ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 400

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.11. Теория ответственности


Понятие «ответственность» требует прояснения, так как существует определения, искажающие смысл, несущие негативный, навязанный, «тягостный» оттенок и содержат слова: зависимость, необходимость, обязанность (обязательства), уровень негативных последствий, долг, вина, обвинение.

Происходит слово «ответственность» от слова «ответ», не несущего в себе эмоционального окраса и означающего результат запроса (вопроса). «Нейтральное» определение «необходимость отдавать отчет действиях и принимать последствия» содержит слово «необходимость». Мы не рассматриваем узкоспециальное использование этого термина (например, уголовная ответственность).

Мы понимаем ЧУВСТВО ОТВЕТСТВЕННОСТИ как способность согласиться с реальным или потенциальным известным или неопределенным результатом действия (бездействия).

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — это реакция на данность, которую получает человек в качестве ответа на действия (бездействие). Реакция, которая включает меры коррекции, если результат действий неудовлетворительный.

Осознают или нет, принимают или отрицают, люди ответственны за последствия действий или бездействия. То, что они получают, является следствием, что они делают или не делают (при условии отсутствия обстоятельств непреодолимой силы, например, плен, ураган). Человек, осознающий, что он отвечает за последствия действий, без труда исправляет ошибки, корректирует неточности. Человек, не осознающий, что он ответственен за последствия действий, ищет виноватых. Он не перестает быть ответственным за последствия действий, но не принимает меры коррекции.

Осознаваемая ответственность не означает гарантированный и определенный результат действий, понимаемую реальность. Если человек действует в условиях неопределенности, дефицита или отсутствия данных, он не может предсказать результат действия, может принять неопределенный результат, согласиться с последствиями действий. Игра жизни — это постоянное тестирование реальности и освоение областей. Чем активнее человек, тем больше неопределенности, новизны он претерпевает. Чем меньше он знает при решении задачи
, тем больше ответственности он осознает.

Осознающий ответственный человек дает заведомое согласие на возможную неудачу, так как данных об области нет, поэтому оценить риски и ресурсы сложно. Если человек не соглашается с неопределенностью в качестве результата, он не действует в условиях неопределенности, не принимает решения, которые приводят к неопределенным последствиям. Он избегает проблемных областей и фокусируется на задачах с возможностью достижения позитивного результата. Человек, не имеющий данных о результатах действий, принимает больше ответственности, чем другие, и берется за разрешение проблем, от которых отстраняются.

Ответственность и детерминизм (определение, обуславливание) не являются синонимами, их можно рассматривать как тождественные. Ответственность возможна при условии, что мы принимаем возможность детерминизма. Мы говорим о принципиальной возможности ответственности за происходящее тогда, когда допускаем принципиальную свободу воли, возможность выбора действий, возможность самоопределения. У ответственности и детерминизма «сходные единицы измерения» или «одинаковый объем».

Независимо от того, осознает человек себя ответственным, причинным, детерминирующим, он отвечает за последствия действий или бездействия. «Попрыгунье стрекозе», которая «лето красное пропела», придется отвечать за бездействие и «умереть холодной и голодной смертью».

Безответственность — миф, имеющий схожее происхождение с инверсией уважения и другими отголосками пролетарской морали, основанной на отчуждении этики от человека, на отказе человеку в праве решать, что хорошо или плохо, полезно или бесполезно, интересно или неинтересно.

«Безответственного» человека называют БЕЗОТВЕТСТВЕННЫМ, чтобы лишить его права и возможности урегулировать последствия ошибок, действий или бездействия. Это удобно для любителей иметь «придурковатых подчиненных», «бестолковых детей», «глупых жен», «тупых соседей» — для мини-тиранчиков.

Толкование безответственности как мифа имеет ограниченное применение, так как есть объективные обстоятельства, при которых люди не способны нести индивидуальную ответственность, например, в условиях тоталитарного государства, военного положения, религиозного воспитания, традиционалистской народности. Организованная тирания в условиях аутизированнной субкультуры или вследствие обстоятельств непреодолимой силы лишает человека возможности быть ответственным.



Дискуссии о принципиальной возможности (ненулевой вероятности) свободы, ответственности, самоопределенности, добровольности, преднамеренности человека занимали умы великих философов. Споры о свободе воли или полном ее отсутствии присутствуют в современной квантовой механике. Является ли человек автором и создателем своих мыслей, эмоций и поведения, или он реактивен, детерминирован?

Слово «реактивный» употребляется здесь в следующем значении: «не обладающий свободой воли, действующий в ответ на стимулирование, не инициирующий собственных безусловных действий». Противоположен проактивному (думающему, чувствующему и действующему по собственной инициативе).

Концепций, идей, убеждений, заставляющих считать, что нормальный, «обычный» человек — существо «реактивное», «автоматическое», «управляемое извне» — предостаточно. Продолжительное время наша реальность управлялась фундаментальным принципом философа и теоретика исторического материализма Карла Маркса «БЫТИЕ ОПРЕДЕЛЯЕТ СОЗНАНИЕ».



Этот же принцип безоговорочно признается в западном мире, что доказывает теория стресса. Она состоит в том, что «состояние повышенного напряжения» является НОРМАЛЬНОЙ адаптационной реакцией, ВРОЖДЕННЫМ синдромом приспособления к внешним воздействиям. «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования». В определении указано слово «организм», однако новейшие исследователи разрабатывают теорию стресса применительно к человеку. Человек приравнивается к организму. Теория стресса является естественным продолжением эволюционной теории эмоций Ч. Дарвина, основанной на приспособительных механизмах для адаптации к среде, согласно которой эмоции имеют биологическое происхождение. Укреплению идеи инстинктивного реагирования, не поддающегося сознательному контролю, способствует школа психоанализа, представления которой доминируют в США и многих других странах. Психоаналитическая личность представляет собой «ансамбль иррациональных влечений».

Согласно видению представителей материалистической философии, хотим мы или не хотим, но реагируем на внешние воздействия, так как непроизвольная (не управляемая волей) реактивность является врожденным
, биологически и эволюционно обусловленным свойством организма и не является предметом сознательного управления.

Маркетинговые стратегии построены на том, чтобы «вызвать» желание приобрести ненужное, используя наши неосознаваемые (не поддающиеся управлению сознанием) реактивные (инстинктивно реагирующие) компоненты личности.

Идея управляемого человека политически удобна и коммерчески выгодна, чем пользуются и производители продуктов и услуг, и медиаресурсы.

Однако, является реактивное состояние, свойственное людям, клинически нормальным? Могли ошибаться Дарвин и Фрейд? Является социальная норма, определяемая статистическим большинством, клинической нормой?

Действительно ли человечество является совокупностью организмов с биологически обусловленными реакциями на рекламу памперсов? С миру по шпале, планете — сеть железных дорог. Сосредоточение гигантских капиталов позволило построить дороги, электростанции, всемирную связь, аэропорты. Что если не владельцы капиталов, а все человечество является «заказчиком общества потребления» и отвечает за происходящее?

1.12. Теория отношения


Мы сталкиваемся с ситуацией «все не то, чем кажется». Речь идет о подмене «концепта» понятий. Рассмотрим заблуждения, связанные с «ошибками направления», заменой вектора на противоположный. Например, если мы кого-то любим, то вместо того, чтобы «дарить любовь», пытаемся «извлекать любовь». Вместо того чтобы «быть ответственным» (быть источником ответственности), «принимаем ответственность» (являемся следствием навязывания долга). Интровертированных, аутистичных людей, которые живут в другой реальности и не создают никакого отношения или общения, мы воспринимаем как источники исходящего потока обесценивания, «демонстративного игнора». Мы наблюдаем обвинения разведенной матери в адрес сына, которые относятся к бывшему мужу.

Ошибки отношения сводятся к группам:

1. «Векторные» ошибки отношения.

- изменение полярности отношения;

- присвоение чужого отношения (адресованного не вам);

- переадресация отношения, направленного к вам.

2. «Скалярные» ошибки отношения.

- игнорирование существующего отношения;

- инвалидация выраженного отношения (недооценивание);

- преувеличение слабовыраженного отношения;

- придумывание несуществующего отношения.

Неспособность оценить существование и направленность отношения создает возможности для манипуляторов и провокаторов, безграничное поле битвы для ссор, раздоров и размолвок.

Как «векторные» ошибки выглядят в жизни?

Недовольный человек «бурчит себе под нос» (5, «сам с собой»), вы воспринимаете это как отношение, направленное на вас (3, входящее).

Вы видите, как между собой «щебечут подружки» (7, наблюдаемые отношения), но воспринимаете их общение как насмешку над вами, провокацию (6, извлекающее отношение).

Вы наблюдаете чужую манипуляцию (6, извлекающее отношение), направленную на вашего коллегу, и воспринимаете это как манипуляцию (6, извлекающее отношение), направленную на вас.

Вас бросила подружка, вы на нее злитесь (1, исходящее отношение), за неимением подружки «рычите» на коллегу (1, исходящее отношение), направив свое отношение на неподходящий объект.

Вариант с иллюзиями: вы себе «напридумывали» (5, замкнутое отношение), но воспринимаете, как реально воспринятое отношение (7, наблюдаемое отношение).