага или наименьшего вреда наибольшего количества участников.
В индийском мистицизме, буддизме есть «возраст саньясы» – этап отречения от мирского, аскезы. Человек «высоко духовен», но выглядит как бомж.
Человек с «высоким уровнем духовности» не обязательно вежлив, отзывчив, добр, приятен, мягкосердечен, «сюси-пуси», «ми-ми-ми», «розовые сопли». Монахи в Шаолине заставляют детей с трёх лет биться головой о стену.
Бывают не только «злые» (жестокие, агрессивные) духовные люди. Бывают «дезадаптивные». Человек так далеко ушёл от «мирского», от цивилизации, что плохо воспринимает путаную речь и глупые вопросы мирянина. Игнорирует или совсем не воспринимает (не понимает).
Этика – игра без правил. Человек «поднимается» на заповедями и действует в зависимости от обстоятельств, руководствуясь не правилами, а принципом наибольшего блага или наименьшего вреда. Это не мешает принимать чужие точки зрения и чужие моральные кодексы при необходимости. «В чужой монастырь со своим уставом не ходят». Но и из «чужого монастыря кодексы не таскают». Такой человек, попадая в «высшее общество», положит салфетку на колени, локти со стола уберёт… Вернувшись домой, он нальёт коньяк в гранёный стакан для шампанского, поскольку не зависит от условностей.
Этика – это не свод правил, не моральный кодекс, не 10 заповедей, не правила поведения в общежитии, не этикет.
Этика – это состояние сознания, которое находится «над правилами».
Этичный человек – тот, кто руководствуется конструктивными «общественно-полезными» целями. Общественно-полезными в кавычках, так как общество зачастую себя ведет деструктивно. Иными словами, человек руководствуется наибольшим благом для наибольшего круга лиц (областей реальности). Он гибок, адаптивен, легко переключается с кодекса на кодекс, с одного свода правил на другой, если в них есть необходимость. О отсутствие необходимости он действует свободно, без правил.
Нравственность, мораль – это набор правил.
Этика – это игра без правил.
Это не значит, что этичный человек ведет себя как животное. Этичный человек может принимать любые правила, которые не противоречат принципу наибольшего блага или наименьшего вреда. Он руководствуется не правилами, а целесообразностью (не структурой, а функцией; не фантиками, а конфеткой).
Поэтому этичный человек часто бывает активен, продуктивен, эффективен, тогда как «моральный» человек чаще «болтает, чем делает». Это не всегда так. Этичный человек способен бездействовать, выжидать, предоставлять право действовать другим. Если бездействовать (противодействовать) является наибольшим благом, он будет бездействовать или противодействовать.
В психоаналитической традиции выделяют такой защитный механизм: «морализаторство». В транзактном анализе описана деструктивная игра «родительский комитет», где «умные тетеньки и дяденьки возмущаются на тему падения нравственности».
Как отличить «этика» от «моралитика»: последний не может не морализаторствовать. Этичный может говорить или молчать, действовать или бездействовать, способствовать или препятствовать по выбору в зависимости от цели. Моральный делает только то, что делает. «Борется за добро», «борется со злом», «обличает безнравственность». Он «застрял» в сценарии, «заскриптован».
Этичный не руководствуется добром или злом, справедливостью и этикетом. Он руководствуется целесообразностью, адекватностью, релевантностью. Делает «как лучше», а не «как правильно».
В списке ста книг, рекомендованных к прочтению президентом РФ, есть труд Дарио Саласа Сммэра «Мораль XXI века». В ней автор много внимания уделяет, например, анальным половым отношениям. Это пример того, как госслужащий «опустился настолько», что считает людей животными, у которых необходимо регулировать не только мысли, общественное поведение, но и половые отношения. Такой человек считает людей аморальными, неэтичными, безнравственными.
Этические кодексы, заповеди, своды правил провоцируют межрелигиозные, межнациональные, межрасовые и межгрупповые конфликты. Люди, усвоившие придуманные кем-то правила, как единственно правильные, пытаются доказать других их неправоту.
Являются ли конфликты однозначно плохими?
Конфликтология как наука подробно рассматривает противоборство ценностей, целей, мотивов, установок, желаний, потребностей, инстинктов и других личностных конструктов человека в различных контекстах. Если отвлечься от научных исследований, то все внутриличностные конфликты сведутся к необходимости преодолеть эмоциональное состояние, которое человек расценивает, как негативное. Переступить через гордость, отпустить вину, стыд, обиду, смириться с утратой, обесцениванием. Люди редко осознают внутренний конфликт в научном контексте, например, как противоборство «ценности любви» и «желания секса». Чаще всего конфликт реализуется не как осознавание противоборствующих стремлений, а как неприятное эмоциональное переживание, от которого хочется отдалиться. Например, есть «социально неодобряемое» желательное (жена соседа), к которому хочется приблизиться, но для этого надо переступить через страх разоблачения.