ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 388

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Коэффициент интеллекта должен отражать широту восприятий, количество усвоенной реальности, размер знания (количество усвоенных данных от общего знания, совместного знания (сознания). Чем больше реальность, тем выше интеллект.

ИНТЕЛЛЕКТ — это «процентное соотношение» сознания и бессознательности.

Что именно входит в «сознание» и «бессознательность», как мы уже показывали выше — невозможно перечислить, поэтому так много теорий интеллекта, которые пытаются установить, чем именно заполнено сознание «на самом деле». Чем угодно, нет способа это установить. Зато есть способ посчитать «внешний доход» или «внешний ущерб».

Сознание, мышление, способности, картина мира не являются интеллектом. Интеллект — это не «содержание», а «соотношение». Соотношение «всего» и «антивсего». Соотношение того, с чем человек сознательно отождествился, и того, что он неосознанно отверг как неприемлемое (отождествился бессознательно). Соотношение сознания и бессознательного.

Есть версия, что человек с высоким интеллектом эффективен. Эффективная деятельность — процесс преобразования реальности, состоящий из (1) познания, (2) моделирования и (3) деятельности.

Познание — это процесс исходящего и входящего внимания: (1) направление интереса вовне; (2) восприятие и усвоение распознанного. Понимание или сознание (знание) является итогом процесса познания.

Моделирование — процесс создания картины новой реальности и способов ее достижения.

Деятельность — действия по преобразованию воспринятой реальности в идеальную реальность (смоделированный образец).

Когда мы исключаем из фокуса внимания деятельность (применение, практическую пользу), получаем «академический интеллект» — «ум без пользы».

Когда мы исчерпываем интеллект познавательными способностями (познавать существующее), мы исключаем творческий, созидательный компонент. Моделирование (создание) — это не познание имеющегося, это создание, придумывание нового.

Когда мы оцениваем эффективность труда, «практический интеллект», мы исключаем целенаправленность, творческую составляющую. Человек эффективно трудится, потому что он робот? Его выдрессировали, или он сам нашел новые пути и движется к собственной цели? Если человек бездействует, он глуп? Или он осуществляет невидимое нам действие (сдерживает, предотвращает, утилизирует что-то)?


Если высокоинтеллектуального человека характеризует эффективность, тогда у него в сознании должны быть представлены познавательные и административные компоненты реальности.

Есть версия, что эффективность и интеллект не связаны. Предположим, что не для всех продуктивность «с высоким коэффициентом полезного действия» является образцом для подражания. Восточные культуры борются с западной суетой. Индийские мудрецы полагают, что «возня» и «суета сует» не позволяют человеку узнать себя, свою божественную природу, его жизнь проходит бесцельно в погоне за материальными благами. Известность и слава, которой они достигают, «ничего не делая», медитируя, поражает воображение. Книги, которые ученики составляют из их открытых лекций, сатсангов, бьют миллионные рекорды по количеству прослушиваний и скачиваний. У миллионов людей нет сомнений в их мудрости, но с продуктивностью там наоборот. Человек стремится к бездействию.

Другой пример: человек-«обыватель» ничего особенного не достигает, ни к чему не стремится, выглядит как «не очень умный и амбициозный», но спустя годы выясняется, что это «спящий агент», который владеет таким количеством языков и способностей, что некоторые гении позавидовали бы. Если человек неэффективен (бездействует, действует разрушительно, неадаптивно), можем ли мы считать, что у него «низкий интеллект»? Может, мы просто не знаем, чем он занят? Может он с чем-то справляется, что-то сдерживает, и его продуктивность феноменальна, но не очевидна?

Наша версия: человек с высоким интеллектом сам выбирает, быть ему эффективным, продуктивным, деструктивным, дезадаптивным, или бездействовать.

Будда (Сиддхартха Гаутама или Будда Шакьямуни) выглядел «деклассифицированным элементом», пока был саньясином (практика отказа). Жил в лесу, нищий, тощий, безработный. Наследил наследия на 2,5 тысячи лет. Вряд ли страдал от глупости.

Соотношение сознательного и бессознательного не означает, что человек будет стремиться реализовать все способности, раскрыть на полную потенциал, «выстрелить на все сто». Человек в сознании понимает безграничность возможностей

, но не стремится реализовать «всё и сразу», как маленький ребенок, который не умеет ждать.

Потенциал не равен воплощению. Возможности не равны реализации. Способности не равны результату. Проблема в теориях интеллекта с путаницей: неразличением структуры и функции, процесса и результата, целей и процесса, знания и действия.

Что если эффективная деятельность может выглядеть как бездействие, бесполезность, когда человек тратит всю мощь на сдерживание, терпение, предотвращение чего-либо?

1.5. Теория сознания


«Про истину вещать и истину познать — вещи две разные» — высказывание сетевого мастера Йоды

Тема сознания — «ужас что такое».

Многие ученые согласны: мало кто понимает, что из себя представляет сознание, кто такой человек, является ли сознание продуктом биологического субстрата — мозга, или оно независимо от тела человека и является независимой субстанцией. Споры о природе этой субстанции продолжаются. Не существует ни одного определения сознания, которое было бы принято всеми школами. В современной философии и психологии сознания избегают определения сознания, и попытка дать феномену определение признается дурным тоном. Теории о природе сознания выдвигать можно, но давать определение — «не поймут».

Данная проблема (поиск того, «что есть сознание) заявлена как инновационная, ее рассмотрение возможно «только» в связи с научным прогрессом в области исследований мозга с помощью инновационных технологий (магнитно-резонансная томография и другие методы).

Интересен межфакультетский курс «Сознание и мозг: последний рубеж» Института перспективных исследований мозга МГУ, где рассматриваются темы:

????‍???? «Философия и нейробиология сознания»,

????‍???? «Гиперсетевая теория мозга и сознания»,

????‍???? «Современные нейронаучные теории сознания»,

????‍???? «Сознание и мозг: вариант системного решения проблемы»,

????‍???? «Биологические истоки мышления, речи и сознания».

????‍???? «"Трудная" проблема сознания: основные вопросы и перспективы их научного решения».

????‍???? «Критические вопросы к существующим нейронаучным теориям сознания».

????‍???? «Локальный интеракционизм».

????‍???? «Иллюзионистские теории сознания».

????‍???? «Основные современные теории и подходы в философии сознания».

????‍???? «Критический анализ предложенных теорий сознания».

Теорий сознания множество, так же как и теорий личности.

Мы начнём «нащупывать» определение сознания доказательствами «от противного». Прежде чем выяснить, чем сознание НЕ является, рассмотрим разные источники по вопросам изучения сознания.

В сфере сознания есть не меньше трёх «групп по интересам»:

???? люди, которые изучают состояния сознания;

???? люди, которые ищут способы «усыпления» сознания;

???? люди, которые ищут пути «пробуждения» сознания.

Первая группа представлена специалистами, знающими, что степень осознанности изменяется, и есть качественные и количественные показатели изменения уровня сознания. Например, врачи. Есть шкала комы Глазго. Это шкала показателей степени бессознательности, и применяется она к дезориентированным, неосознающим себя пациентам, которые пришли в такое состояние вследствие внешних воздействий, например, шоковых, черепно-мозговых и других травм. Забавно, что шкала Глазго называется «Шкала комы», а не «Шкала сознания». Впрочем, это честно. Потому что, чтобы быть признанным «в сознании» достаточно помнить имя, год рождения, место жительства, последний произошедший инцидент и фамилию действующего премьер-министра.


Также проблемы сознания и осознанности, феноменов принятия решений представляют интерес для второй «группы по интересам» — людей, изучающих потребительские предпочтения, формирующих рынки сбыта, новые виды спроса и ищущих новые пути манипулирования массовым сознанием.

Коммерческим интересам по стимулированию потребления формально противостоит третья «группа по интересам» — научные школы. Приведем в пример инновационную программу на философском факультете Московского государственного университета им. Ломоносова в рамках реализации образовательных программ инновационного типа по направлению «Философия». Это программа дисциплины «Философия и методология принятия решений». В программу входят спецкурсы

????‍???? «Когнитивные модели принятия решений»,

????‍???? «Критическое и творческое мышление»,

????‍???? «Этика принятия решений»,

????‍???? «Психологические аспекты принятия решений».

Формально они «за» повышение осознанности, но на деле доказывают, что это невозможно, так как человеком управляет большое количество неосознаваемых факторов, так что непонятно, чем он на самом деле руководствуется.

Не формально, а на практике заботятся о повышение сознания «пробужденцы», представители восточных школ философии и религии. Проблема происхождения сознания, его природы и степени осознанности волновала людей с древних времен, и многие открытия, к которым проходят современные ученые, содержатся в древних религиозных и философских источниках. Например, шкалу степени сознания представляют «ступы Будды» — сооружения, которые считают храмами, алтарями или мавзолеями. Каждая ступенька «ступы» имеет название и символизирует определенное состояние сознания, представленное в одной из четырех категорий:

????‍???? осознание вещей;

????‍???? осознание себя;

????‍???? осознание людей;

????‍???? осознание реальности.

Пирамиды и символизирующие их знаки наподобие шамбалы («вид пирамиды сверху») отображают уровни сознания, «лестницу в небо», одновременно символизируя строение вселенной.



Пирамид, шкал сознания множество.

Например, четыре состояния сознания в различных эзотерических школах:

???? сон без сновидений,

???? сон со сновидениями,

???? бодрствование,

???? осознанность.

В тамильской школе из них сделали семнадцать состояний.