Файл: Лекция 4 по дисциплине Система гму эффективность государственного и муниципального управления.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 156
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
политическое состояние развития территории — критерий осуществления прав и свобод граждан, стабильности территориального сообщества, включающий:
б) финансово-экономическое развитие территории как главное направление деятельности избранных руководителей и органов исполнительной власти, которое включает:
в) социальное развитие региона, которое является одним из основных компонентов в системе показателей эффективности управления и включает:
г) правоохранительная деятельность в регионе, противодействие преступности, эффективность судебной системы как объективный критерий состояния территориального сообщества, включающий:
д) взгляды и настроения населения — показатель популярности, авторитета руководителя, который включает:
е) связи руководителя территории с центральным правительством и органами местного самоуправления, для оценки которых учитывается:
Показатели оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ получили нормативное закрепление в Указе Президента РФ «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»
В нем утвержден перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ. Ежегодно до 1 октября высшие должностные лица субъектов РФ обязаны представлять в Правительство РФ доклады о фактически достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и их планируемых значениях на 3-летний период. Оговорены особенности проведения оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти Республики Крым и г. Севастополя.
Правительство РФ обязано утверждать: а) методику оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Федерации по повышению уровня социально-экономического развития; б) методику оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ по достижению высоких темпов наращивания экономического (налогового) потенциала территорий; в) правила предоставления субъектам РФ грантов в форме межбюджетных трансфертов в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей по итогам оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Федерации по достижению высоких темпов наращивания экономического (налогового) потенциала территорий.
Также Правительству РФ вменено в обязанность ежегодно до 1 ноября представлять Президенту РФ доклад об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Федерации по итогам отчетного года с учетом динамики показателей за 3-летний период, предшествующий отчетному периоду.
Предметом оценки являются результаты деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ в сферах экономики и инвестиционной привлекательности, государственного и муниципального управления, здравоохранения, образования и жилищного строительства. 36
В перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ включены:
Примечательно, что в перечне используются критерии, оценку которым должно дать население региона. В частности, это касается условий для самореализации, в том числе для детей, удовлетворенности услугами в сферах образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания, деятельностью органов власти, а также доли жителей, столкнувшихся с проявлениями коррупции.
Одним из действенных инструментов оценки и стимулирования достижения наилучших показателей деятельности органов государственной власти является оценка результатов социально-экономического развития на заседаниях Правительства РФ37, которая позволяет установить порядок отбора субъектов РФ, где наблюдается низкий уровень и слабая динамика достижения общефедеральных целей. Общефедеральные цели, в разрезе которых оцениваются субъекты РФ, определяются на основе Сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности Правительства РФ на среднесрочную перспективу. Методика позволяет на основе ограниченного количества параметров определить положение дел в регионе и существующие тренды социально-экономического развития. Традиционными для России стали доклад Министерства экономического развития РФ об оценке эффективности деятельности региональных органов исполнительной власти и аналитические материалы Счетной палаты РФ по анализу докладов высших должностных лиц субъектов РФ.
В 2015 г. Правительством РФ было принято решение о поощрении субъектов Федерации, достигших наилучших результатов по социально-экономическому развитию территорий. Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2015 г. № 1408 утверждена Методика оценки темпов социально-экономического развития территорий субъектов Федерации, предметом которой являются результаты деятельности органов исполнительной власти субъектов Федерации по увеличению собственных доходов бюджетов и поддержанию высокой динамики социально-экономического развития. Также утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Федерации, достигших наилучших результатов по социально-экономическому развитию территорий.
Правительство поручило заинтересованным федеральным органам исполнительной внести предложения, предусматривающие изменение системы оценки эффективности в целях поощрения как субъектов Федерации, достигших максимального уровня социально-экономического развития, без учета динамики показателей (в связи с невозможностью поддержания высоких темпов наращивания их значений при достижении высокого уровня социально-экономического развития), так и регионов, демонстрирующих наиболее высокие темпы роста показателей при условии сохранения социально-экономического развития выше среднего уровня.
Обзор складывающейся системы оценки эффективности деятельности органов государственной власти выявил ряд существенных недостатков, на которые следует обратить серьезное внимание.
Во-первых, нормативно закрепленная система оценки эффективности носит громоздкий характер, что способствует сложности ее восприятия и применения.
Во-вторых, в нормативно установленном наборе показателей эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Федерации отсутствует системный принцип их формирования. В данный перечень вошли одновременно как прямые, общие социально-экономические показатели, так и косвенные (узконаправленные) показатели, отражающие организационную эффективность отдельных органов исполнительной власти регионов.
В-третьих, в научных и правотворческих кругах не сложилось четкого понимания в отношении методов отбора показателей и критериев оценки эффективности деятельности органов государственной власти. Решению данной проблемы могут служить методики по построению системы сбалансированных показателей с их разделением на группы с учетом государственных функций, выполняемых органами государственной власти.
За результатами оценки деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ стоят реальные, а порой и весьма значительные финансовые ресурсы. Это резко усиливает требования к их объективности и корректности, адекватности действительным усилиям таких органов в достижении качественного развития территорий, повышения качества жизни человека. Поэтому неизбежна дальнейшая работа по качественному обновлению критериев и методики оценки деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, в частности:
-
количество и активность общественных организаций, политических партий, профессиональных союзов; -
состояние институтов государственной власти: количественные и качественные показатели развития аппарата органов управления; -
конфликты и их разрешение в регионе, механизмы взаимодействия власти и гражданского общества, способ «комплектования» местных элит;
б) финансово-экономическое развитие территории как главное направление деятельности избранных руководителей и органов исполнительной власти, которое включает:
-
бюджетную политику в регионе, налоги, инвестиции, экономическую активность; -
оценку развития ведущих отраслей экономики в их динамике по годам, соотношение организации новых производств и банкротств в регионе, анализ споров хозяйствующих субъектов как критерий экономического развития территории; -
анализ ситуации на рынке труда;
в) социальное развитие региона, которое является одним из основных компонентов в системе показателей эффективности управления и включает:
-
демографические показатели состояния территориального сообщества, политики в области семьи, воспитания детей и молодежи; -
уровень доходов жителей региона, возможность удовлетворения их потребностей в жилье, медицинском обслуживании, получении образования, социальное обеспечение незащищенных слоев населения; -
состояние учреждений культуры, науки, в целом бюджетной сферы, доступ населения к средствам массовой информации;
г) правоохранительная деятельность в регионе, противодействие преступности, эффективность судебной системы как объективный критерий состояния территориального сообщества, включающий:
-
уровень преступности в регионе, ее характер, количество тяжких преступлений против личности; -
показатели раскрываемости преступлений; -
профилактическую работу по предотвращению правонарушений;
д) взгляды и настроения населения — показатель популярности, авторитета руководителя, который включает:
-
отношение населения к губернатору по данным социологических исследований; -
количество обращений жителей региона в органы власти, средства массовой информации как индикатор благополучия (неблагополучия) социального развития; -
анализ протестных и солидарных настроений, гражданских инициатив, акций и движений в регионе;
е) связи руководителя территории с центральным правительством и органами местного самоуправления, для оценки которых учитывается:
-
оценка деятельности губернатора правительством; -
имидж губернатора как политика; -
эффективность взаимодействия с органами местного самоуправления.
Показатели оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ получили нормативное закрепление в Указе Президента РФ «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»
В нем утвержден перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ. Ежегодно до 1 октября высшие должностные лица субъектов РФ обязаны представлять в Правительство РФ доклады о фактически достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и их планируемых значениях на 3-летний период. Оговорены особенности проведения оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти Республики Крым и г. Севастополя.
Правительство РФ обязано утверждать: а) методику оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Федерации по повышению уровня социально-экономического развития; б) методику оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ по достижению высоких темпов наращивания экономического (налогового) потенциала территорий; в) правила предоставления субъектам РФ грантов в форме межбюджетных трансфертов в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей по итогам оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Федерации по достижению высоких темпов наращивания экономического (налогового) потенциала территорий.
Также Правительству РФ вменено в обязанность ежегодно до 1 ноября представлять Президенту РФ доклад об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Федерации по итогам отчетного года с учетом динамики показателей за 3-летний период, предшествующий отчетному периоду.
Предметом оценки являются результаты деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ в сферах экономики и инвестиционной привлекательности, государственного и муниципального управления, здравоохранения, образования и жилищного строительства. 36
В перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ включены:
-
ожидаемая продолжительность жизни при рождении; -
динамика реальной среднемесячной начисленной заработной платы; -
отношение среднедушевых денежных доходов населения за вычетом сумм обязательных платежей и оплаты услуг жилищно-коммунального хозяйства к стоимости фиксированного набора основных потребительских товаров и услуг; -
доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, установленной в субъекте РФ; -
коэффициент доступности жилья (количество лет, необходимых семье, состоящей из трех человек, для приобретения стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метра с учетом среднего годового совокупного денежного дохода семьи); -
коэффициент миграционного прироста (на 10 тыс. человек); -
суммарный коэффициент рождаемости; -
уровень преступности; -
качество и доступность услуг жилищно-коммунального хозяйства (количество дней с нарушением снабжения водой, тепловой и электрической энергией в среднем на одного жителя; отношение среднедушевых расходов населения на оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства к стоимости фиксированного набора основных потребительских товаров и услуг; доля утилизированных твердых коммунальных отходов в общем объеме твердых коммунальных отходов; доля нормативно очищенных сточных вод в общем объеме сточных вод); -
динамика валового регионального продукта на душу населения; -
объем инвестиций в основной капитал (кроме бюджетных средств федерального бюджета, инвестиций в добывающие отрасли) на душу населения; -
интегральный индекс субъекта РФ в национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах РФ; -
отношение среднесписочной численности работников малых и средних предприятий к численности населения; -
плотность сети автомобильных дорог общего пользования (кроме дорог федерального значения), отвечающих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям; -
объем налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта РФ (за вычетом транспортного налога; налога на добычу полезных ископаемых; акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимых на территории Российской Федерации; налога на прибыль и прочих платежей при выполнении соглашений о разделе продукции, в том числе платежей за пользование недрами, регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти); разовых поступлений) на душу населения, скорректированный на индекс бюджетных расходов; -
отношение объема государственного долга субъекта РФ по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, к общему годовому объему доходов (без учета безвозмездных поступлений) бюджета субъекта РФ; -
доля просроченной кредиторской задолженности в расходах консолидированного бюджета субъекта РФ; -
уровень безработицы (по методологии Международной организации труда); -
оценка населением условий для самореализации, в том числе для самореализации детей; -
оценка удовлетворенности населения услугами в сферах образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания; -
доля жителей субъекта РФ, столкнувшихся с проявлениями коррупции; -
оценка населением деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ; -
оценка населением эффективности деятельности органов государственной власти РФ; -
результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями социальной сферы.
Примечательно, что в перечне используются критерии, оценку которым должно дать население региона. В частности, это касается условий для самореализации, в том числе для детей, удовлетворенности услугами в сферах образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания, деятельностью органов власти, а также доли жителей, столкнувшихся с проявлениями коррупции.
Одним из действенных инструментов оценки и стимулирования достижения наилучших показателей деятельности органов государственной власти является оценка результатов социально-экономического развития на заседаниях Правительства РФ37, которая позволяет установить порядок отбора субъектов РФ, где наблюдается низкий уровень и слабая динамика достижения общефедеральных целей. Общефедеральные цели, в разрезе которых оцениваются субъекты РФ, определяются на основе Сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности Правительства РФ на среднесрочную перспективу. Методика позволяет на основе ограниченного количества параметров определить положение дел в регионе и существующие тренды социально-экономического развития. Традиционными для России стали доклад Министерства экономического развития РФ об оценке эффективности деятельности региональных органов исполнительной власти и аналитические материалы Счетной палаты РФ по анализу докладов высших должностных лиц субъектов РФ.
В 2015 г. Правительством РФ было принято решение о поощрении субъектов Федерации, достигших наилучших результатов по социально-экономическому развитию территорий. Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2015 г. № 1408 утверждена Методика оценки темпов социально-экономического развития территорий субъектов Федерации, предметом которой являются результаты деятельности органов исполнительной власти субъектов Федерации по увеличению собственных доходов бюджетов и поддержанию высокой динамики социально-экономического развития. Также утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Федерации, достигших наилучших результатов по социально-экономическому развитию территорий.
Правительство поручило заинтересованным федеральным органам исполнительной внести предложения, предусматривающие изменение системы оценки эффективности в целях поощрения как субъектов Федерации, достигших максимального уровня социально-экономического развития, без учета динамики показателей (в связи с невозможностью поддержания высоких темпов наращивания их значений при достижении высокого уровня социально-экономического развития), так и регионов, демонстрирующих наиболее высокие темпы роста показателей при условии сохранения социально-экономического развития выше среднего уровня.
Обзор складывающейся системы оценки эффективности деятельности органов государственной власти выявил ряд существенных недостатков, на которые следует обратить серьезное внимание.
Во-первых, нормативно закрепленная система оценки эффективности носит громоздкий характер, что способствует сложности ее восприятия и применения.
Во-вторых, в нормативно установленном наборе показателей эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Федерации отсутствует системный принцип их формирования. В данный перечень вошли одновременно как прямые, общие социально-экономические показатели, так и косвенные (узконаправленные) показатели, отражающие организационную эффективность отдельных органов исполнительной власти регионов.
В-третьих, в научных и правотворческих кругах не сложилось четкого понимания в отношении методов отбора показателей и критериев оценки эффективности деятельности органов государственной власти. Решению данной проблемы могут служить методики по построению системы сбалансированных показателей с их разделением на группы с учетом государственных функций, выполняемых органами государственной власти.
За результатами оценки деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ стоят реальные, а порой и весьма значительные финансовые ресурсы. Это резко усиливает требования к их объективности и корректности, адекватности действительным усилиям таких органов в достижении качественного развития территорий, повышения качества жизни человека. Поэтому неизбежна дальнейшая работа по качественному обновлению критериев и методики оценки деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, в частности:
-
приведение в соответствие показателей, используемых в процессе оценки эффективности деятельности, с показателями, используемыми при оценке эффективности предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации; -
приведение в соответствие показателей, используемых в процессе оценки эффективности деятельности, с показателями, используемыми для оценки эффективности соответствующих отраслевых программ и проектов; -
уточнение показателей с учетом полномочий региональных органов власти, в том числе исключение показателей, влияние на которые органов исполнительной власти субъектов РФ минимально; -
уточнение показателей с учетом приоритетов проведения институциональных преобразований в различных сферах; -
совершенствование процедур и методик сбора и обработки данных, используемых в ходе оценки эффективности деятельности, расширение перечня источников информации, совершенствование соответствующих технологий; -
расширение доступа органов исполнительной власти субъектов Федерации к полученной в ходе оценки информации в целях проведения межрегиональных сравнений, улучшения собственной региональной социальноэкономической политики, формирование кодекса лучшей практики регионального управления.