ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 391

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.7. Теории когнитивных систем


Среди вопросов, проблем и задач, которые объединяют философов, нейрофизиологов, теософов, управленцев стоят проблемы контроля вероятных ошибок вследствие интуитивных процессов и бессознательных мотивов; поиск злого умысла в когнитивных ошибках, вызванных когнитивными искажениями; принципиальная возможность (ненулевая вероятность) реализации норм, этических принципов.

Эти вопросы рассматриваются в отрыве от исследования степени осознанности людей, к которым они относятся. Если нет практически применимой шкалы степени осознанности с уровнями сознания, то единственным критерием осознанности остается «статистическая норма», то есть состояние сознания, описываемое результатами исследований, полученных на «статистическом большинстве». То, «что есть», а не то, что «нужно» или «должно быть».

Результаты исследований, представленные в серии «дуальные когнитивные системы» и отсутствие шкалы сознания ставят под угрозу принципиальную возможность свободы воли. А без нее невозможны целеполагание, осознанности в принятии решений, в реализации деятельности. Дальнейшая разработка этих теорий приведет к популяризации безответственности, как естественного состояния ума.

Что касается судебной системы: предположим, что судьи руководствуются бессознательными озарениями при принятии судебного решения при условии, что нет способа оценить степень их осознанности или избавить от влияния подсознательных мотивов, сделать их беспристрастными и объективными. Адвокаты тоже люди, значит они также не могут контролировать влияние бессознательных мотивов. В дополнение к этому они являются заинтересованной стороной. При условии, что мы не знаем, сколько в бессознательного в адвокатах и судьях, обвинителях и прокурорах, чем они руководствуются на самом деле, судебная система теряет свой смысл. И идея «богиня правосудия слепа» приобретает иной смысл и представляется случайностью «повезет — не повезет». Повязка на глазах богини правосудия Фемиды символизирует беспристрастность. Однако у западных исследователей получается, что правосудие слепо в прямом смысле, то есть неразумно, при этом многие мечтают работать в системе правосудия (неразумия).

Согласно теориям дуальных когнитивных систем, осознаваемая, рациональная, преднамеренная когнитивная система делает нас уникальными (людьми) и отличает от представителей животного мира, и обусловлена нашими индивидуальными различиями. Следствием из теорий будет предположение «чем больше в тебе сознания, тем больше ты человек».


Рассмотрим популяции животных, основной задачей, которых является выживание не вида, а растительного и животного мира. Рождается достаточно зайцев, чтобы выжили волки; вырастает достаточно растений, чтобы выжили зайцы; вылупляется достаточно насекомых, чтобы растения опылялись и размножались. Сохранение выживания каждого вида обеспечивается взаимообменом. Обмен возможен при гомеостазе, равновесии видов и родов в том количестве, которым они обеспечивают взаимное выживание.

В отличие от животного мира, человек оперирует понятиями «развитие» и выживает не только как сообщество (класс, вид), но и как индвивид. Человечество (во всяком случае, некоторая его часть) считает себя развивающейся системой. Развитие связано с изменениями. Изменения связаны с принятием решений. Принятие решения — это выбор одной из возможных альтернатив, способов поведения, адекватная оценка существующих альтернатив, возможных рисков и последствий решения, контроль над его исполнением. Сторонники логики и разума считают, что адекватность и ответственность являются компонентами развития общества.

Объективные и рациональные компоненты процессов принятия решений отображены в нормативной теории принятия решений. Данная теория формализует схемы процесса принятия решения в терминах математической логики, математической статистики, исследования операций, теории игр и т.п. Как указано в автореферате Кальчиной И.Ю. («Философско-методологические аспекты теории управленческого решения: автореферат дис. ... кандидата философских наук. — М, 2000») такая формализация предполагает систему упрощающих предположений, которые демонстрируют несуществующего идеального человека, объективный механизм, принимающий решения.

Психология в отличие от философии не может быть бессубъектной. Интерес представляет человек, как носитель сознания, степень выраженности которого не определена (не известна). Человек, понимающий, что может ошибаться, даже при наличии уверенности в правильности решения. Человек, который, руководствуясь объективностью, беспристрастностью, нормами этики, права, может упустить из вида недостающие или лишние данные, либо неверно оценить имеющиеся. Человек, который знает, что не может оценить степень влияния на него его убеждений, предпочтений, чувств, эмоций и т.д. Человек, понимающий, что значительное количество неверных, ошибочных, или не лучших решений принято под воздействием неосознаваемых влияний религиозных, политических, этнических и прочих убеждений и предпочтений, мировоззрения; лояльности, солидарности, благодарности и других чувств, которые он может бессознательно испытывать; стресса, усталости и других состояний; из-за дефицита времени, контекста подачи информации; из-за наличия в прошлом подобных прецедентов и прочих феноменов, описанных выше.



ЧТО ЕСЛИ?

Сравнение комплекса неосознанных влияний оказывается не в пользу осознанности многих людей при принятии решений. Однако оно может ограничивает идею «злого умысла», приписываемого лицам, принимающим решения. Что если «злой умысел», стоящий за мировыми теориями заговоров, параноидальными страхами, обвинениями — плод коллективного воображения?

Западные исследования личности и сознания радуют организованными и методически безупречными экспериментами. При всем великолепии форм содержание экспериментов может неприятно поражать воображение.

«Не любишь кетчуп в будущем? Твоя личность дискретна». Например, в одном из западных исследований (источник не сохранился) сделан вывод о том, что личность человека не является «непрерывной» и «преемственной» на основании того, что испытуемые соглашались проглотить малое количество несъедобной смеси кетчупа, уксуса и перца за вознаграждение здесь и сейчас, тогда как отсрочка необходимости есть несъедобное приводила к тому, что испытуемые соглашались на большие порции несъедобного в будущем за то же вознаграждение. То, что отсроченное неприятное переживание может восприниматься как менее неприятное, позволило исследователям сделать вывод о дискретности личности.

«Американский чарт ТОП-100 психотравм». В американском исследовании (источник не сохранился) испытуемым предложили список психотравмирующих событий, который они должны были ранжировать (расположить в порядке убывания степени травматичности). Результаты показали, что смерть ребенка статистически является меньшей травмой по сравнению с утратой супруга. Так ли это? Для какого этноса? В какой исторический период? Какую религию исповедовали испытуемые? Какой у них был психический статус?

Спорные выводы из таких исследований оседают в умах как «само собой разумеющиеся» после заголовков статей наподобие «британские учёные установили, что британские учёные самые умные».

В главе «Расщепление» мы представим ссылки на некоторые результаты исследований, которые ставят под сомнения наличие разума у человека.

I.4.1. ДУАЛЬНЫЕ КОГНИТИВНЫЕ ТЕОРИИ

«Если мы не искали атомы, их бы не было».

Интерес представляют исследования, доказывающие «бессознательность» человеческого мышления и неосознанность при принятии решений. Один из американских бестселлеров — книга «Blinking on the Bench: How Judges Decide Cases», который переводится как «Моргание на судейской ложе, как судьи выносят решения по делу» описывает неосознанность судей в момент вынесения приговора. Судья руководствуется доказательной базой, правовыми нормами, изучает состав преступления, и, взвесив факты, принимает решение о наказании преступника. Автор данной книги, проанализировав судебные решения, приходит к выводу, что в решениях судей мало логики, они руководствуются сиюминутным «озарением». Минут назад судья не знал, какой приговор озвучить; в момент, когда он «сморгнул», в сознании вдруг «всплыла» идея о мере наказания. Книга указывает на статистику, когда одни и те же судьи за аналогичные преступления черным американцам выносили более жесткие приговоры, чем белым, даже если сами не считали себя националистами, и были женаты на черных американках. Другой пример: комиссия по условно-досрочным освобождениям при рассмотрении дел с утра принимает более половины положительных решений. К концу рабочего дня число освобождений может снижаться до 10%.


В задачи психологии [1] помимо прочего входит исследование ментальных сил и операций, природы и развития когнитивных структур и процессов; природы и становления мотивационных и эмоциональных состояний и процессов, физиологических состояний и процессов в мозге и центральной нервной системе, которые лежат в основе и (или) объясняют поведение и сознание и его состояния.

На западе популярны дуальные теории когнитивных систем[2]. Независимые друг от друга исследования показывают, что сознание управляется двумя системами: совокупностью осознаваемых процессов преднамеренного выбора, основанного на логике и фактах и совокупностью неосознаваемых, спонтанных, непреднамеренных процессов, приводящих к озарениям, которые воспринимаются как собственный выбор.

Феномен изучался в рамках исследований обучения [3], внимания [4], рассуждения [5], принятия решений [6], социального познания [7], судебной коррупции [8], конфликта интересов, логики и веры [9].

Общепринятого названия для совокупности этих теорий нет, в исследованиях они называются как: «опытно—рациональная», «эвристически—аналитическая», «эвристически—систематическая», «скрытая—явная». Общее то, что феномен принятия решения, который склонны ассоциировать с логикой, анализом, объективной оценкой фактов, носит характер озарения, «подсунутого» бессознательным, причем момент «возникновения» озарения в сознании остается не замеченным, и принимается как осознанный выбор, логически выведенное решение.

Есть предположение, что бессознательная, инстинктивная, быстрая, спонтанная, непреднамеренная когнитивная система является эволюционно-древней, не зависит от индивидуальных различий и роднит человека с представителями животного мира. Логичная, преднамеренная, медленная, причинно-следственная когнитивная система является эволюционным приобретением человека и связана с наследственными различиями в интеллекте и рабочем объеме памяти [10]. Эти системы, как независимые источники контроля над сознанием и поведением, вступают в соревнования и конфликты. Одна из систем представляет сознание, а другая — «познавательное (адаптивное) бессознательное».

Осознаваемая когнитивная система стоит за человеческими характеристиками: язык, рефлексивное сознание, способность совершать познавательные действия (моделирование будущих и нереальных возможностей), что не доказывает ее отсутствие у животных.


Тесты, проводимые в рамках указанных исследований, демонстрируют предсказуемые ошибки вследствие интуитивных стилей обработки данных. Большинство выбирают интуитивно-привлекательные, но неверные ответы. Например, при решении математических задач наподобие «бита и мяч стоят вместе 1 доллар 10 центов, бита на доллар дороже мяча, сколько стоит мяч?» испытуемые дают ответ «10 центов», хотя это неверно. Ответ кажется очевидным, его принимают как верный и не возвращаются к проверке с помощью математических операций.

Многие решения, которые интуитивно кажутся верными, мы принимаем как единственно правильные, и дальнейшие расчеты строим, используя однажды принятое без проверки неверное данное. Другой пример взят из социологических опросов, проводимых после террористической атаки на Всемирный торговый центр в Нью-йорке. На вопрос «как вы оцениваете вероятность террористической атаки, где она выше — в Нью-Йорке или в США?» Многие респонденты не задумываясь отвечали, что в Нью-йорке, хотя он является частью США.

Интерес представляет взаимодействие между установками, стереотипами и бессознательными мотивами: органы чувств человека мгновенно и автоматически разносят других людей по категориям, наделяют рассматриваемого человека признаками выбранной категории [11]. Исследования показали, что люди, отрицающие влияние на них расовых, этнических, гендерных или других предубеждений, подвергаются неосознанному их влиянию [12]. Мотивы вытесняются в область бессознательного под воздействием стрессовых ситуаций, усталости, необходимости принятия жизненно важных решений.

Человек опирается на быструю, автоматическую, интуитивную обработку данных при принятии решений, ему кажется, что он взвешивает факты и рассуждает логически. Если ошибки являются следствием влияния неосознаваемых процессов, то человек может не осознавать свои ошибки.

Например, двое судей выносят различные решения по одному делу, не нарушая этических норм, но руководствуясь соображениями законности. Разногласие — допустимая норма общего права, что усложняет оценку мотивов принятия решения судьей. В ситуации единственного верного выбора легко продемонстрировать механизм влияния скрытых мотивов. Люди оказываются перед лицом ситуаций, где принимают решения, продиктованные неверными соображениями, наряду с потенциально возможными правильными вариантами решений.