ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 407
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержательная нерелевантность общения
● НАЛИЧИЕ сообщения: есть вам что сказать, есть у вашего сообщения содержание? Или вы говорите для «ГОВОРЕНИЯ», чтобы «заполнить эфир», потому что испытываете неловкость от молчания или не способны молчать? Если вы «болтаете» без содержания, без цели, по принципу «радио включилось», общение без сообщения становится «набором звуковых сигналов». Общение без содержания, без сообщения — это ИМИТАЦИЯ ОБЩЕНИЯ, псевдоОБЩЕНИЕ или НЕОБЩЕНИЕ.
● ПРОИСХОЖДЕНИЕ сообщения: вы «провалите общение», если присвоили авторство суждения, тогда как передаете чужие мысли или приписываете собственные выводы стороннему источнику или искажаете источник данных, (приписываете выводы ветеринаров кардиохирургам);
● СОДЕРЖАНИЕ сообщения: ваш собеседник испытывает дискомфорт, если вы вводите его в заблуждение с помощью искажения времени, последовательности, относительной значимости данных, исключения существенных для понимания данных или добавления чуждых данных.
● АДРЕСНОСТЬ сообщения: ваше сообщение верно по происхождению, времени, форме и содержанию, но сообщено не тому (не туда). Если возник пожар, не надо звонить в полицию; если человеку плохо, надо вызывать не пожарных.
● УМЕСТНОСТЬ сообщения: если секретарь сообщает профессору при группе студентов, что звонила мама и просила купить предметы личной гигиены, это поставит его в неловкое положение. Ваша тема может быть неинтересна, бесполезна для собеседника, она может его расстраивать, обесценивать, провоцировать, быть «неудобной», «скользкой». Если вы не учитываете, о чем может (хочет) и не может (не хочет) говорить собеседник, общение неуспешно.
Динамическая нерелевантность общения
● ИНТЕРЕС (отсутствует—недостаточный—чрезмерный—противоположный): насколько интригующе, ярко, непринужденно вы излагаете мысль, чтобы заинтересовать собеседника, чтобы быть интересным, чтобы представлять интерес? Если вы излагаете полезные данные сухо, скучно и «непрезентабельно», общение «провалится». Если вы комсомольским энтузиазмом и маниакальной заинтересованностью излагаете преимущества туалетной бумаги, общение «провалится».
● НАМЕРЕНИЕ (отсутствует—недостаточное—чрезмерное—контрнамерение): если вы не уверены, что хотите сообщить, или недостаточно уверены, что достойны собеседника или заинтересуете его, то общение неуспешно из-за «вялого» донесения сообщения. Если вы вознамерились продать коллекцию дореволюционных одноглазых кукол поклоннику футуристического стиля, возможно, вами руководит контрнамерение.
● ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ (недостаточная—избыточная, уместная—неуместная, социально (не-)одобряемая):
● (применительно к расстоянию) если речь идет о переписке, ваши письма могут быть «сухими» (для близкого в другой стране) или «эмоционально пресыщенными» (для коллеги за столом напротив);
● (применительно ко времени) если вы не учли период длительной разлуки и говорите кратко и по делу, для собеседника это может звучать «сухо»; если вы только что расстались и шлете «пышные» сообщения, это может быть «чересчур»;
● (применительно к состоянию) если человек не эмоционален (подавлен ситуативно), вы его «заваливаете эмоциями»; если человек гиперэмоционален (встревожен ситуативно), вы демонстрируете безразличие — общение может быть неуспешным;
● (применительно к теме / проблеме /ситуации) не всегда уместно оплакивать чужое счастье или смеяться над чужим горем, завидовать чужому успеху.
Техническая нерелевантность общения
● ВРЕМЯ (не вовремя): если вы позвонили рано, сообщили поздно, ваше сообщение неуместно или не соответствует ожиданиям;
● РАССТОЯНИЕ (далеко/близко): ошибки в расчете расстояния между собеседниками приводят к тому, что вы стоите далеко (вас не слышат) или близко («орёте на ухо»), вас не хотят слушать;
● ГРОМКОСТЬ (недостаточная—избыточная): при выборе громкости учитываются препятствия (шум автотрассы, звук течения реки, снос звуковой волны от встречного ветра). Если вы не учитываете, общение может быть неуспешным. Есть места, где не принято громко говорить (храм, мавзолей, кладбище), и чрезмерная громкость приведет к провалу общения. Есть люди, которые плохо слышат (снижение слуха или погруженность в свои мысли); есть люди, которые хорошо слышат, вздрагивают от каждого шороха. Для каждого приемлема своя громкость;
● СКОРОСТЬ (недостаточная—избыточная): если вы говорите быстрее, чем собеседник может воспринимать (ученики записывать) или слишком медленно в беседе с торопливым собеседником, общение может быть неуспешным;
● ИНТЕНСИВНОСТЬ (недостаточная—избыточная): если вы мямлите, глотаете слова, говорите «внутрь» или «обволакиваете» собеседника общением, захватываете его в плен слов, он может не принять общение, не понять, впасть в транс, сбежать.
● НАПРАВЛЕНИЕ (мимо цели): если вы говорите «не туда», вас услышат, воспримут «не там» и «не тот».
Неспособность оценить отклик собеседника
У вас виртуозно поставлен голос, оттренировано ораторское искусство, или вы прирожденный софист, ваше сообщение интересно, полезно, уместно, остается вопрос: «Собеседник получил сообщение?». Может быть, он иностранец, и не говорит на вашем языке.
Принципиальная возможность понимания и общения рассматривается в философии. Чистая передача послания ставится под сомнение, так как «я подумал», «я сказал», «он услышал», «он понял» могут составлять 4 различных идеи вместо одного сообщения.
Мы не можем быть уверены, что однозначно и ясно формулируем мысль; что собеседник способен занять нашу точку зрения, увидеть мир нашими глазами.
Что если люди не общаются, а имитируют общение? Что если «человек человеку — зеркало». Разговаривая с другими, общаются с собой, приписывая собеседнику свою реальность и видение мира.
Как бы то ни было, общаются люди или нет, причины конфликтов надо искать в ДИНАМИЧЕСКОЙ стороне общения, в процессе общения, а не в содержании сообщений.
Задачи общения.
С точки зрения цели общения как такового (независимо от задач сессии общения), общение делится на:
- расширяющее,
- подавляющее.
Многие используют общение как инструмент «самоутверждения», подавления, доминирования, повышения «самоценности» за счет принижения ценности других.
Люди, которые не нашли в себе «Я», не осознали себя, подменяют качество количеством:
- в прямом смысле (больше денег, больше вещей, больше цилиндров).
- в переносном смысле (подавлять других, чтобы в сравнении с ними быть «больше» или быть «единственным»).
Люди, «расширяющие себя в реальность» и «расширяющие других», используют техники «взаимности»: общение, которое позволяет находить союзников, единомышленников, сотоварищей. Объединяющее общение — метод расширения реальности.
«Схлопывающиеся» и «схлопывающие» люди используют техники «раздора»: общение, которое позволяет отсекать несогласных, оскорблять непослушных, поглощать слабых. Разъединяющее общение — метод сужения чужой и собственной реальности.
«Объединяющее общение» изучено и описано. Определения общения содержат слова «обмен», «взаимное», «две стороны». Мы рассматриваем «разъединяющее», подавляющее, одностороннее общение, «РАЗОБЩЕНИЕ», в котором вторая сторона «исключается» как субъект общения, принуждается, обесценивается, блокируется, отвергается, игнорируется.
Мы бы сказали, что описываем не общение, а его перверзии (извращения общения), но не готовы к таким громким заявлениям, иначе признаем перверзивными социальные институты.
Этот раздел полезен для родителей, которые не понимают свою ответственность перед детьми, сущность родительства, не способны уважать интересы и личность ребенка. Ответственные за РАЗВИТИЕ (расширение реальности) детей люди (родители, воспитатели, учителя, тренеры) грешат тем, что вместо «расширения» «схлопывают» детей, используя доминирование над незащищенным и неосведомленным о своих правах существом.
Те, кто хочет понять, почему их дети (сотрудники, члены семьи) неуспешны (глупы, несостоятельны, безответственны и подобное), могут поискать ответ ниже.
Манипуляции.
Общение — это манипуляция.
Манипулирование — это осуществление действий по созданию и контролю изменений управляемой системы или объекта. Неодобрительное значение слова «манипуляция» появилось позже нейтрального, и под ним понимают скрытое воздействие, подделку, махинации, представление в искаженном свете.
Согласованные манипуляции.
Прямое, открытое, искреннее, честное общение манипулятивно. Если вы говорите громко, открыто, честно, без намерений совершения подлога, обмана, искажения данных, вы манипулируете сознанием собеседника. Вы представили ему данные, которые встраиваются в его систему данных, изменяя ее. Данное, принятое в систему, изменяет систему.
Соглашаясь на общение, собеседник дает согласие на манипулирование его «базой данных», на то, чтобы вы:
- пополняли его данные,
- извлекали из него данные,
- обобщали данные,
- детализировали данные,
- реструктурировали данные.
Общаясь, обмениваясь данными вы неизбежно осуществляете ДОБРОВОЛЬНУЮ СОГЛАСОВАННУЮ, ВЗАИМНУЮ МАНИПУЛЯЦИЮ СОЗНАНИЕМ ДРУГ ДРУГА (пополняя, изменяя, истощая «банки данных» друг друга).
На борьбу с манипуляциями в общении направлены книги, курсы, тренинги. На теории манипуляций построены целые школы психотерапии и большая часть теории общения.
Что если общение — это инструмент? Что если общение, как любой инструмент, создано для манипуляций?
Непреднамеренные манипуляции.
Виды неадекватного ситуации общения являются манипуляцией в «неодобрительном» смысле.
Если вы говорите тихо, потому что стесняетесь, вы извлекаете из собеседника жалость или сочувствие.
Если вы говорите громко, потому что неверно оценили расстояние до собеседника, вы извлекаете из него страх, раздражение или почтение.
Если говорите слишком быстро, потому что суетливость прикрывает вашу неуверенность, то можете вызвать у собеседника транс, досаду, раздражение, чувство собственной глупости от того, что он за вами не успевает.
В разделе «релевантность общения» ниже эти непреднамеренные манипуляции рассмотрены подробно.
Предположим, что существует общение без манипуляций, которое не вызывает никаких изменений в собеседнике. Ни страха, ни жалости, ни стыда, ни вины, ни интереса, ни почтения, ни восторга. В таком случае можно предположить, что собеседники страдают алекситимией, не способны чувствовать эмоции, не являются чуткими.
Что если общение без манипуляции возможно только при тяжелых патологиях эмоциональной сферы?
Намеренное скрытое манипулирование.
Большинство исследователей настаивают на том, что скрытая манипуляция с целью намеренного вредоносного воздействия ОСОЗНАЕТСЯ манипуляторами. Мы не станем настаивать на обратном и поверим коллегам по цеху, что люди добровольно и сознательно по выбору играют в «пауков в банке», в «крысиные бега», в подковёрную возню, в закулисные игры, в стервобесие, подонкоманию, жлобомыслие, скудоумие.
Итак, на алтаре общения практикуют следующие виды жертвоприношений:
- ИСКУССТВО ИЗВЛЕЧЕНИЯ ЖАЛОСТИ (сострадания, сочувствия, сопереживания),
- ИСКУССТВО НАВЕШИВАНИЯ УНИЖЕНИЯ (извлечение страха, ужаса, паники, извлечение задабривания, раболепия, чувства покорности),
- ИСКУССТВО ВЫШИБАНИЯ ВОСХИЩЕНИЯ (восторга, благодарности, поклонения, стыда, вины).
Как и любая модель, это разделение весьма условно, так как жертва-провокатор жалости в итоге все равно навешивает долговые обязательства, так же, как и тиран, извлекающий послушание, смирение и страх, равно как и микроспаситель, который, нагнав вас и причинив непомерное благо, будет требовать возврат долгов. У всех одна цель: навесить ДОЛГОВОЙ ВЕКСЕЛЬ на поводке, чтобы вы далеко не убегали, а то им одним очень страшно и одиноко.
Самые страшные тираны — это «ЖЕРТВЫ». Самые напуганные малыши — это «ТИРАНЫ», самые бесполезные пустышки — это «СПАСИТЕЛИ».
Мы часто исходим из традиционного представления, что «злобный манипулятор» (тиран, абьюзер, сволочь) замышляет «недоброе» по отношению к ничего не подозревающей «жертве манипуляции», запускает в неё «жало манипуляции» и извлекает прогнозируемый эффект (ответ, реакцию, имущество). Не