Файл: Объект исследования профессиональное самоопределение. Предмет исследования.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 193

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 2.4 - Коэффициенты значимости факторов привлекательности профессии у юношей и девушек

Факторы привлекательности профессии

Юноши (коэффициент значимости)

Девушки (коэффициент значимости)

1. Профессия одна из важнейших в обществе

0,7

0,9

2. Работа с людьми

0,3

0,8

3. Работа требует постоянного творчества

0,1

0,6

4. Работа не вызывает переутомления

0,2

0,3

5. Большая зарплата

0,9

0,6

6. Возможность самосовершенствования

0,6

0,7

7. Работа соответствует моим способностям

0,5

0,5

8. Работа соответствует моему характеру

0,4

0,3

9. Небольшой рабочий день

0,05

0,2

10. Отсутствие частого контакта с людьми

0,2

0,02

11. Возможность достичь социального признания, уважения

0,9

0,6


Из таблицы 2.4 видно, что для юношей наиболее значимы следующие факторы выбора процессии:

большая зарплата,

возможность достичь социального признания и уважения,

профессия одна из важнейших в обществе.

Наименее значимыми для юношей являются следующие факторы выбора профессии:

небольшой рабочий день,

работа требует постоянного творчества,

работа не вызывает переутомления,

отсутствие частого контакта с людьми.

Для девушек наиболее значимы следующие факторы выбора процессии:

профессия одна из важнейших в обществе,

работа с людьми,


возможность самосовершенствования.

Наименее значимыми для девушек являются следующие факторы выбора профессии:

отсутствие частого контакта с людьми,

небольшой рабочий день,

работа не вызывает переутомления.

Таким образом, для юношей в большей степени значимы материальные факторы выбора профессии, а для девушек - социальные. Следует отметить, что для юношей и девушек такие важные факторы выбора профессии, как «работа соответствует моим способностям» и «работа соответствует моему характеру» не имеет высокого коэффициента значимости. То есть юноши и девушки в большей степени ориентируются на внешние факторы выбора профессии, а не на внутренние.

Таким образом, исследование выявило доминирование мотива оплаты труда и снижение мотивов выбора профессии по интересам и склонностям. До 85% профессиональных выборов старшеклассников ориентированы на достижение высокого уровня материальной оплаты и построение карьеры. Мотивы личностного развития при этом выражены значительно слабее. Подавляющее большинство учащихся рассчитывают на высокооплачиваемые, руководящие должности.

Обработка данных методики «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчаровой позволила выявить ведущие мотивы профессионального выбора в юношеском возрасте. В соответствии с инструкцией по обработке данных методики были выделены ведущие типы мотивов у каждого испытуемого. Было подсчитано количество испытуемых с различными типами мотивов. Индивидуальные данные испытуемых представлены в приложении Д. Наглядно процентное распределение испытуемых по типам мотивов профессионального выбора представлено на рисунке 2.5.



Рисунок 2.5 - Процентное распределение испытуемых с различными мотивами профессионального выбора
Из рисунка 2.5 видно, что у половины испытуемых юношеского возраста (50%) доминируют внешние положительные мотивы выбора профессии. То есть для этих старшеклассников наиболее важны следующие мотивы выбора процессии: материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж профессии.



Менее выражены в юношеском возрасте внутренние социально значимые мотивы (25%). То есть для этих старшеклассников наиболее важны следующие мотивы выбора процессии: общественная значимость профессии, удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру; возможность общения с другими людьми и т.д.

Наименее выражены в юношеском возрасте внутренние индивидуально-значимые мотивы (17,5%). То есть для этих старшеклассников наиболее важны следующие мотивы выбора профессии: интерес к профессии, соответствие требований профессии имеющимся способностям, склонности к определенному виду деятельности.

Самую немногочисленную группу в юношеском возрасте составили учащиеся с внешними отрицательными мотивами (7,5%). То есть эти старшеклассники выбрали профессию под воздействием на них давления со стороны окружающих (например, родителей), страха наказания, критики, осуждения и других санкций негативного характера.

Было подсчитано количество испытуемых с различными типами мотивов отдельно в группе юношей и девушек. Количественные данные представлены в таблице 2.5.

юношеский возраст самоопределение профессиональный

Таблица 2.5 - Распределение юношей и девушек с ведущими типами мотивов выбора профессии

Мотивы выбора профессии

Юноши (количество человек)

Девушки (количество человек)

Внутренние индивидуально значимые мотивы

8 человек

6 человек

Внутренние социально значимые мотивы

6 человек

14 человек

Внешние положительные мотивы

24 человека

16 человек

Внешние отрицательные мотивы

2 человека

4 человека


Из таблицы 2.5 видно, что для юношей наиболее значим внешний положительный тип мотивации выбора профессии, то есть для юношей наиболее важны следующие мотивы выбора процессии: материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, то есть стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои усилия.


Для девушек наиболее значим внешний положительный тип мотивации выбора профессии и внутренний социально значимый тип мотивации. То есть для девушек наиболее важны следующие мотивы выбора процессии: материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, а также общественная значимость профессии, удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру; возможность общения с другими людьми и т.д.

Сопоставление результатов двух методик - методики изучения факторов привлекательности профессии В.А. Ядова и методики «Мотивы выбора профессии» Р.О. Овчаровой, позволяет заключить, что факторы профессионального выбора у большинства испытуемых совпадают с типом ведущей профессиональной мотивации. Это свидетельствует о достоверности полученных данных и надежности результатов.

С целью получения дополнительной информации о факторах и мотивах выбора профессии были изучены результаты старшеклассников по анкете, разработанной Е.А. Климовым.

Анализ результатов анкетирования старшеклассников представлен в таблице 2.6.
Таблица 2.6 - Результаты анкетирования старшеклассников

Вопрос

Ответы

Процент испытуемых

Вы будете продолжать учиться после школы?

Да Не определился

90% 10%

Вы выбрали определенную профессию?

Да Нет

75% 25%

В какое учебное заведение вы будете поступать?

ВУЗ Техникум Не определился

55% 0 45%

Собираетесь ли потом работать по профессии?

Да Нет Не знаю

80% 0 20%

Какие качества нужны человеку для выбранной вами профессии?

смогли назвать качества не смогли назвать качества

60% 40%

Какими из этих качеств вы обладаете?

смогли назвать качества не смогли назвать качества

60% 40%

Как вы готовитесь к поступлению в учебное заведение?

Занимаюсь с репетитором Занимаюсь самостоятельно Посещаю факультативы

50% 30% 20%

Почему вы выбрали именно такую профессию?

Указали причины выбора Не указали причины выбора

75% 25%



Из таблицы видно, что в ответах на вопросы анкеты, большинство старшеклассников отметили, что в наше время стоит честно трудиться. Более 90 % старшеклассников ответили, что после школы нужно учиться. Затруднения у большинства учащихся вызвал вопрос относительно прогнозирования изменения социально-экономической ситуации в стране. Некоторые испытуемые дали минимально конкретизированный ответ и только 6 учащихся дали конкретный и обоснованный ответ. В целом у старшеклассников сформирована макроинформационная основа самоопределения. При выделении ближайших и ближних профессиональных целей развёрнутые и обоснованные ответы смогли дать только 50 % испытуемых. Достаточно большое количество испытуемых - 35 % не имеют представления о внешних препятствиях на пути к целям. Необходимо отметить, что 55 % испытуемых имеют резервные варианты выбора профессии. 15 % испытуемых не смогли объяснить смысл своего будущего профессионального труда. 15 % испытуемых не смогли ответить на вопрос, относительно практической реализации ЛПП, 55 % испытуемых (25 человек) смогли дать минимально конкретизированный ответ, и только 30 % дали развёрнутый и обоснованный ответ. Результаты исследования представлены в Приложении Д.

Полученные данные согласуются с результатами исследований других авторов. В частности, Л.А. Елфутина установила, что профессиональное самоопределение старших школьников отличается определенной рассогласованностью компонентов: противоречивым сочетанием ценностных ориентаций, завышенными притязаниями к оплате труда, неумением учитывать время и условия обретения профессии. В настоящее время отмечается тенденция к снижению привлекательности для выпускников профессий материальной сферы (промышленных, строительных, транспортных) и соответственно увеличение доли нематериальной - особенно управленческих и финансовых (экономист, юрист, программист), позволяющих реализоваться в рыночной экономике. Большинство привлекательных для выпускников профессий относятся к категории «сквозных» - т.е. позволяют работать в любой отрасли экономики и как следствие лучше адаптироваться к негативным социальным процессам в сфере труда и занятости. Причем, при выборе профессии большинство юношей и девушек ориентируются на высокий заработок, престижность профессии, не учитывая потребности рынка труда, а также свои способности [45, с. 21].