Файл: Лекция 4 по дисциплине Система гму эффективность государственного и муниципального управления.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 155

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
признаки, грани и стороны управления, посредством которых определяются качество управления, степень его соответствия потребностям и интересам общества. Критерии и показатели эффективности государственного управления неоднородны по составу.

Как уже упоминалось, первый тип критериев — количественный, т. е. поддающийся счету. Существует множество наработанных методик сбора и анализа данных количественного характера. Однако большинство специалистов отмечают, что только количественные показатели не могут лежать в основе оценки эффективности, поскольку они не отражают полного содержания деятельности государственных служащих. Второй тип критериев — качественный, т. е. позволяющий оценить качественные характеристики системы государственного управления. При оценке качественных параметров управления существует серьезный недостаток, который выражается в наличии субъективности оценки.

Исходя из множества выполняемых государством функций и полномочий перечень показателей эффективности государственного управления может быть весьма обширным. Сложность оценки состоит в том, что в деятельности государственных органов наблюдается большое число результатов, которые трудно поддаются измерению в количественном и качественном выражении. При формировании показателей эффективности государственного управления учитывается также, насколько объективно они отражают результаты и качество принятых государственных решений.

При разработке модели оценки эффективности главным является создание системы сбалансированных показателей для характеристики системы в целом, способствующих количественной и качественной оценке результатов деятельности государственных органов и государственных служащих. Следует также учитывать, что, если в качестве критериев эффективности государственного управления принимаются только экономические показатели, они отражают конкретные цифры в краткосрочной (в лучшем случае среднесрочной) перспективе. В отличие от экономических показателей социальные показатели, как правило, не обладают подобной скоростью изменения.

В целях формирования ключевых групп показателей эффективности государственного управления в российской науке разрабатываются предложения о разделении основных сфер государственного управления на отдельные группы. Так, В. Д. Андрианов выделяет основные функциональные экономические системы общества:

  • систему, обеспечивающую формирование и поддержание конкурентной среды;

  • систему социальной защиты населения;

  • систему защиты окружающей среды и др.23


Следует выделить также модель оценки, при которой критерии эффективности формируются исходя из групп государственных органов, выполняющих однородные функции. Но и при этом подходе отмечается ряд возможных проблем, среди которых сложность в формировании единых показателей и критериев оценки эффективности деятельности отдельных групп органов государственной власти. Причина — функции и полномочия разных органов имеют сущностные отличия, так как устанавливаются различными нормативными правовыми актами24.

Важно отметить, что анализ предлагаемых показателей выявил наличие в некоторых из них признаков двойственности, например, в показателе правонарушений, выявленных контрольными органами власти. Рост этого показателя, с одной стороны, отражает высокую результативность деятельности контрольных органов по выявлению правонарушений, а с другой—указывает на слабое государственное регулирование данных правоотношений25.

В число приоритетных показателей в системе оценки эффективности государственного управления включены социальные показатели. Это объясняется тем, что ориентация органов государственной власти на достижение социального эффекта, по мнению современных исследователей, обусловлена самим предназначением государства.

  1. Оценка эффективности деятельности органов государственной власти

Внедрение и расширение применения государственного планирования как метода государственного управления требует координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации. Основное внимание при проведении административной реформы концентрировалось на федеральном уровне. При этом на региональном уровне осуществлялась подготовка к ее реализации.

В Концепции административной реформы в Российской Федерации на 2006—2008 гг. начало реализации программ проведения административной реформы в субъектах РФ, особенно в части оптимизации функционирования органов исполнительной власти регионального уровня и внедрения в их деятельность систем информационного обеспечения, было определено на 2017 г., а с 2008 г. началось проведение основных мероприятий по отдельным направлениям реформы в органах исполнительной власти субъектов РФ (административно-процедурному, информационному, антикоррупционному, контрольно-надзорному и иным).



27 июля 2010 г. был принят Федеральный закон № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»26, вводивший, в частности, административные регламенты предоставления государственных и муниципальных услуг, включающие стандарты предоставления государственных и муниципальных услуг (гл. III). Административные регламенты разрабатываются федеральными органами исполнительной власти на основе федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ. Таким образом, в настоящее время административный регламент является единственным документом, содержащим всю информацию, необходимую как для граждан, так и для должностных лиц (сроки, перечень документов, основания для отказа, ответственность и порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц, контактная информация, стандарт комфортности и пр.).

Для создания условий, обеспечивающих повышение эффективности органов государственной власти, требуется совершенствование информационного, технологического и аналитического обеспечения принятия решений на всех уровнях государственного управления, существенное сокращение дублирующих информационных потоков, формирование единого информационного пространства.


С этой целью разработана государственная автоматизированная информационная система «Управление». В соответствии с Постановлением Правительства РФ «О государственной автоматизированной информационной системе “Управление”»27 осуществляется ее дальнейшее развитие. Передача данных в систему происходит исключительно в электронном виде. Для этого Казначейство России совместно с Минэкономразвития России провели работы по интеграции в систему «Управление» 23 ведомственных и 33 региональных информационных систем. Разработано 20 специализированных информационных панелей, позволяющих в удобном интерфейсе визуализировать полученную информацию. К системе подключено более 21 тыс. пользователей от 70 федеральных органов исполнительной власти и всех субъектов РФ.

Задачи системы «Управление»:

• обеспечение интеграции данных различных информационных ресурсов, необходимых для принятия управленческих решений в государственном секторе, в том числе ведения первичных данных;

  • повышение полноты и оперативности информации в системе «Управление», поддержание целостности данных, гармонизация данных за счет использования единых справочников и классификаторов;

  • обеспечение качества данных за счет повышения ответственности за представление данных в систему «Управление», применения универсальных инструментов извлечения, очистки, преобразования и загрузки данных;

  • обеспечение информационно-аналитической поддержки принятия решений в сфере государственного управления и местного самоуправления;

  • осуществление мониторинга, анализа и контроля за исполнением принятых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления решений, в том числе за реализацией государственных программ Российской Федерации;

  • осуществление мониторинга и анализа общественного мнения о социально-экономической и общественно-политической ситуации в Российской Федерации, об актуальных проблемах;

  • использование широкого набора аналитических инструментов с целью мониторинга и анализа процессов, происходящих в реальном секторе экономики, финансово-банковской и социальной сферах, а также социально-экономического развития субъектов РФ, применение современных технологий обработки больших массивов данных, включая структурированные и полу- структурированные данные;

  • обеспечение оценки эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

  • предоставление пользователям информационных сервисов, позволяющих использовать данные в различных форматах, в том числе выгружать данные в машиночитаемых формах, формировать запросы по детализации данных при обращении к интегрируемым в рамках системы «Управление» информационным ресурсам органов исполнительной власти;

  • обеспечение безопасности и регламентации прав доступа пользователей к данным системы «Управление», инструментам их обработки;

  • обеспечение стратегического планирования в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом № 172-ФЗ28.


Основные принципы функционирования системы «Управления»

  • обеспечение централизованного сбора и однократного ввода информации, поступающей в систему «Управление» от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, с возможностью последующего многократного использования содержащейся в системе информации;

  • преимущественное использование в рамках системы «Управление» первичных данных;

  • сокращение объема межведомственного и межуровневого взаимодействия по вопросам получения данных и исключения дублирования запросов информации непосредственно из ее источника;

  • обеспечение актуальности, достоверности и непротиворечивости данных, содержащихся в системе «Управление», единства терминологии, нормативно-справочной информации, системы показателей, включая прозрачность методик формирования аналитических показателей, и регламентов отчетности;

  • преимущественный обмен данными и информацией между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в рамках системы «Управление»;

  • обеспечение открытости системы «Управление» для интеграции с другими информационными системами за счет соблюдения единых форматов, протоколов и регламентов информационного взаимодействия между системой «Управление» и источниками информации;

  • гибкость и адаптивность системы «Управление» к изменению потребностей пользователей в информации и инструментах ее анализа;

  • обеспечение защиты содержащихся в системе «Управление» данных, а также разграничение прав доступа к данным системы «Управление»;

  • единство стандартов, технологий, форматов для участников создания и эксплуатации системы «Управление»;

  • безвозмездность доступа государственных органов власти и органов местного самоуправления к информации, содержащейся в системе «Управление»;

  • обеспечение доступности открытых данных для широкого круга пользователей;

  • использование элементов инфраструктуры электронного правительства.

Основными направлениями развития системы «Управление» являются:

  • совершенствование процессов формирования и предоставления отчетности в адрес федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов;

  • повышение доступности информации системы «Управление» для субъектов РФ, муниципальных образований, юридических и физических лиц;

  • повышение уровня технологического обеспечения процесса сбора, обработки и анализа информации для субъектов РФ и муниципальных образований;

  • развитие инструментов комплексного мониторинга социально-экономической ситуации и процессов, происходящих в финансово-банковской сфере;

  • реализация функций федеральной информационной системы стратегического планирования.