Файл: Лекция 4 по дисциплине Система гму эффективность государственного и муниципального управления.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 155
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
признаки, грани и стороны управления, посредством которых определяются качество управления, степень его соответствия потребностям и интересам общества. Критерии и показатели эффективности государственного управления неоднородны по составу.
Как уже упоминалось, первый тип критериев — количественный, т. е. поддающийся счету. Существует множество наработанных методик сбора и анализа данных количественного характера. Однако большинство специалистов отмечают, что только количественные показатели не могут лежать в основе оценки эффективности, поскольку они не отражают полного содержания деятельности государственных служащих. Второй тип критериев — качественный, т. е. позволяющий оценить качественные характеристики системы государственного управления. При оценке качественных параметров управления существует серьезный недостаток, который выражается в наличии субъективности оценки.
Исходя из множества выполняемых государством функций и полномочий перечень показателей эффективности государственного управления может быть весьма обширным. Сложность оценки состоит в том, что в деятельности государственных органов наблюдается большое число результатов, которые трудно поддаются измерению в количественном и качественном выражении. При формировании показателей эффективности государственного управления учитывается также, насколько объективно они отражают результаты и качество принятых государственных решений.
При разработке модели оценки эффективности главным является создание системы сбалансированных показателей для характеристики системы в целом, способствующих количественной и качественной оценке результатов деятельности государственных органов и государственных служащих. Следует также учитывать, что, если в качестве критериев эффективности государственного управления принимаются только экономические показатели, они отражают конкретные цифры в краткосрочной (в лучшем случае среднесрочной) перспективе. В отличие от экономических показателей социальные показатели, как правило, не обладают подобной скоростью изменения.
В целях формирования ключевых групп показателей эффективности государственного управления в российской науке разрабатываются предложения о разделении основных сфер государственного управления на отдельные группы. Так, В. Д. Андрианов выделяет основные функциональные экономические системы общества:
Следует выделить также модель оценки, при которой критерии эффективности формируются исходя из групп государственных органов, выполняющих однородные функции. Но и при этом подходе отмечается ряд возможных проблем, среди которых сложность в формировании единых показателей и критериев оценки эффективности деятельности отдельных групп органов государственной власти. Причина — функции и полномочия разных органов имеют сущностные отличия, так как устанавливаются различными нормативными правовыми актами24.
Важно отметить, что анализ предлагаемых показателей выявил наличие в некоторых из них признаков двойственности, например, в показателе правонарушений, выявленных контрольными органами власти. Рост этого показателя, с одной стороны, отражает высокую результативность деятельности контрольных органов по выявлению правонарушений, а с другой—указывает на слабое государственное регулирование данных правоотношений25.
В число приоритетных показателей в системе оценки эффективности государственного управления включены социальные показатели. Это объясняется тем, что ориентация органов государственной власти на достижение социального эффекта, по мнению современных исследователей, обусловлена самим предназначением государства.
Внедрение и расширение применения государственного планирования как метода государственного управления требует координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации. Основное внимание при проведении административной реформы концентрировалось на федеральном уровне. При этом на региональном уровне осуществлялась подготовка к ее реализации.
В Концепции административной реформы в Российской Федерации на 2006—2008 гг. начало реализации программ проведения административной реформы в субъектах РФ, особенно в части оптимизации функционирования органов исполнительной власти регионального уровня и внедрения в их деятельность систем информационного обеспечения, было определено на 2017 г., а с 2008 г. началось проведение основных мероприятий по отдельным направлениям реформы в органах исполнительной власти субъектов РФ (административно-процедурному, информационному, антикоррупционному, контрольно-надзорному и иным).
27 июля 2010 г. был принят Федеральный закон № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»26, вводивший, в частности, административные регламенты предоставления государственных и муниципальных услуг, включающие стандарты предоставления государственных и муниципальных услуг (гл. III). Административные регламенты разрабатываются федеральными органами исполнительной власти на основе федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ. Таким образом, в настоящее время административный регламент является единственным документом, содержащим всю информацию, необходимую как для граждан, так и для должностных лиц (сроки, перечень документов, основания для отказа, ответственность и порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц, контактная информация, стандарт комфортности и пр.).
Для создания условий, обеспечивающих повышение эффективности органов государственной власти, требуется совершенствование информационного, технологического и аналитического обеспечения принятия решений на всех уровнях государственного управления, существенное сокращение дублирующих информационных потоков, формирование единого информационного пространства.
С этой целью разработана государственная автоматизированная информационная система «Управление». В соответствии с Постановлением Правительства РФ «О государственной автоматизированной информационной системе “Управление”»27 осуществляется ее дальнейшее развитие. Передача данных в систему происходит исключительно в электронном виде. Для этого Казначейство России совместно с Минэкономразвития России провели работы по интеграции в систему «Управление» 23 ведомственных и 33 региональных информационных систем. Разработано 20 специализированных информационных панелей, позволяющих в удобном интерфейсе визуализировать полученную информацию. К системе подключено более 21 тыс. пользователей от 70 федеральных органов исполнительной власти и всех субъектов РФ.
Задачи системы «Управление»:
• обеспечение интеграции данных различных информационных ресурсов, необходимых для принятия управленческих решений в государственном секторе, в том числе ведения первичных данных;
Основные принципы функционирования системы «Управления»
Основными направлениями развития системы «Управление» являются:
Как уже упоминалось, первый тип критериев — количественный, т. е. поддающийся счету. Существует множество наработанных методик сбора и анализа данных количественного характера. Однако большинство специалистов отмечают, что только количественные показатели не могут лежать в основе оценки эффективности, поскольку они не отражают полного содержания деятельности государственных служащих. Второй тип критериев — качественный, т. е. позволяющий оценить качественные характеристики системы государственного управления. При оценке качественных параметров управления существует серьезный недостаток, который выражается в наличии субъективности оценки.
Исходя из множества выполняемых государством функций и полномочий перечень показателей эффективности государственного управления может быть весьма обширным. Сложность оценки состоит в том, что в деятельности государственных органов наблюдается большое число результатов, которые трудно поддаются измерению в количественном и качественном выражении. При формировании показателей эффективности государственного управления учитывается также, насколько объективно они отражают результаты и качество принятых государственных решений.
При разработке модели оценки эффективности главным является создание системы сбалансированных показателей для характеристики системы в целом, способствующих количественной и качественной оценке результатов деятельности государственных органов и государственных служащих. Следует также учитывать, что, если в качестве критериев эффективности государственного управления принимаются только экономические показатели, они отражают конкретные цифры в краткосрочной (в лучшем случае среднесрочной) перспективе. В отличие от экономических показателей социальные показатели, как правило, не обладают подобной скоростью изменения.
В целях формирования ключевых групп показателей эффективности государственного управления в российской науке разрабатываются предложения о разделении основных сфер государственного управления на отдельные группы. Так, В. Д. Андрианов выделяет основные функциональные экономические системы общества:
-
систему, обеспечивающую формирование и поддержание конкурентной среды; -
систему социальной защиты населения; -
систему защиты окружающей среды и др.23
Следует выделить также модель оценки, при которой критерии эффективности формируются исходя из групп государственных органов, выполняющих однородные функции. Но и при этом подходе отмечается ряд возможных проблем, среди которых сложность в формировании единых показателей и критериев оценки эффективности деятельности отдельных групп органов государственной власти. Причина — функции и полномочия разных органов имеют сущностные отличия, так как устанавливаются различными нормативными правовыми актами24.
Важно отметить, что анализ предлагаемых показателей выявил наличие в некоторых из них признаков двойственности, например, в показателе правонарушений, выявленных контрольными органами власти. Рост этого показателя, с одной стороны, отражает высокую результативность деятельности контрольных органов по выявлению правонарушений, а с другой—указывает на слабое государственное регулирование данных правоотношений25.
В число приоритетных показателей в системе оценки эффективности государственного управления включены социальные показатели. Это объясняется тем, что ориентация органов государственной власти на достижение социального эффекта, по мнению современных исследователей, обусловлена самим предназначением государства.
-
Оценка эффективности деятельности органов государственной власти
Внедрение и расширение применения государственного планирования как метода государственного управления требует координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации. Основное внимание при проведении административной реформы концентрировалось на федеральном уровне. При этом на региональном уровне осуществлялась подготовка к ее реализации.
В Концепции административной реформы в Российской Федерации на 2006—2008 гг. начало реализации программ проведения административной реформы в субъектах РФ, особенно в части оптимизации функционирования органов исполнительной власти регионального уровня и внедрения в их деятельность систем информационного обеспечения, было определено на 2017 г., а с 2008 г. началось проведение основных мероприятий по отдельным направлениям реформы в органах исполнительной власти субъектов РФ (административно-процедурному, информационному, антикоррупционному, контрольно-надзорному и иным).
27 июля 2010 г. был принят Федеральный закон № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»26, вводивший, в частности, административные регламенты предоставления государственных и муниципальных услуг, включающие стандарты предоставления государственных и муниципальных услуг (гл. III). Административные регламенты разрабатываются федеральными органами исполнительной власти на основе федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ. Таким образом, в настоящее время административный регламент является единственным документом, содержащим всю информацию, необходимую как для граждан, так и для должностных лиц (сроки, перечень документов, основания для отказа, ответственность и порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц, контактная информация, стандарт комфортности и пр.).
Для создания условий, обеспечивающих повышение эффективности органов государственной власти, требуется совершенствование информационного, технологического и аналитического обеспечения принятия решений на всех уровнях государственного управления, существенное сокращение дублирующих информационных потоков, формирование единого информационного пространства.
С этой целью разработана государственная автоматизированная информационная система «Управление». В соответствии с Постановлением Правительства РФ «О государственной автоматизированной информационной системе “Управление”»27 осуществляется ее дальнейшее развитие. Передача данных в систему происходит исключительно в электронном виде. Для этого Казначейство России совместно с Минэкономразвития России провели работы по интеграции в систему «Управление» 23 ведомственных и 33 региональных информационных систем. Разработано 20 специализированных информационных панелей, позволяющих в удобном интерфейсе визуализировать полученную информацию. К системе подключено более 21 тыс. пользователей от 70 федеральных органов исполнительной власти и всех субъектов РФ.
Задачи системы «Управление»:
• обеспечение интеграции данных различных информационных ресурсов, необходимых для принятия управленческих решений в государственном секторе, в том числе ведения первичных данных;
-
повышение полноты и оперативности информации в системе «Управление», поддержание целостности данных, гармонизация данных за счет использования единых справочников и классификаторов; -
обеспечение качества данных за счет повышения ответственности за представление данных в систему «Управление», применения универсальных инструментов извлечения, очистки, преобразования и загрузки данных; -
обеспечение информационно-аналитической поддержки принятия решений в сфере государственного управления и местного самоуправления; -
осуществление мониторинга, анализа и контроля за исполнением принятых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления решений, в том числе за реализацией государственных программ Российской Федерации; -
осуществление мониторинга и анализа общественного мнения о социально-экономической и общественно-политической ситуации в Российской Федерации, об актуальных проблемах; -
использование широкого набора аналитических инструментов с целью мониторинга и анализа процессов, происходящих в реальном секторе экономики, финансово-банковской и социальной сферах, а также социально-экономического развития субъектов РФ, применение современных технологий обработки больших массивов данных, включая структурированные и полу- структурированные данные; -
обеспечение оценки эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления; -
предоставление пользователям информационных сервисов, позволяющих использовать данные в различных форматах, в том числе выгружать данные в машиночитаемых формах, формировать запросы по детализации данных при обращении к интегрируемым в рамках системы «Управление» информационным ресурсам органов исполнительной власти; -
обеспечение безопасности и регламентации прав доступа пользователей к данным системы «Управление», инструментам их обработки; -
обеспечение стратегического планирования в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом № 172-ФЗ28.
Основные принципы функционирования системы «Управления»
-
обеспечение централизованного сбора и однократного ввода информации, поступающей в систему «Управление» от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, с возможностью последующего многократного использования содержащейся в системе информации; -
преимущественное использование в рамках системы «Управление» первичных данных; -
сокращение объема межведомственного и межуровневого взаимодействия по вопросам получения данных и исключения дублирования запросов информации непосредственно из ее источника; -
обеспечение актуальности, достоверности и непротиворечивости данных, содержащихся в системе «Управление», единства терминологии, нормативно-справочной информации, системы показателей, включая прозрачность методик формирования аналитических показателей, и регламентов отчетности; -
преимущественный обмен данными и информацией между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в рамках системы «Управление»; -
обеспечение открытости системы «Управление» для интеграции с другими информационными системами за счет соблюдения единых форматов, протоколов и регламентов информационного взаимодействия между системой «Управление» и источниками информации; -
гибкость и адаптивность системы «Управление» к изменению потребностей пользователей в информации и инструментах ее анализа; -
обеспечение защиты содержащихся в системе «Управление» данных, а также разграничение прав доступа к данным системы «Управление»; -
единство стандартов, технологий, форматов для участников создания и эксплуатации системы «Управление»; -
безвозмездность доступа государственных органов власти и органов местного самоуправления к информации, содержащейся в системе «Управление»; -
обеспечение доступности открытых данных для широкого круга пользователей; -
использование элементов инфраструктуры электронного правительства.
Основными направлениями развития системы «Управление» являются:
-
совершенствование процессов формирования и предоставления отчетности в адрес федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов; -
повышение доступности информации системы «Управление» для субъектов РФ, муниципальных образований, юридических и физических лиц; -
повышение уровня технологического обеспечения процесса сбора, обработки и анализа информации для субъектов РФ и муниципальных образований; -
развитие инструментов комплексного мониторинга социально-экономической ситуации и процессов, происходящих в финансово-банковской сфере; -
реализация функций федеральной информационной системы стратегического планирования.