Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 276
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты влияния человеческого фактора в управлении организацией
1.1. Понятие и сущность человеческого фактора в управлении предприятием
1.2. Модель взаимодействия человека и организационного окружения
1.3. Перспективы управления и развития человеческого фактора
Глава 2. Человеческий фактор в управлении предприятием на примере сети магазинов «Цитадель»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Оценка кадрового состава и системы управления предприятием
2.3. Человеческий фактор в управлении персоналом
Глава 3. Направления совершенствования методов управления человеческими ресурсами ИП Сидоров В.В.
3.1. Проект мероприятий по совершенствованию методов управления человеческими ресурсами
3.2. Анализ эффективности проекта мероприятий по совершенствованию управления персоналом
Для решения проблемы подготовки отечественных менеджеров высшего, среднего и низшего звена целесообразно на базе имеющихся в стране центров обучения менеджменту организовать государственную систему подготовки.
Региональный уровень управленческой политики требует учета производственных, природных, социальных, национальных особенностей региона и в своей законодательной и научно-исследовательской части во многом повторяет государственные.
Практическо-организационные аспекты на этом уровне прослеживаются весьма слабо, в частности из-за отсутствия четкой системы управления. Вместе с тем с развитием рыночных отношений часть этих функций начнет претворяться в жизнь. [18, с. 67]
Особое значение в ходе выработки государственной стратегии управления приобретает оптимизация системы управления человеческим фактором производства на уровне хозяйственной единицы. Положения управленческой политики, разрабатываемые на каждой хозяйственной единице, наряду с научной и юридической обоснованностью должны быть максимально конкретны и адресны, чтобы можно было понять: кто, как и за какое направление управленческой работы отвечает; механизм действия и содержание конкретных программ. [20, с. 29] Тогда заработает принцип коллективной ответственности администрации за качество управления персоналом на данной хозяйственной единице.
К числу необходимых для отечественной практики организационных изменений в системе управления персоналом хозяйственной единицы следует добавить усиление децентрализации управленческих функций, рационализацию функционального подчинения и обеспечение принципа совпадения компетентности и ответственности. При этом необходимо установить качественно и количественно определенные обязанности каждого работника, обеспечив принцип совпадения компетентности и ответственности руководителей.
Использование зарубежного опыта управления человеческим фактором на уровне хозяйственной единицы потребует уточнения функций управления персоналом отечественных хозяйственных единиц. Создание интегрированной службы управления, включающей в себя все направления работы с персоналом, позволит профессионально, грамотно сформулировать требования к работникам и обязательства администрации. [9, с. 115]
Наряду с развитием организационных аспектов управления требуется усиление социально-психологических аспектов технологии управления персоналом. Каждый управляющий должен уметь работать с людьми, а именно, владеть совокупностью навыков, обеспечивающих решение таких проблем, как обеспечение исполнительской дисциплины, улаживание конфликтов, ведение переговоров по широкому кругу вопросов не только с подчиненными, но и с руководителями, а также с представителями сторонних организаций.
Для этого нужны специалисты, менеджеры персонала, владеющие пониманием проблемы управления человеческим фактором производства, и обученные профессиональным приемам работы. Тогда структуры и процедуры управления, алгоритмы принятия решений, тесты и методики, отработанные в развитых странах, смогут найти адекватное применение, т.е. будут работать на эффективность управления.
В противном случае «тонкие технологии» менеджмента персонала могут, в лучшем случае, не оказаться полезными для отечественной практики.
На следующем этапе разработки государственной стратегии управления следует определить основные принципы, которые должны лечь в основу формирования и успешного развития современной системы управления человеческим фактором в масштабах всего государства и системы управления персоналом на предприятиях. [23, с. 24]
На основе анализа передового опыта управления и мировых тенденций можно выделить следующие три принципа - комплексность, динамичность, рациональность. Эти принципы являются основополагающими, а остальные раскрывают и дополняют их.
Принцип первый - это комплексность, целостность и системность. Он обеспечивает учет всех факторов, воздействующих на систему управления человеческими ресурсами. Вот главные из них:
- соответствие системы управления персоналом производственной системе (целям и тенденциям развития предприятия);
- учет всех взаимосвязей внутри системы управления персоналом, между ее подсистемами и элементами, функциями;
- соответствие внешней среде, внешним условиям;
- концептуальное единство (единая доступная терминология, деятельность всех подразделений и руководителей должна строиться на единых внутризаконодательных актах предприятия, общей для всех культуре фирмы);
- преемственность - общая методическая основа проведения работ по совершенствованию системы управления персоналом на разных уровнях и разными специалистами, ее стандартное оформление;
- равновесие, внутренняя непротиворечивость, непротиворечивость национальным традициям, менталитету. [12, с. 117]
Принцип второй - развитие, динамичность, адаптивность, гибкость. Он характеризует приспосабливаемость системы управления человеческим факторам к изменяющимся целям объекта, условиям его работы и включает:
- приоритет функций, направленных на развитие производства;
- соответствие передовому опыту (как научному, так и практическому; как отечественному, так и зарубежному) и конкретным условиям;
- оперативность - своевременное принятие решений;
- изменение состава и содержания функций в соответствии с условиями;
- многоаспектность - управление как по вертикали, так и по горизонтали может осуществляться по различным каналам (административно-хозяйственному, экономическому, правовому);
- параллельность - одновременное выполнение отдельных управленческих решений.
Принцип третий - экономичность, рациональность, оптимальность структуры и деятельности служб человеческих ресурсов:
- максимальное упрощение системы управления человеческими ресурсами, сокращение числа ступеней по вертикали;
- наибольшая эффективность при наименьших затратах (доля затрат на управление персоналом в общих затратах на единицу продукции);
- выбор наиболее рационального варианта для конкретного предприятия, конкретных условий производства после многовариантной проработки предложений. [12, с. 120]
Следует добавить, что все принципы реализуются во взаимодействии, а их сочетание зависит от конкретных условий.
Подводя итоги главы, можно сказать следующее. В теории и практике управления под человеческим фактором принято понимать потенциальные и реальные возможности человека, которые он реализует по поводу общественного воспроизводства. В задачи управления человеческим фактором входит, прежде всего, создание таких организационных условий, в которых эти возможности могли бы реализоваться наиболее эффективно.
В современную эпоху в зарубежной практике человеческий фактор рассматривается наряду с другими факторами общественного воспроизводства – экономическим, машинным, природным, информационным. Смысл человеческого фактора заключается в том, что, несмотря на достижения в развитии сверхсложной техники и тончайшей технологии, роль человека-работника не уменьшилась, а растет.
Основной теоретической посылкой концепции «человеческого фактора» является рассмотрение наемных работников как ключевого ресурса производства и отказ от представлений о рабочей силе, как о даровом богатстве, освоение которого не требует денежных средств и организационных усилий со стороны нанимателя.
Глава 2. Человеческий фактор в управлении предприятием на примере сети магазинов «Цитадель»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
Согласно п.1 ст.23 ГК РФ [4] физическое лицо – Сидоров Валерий Викторович приобрел статус индивидуального предпринимателя с момента его государственной регистрации - с декабря 1998 г., на основании свидетельства № 1794, выданного Администрацией ЗАТО Снежнегорск.
Юридический адрес: Мурманская область, г. Снежногорск, ул. Бирюкова, 7.
Организация имеет право приобретать имущество за счет своего дохода, кредитов банка, амортизационных отчислений и других источников, согласно действующему законодательству. Предприятие осуществляет владение и использование имущества в соответствии с целями и задачами своей деятельности.
Источниками формирования финансовых ресурсов предприятия является прибыль, амортизационные отчисления, а также кредиты и другие поступления, не противоречащие законодательству.
Прибыль предприятия исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и суммой материальных и других затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг). Прибыль поступает в распоряжение предприятия и используется им самостоятельно. Предприятие вправе открывать расчетные счета в любом банке для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций. Предприятие относится к малым, т.к. количество занятых на данном предприятии человек не превышает 50 (постоянный штат работников).
Организация создана для удовлетворения потребностей населения в непродовольственных товаров, роста материального благосостояния своих сотрудников, обеспечения занятости населения, увеличения поступлений в местный бюджет и получения прибыли.
ИП Сидоров В.В. (сеть магазинов «Цитадель») создано для осуществления следующих видов деятельности:
- формирование условий наиболее полного удовлетворения спроса покупателей в рамках среднего сегмента потребительского рынка;
- обеспечение высокого уровня торгового обслуживания;
- обеспечение достойной экономичности осуществления торгово-технологического процесса.
- максимизация суммы прибыли, и обеспечение ее эффективного использования.
Маркетинговая стратегия магазинов «Цитадель» ИП Сидоров В.В. основывается на нескольких основных принципах:
- наиболее полное изучение потребителя и рынка;
- определение оптимального ассортимента товара;
- разработка наиболее эффективной сбытовой политики.
Сеть продаж представлена 4 магазинами – «Тигрис» (г. Полярный), «Сириус» (г. Снежногорск), «Наутилус» (г. Гаджиево), «Мягкий угол» (г. Полярный).
Магазины «Тигрис», «Сириус», «Наутилус» работают с 1999 года и предлагают рынку широкий набор бытовой, компьютерной и др. техники. С течением времени номенклатура товаров фирмы изменяется. Изменения товарной номенклатуры происходят за счет изменения количества представленных ассортиментных групп или за счет изменений в рамках отдельной ассортиментной группы. Коммерческая деятельность построена на снабжении и реализации товаров в трех направлениях: бытовая техника (крупная, мелкая, сопутствующие товары), компьютерная и оргтехника (ноутбуки, компьютеры, планшеты, компьютерная мебель), телефоны и связь. Помещения магазинов находятся в аренде и частной собственности ИП Сидоров В.В.
Магазин «Мягкий угол» работает с 2005 года и занимается продажей мягкой и корпусной мебели, офисной мебели, компьютерных столов.
Торговые точки организации расположены в центре города, что обусловлено высокой проходимостью потенциальных потребителей как на выходных, так и в будние дни. Магазины «Цитадель» обладают высокой степенью автоматизации торговых процессов.
Рассмотрим динамику продаж магазинов ИП Сидоров В.В. за 2016 год в таблице 3.
Таблица 3
Динамика продаж ИП Сидоров В.В. за 2016 год по кварталам в тыс. рублей
Наименование группы |
1 квартал |
2 квартал |
3 квартал |
4 квартал |
Крупная бытовая техника |
786,2 |
756,9 |
810,8 |
807 |
Аудиотехника |
107 |
112 |
104 |
174 |
Видеотехника |
154 |
136 |
147 |
138 |
Компьютеры и оргтехника |
407 |
392 |
394 |
381 |
Климатические системы |
218 |
210 |
336 |
388 |
Малая бытовая техника |
855,4 |
822,9 |
712 |
819,6 |
Фототехника |
61 |
55 |
89 |
88 |
Спец. техника |
135 |
129 |
153 |
138 |
Мягкая мебель |
356 |
349 |
305 |
328 |
Корпусная мебель |
263 |
254 |
243 |
271 |
Офисная мебель |
155 |
169 |
152 |
171 |
Комплектующие и аксессуары |
29 |
31 |
28 |
24 |
Итого реализованной продукции за квартал |
3526,6 |
3416,8 |
3473,8 |
3727,6 |
Итого реализованной продукции за год |
14144,8 |